Авторская рабочая программа по географии 10 класс

Рабочая программа по географии 10 класс. Классическая линия учебников. Сведения об учебной программе: данная программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов География 6-11 кл. М., «Дрофа», 2004г.       Сведения об используемом пособии: 1)      Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010-2014  гг. 2)      Атлас «Экономическая и социальна...
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура рабочей программы

по географии в 10 классе.



  1. Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию рабочей программы по географии.

  2. Пояснительная записка:

  • Общая характеристика предмета география.

  • Цели и задачи образования.

  • Сведения об учебной программе (примерной или авторской) на основе которой разработана рабочая программа.

  • Сведения об используемом учебном пособии.

  • Место и роль учебного предмета география.(количество часов в неделю и год, условия компенсации потери учебного времени и др)

  1. Содержание учебного предмета география:

  • Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий.

  • Указания планируемых результатов на базовом уровне.

  • Система оценки планируемых результатов.

  • Структура изучаемого предмета география.

  1. Цели изучения предмета география (курса).

  2. Требования к уровню подготовки обучающихся ( «Знать/понимать», «Уметь»)

  3. Календарно-тематическое планирование.

  • № раздела и темы урока.

  • Название раздела, темы урока по географии в 10 "А" классе.

  • Домашнее задание.

  • Количество часов.

  • Вид учебной деятельности.

  • Дата проведения урока.

  1. Материально-техническое обеспечение:

  • Печатные пособия.

  • Экранно-звуковые пособия.

  • Цифровые образовательные ресурсы.

  • Натуральные объекты.

  • Демонстрационные пособия.














Нормативно-правовые документы,

обеспечивающие реализацию рабочей программы

по географии.


  • ФЗ «Об образовании»;

  • федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05. 03. 2004 г. № 1089);

  • примерные (типовые) учебные программы, рекомендованные (допущенные) Минобрнауки России;

  • федеральный базисный учебный план;

  • Примерный учебный план Ростовской области;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования;

  • Примерное региональное положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

  • Положение о рабочих программах ,учебных курсов и дисциплин муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 18 первомайского района города Ростова-на-Дону ( утв.приказом по МБОУ СОШ №18 от 13.01.2012г. №8);

  • Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18 Первомайского района города Ростова-на-Дону (утв.приказом по МБОУ СОШ №18 от 15.01.2010г. №5);

  • Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №18 Первомайского района города Ростова-на-Дону утв.приказом по МБОУ СОШ №18 от 31.03.2011г. №76);

  • годовой календарный учебный график МБОУ СОШ №18 на 2014-2015 учебный год утв.приказом по МБОУ СОШ №18 от 26.08.2014г. №221);

  • примерная программа для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов География 6-11 кл. М., «Дрофа», 2004г.


















Пояснительная записка.


Общая характеристика предмета география:

рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Были использованы авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

- умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Цели и задачи образования:

главной целью образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Сведения об учебной программе:

данная программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов География 6-11 кл. М., «Дрофа», 2004г.

Сведения об используемом пособии:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010-2014 гг.

  2. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, М., "Дрофа", 2014г.

  3. Контурная карта «Экономическая и социальная география мира» 10 класс М., "Дрофа", 2014г.

  4. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 10 класс. М: ВАКО, 2014г.

Место и роль предмета в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 135 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах.

Рабочая программа рассчитана на 67 часов.

Количество часов в 10 классе: всего 67 часов; в неделю 2 часа. Плановых контрольных работ 5, практических работ 9.










Содержание учебного предмета география.


Введение. 1 час

Предмет экономической и социальной географии мира. Содержание и структура курса. Методы изучения и источники информации.

Политическая карта мира. 7 часов

Современная политическая карта мира. Этапы формирования. Разнообразие стран мира. Различные подходы к их технологии. Государственный строй, формы правления, административно-территориальное устройство. Политико-географическое положение стран и регионов.

География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды. 12 часов

Взаимодействие общества и природы. Классификация мировых природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Основные виды природных ресурсов (минеральные, земельные, водные, биологические). Ресурсы Мирового океана. Рекреационные ресурсы. Загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, возможные пути их решения.

География населения мира. 11 часов

Численность, воспроизводство населения, демографическая политика. Состав (структура) населения. Крупнейшие народы мира, религиозный состав населения. Размещение и миграции населения. Городское и сельское население. Население и окружающая среда.

Научно-техническая революция и мировое хозяйство. 5 часов

НТР. Характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Географическая "модель" мирового хозяйства. Территориальная структура хозяйства.

