• Преподавателю
  • География
  • Проект по предмету Фольклор и литература Забайкалья. Тема: Былички и бывальщины села Михайловка. приложение к открытому уроку

Проект по предмету Фольклор и литература Забайкалья. Тема: Былички и бывальщины села Михайловка. приложение к открытому уроку

Есть такое известное выражение «Кто выстрелит в прошлое из пистолета, тот стреляет из пушки в будущее». Выражение это означает, что если мы будем отвергать наследие прошлого, то тем самым мы полностью разрушаем наше будущее.  В современном школьном образовании обязательными для изучения являются предметы и тематические разделы,  в которых изучается история и культура русского народа. В учебном плане имеют место и предметы, изучающие историю и культуру родного края (например, «Зеленый мир Забайка...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Проект по предмету

Фольклор и литература Забайкалья.

Тема:

Былички и бывальщины села Михайловка.





Авторы: Каргина Алина

Пересыпкина Юлия

Тоболов Юрий

учащиеся 5 класса

МОУ Михайловская СОШ

Руководитель: Немерова О.С.

учитель музыки















Содержание.

  1. Введение ………………………………………………………………………..3

  2. Основная часть. Мифологический фольклор…………………………........... 5

    1. Былички и бывальщины (определение жанра).…………………………...6

    2. Мифологические персонажи, упоминаемые в Михайловке…………… 7

  3. Выводы ………………………………………………………………………… 8

Список литературы…………………………………………………………………..9

Приложение 1. Былички и бывальщины с. Михайловки …………………………10

Приложение 2. Вариант опросника …………………………………………………12

Приложение 3. Список информаторов ………………………………………………13

































  1. Введение.

Актуальность.

Есть такое известное выражение «Кто выстрелит в прошлое из пистолета, тот стреляет из пушки в будущее». Выражение это означает, что если мы будем отвергать наследие прошлого, то тем самым мы полностью разрушаем наше будущее. Понятно, что время не стоит на месте, все в жизни изменяется, появляются новые интересы, темы и образы в искусстве, переосмысливаются общественные и личностные ценности и т.д. Но забывать историю своего народа, становиться «Иванами, не помнящими родства» - это удел некультурного, деградирующего общества. На наш взгляд, культурный опыт предков - непреходящая ценность. Именно в нем мы находим объяснение многим явлениям, волнующих нас ныне.

В современном школьном образовании обязательными для изучения являются предметы и тематические разделы, в которых изучается история и культура русского народа. В учебном плане имеют место и предметы, изучающие историю и культуру родного края (например, «Зеленый мир Забайкалья», «История Забайкалья», «Фольклор и литература Забайкалья»). На занятиях по истории и фольклору Забайкалья, мы знакомимся с народными традициями, произведениями народного творчества разных жанров. Изучая раздел «Мифологические рассказы» мы заметили, что многие образы мифологических существ из народного фольклора (домовой, леший, водяной, кикимора и т.д.) до сих пор упоминаются народом в самых различных ситуациях. Нас очень заинтересовала эта тема, и мы решили провести небольшое исследование на предмет наличия и распространения в селе Михайловка народных рассказов мифологического содержания.

Объект исследования: мифологический фольклор.

Предмет исследования: былички и народные поверьяо домовых, леших, водяных и других мифологических персонажах, бытующие в настоящее время в селе Михайловка.

Цель работы: собрать и зафиксировать образцы быличек, выявить наиболее часто встречающихся в этих рассказах персонажей.

Задачи:

  • Провести опрос разных групп населения с целью выяснения бытующих народных поверий о мифологических существах, записать былички.

  • Выяснить форму бытования быличек.

  • Сделать классификацию мифологических персонажей.

План исследования:

  1. Подготовительный этап (составление опросника).

  2. Практический этап (опрос и запись материала)

  3. Аналитический этап (анализ собранного материала, обработка данных).

Гипотеза:

Несмотря на достижения науки и техники мифологические представления о существовании различных «духов», дошедшие до нас со времен язычества, и рассказы о них до сих пор бытуют в народе.

Теоретические методы исследования:

  1. Изучение литературы по вопросу русской мифологии.

  2. Знакомство с жанрами былички и бывальщины.

  3. Знакомство со структурой устного мифологического рассказа.

Практические методы:

  1. Опрос группы населения.

  2. Запись быличек и описание мифологических представлений.

  3. Анализ и классификация.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что собранный материал представит картину мифологических представлений жителей села, подтвердит или опровергнет выдвинутую нами гипотезу.

Практическая значимость работы заключается в сохранении образцов фольклорных текстов и верований, бытующих в нашем селе. В возможности использования материала для проведения дальнейшей научно-исследовательской работы по изучению фольклорного наследия нашего края.



