Здоровьесберегающие технологии на уроках географии

Вашему вниманию представляется статья о здоровьесберегающих технологиях. В статье приведены разъяснены цели здоровьесберегающей направленности в учебном процессе. Действительно, сегодня любой учитель-предметник в состоянии сохранять физиологическое здоровье каждого ученика, применяю несколько "секретов", а именно здоровьесберегающие технологии. В статье я привела примеры, как из класса в класс можно применять конкретные методики, и как они влияют на познавательную активность (в том числе) учащих...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Учитель географии МОУ СОШ №8, ВКК,

Плеханова Елена Викторовна
г. Комсомольск-на-Амуре

Здоровье человека - важный показатель его личного успеха,

Здоровье педагога - условие качественного образовательного процесса,

Здоровье школьника - критерий качества образования в школе.

Сегодня в задачи общеобразовательных учреждений входит не только изучение необходимого курса материала, но и воспитание здорового поколения, поскольку от этого зависят перспективы развития страны, её трудовой потенциал, благосостояние и психологическая защищённость граждан.

Уже несколько наш педагогический коллектив реализует комплексную целевую программу здоровьесберегающей направленности.

Основным звеном в учебном процессе является урок и оттого, насколько рационально он построен (близок, по своей структуре к урокам начальной школы), зависит работоспособность учащихся, их успешная адаптация к новым условиям обучения, учителям, к их требованиям.

В школьной жизни учащихся есть сложный момент: переход из начальной школы в среднюю. Наши учителя стремятся осуществить этот переход крайне безболезненно. Поэтому учителя-предметники, которые планируют работать в 5 классах, посещают уроки в начальной школе, происходит обмен опытом.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Особенно велика в процессе здоровьесбережения роль учителя-предметника. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. То есть создавать условия для физического, психического, социального и духовного комфорта обучающихся.

В арсенале каждого учителя должны быть такие средства и методики, которые позволяют параллельно с главной задачей - качественным обучением - решать проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся, сберечь нервную систему ребенка, снять стрессы и напряжение, пагубно влияющие на здоровье учащихся.

Хочу поделиться своими наработками организации уроков с использованием здоровье сберегающих технологий. Я считаю наиболее приемлемым применять на уроках географии интерактивные, в том числе и игровые технологии. При этом использую метод работы в группах. Состав групп постоянно меняется, что дает возможность каждому обучающемуся побывать в роли лидера и повысить свою самооценку.

При изучении курсов физической географии, то есть для обучающихся 6, 7 и 8 классов особенно эффективны игровые технологии, в том числе и технология ролевой игры. Положительным моментом данной технологии является то, что игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий создают комфортную обстановку на уроках и способствуют преодолению стрессовых ситуаций, связанных с классно - урочной системой.

Подростков 12 - 14 лет увлекают путешествия. Для них я провожу уроки - экспедиции, уроки - путешествия. Например, в 6 классе «Путешествие капельки» (по теме Гидросфера»), «Полет на воздушном шаре» (по теме Атмосфера), «Восхождение на вулкан» (по теме Литосфера). Курс «География материков и океанов» предоставляет огромные возможности для применения игровых технологий. Вместе с семиклассниками мы путешествуем по океанам и материкам во время обобщения изученного материала: «Тайна четырех океанов» (обобщение по теме Мировой океан), «По следам Дэвида Ливингстона» (Африка), «В царстве бурого медведя» (Евразия), «Вверх по течению Амазонки» (Южная Америка) и так далее.

Организацию ролевых игр можно показать на примере урока - экспедиции «Вверх по течению Амазонки». (добавить)

В старших классах более эффективными являются такие интерактивные методы обучения, как мозговой штурм и групповая дискуссия.

1. Технология мозгового штурма. Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Правила проведения «мозгового штурма».

все высказываются и все слушают;

все имеют равные права;

называя идеи, нельзя повторятся;

чем больше список идей, тем лучше;

разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы;

идеи не оцениваются и не критикуются.

Применяю при изучении тем: «Глобальные проблемы человечества», «Альтернативные источники энергии», «Топливно - энергетический комплекс России» и других.

2. Технология групповой дискуссии. Групповая дискуссия- специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Техника дискуссии

o Постановка проблемы.

o Деление участников на группы.

o Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.

o Обсуждение проблемы группой в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.

o Решение проблемы.

Провожу групповые дискуссии на такие темы, как «Грозит ли миру экологическая катастрофа?», «Прав ли был Мальтус говоря о перенаселении земли?», «Помогать развивающимся странам вредно?» и так далее.

Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, дают возможность для развития личности ребенка и в конечном счете снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.

Естественно, что на каждом уроке невозможно применять интерактивные, игровые технологии. Больше улыбайтесь на уроках - так вы сохраните здоровье и себе и вашим ученикам

• дыхательные упражнения (если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд;

• упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1 - надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2 - поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе).

© 2010-2022