Рабочая программа по географии 8 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по географии 8 класс



УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

общеобразовательное учреждение «Гимназия «Арт-Этюд»



ПРИНЯТО

Педагогическим советом Гимназии

Протокол №1 от 31.08. 2015

Зам. директора по УВР _____________________

Горинская М. Г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МАОУК ОУ

«Гимназия «Арт-Этюд»

Приказ № 96-уч./1 от 31.08.2015

__________________________

Семенова А.А

СОГЛАСОВАНО

МО учителей

Общественных наук

Протокол №1от 27.08.2015

Заведующий МО

_______________________

Попчихина Е.С.





Рабочая программа

по географии

для 8а,8б

(базовый уровень)







Составитель:

Попчихина Е.С.

учитель географии

высшей

квалификационной категории










Екатеринбург

2015

  1. Пояснительная записка

1.1.Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312» Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12. 2010г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Годовым календарным учебным графиком МАОУК ОУ Гимназия «Арт-Этюд» на 2015 - 2016 учебный год;

  • Положением о рабочей программе, разработанном Гимназией

  • Учебным планом МАОУК ОУ Гимназия «Арт-Этюд» на 2015 - 2016 учебный год;

  • Образовательной программой Гимназии

Рабочая программа составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений: география. 6-11 кл.» (автор программы И.И. Баринова) /сост. С.В. Курчина. -М.: Дрофа,2010.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины.

Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса- формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трёх основных компонентов - природы, населения и хозяйства.

Курс «География России» в гимназии изучается в рамках традиционного и комплексно-страноведческого подхода. В 8 классе курс «География России. Природа. Население» предполагает изучение географического положения, особенностей природы и регионов России, а в 9 классе в курсе «География России. Хозяйство и географические районы» учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Для реализации созданы необходимые условия: существуют необходимые учебники и учебные пособия для учителя и ученика.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

  • работа с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа в том числе в геоинформационных системах;

  • обоснование суждений, доказательств, объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

  • владение основными видами публичных выступлений, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

1.3. Место дисциплины в учебном плане

Образовательная программа Гимназии «Арт-Этюд» обеспечивает углубленную подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля. Главная задача изучения географии- сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

Дисциплина «география» в 8 классе преподается на базовом уровне.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Количество часов в год - 70 , в неделю -2 часа.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

В структурном отношении курс состоит из введения и 3 разделов: Введение, I - «Особенности природы и природные ресурсы России», II - «Природные комплексы России», III- «Человек и природа.

1.4.Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

2. Содержание учебной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

(70 ч, 2 часа в неделю)

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Что изучает география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Раздел 2. Россия на карте мира (5ч)

Географического положение России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-географического, транспортно-географическое, геополитического и военно-стратегического положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств. Сухопутные и морские границы.

Моря, омывающие территорию России. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Формирование, освоение и изучение территории России.


Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.


Раздел 3. Особенности природы и природные ресурсы России (25 ч)

Тема 1: Рельеф, геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (6ч)

Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Деятельность текучих вод. Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком.

Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы (7ч)

Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация и радиационный баланс. Циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

Типы климатов России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры, января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.

Климат своего региона.

Практические работы. 1.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы (6ч )

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного

использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы (4ч)

Почва - особый компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почва - национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5: Растительный и животный мир (2ч)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.


Раздел 4. Природные комплексы России (37ч)

Тема 1: Природное районирование (7ч)

Формирование природных комплексов (ПТК) - результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Жизнь в горах.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Практическая работа. 1. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 2. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

Тема 2: Природа регионов России (30ч)

Русская (Восточно-Европейская равнина). Географическое положение. Особенности природы. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.

Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Урал. Особенности географическое положение и его влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географическое положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы и условия.

Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы Средней Сибири, Северо-Восточной Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные районы. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири - Байкал Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы.

Дальний Восток. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории. Горы Камчатки и Курильских островов - самые молодые горы России. Муссонный климат. Реки и озёра. Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления. Природный ресурсный потенциал. Природные уникумы.

Практическая работа. 1. Оценка природных условий и ресурсов одного их регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека. 2. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Раздел 5. Человек и природа (4ч)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территории с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Мониторинг.

Экологическая ситуация в России. Экологическая ситуация в своей области.