  1. Основная часть.

Мифологический фольклор.

Мифология - это своеобразная система наивных представлений первобытного человека об окружающем мире и его месте в нем.

МИФ (от греч. mythos - предание, сказание) - это повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной и человека; о происхождении солнца, луны, звезд; встречаются мифы о животных; календарные мифы и др. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы - основной способ познания мира. Мифологические представления древнего человека выражались в различных формах: в повествованиях, обрядовых действах, песнях, танцах, поверьях, заговорах-заклинаниях и оберегах и т.д.

  1. «Былички» и «бывальщины»(определение жанра).

Быличка и бывальщина - устные народные рассказы, в которых повествуется о необычных событиях и явлениях якобы происходивших с рассказчиком или с кем-либо из близких ему людей.

Однако между ними есть одно отличие:

В быличке предельно конкретизировано все - герои, время, место действия; повествование изобилует бытовыми деталями, фантастическими подробностями. Весь рассказ подается как «свидетельское» показание.

В бывальщине же действие предельно обобщено, герои, время, место действия лишены конкретности, довольно неопределенны и расплывчаты.

  1. Мифологические персонажи.

Мифология-наука всех мифологических персонажей делит на две большие группы: боги и герои верхнего пантеона (мифы о них в форме устных рассказов не сохранились), игруппа персонажей низшей мифологии (представления о них сохранились в устных рассказах). Мы остановимся на изучении рассказов и поверий о персонажах из второй группы.

В своей работе для характеристики и описания мифологических персонажей мы не будем приводить цитаты из различных популярных и научных источников, так как наша цель - исследовать народные поверья, бытующие в нашем селе. Поэтому мы будем излагать материал, который получили в результате опроса небольшой группы населения (вариант опросника в Приложении 2)

В ответах на вопрос, «Какие мифологические персонажи вам известны?», были названы персонажи из группы низшей мифологии, такие как:

Домовой - по народным поверьям дух, живущий в доме, хранитель дома, иногда наказывающий за нарушение обычаев. По отдельным отрывочным сведениям, бытующим в селе, чаще всего домовой помогает следить за скотом и лошадьми (плетет в гриве лошадей косички, чистит во дворах, пугает тех, кто не попросился ночевать в новом или чужом доме). Никто его не видел, но представляют маленьким старичком с седой бородой. Указывают, что живет он в подполье под печкой. Есть и упоминания о том, что домовому нужно оставлять гостинец - корочку хлеба или конфетку положить в укромный уголок в избе. Некоторые верят в то, что при переезде в новый дом надо позвать с собой своего домового. Но ни действий, ни слов заговора назвать не могли.

Кикимора - по народным поверьям злой дух, малютка-невидимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и тканьем. В отношении данного персонажа нам не удалось собрать каких-либо рассказов и поверий. Говорят, что просто знают про нее, но никаких случаев с ее участием не слышали.

Банник - это дух, «хозяин бани». В народных представлениях он злой и опасный. Существенных сведений о нем тоже записать не удалось. Есть сведения, что о нем вспоминали лишь в пору святочных гаданий, когда хотели узнать о богатстве жениха. Девушки просовывали руку в отдушину бани. Если покажется, что банник погладил голой рукой, значит, жених будет бедным или жадным. Если банник погладит мохнатой рукой, то жених будет богатый или щедрый.

Леший - лесной «дух», хозяин тайги, покровитель всей лесной живности. Бытует поверье, что леший заставляет плутать в лесу. Чтобы леший не сердился и не «водил» по лесу, а так же помог найти ягоду, ему следует оставить в лесу кусочек хлеба.

Водяной - «хозяин» воды.О нем удалось узнать только то, что он живет в омутах или там, где есть «воронка». Водяным пугают маленьких детей, чтоб не лезли в воду без взрослых.

Полудница - дух женского пола, живущая в огороде. Ею пугали детей, чтобы они не ходили в огород, не рвали горох, не мяли грядки.

Белая баба - женщина в белом, которая при встрече с кем-либо просит принести ей старую одежду или проводить до кладбища. Встреча с нею могла предвещать несчастье.

Отвечая на вопрос «Верите ли вы в существование разных духов?», большинство опрошенных ответили положительно

В беседе информаторы указывали, откуда они получили знания об этих существах. В качестве источников называли представителей старшего поколения, соседей, ровесников, а так же публикации из журналов и телепередачи.

Часто вспоминали, что этими «духами» их пугали в детстве, чтобы не бегали одни в лес или на реку, не лазали в чужие огороды или не ходили в свой огород , не ходили в баню в неурочный час, поддерживали порядок в доме и во дворах.

