Программа организации проектной деятельности Я и проекты

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Нидымская основная школа»

Эвенкийского муниципального района

Красноярского края




Программа

организации проектной деятельности школьников

«Я и проекты»


Разработал:

Учитель географии и биологии 1 квалификационной категории МКОУ

«Нидымская ОШ»

Шаткин В.В.


2016г


Актуальность цели и задачи программы


Новая парадигма образования смещает ориентацию образовательного процесса с формирования знаний, умений и навыков на развитие ключевых компетенций обучающихся. В этих условиях одной из приоритетных задач школы является создание условий для овладения комплексом компетенций. Такой подход носит продуктивный, практико-ориентированный характер образовательного процесса, подчеркивает значимость операционных компетенций.
Основой формирования ключевых компетенций у школьников является организация учебного процесса на основе деятельностного, личностно-ориентированного подходов. В связи с этим возникает противоречие между традиционным объяснительно-иллюстративным методом обучения, который направлен на передачу знаний, умений и навыков от учителя к ученику, и новыми требованиями к организации учебного процесса. Разрешение названного противоречия связано с поиском и использованием в учебном процессе форм и методов, которые позволяют создать образовательную среду, где компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, которые будут востребованы в жизни человека.

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромно информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развить активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Метод проектов отвечает всем названным требованиям. Проектное обучение инициирует самостоятельность и инициативность школьников к их познавательной деятельность, позволяет развивать социальные навыки в процессе группового взаимодействия, помогает приобрести навыки исследовательско-творческой деятельности, обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.

Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:


  • обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;

  • отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

  • ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися репродуктивный воспроизводящий. Знания оторваны от жизни.

Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

То есть, речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций (общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной, компетенции личностного совершенствования).

А школа должна создавать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.

Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным, с нашей точки зрения, является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления.

Обучение проектированию позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает индивидуальность, творческие начала и умственные способности детей.

Именно проектная деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимся суммы знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Данная программа призвана обеспечить поступательное развитие одного из направлений деятельности школы как инновационного образовательного учреждения - работы по организации проектной деятельности обучающихся.

Программа ориентирована на основные положения и содержание программы развития школы, традиции, сложившиеся в работе с детьми, включенными в проектную деятельность, достижения психолого-педагогической науки и практики.

Создавая условие для развития индивидуальности ребенка, включая его в проектную деятельность, стимулируя его активность в ней, можно рассчитывать на новый качественные результат, которые необходим современной школе, на успешную адаптацию молодежи в современном обществе.

Программа предназначена педагогам, реализующим развивающие технологии обучения, родителям, заинтересованным в развитии индивидуальности своих детей, а также обучающимся, которые ощущают потребности саморазвития, самореализации.

Цель программы: создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

Задачи программы:

- разработка механизма интеграции проектной деятельности в образовательный процесс школы, развитие системы по ее организации;

- развитие ресурсной базы школы (нормативно-правовой, материально-технической, учебно-методической, информационной, кадровой, организационной, отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, выполняющих проекты, включенных в проектную деятельность);

- внедрение в образовательную практику школы продуктивных педагогических технологий, методов и форм обучения, повышающих эффективность работы с обучающимися в процессе проектирования;

- организация активного и успешного опыта участия обучающихся в творческой проектной деятельности;

- совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с обучающимися по формированию умений и навыков проектирования.

Для оценки эффективности и результативности решения задач, определяемых программой, предлагается система показателей результативности:

  • удельные вес численности школьников, вовлеченных в проектную деятельность;

  • положительная динамика состояния здоровья обучающихся;

  • повышение качества знаний обучающихся;

  • рост объема проектных работ;

  • количество программ, авторских методических разработок, курсов, методических рекомендаций по проблеме;

  • рост числа педагогов-координаторов школьных проектов;

  • рост квалификации педагогов;

  • количество публикаций, отражающих результаты проектной деятельности;

  • рост оснащенности образовательного процесса.

Принципы построения программы:

  • принцип гуманизма;

  • принцип демократизма;

  • принцип научности;

  • принцип интегративности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации;

  • принцип самореализации;

  • принцип мотивации.