Практическая работа. 1. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. 2. Составление карты «Природные уникумы России». 3. Характеристика экологического состояния Свердловской области.


Перечень обязательной географической номенклатуры

8 класс

Тема: «Географическое положение»России"

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский, Печорский, Тунгусский ,Южно-Якутский.

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский

Месторождения железных руд: Горная Шория ,Карелия (Костомукша), КМА, Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров, Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал.

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Южная Сибирь.

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь ,Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема «Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.

Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.

Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.

Крайние точки: Балтийская коса.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский кряж.

Горы: Хибины.

Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.

Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.

Каналы: Беломоро-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Месторождения: Печерский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, КМА, апатиты, руды черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Соли Баскунчак.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута, Москва, Пущино, Дубна, Троицк, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк, Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волоград, Астрахань

ЭС: Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС.

Тема «Кавказ»

Моря: Азовское, Чёрное.

Заливы: Таганрогский.

Проливы: Керченский.

Полуострова: Таманский.

Крайние точки: район горы Базардюзю.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.

Горы: Большой Кавказ.

Вершины: Казбек, Эльбрус.

Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.

Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.

Каналы: Ставропольский.

Заповедники: Тебердинский.

Месторождения: цветные металлы Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Тема "Урал"

Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.

Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.

Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.

Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

Тема "Западная Сибирь"

Моря: Карское.

Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.

Острова: Белый.

Полуострова: Гыданский, Ямал.

Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.

Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.

Озёра: Кулундинское, Чаны.

Заповедники: Гыданский, Юганский.

Тема «Средняя и Северо-Восточная Сибирь»

Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский, Хатангский.

Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.

Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.

Полуострова: Таймыр.

Крайние точки: мыс Челюскин.

Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.

Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.

Вершины: Победа.

Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.

Озёра: Таймыр.

Водохранилища: Вилюйское.

Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.

Тема «Горы Южной Сибири»

Равнины: Витимское плоскогорье.

Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.

Вершины: Белуха.

Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.

Озёра: Байкал, Телецкое.

Водохранилища: Братское, Красноярское.

Заповедники: Алтайский, Баргузинский.

Тема «Дальний Восток»

Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.

Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Камчатка, Чукотский.

Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.

Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.

Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.

Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.

Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.

Озёра: Ханка.

Водохранилища: Зейское.

Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, "Остров Врангеля".

Сибирь и Дальний Восток

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Рудного Алтая, Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии, Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья, Ленский, Зыранский, Нижнезейский буро- и каменноугольные бассейны, Охотский нефтегазоносный бассейн, цветные металлы Северо-Востока Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь.





















































В структурном отношении курс состоит из Введения и 3 разделов: «Россия на карте мира», I - «Особенности природы России», II- «Природные комплексы», III «Человек и природа».


Учебно-тематический план 8 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

раздела

Наименование разделов


Наименование темы

Всего часов

Практические работы

1

Раздел 1.Введение.


1


2

Раздел 2. Россия на карте мира

5

2

3

Раздел 3. Особенности природы и природные ресурсы России

Тема 1: Рельеф, геологическое строение, и полезные ископаемые - (6ч)

Тема 2. Климат и климатические ресурсы -7ч.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы - 6 ч.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы- 4 ч.

Тема 5. Растительный и животный мир- 2 ч.

25

1

2

1


4

Раздел 4. Природные комплексы России

Тема1. Природное районирование - (7 ч).

Тема 2. Природа регионов России - (25 ч).

32

2

5

Раздел 5. Человек и природа

4

2

6.

Резервные уроки

3


ИТОГО

70

10



















3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ В 8 КЛАССЕ (2015-2016 учебный год)



Тема урока


Тип урока

Элементы содержания


Требования

к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля



Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Раздел.1. Введение - 1 ч.

1. (1)

Что изучает география России.

Источники географических знаний

В

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации.

Называть предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Уметь объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.

Фронтальный опрос


Раздел 2. Россия на карте мира - 5 ч.

2. (1)

Географическое положение России.

КБ

Географическое положение. Виды и уровни географического положения.

Ученик должен понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы

Фронтальный опрос


3.(2)

Моря, омывающие берега России.

Практическая работа №1.

«Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран»

НМ, П

Особенности географического положения России.

Ученик должен знать специфику географического положения России

Индивидуальный опрос. Практическая работа


4.(3)

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа №2.