На просьбу рассказать какие-либо случаи из своей жизни, связанные с действиями названных существ чаще всего отвечали отказом, говоря: «Сказки все это, ерунда!»

В отдельных случаях это были лишь пересказы слышанных когда-либо чьих-то рассказов (см. Приложение 1).

Бытуют в Михайловке и верования в сверхъестественные способности людей. Считается, что некоторые из таких людей могут «сглазить», «надеть хомут», извести у кого-либо скот, «испортить» огород. Их, чаще всего женщин, в селе называют «хомутницами», или говорят о них, что «они много чего такого знают». Распространен в селе и обычай приглашать таких «знающих» женщин «поладить» кого-либо, то есть «снять хомут, сглаз», унять зубную боль, заговорить грыжу, «вывести» занозу, «изладить» скота и т.д.

К сожалению, ни одного заговора нам не сказали, сославшись на то, что «слово» потеряет магическую силу.

Однако среди населения существует убежденность, что при необходимости заговор можно передать другому человеку, но только от старшего к младшему.

Есть в Михайловке и упоминания о ведьмах, способных к оборотничеству, но они не имеют развитого сюжета и широко не распространяются.



  1. Выводы.

Таким образом, собранный нами материал, позволяет сделать следующие выводы:

Несмотря на достижения науки и технического прогресса,

  • Большая часть опрошенных верит в существование духов и людей, обладающих сверхъестественными способностями.

  • Наиболее распространенными являються поверья о домовом, кикиморе, лешем, баннике, водяном, полуднице.

  • Большинство поверий представляют собойлишь отдельные упоминания о мифологических персонажах или приближаються к форме «бывальщины», так как действие в них предельно обобщено, герои, место и время действия неопределенно.

  • Все поверья передаються, как правило, устным путем, и чаще всего знания о персонажах низей мифологии былиполучены в детском или юношеском возрасте от близких людей.

Данные выводы подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что мифологические представления о существовании различных «духов», дошедшие до нас со времен язычества, и рассказы о них до сих пор бытуют в народе.

В дальнейшем мы планируем продолжить начатую нами работу по собиранию фольклорных образцов, сохранившихся в нашем селе. Основной целью последующих работ мы ставим составление школьного сборника «Фольклор села Михайловка» и жанровую классификацию собранного материала.

Считаем необходимым сделать этот материал доступным для всех, кто интересуется культурой родного края и стремится сохранить фольклорное наследие своей малой родины.











Список литературы.

  1. М.ВласоваНовая Абевега русских суеверий. Иллюстрированный словарь. С-ПБ., 1995 г.

  2. В.С.Левашов Региональные особенности русского фольклора Забайкалья. Выпуск 2 Мифологические рассказы. Чита, 1998 г.

  3. Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие под ред. Н.И.Кравцова. М., 1971 год.

  4. Русские сказки Забайкалья. Сборник. Статья и комментарии В.П.Зиновьева. Раздел «Былички и бывальщины». Иркутск, 1989 г.



















Приложение 1

Былички и бывальщины села Михайловка.

  • В детстве меня мама пугала полудницей. Она говорила, что если я пойду в огород вечером, то меня там схватит полудница.

  • Мне мама рассказывала. Когда мой папа очень поздно пошел в баню мыться, то свет в бане начал мигать. А потом были слышны какие-то стуки в стенку. На улице никого не было. Когда он вернулся в избу и рассказал об этом маме, они решили, что это был банник.

  • Однажды, когда все уже спали, мама проснулась и услышала в кухне шаги. Будто кто-то ходил по линолеуму мокрыми ногами. Она разбудила папу и попросила его посмотреть кто там. Папа встал и включил в кухне свет, там никого не было и все члены семьи спали. Тогда они подумали, что это домовой.

Жукова Юлия, 12 лет.

  • О «белой бабе»: Рассказывали, что один водитель подвозил женщину. По дороге она попросила его принести ей старую ненужную одежду. Шофер пожалел ее и купил новые вещи. Она сказала, что надо было её слушать, а теперь будут умирать молодые, а не старые.



  • Как то таксисты подвозили женщину в белом на кладбище. Проследив за ней, увидели, как она раскапывает могилу. Оказалась обычная воровка.

  • Говорили, что ночью или поздним вечером, можно было встретить свинью, которая гонялась за людьми. Говорили, что это ведьма.



  • Об оживших покойниках: В с.НижнийКалгукан умерла девушка. Её похоронили. Справляли поминки, а она пришла домой. Оказалось, что она уснула летаргическим сном. Воры раскопали могилу, чтобы снять с нее украшения, а она в гробу села. Свежий воздух вывел её из состояния летаргического сна.