Методологические принципы проектного обучения

  • процесс работы не менее важен, чем ее результаты;

  • учебный процесс строится не в логике изучаемых предметов, а в логике деятельности;

  • опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы воспитывает привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути;

  • допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех учащихся;

  • комплексный характер системы проектного обучения создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника;

  • система проектного обучения влияет на мотивационную сферу повышая интерес как к процессу учебной деятельности, так и к ее результату;

  • гуманистический смысл системы проектного обучения состоит в том, что она не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей.

Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся:

  • в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;

  • образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;

  • каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;

  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;

  • проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;

  • проектированию можно научиться. Для этого необходимо желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими, осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу.

Проектная деятельность обучающихся реализуется в опыте автономного поведения (автономность) и опыте межсубъектного взаимодействия (совместность).

При этом формируются умения и навыки проектирования.

Проектная деятельность успешно интегрирует в образовательный процесс школы. Ее основные этапы и логика развития проектных умений обучающихся отражены в схеме:


Схема №1.

Проектная деятельность

Программа организации проектной деятельности Я и проекты

Программа организации проектной деятельности Я и проекты

совместность

автономность


  • выбор проблемы для индивидуального решения;

  • постановка индивидуальных целей;

  • планирование собственной деятельности;

  • реализация индивидуальной деятельности по достижению результата;

  • презентация хода и результатов индивидуальной проектной деятельности;

  • индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность достижения запланированных результатов

  • выбор проблемы, путем согласования, для совместного решения;

  • согласование целей;

  • планирование совместной деятельности на основе распределения функций между обучающимися;

  • достижение результата в совместной деятельности;

  • презентация хода и результатов совместной проектной деятельности;

  • индивидуальная рефлексивно-оценочная деятельность способов совместного решения общих целей.




























Схема №2.

Структурно-логическая схема организации проектной деятельности обучающихся


Социальный заказ:

развитие способностей к проектированию

Цель: через проектную деятельность развивать самостоятельность и умения работать в группе

Программа организации проектной деятельности Я и проектыПрограмма организации проектной деятельности Я и проекты

Участники: учащиеся, учителя, администрация, библиотекарь, психолог, классные руководители, родители

Условия: нормативно-правовые, материально-технические, учебно-методические, информационные, кадровые, организационные

Программа организации проектной деятельности Я и проектыПрограмма организации проектной деятельности Я и проекты

Программа организации проектной деятельности Я и проектыПрограмма организации проектной деятельности Я и проекты



Результат: выпускник с развитыми способностями к проектированию, мотивированный на самостоятельную работу и деятельность в группе



Направления работы:

1. Организация проектной деятельности обучающихся.

2. Обучение школьников умениям и навыкам проектирования.

3. Организация методической работы с педагогами по проблеме.

4. Участие в конкурсах, фестивалях, творческих проектах различного уровня.

5. Диагностика формирования и развития умений и навыков проектирования.

В осуществлении программы участвуют администрация школы, школьные методические объединения, кураторы, педагоги, библиотека, школьные детские объединения, классные руководители, социально-психолого-педагогическая служба школы.

Участники проектного процесса находятся во взаимодействии, их функциональные обязанности разграничены.

Схема №3.

Взаимодействие участников проектного процесса.

Программа организации проектной деятельности Я и проекты

Функции администрации школы, включают:

  • разработку нормативных методических документов, определяющих требования, предъявляемые к проведению проектных работ;

  • определение графика проведения проектов, включая утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;

  • осуществление ресурсного обеспечения проектной деятельности;

  • осуществление общего контроля за проектной деятельностью.

Функции кураторов и ШМО :

  • определение предметных тематических блоков, в рамках которых могла
    бы осуществляться проектная деятельность;

  • разработка примерного перечня тем проектных работ;

  • координация межпредметных связей в рамках проектной деятельности;

  • распределение нагрузки учителей-координаторов проектов.