«Определение поясного времени для разных пунктов России»

П

Часовые пояса.

Ученик должен знать, в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Работа с картами атласа


5.(4)

Формирование, освоение и изучение территории России

КБ

История освоения и изучения территории России.

Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.

Доклады об исследователях России


6.(5)

Формирование, освоение и изучение территории России. Обобщение и повторение материала


История освоения и изучения территории России.

Ученик должен знать результаты географических открытий. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках.

Доклады об исследователях России.

Тестирование.


Раздел 3. Особенности природы и природные ресурсы России - 25 ч.

Тема 1. Рельеф, геологическое строение, и полезные ископаемые - 6 ч.

7.(1)

Особенности рельефа России

КБ

Распространение крупных форм рельефа.

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты.

Фронтальный опрос


8.(2)

Геологическое строение территории России

НМ

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Ученик должен знать основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и равнины России. Уметь показывать на карте эти объекты.

Анализ геохронологической таблицы

(в учебнике)


9. (3)

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования

КБ

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Ученик должен знать основные месторождения полезных ископаемых, их связь со строением земной коры. Уметь показывать на карте закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения.

Фронтальный опрос. Работа с картами атласа


10.(4)

Изменение рельефа России

КБ

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма.

Ученик должен понимать взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь приводить примеры.

Выборочный опрос


11.(5)

Стихийные природные явления в литосфере

Практическая работа № 3.

«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых»

КБ

Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.

Знать стихийные природные явления, связанные с литосферой. Уметь объяснять существенные признаки явлений

Индивидуальный опрос.


12.(6)

Обобщение и повторение материала по теме: «Рельеф, геологическое строение, и полезные ископаемые»

ОКК

Основные понятия темы: «Рельеф, геологическое строение, и полезные ископаемые »

Тестирование


Тема 2. Климат и климатические ресурсы- 7 ч.

13.(1)

Климатообразующие факторы

НМ

Факторы формирования климата; географическая широта, подстилающая поверхность.

Ученик должен знать факторы, определяющие климат России.

Фронтальный опрос


14.(2)

Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны

КБ

Циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны.

Уметь объяснять образование циклонов и антициклонов.

Индивидуальный опрос. Сравнительная характеристика

Циклонов и антициклонов


15.(3)

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.

Практическая работа № 4.

«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур»

КБ

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения)

Ученик должен понимать закономерности распределения тепла и влаги. Уметь анализировать карты

Индивидуальный опрос. Практическая работа


16.(4)

Типы климатов России

КБ

Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса.

Ученик должен знать характеристику типов климатов. Уметь составлять прогноз погоды.

к/к 8: с. 42-43


17.(5)

Зависимость человека от климата.

Практическая работа № 5. «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной. Деятельности населения»

П

Степень благоприятности природных условий

Ученик должен знать понятие «комфортность» (дискомфортность) климатических условий. Уметь приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды.

Индивидуальный опрос


18.(6)

Агроклиматические ресурсы

КБ

Характеристика климата Московской области и Воскресенского района.

Ученик должен уметь анализировать и сопоставлять карты различного содержания.

Индивидуальный опрос. Работа с картами атласа


19.(7)

Обобщение и повторение материала по теме: «Климат и климатические ресурсы»

ОКК

Основные понятия темы: «Климат и климатические ресурсы »

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы -6 ч.

20.(1)

Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоемы, бассейны

НМ

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны.

Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России

Ученик должен знать особенности внутренних вод России, понятия, касающиеся работы реки. Знать реки России, уметь показать объекты на карте, распределение рек по бассейнам.

к/к 8: речные системы

(с. 44-45)


21.(2)

Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим

КБ

Фронтальный опрос


22.(3)

Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Практическая работа №6. «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм»

П

Индивидуальный опрос.


23.(4)

Озёра, болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

КБ

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Ученик должен знать основные географические понятия, номенклатуру. Уметь показывать на карте объекты и южную границу многолетней мерзлоты.

к/к 8 : озера, болота, водохранилища

(с. 44-45)


24.(5)

Водные ресурсы и человек

КБ

Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны

Учащиеся должны знать меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений

Фронтальный опрос


25.(6)

Обобщение и повторение материала по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы»

ОКК

Основные понятия темы:

«Внутренние воды и водные ресурсы»

Индивидуальный опрос

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы - 4 ч.