География отраслей мирового хозяйства. 22 часа

Отраслевая структура мирового хозяйства. Промышленность - ведущая отрасль производства. География основных отраслей мирового хозяйства. Топливно-энергетическая промышленность. География горнодобывающей и металлургической промышленности. Машиностроение. Химическая, лёгкая, лесная промышленность. Промышленность и окружающая среда. Промышленные районы мира. География сельского хозяйства. Понятие "зелёная революция". Сельское хозяйство и окружающая среда. Рыболовство. География транспорта. Международные экономические отношения и международная торговля. Место России в мировой экономике.

Резерв. 9 часов

















Указания планируемых результатов на базовом уровне.


В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.









Система оценки планируемых результатов.

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей обучающихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательство в изложении материала;

-степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Оценка «5» - ответ полный, правильные, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельной, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Оценка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Оценка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка «1»- ответ не дан.

Оценка практических умений учащихся.

Оценка за умение работать с картой

и другими источниками географических знаний.


Оценка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнением и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4» - правильные и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Оценка «1»- отсутствие умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве.

Оценка «5» - правильно, по плану проведено наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

Оценка «4» - правильно, по плану проведено наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

Оценка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

Оценка «2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Оценка «1»- отсутствие умений проводить наблюдения в природе и на производстве.


Структура изучаемого предмета география (67 часов)


Наименование разделов

Всего часов

Контрольные работы

Практические работы


Введение.

1



1

Политическая карта мира.

7

1

2

2

География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды.

12

1

1

3

География населения мира.

11

1

3

4

Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

5

1


5

География отраслей мирового хозяйства.

22

1

3

6

Резерв

9



ИТОГО

67

5

9


























Цели изучения предмета география.


Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.




























Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать

  1. Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  2. Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  3. Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  4. Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  2. Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  3. Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  4. Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  5. Сопоставлять географические карты различной тематики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  2. Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  3. Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


Календарно-тематическое планирование.


№ п\п

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Практические работы

Контр.раб.


Дата проведения урока





10а

1

1

Введение. Предмет экономической и социальной географии мира. Содержание и структура курса. Методы изучения и источники информации.

Т1 §1






Политическая карта мира - 7час.




2

1

Современная политическая карта мира. Этапы формирования.

Т1 §1




3

2

Разнообразие стран мира. Различные подходы к их технологии.

Т1 §2




4

3

Государственный строй, формы правления.

Т1 §3




5

4

Административно-территориальное устройство.

Т1 §3

Пр.раб. №1 Государственный строй стран мира.



6

5

Политико-географическое положение стран и регионов.

Т1 §4




7

6

Политико-географическое положение стран и регионов.

Т1 §4

Пр.раб. №2 Характеристика политико-географического положения страны.



8

7

Контрольная работа по теме: «Политическая карта мира».


Контр.раб.№1




География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды. - 12 час.




9

1

Взаимодействие общества и природы.

Т2 §1




10

2

Классификация мировых природных ресурсов.

Т2 §2




11

3

Размещение природных ресурсов и масштабы их использования.

Т2 §2



12

4

Размещение природных ресурсов и масштабы их использования.

Т2 §2

Пр.раб. №3 Изучение географии природных ресурсов: оценка ресурсообеспеченности различных стран и регионов.


13

5

Минеральные ресурсы мира.

Т2 §2



14

6

Земельные ресурсы мира.

Т2 §2



15

7

Водные ресурсы мира.

Т2 §2



16

8

Биологические ресурсы мира.

Т2 §2




17

9

Ресурсы Мирового океана. Рекреационные ресурсы.

Т2 §3




18

10

Загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, возможные пути их решения.

Т2 §4




19

11

Загрязнение окружающей среды. Экологические проблемы, возможные пути их решения.

Т2 §4




20

12

Контрольная работа по теме: «География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды.»


Контр.раб. №2




География населения мира.- 11 час.




21

1

Численность, воспроизводство населения, демографическая политика.

Т3 §1




22

2

Численность, воспроизводство населения, демографическая политика.

Т3 §1

Пр.раб. №4 Работа с картографическими и статистическими материалами: изменение темпов роста народонаселения, различий в естественном приросте населения отдельных стран, направлений миграций в современном мире.



23

3

Состав (структура) населения.

Т3 §2




24

4

Крупнейшие народы мира.

Т3 §2




25

5

Религиозный состав населения.

Т3 §2




26

6

Крупнейшие народы мира. Религиозный состав населения.