  • В детстве бабушка говорила, что полудница живет в горохе, вечером в огород ходить нельзя.

Кустова И.В., 35 лет



  • Бабушка-соседка рассказывала, что хомутницы могут «извести» домашнюю скотину: Пришла как то к соседям знакомая бабушка. Хозяйки дома не было. Тогда гостья прошла во двор, где была свинья с поросятами, посмотрела и ушла. А наутро все поросята пропали (сдохли).

Немеров В.В., 40 лет

  • О домовом. Однажды ночью женщине явился домовой и напугал ее, подняв в воздух вместе с кроватью.

Каргин А.В. 30 лет.

  • О домовом. Мне подруга рассказывала, что к ее сестре по ночам стал приходить домовой в образе бородатого рыжего мужчины. Ляжет рядом с нею на кровать и молчит. Ей сначала страшно было, а потом ее старушка одна научила спросить его «К худу или добру?». Она так и сделала. Спросила его, а он ответил: «К добру» и больше не появлялся. И вскоре она замуж вышла за рыжеволосого и бородатого.



  • Однажды моя знакомая потеряла в своей квартире документ. Все книги перетрясла, все сумочки с документами, а нужной бумаги нет. Искала несколько дней. Тогда ей кто-то посоветовал привязать к ножке стола косынку и сказать: «Дедушка-соседушка, поиграл и отдай». Она хоть и не верила, но так сделала. И через несколько дней случайно между книгами нашла нужный документ. Но самым невероятным было то, что все эти книги она перебирала по одной несколько раз, но документа там не было.

Немерова О.С. 42 года

  • Шли как-то два мужика по улице вечером, а за ними свинья увязалась. Налетает на них, не отстает. Один из них был с вилами. Вот он их свинье в шею воткнул. А назавтра узнали, что в больницу поступила старуха с ранами на шее.

Полухин Иван, 13 лет



Вариант опросника.

Уважаемый респондент! Просим Вас ответить на наши вопросы, которые помогут нам изучить фольклор села Михайловки. Некоторые вопросы потребуют развернутого рассказа, поэтому просим Вас написать его на отдельном листке.

  1. Верите ли вы в существование различных духов? _________________

  2. Слышали ли вы что либо о таких духах как домовой, леший, водяной, кикимора, банник, полудница, и др? (подчеркните допишите свое) ________________________________________________________________________

  3. При каких обстоятельствах Вам приходилось сталкиваться с упоминанием этих мифологических образов? Вам рассказывали необычные случаи из жизни, вас пугали кем-либо из этих существ, утверждали, что если вы не выполните каких либо действий, с вами случится несчастье и т.д. (подходящее подчеркните или допишите свой вариант ответа) ______________________________________________________________________ _

  4. Напишите, что вы слышали об этих мифологических образах (внешний облик, поступки, приметы, способы защиты и т.д.)

  5. Расскажите случай из своей жизни, или перескажите чей либо рассказ, в котором бы описывался случай встречи с одним из перечисленных выше мифологических существ. (напишите здесь или на отдельном листке). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. Верите ли вы, что люди могут обладать сверхъестественными способностями? ____ таких людей в народе называли «знахарями», «ведьмами», «знаткими». Как называют таких людей в Михайловке? ______________________________________

  7. Что, по-вашему, они умеют делать? Их положительные действия ________________________________________________________________________ отрицательные действия ______________________________________________________ .

  8. Слышали ли Вы в своей деревне рассказы о ведьме, оборотнях, оживших покойниках? Если слышали, то от кого __________________________

Перескажите их _________________________________________________________ .

  1. В разговорах о необычных случаях в с.Михайловка упоминается образ «белой бабы». Что вы о ней слышали? Перескажите быличку о ней. ________________________________________________________________________

  2. Укажите свои данные: Ф.И.О. _____________________________________________ , год рождения ______________. Место рождение и проживания _______________________________________________________________________

Спасибо за работу!

Список информаторов.

  1. Агаркова Н.А. 1978 г.р.

  2. Григорьева Ю.Ю. 1977 г.р.

  3. Жукова Ю.Е. 2000 г.р.

  4. Каргин А.В. 1982 г.р.

  5. Кустова И.В. 1976 г.р.

  6. Немеров В.В. 1971 г.р.

  7. Немеров В.Е. 1947 г.р.

  8. Немерова О.С. 1969 г.р.

  9. Полухин И.С. 1998 г.р.

  10. Путинцева С.М.

  11. Швецов С.Л. 1970 г.р.

© 2010-2022