26.(1)

Почва - особый компонент природы. Образование почв

НМ

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы - основной компонент природы. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения.

Ученик должен знать понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв. Уметь объяснять существенные признаки почв.

Выборочный опрос


27.(2)

Образования почв, их основные типы, свойства, закономерности распространения почв

КБ

Размещение основных видов почв

Ученик должен знать закономерности распространения почв, зональные типы почв, их главные свойства, уметь анализировать карту почв

Фронтальный опрос


28.(3)

Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель

КБ

Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв. Размещение основных видов почв в Свердловской области ,почвенные ресурсы, меры по сохранению почв.

Ученик должен знать значение почв, охрану почв, мелиорацию земель. Уметь объяснять процессы почвообразования.

Фронтальный опрос


29.(4)

Повторение и обобщение материала по теме: «Почва и почвенные ресурсы»

ОКК

Основные понятия темы:

«Почва и почвенные ресурсы»


Индивидуальный опрос


Тема 5. Растительный и животный мир - 2 ч.

30.(1)

Растительный и животный мир России

НМ

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России.

Ученик должен знать растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Уметь объяснять размещение по природным зонам живых организмов.

Фронтальный опрос


31.(2)

Биологические ресурсы, их рациональное использование

КБ

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Ученик должен знать понятие «биологические ресурсы» и меры по их охране. Уметь прогнозировать использование и охрану природных ресурсов.

Фронтальный опрос


Раздел 4. Природные комплексы России - 32 ч.

Тема 1. Природное районирование - 7 ч.

32.(1)

Формирование природных комплексов (ПТК)- результат длительного развития географической оболочки Земли. Моря как крупные природные комплексы

НМ

Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России.

Ученик должен знать понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России. Уметь объяснить разнообразие природных и антропогенных комплексов.

Фронтальный опрос


33.(2)

Природно-хозяйственные зоны России. Характеристика арктических пустынь, тундр, лесотундр

КБ

Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Ученик должен знать, что такое природно-хозяйственные зоны. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах, характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию.

Уметь составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.

Фронтальный опрос


34.(3)

Характеристика лесов

КБ



Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы

Ученик должен знать лесные зоны: тайгу, смешанные и широколиственные леса. Уметь объяснить причину их различия.

Фронтальный опрос


35.(4)

Характеристика лесостепей. Степей

КБ

Характеристика лесостепей, степей. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы

Ученик должен знать характерные черты лесостепей, степей, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.

Фронтальный опрос


36.(5)

Характеристика пустынь и полупустынь

КБ

Характеристика полупустынь, пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы


Ученик должен знать характерные черты пустынь и полупустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы. Уметь объяснять их существенные признаки.

Индивидуальный порос


37.(6)

Высотная поясность. Практическая работа №7.

«Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»

П

Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Ученик должен знать понятие «высотная поясность». Уметь объяснить набор высотных поясов в горах.

Работа с текстом учебника, картами атласа


38.(7)

Обобщение и повторение материала по теме: «Природное районирование»

ОКК

Основные понятия темы:

«Природное районирование»

Индивидуальный опрос. Тестирование


Тема 2. Природа регионов России - 25ч.

39.(1)

Русская (Восточно-Европейская равнина). Географическое положение. Особенности природы

НМ

Географическое положение. Особенности природы. Самый освоенный регион России.

Ученик должен знать особенности географического положения Русской равнины. Уметь объяснять особенности природы

Фронтальный опрос


40.(2)

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины

КБ

Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал.

Ученик должен знать особенности растительного и животного мира природных зон Восточно-европейской равнины.

Фронтальный опрос


41.(3)

Памятники природы Восточно-Европейской равнины

КБ

Памятники природы.

Ученик должен знать памятники природы Восточно-европейской равнины

Индивидуальный опрос


42.(4)

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины. Проблемы рационального использования природных ресурсов

КБ

Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины. Проблемы рационального использования природных ресурсов.

Ученик должен знать природные ресурсы Восточно-европейской равнины. Уметь объяснять проблемы рационального использования природных ресурсов.

Фронтальный опрос


43.(5)

Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа.