Т3 §2

Пр.раб. №5 Выделение районов размещения наиболее крупных народов, распространение мировых религий. Работа с картографическим и статистическим материалом.



27

7

Размещение и миграции населения.

Т3 §3




28

8

Городское и сельское население.

Т3 §4




29

9

Городское и сельское население.

Т3 §4

Пр.раб. №6 Выявление различий в темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий на основе использования нескольких источников информации.



30

10

Население и окружающая среда.

Т3 §4




31

11

Контрольная работа по теме: «География населения мира.»


Контр.раб №3




Научно-техническая революция и мировое хозяйство. -5 час.




32

1

НТР. Характерные черты и составные части.

Т4 §1




33

2

Мировое хозяйство. Географическая "модель" мирового хозяйства.

Т4 §2




34

3

Территориальная структура хозяйства.

Т4 §3




35

4

Территориальная структура хозяйства.

Т4 §4




36

5

Контрольная работа по теме: «Научно-техническая революция и мировое хозяйство.»


Контр.раб №4




География отраслей мирового хозяйства. - 22 час.




37

1

Отраслевая структура мирового хозяйства. Промышленность - ведущая отрасль производства.

Т5 §1




38

2

Отраслевая структура мирового хозяйства. Промышленность - ведущая отрасль производства.

Т5 §1

Пр.раб. №7 Выделение на картах основных промышленных районов мира, крупнейших старопромышленных районов и районов нового освоения, объяснение принципов размещения основных производств.



39

3

География основных отраслей мирового хозяйства. Топливно-энергетическая промышленность.

Т5 §1




40

4

География основных отраслей мирового хозяйства. Топливно-энергетическая промышленность.

Т5 §1




41

5

География основных отраслей мирового хозяйства. Топливно-энергетическая промышленность.

Т5 §1




42

6

География горнодобывающей и металлургической промышленности.

Т5 §1




43

7

Машиностроение мира.

Т5 §1




44

8

География горнодобывающей и металлургической промышленности. Машиностроение мира.

Т5 §1

Пр.раб. №8 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности (по выбору обучающегося).



45

9

Химическая промышленность мира.

Т5 §1




46

10

Лёгкая промышленность мира.

Т5 §1




47

11

Лесная промышленность мира.

Т5 §1




48

12

Промышленность и окружающая среда.

Т5 §1




49

13

Промышленные районы мира.

Т5 §1




50

14

Промышленность мира.




51

15

География сельского хозяйства. Понятие "зелёная революция".

Т5 §2




52

16

Сельское хозяйство и окружающая среда.

Т5 §2




53

17

Рыболовство.

Т5 §2




54

18

География транспорта.

Т5 §3




55

19

Международные экономические отношения и международная торговля.

Т5 §4




56

20

Международные экономические отношения и международная торговля.

Т5 §4

Пр.раб. №9 Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию внешних экономических связей.



57

21

Место России в мировой экономике. Подготовка к контрольной работе по теме: «География отраслей мирового хозяйства.»

Т5 §4




58

22

Контрольная работа по теме: «География отраслей мирового хозяйства.»


Контр.раб. №5


59


Обобщение по теме "Политическая карта мира"

Т1




60


Обобщение по теме "Политическая карта мира"

Т1




61


Обобщение по теме «География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды»

Т2




62


Обобщение по теме «География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды»

Т2




63


Обобщение по теме "География населения мира"

Т3




64


Обобщение по теме "География населения мира"

Т3




65


Обобщение по теме "Научно-техническая революция и мировое хозяйство"

Т4




66


Обобщение по теме "Научно-техническая революция и мировое хозяйство"

Т4




67


Обобщение по теме "География отраслей мирового хозяйства". Итоговый контроль и коррекция знаний.

Т4


















Материально-техническое обеспечение.

Настенные карты

Внешние экономические связи

Машиностроение и металлообработка мира

Политическая карта мира

Уровни социально-экономического развития стран мира

Химическая промышленность мира

Черная и цветная металлургия мира

Австралия и Новая Зеландия (социально-экономическая)

Африка (социально-экономическая)

Европа (хозяйственная деятельность населения)

Северная Америка (социально-экономическая)

Центральная и Восточная Азия (социально-экономическая)

Юго-Восточная Азия (социально-экономическая)

Юго-Западная Азия (социально-экономическая)

Южная Азия (социально-экономическая)

Таблицы

Типология стран современного мира

Международные организации


© 2010-2022