НМ

Особенности географического положения , геологического стоения и рельефа Северного Кавказа

Ученик должен знать особенности географического положения Северного Кавказа. Уметь объяснять особенности геологического строения и рельефа

Фронтальный опрос, работа с картами атласа


44.(6)

Особенности геологического строения и рельефа.

КБ

Особенности геологического строения

Уметь объяснять размещение полезных ископаемых и особенностей геологического строения Северного Кавказа

Фронтальный опрос


45.(7)

Природные комплексы Северного Кавказа

КБ

Различные природные комплексы Северного Кавказа

Ученик должен знать природные комплексы Северного Кавказа Уметь объяснять их размещение

Фронтальный опрос


46.(8)

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала

НМ

Географическое положение. Особенности природы.

Ученик должен знать особенности географического положения Урала. Уметь объяснять особенности природы

Фронтальный опрос, работа с картами атласа


47.(9)

Природные ресурсы Урала

КБ

Природные ресурсы Урала и полезные ископаемые

Ученик должен знать природные ресурсы Урала. Уметь объяснять их размещение

Фронтальный опрос


48.(10)

Различия природы Предуралья, Зауралья

КБ

Природа Предуралья и Зауралья

Ученик должен уметь сравнивать и различать природы различных частей Урала

Фронтальный опрос


49.(11)

Различия природы Северного, Среднего и Южного Урала.

КБ

Природа Северного, Среднего и Южного Урала

Ученик должен уметь сравнивать и различать природы различных частей Урала

Фронтальный опрос


50.(12)

Природные уникумы. Экологические проблемы

КБ

Природные уникумы Урала

Ученик должен знать природные уникумы Урала и объяснять экологическую обстановку на территории Урала

Фронтальный опрос


51.(13)

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Своеобразие природы

НМ

Особенности географического положения, природы, рельефа Западно-Сибирской равнины

Уметь объяснять размещение полезных ископаемых и особенностей геологического строения Западно-Сибирской равнины

Фронтальный опрос


52.(14)

Природные зоны Западно-Сибирской равнины.

КБ

Природные зоны Западно-Сибирской равнины

Знать: природные зоны Западно-Сибирской равнины

Фронтальный опрос


53.(15)

Срез знаний Природные ресурсы Западно- Сибирской равнины и условия их освоения

КБ

Природные ресурсы и полезные ископаемые

Ученик должен знать природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и объяснять условия их освоения

Фронтальный опрос


54.(16)

Анализ среза знаний.

Восточная Сибирь. История освоения, специфика природы, суровость природы территории.

НМ

Особенности географического положения, природы, рельефа Восточно-Сибирской равнины

Уметь объяснять историю освоения, специфику природы Восточной Сибири

Тестирование


55.(17)

Господство континентального климата

КБ

Особенности климата Восточно-Сибирской равнины

Уметь объяснять господство резкоконтинетального климата, знать нахождение «Полюса холода» в северном полушарии

Фронтальный опрос


56.(18)

Природные районы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

Практическая работа №8.

«Оценка природных условий и ресурсов одного из районов Восточной Сибири»

П

Природные районы Восточно-Сибирской равнины, различие и особенности.

Ученик должен знать природные условия и ресурсы разных районов Восточной Сибири. Уметь давать оценку различных условий.

Работа с картами атласа и учебником


57.(19)

Жемчужина Сибири - Байкал

КБ

Уникальное явление природы - Байкал

Ученик должен знать уникальность озера Байкал

Фронтальный опрос


58.(20)

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения

КБ

Природные ресурсы Восточно-Сибирской равнины

Ученик должен знать природные условия и ресурсы разных районов Восточной Сибири. Уметь давать оценку различных условий.

Фронтальный опрос


59.(21)

Дальний Восток. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории

НМ

Особенности географического положения, природы, рельефа Дальнего Востока

Ученик должен знать особенности географического положения Северного Кавказа. Уметь объяснять особенности геологического строения и рельефа

Выборочный опрос


60.(22)

Природные комплексы Дальнего Востока

КБ

Разнообразие природных комплексов Дальнего Востока

Ученик должен знать природные комплексы Дальнего Востока.

Фронтальный опрос


61.(23)

Природные уникумы дальнего Востока

КБ

Природные уникумы Дальнего Востока

Ученик должен знать особенности природные уникумы Дальнего Востока



62.(24)

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

КБ

Особенности природных ресурсов Дальнего Востока, их особенности

Ученик должен знать природные ресурсы Дальнего Востока. Уметь объяснять их освоение человеком

Фронтальный опрос


63.(25)

Обобщение и повторение материала по теме: «да регионов России»

ОКК

Выборочный

опрос


Раздел 5 . Человек и природа - 4 ч.

64.(1)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Практическая работа №9.

«Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России»

КБ

Разнообразие природных условий на территории России, влияние на здоровье человека и его жизнь

Ученик должен уметь описывать различные природные условия на территории России и давать им оценку

Фронтальный опрос


65.(2)

Воздействие человека на природу. Рациональное природопользование

КБ

Рациональное природопользование

Ученик должен уметь описывать влияние человека на различные природу. Объяснять не правомерность не рационального природопользования

Фронтальный опрос


66. (3)

Экологическая ситуация в России.

Практическая работа №10.

«Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору)»

КБ

Экологическое положение на территории России, экологические карты

Ученик должен уметь описывать экологические ситуации в России, давать им оценку

Индивидуальный опрос. Практическая работа


67.(4)

География для природы и общества

ОКК

Роль географии для природы и общества

Ученик должен уметь объяснять влияние науки географии для природы и общества

Фронтальный опрос


68-70

Резервные уроки

ОКК




к/к - контурная карта РТ - рабочая тетрадь. Тип урока: НМ - Урок изучения нового материала, П - практикум, И - исследование, КБ - комбинированный, Л-лекция, ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ТЕМ, РАЗДЕЛОВ, МОДУЛЕЙ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

4.1. График контрольных и практических работ

Класс

Первая четверть

Вторая четверть

Третья четверть

Четвёртая четверть


♦♦











сз






♦♦











сз






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35



8кл. -10 практических, 9кл. -10 практических. Срез знаний - апрель.




практические работы4.2 Темы контрольных, практических работ


Контроль результатов освоения обучающимися тем, разделов, модулей учебного предмета осуществляется с помощью практических работ. Контрольные работы программой не предусмотрены.


Темы практических работ 8 класс:


1. Практическая работа № 1. «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран»

2. Практическая работа № 2. «Определение поясного времени для разных пунктов России».

3. Практическая работа № 3. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых».

4. Практическая работа № 4. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур».

5. Практическая работа № 5. «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной. Деятельности населения».


6. Практическая работа № 6. «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм»

7. Практическая работа № 7. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)».

8. Практическая работа № 8. «Оценка природных условий и ресурсов одного из районов Восточной Сибири».

9. Практическая работа № 9. «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России».

10. Практическая работа № 10. «Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору)».













5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

5.1.Учебник - 1. Баринова И.И.,- Кн.1: География России. Природа. 8 класс. - М.: Дрофа, 2015.

5.2. Рабочая тетрадь - 1. Сиротин В.И. География России. 8 класс.

Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. - М.: Дрофа, 2014.

2. География России. 8 класс: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2014-2015г.

  1. Методическое пособие для учителя-

1. Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы.- М., «Дрофа», 2009 г.

2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. Природа России.8 класс. М.: Вако, 2007.

3. Малиновская С.А. География 8 класс. Поурочные планы. Волгоград, 2004.

5.4 Дидактические материалы-

1. Н.Н. Зинченко, Л.А. Звонцова. География. 6-10 классы. Активные

формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. Волгоград,2011.

5.5. Сборники контрольных (практических) работ-

1. Быстрякова С.А. География. Разноуровневые тесты, проверочные задания. Волгоград, 2011.

2. Сагитов Ф.Д.. Тесты. География 9-10 классы.М.: 1999.

3.В.И.Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии (VI-X классы).

5.Яковлева Н.В. Проверочные тесты, контро-измерительные задания.Волгоград, 2011.

5.6. Наглядные и иллюстративные материалы- настенные карты.

5.7.Технические средства обучения- компьютер, экран.

5.8. Оборудование;

5.9. Интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии

  1. Приложение к рабочей программе

Контрольно-измерительные материалы

6.1. Пояснительная записка к КИМам: тема, проверяемые дидактические единицы

6.2. Контрольно-измерительный материал-

1.В.И.Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии

(VI-X классы).

6.3.Критерии оценивания.


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг - Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя - М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.



Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).






© 2010-2022