Педагоги-координаторы проектов, являясь ключевыми фигурами, непосредственно организующими и контролирующими осуществление учащимися проектной деятельности, выполняют следующие функции:

  • проведение консультаций с участниками проектов;

  • наблюдают за ходом проектной деятельности;

  • руководство проектной деятельностью в рамках согласованного объекта исследования;

  • осуществление методической поддержки проектной деятельности;

  • планирование совместно с учащимися работы в течение всего проектного периода;

  • поэтапное отслеживание результатов проектной деятельности;

  • координация внутригрупповой работы учащихся.

Функции классных руководителей:

  • информирование учащихся о требованиях, предъявляемых к выполнению проектных работ, порядке и сроках работы над проектами;

  • формирование проектных групп и контроль за осуществлением начального периода проектной подготовки;

  • организационная поддержка ресурсного обеспечения проектов;

  • контроль за внешкольной проектной деятельностью;

  • помощь в подготовке к общешкольной «Недели проектов»;

  • помощь в подготовке к общешкольному фестивалю презентаций проектов.

Ответственные задачи в течение всего проектного периода возлагаются на библиотекаря школы:

  • ресурсное обеспечение проектов;

  • планирование работы библиотеки с учетом проектной деятельности, работы с различными источниками информации;

  • предоставление участникам проектов возможностей видео- и медиатеки.


  • Функции психологов:

  • диагностика затруднений при выполнении проектов;

  • проведение консультаций по запросам обучающихся, педагогов;

  • диагностика формирования проектных умений обучающихся;

  • анкетирование участников проектной деятельности.

Немаловажная роль при выполнении проектов отводится родителям обучающихся. Они поддерживают своих детей в течение всего проектного процесса, помогают им.

Для реализации поставленных в программе задач разработана структура проектного процесса в школе.

Схема №4.

Структура проектной деятельности по ступеням образования

Средняя школа (10-11 классы)

Проектная деятельность в профильном обучении

Виды проектов: исследовательские, межпредметные, социальные


Программа организации проектной деятельности Я и проекты

Основная школа (5-9 классы)

Проектная деятельность на уроках и во внеурочной работе

Виды проектов: творческие, социальные


Программа организации проектной деятельности Я и проекты

Начальная школа (1-4 классы)

Проектная деятельность во внеурочной работе

Виды проектов: информационные, практико-ориентированные, совместные (коллективные, групповые, дети - родители)


Программа организации проектной деятельности Я и проекты

  • заседания научно-методического совета;

  • заседания опытно-экспериментальных лабораторий (ОЭЛ);

  • заседания творческих групп педагогов;

  • занятия по обучению координаторов проектов;

  • семинары, семинары-практикумы, круглые столы, тренинги, методические декадники;

  • консультации по вопросам проектирования.

Формы работы с обучающимися в процессе реализации программы

  • проектные уроки и уроки с элементами проектной деятельности;

  • проектная деятельность в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • курс практических занятий «Учимся проектировать»;

  • проектная деятельность во внеурочной деятельности;

  • предметные недели и декады в рамках Академии школьных наук;

  • Неделя учебных проектов;

  • фестиваль презентаций школьных проектов.

Формы работы с родителями обучающихся в процессе реализации программы

  • совместные учебные проекты;

  • родительские собрания;

  • День открытых дверей;

  • презентация детских проектов;

  • анкетирование родителей.


Создание условий для реализации программы


Для обеспечения проектной деятельности в школе создаются оптимальные условия: нормативно-правовые, материально-технические, учебно-методические, информационные, кадровые, организационные.

Нормативно-правовое обеспечение:

  • разработка нормативных документов, локальных актов, положений, регламентирующих проектную деятельность;

  • разработка вариативной части учебного плана, включающей проектную деятельность в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • создание информационного банка данных.

Материально-техническое обеспечение:

  • приобретение всех необходимых для выполнения проектов материалов;

  • приобретение оргтехники (компьютеров, принтеров, мультимедийных проекторов, экранов, сканеров, ксероксов, фото- и видеокамер и др.);

  • приобретение лабораторного оборудования для школьных лабораторий (кабинеты: физики, биологии, химии);

  • приобретение научно-популярной, учебной, методической литературы;

  • создание мультимедийной студии;

  • оснащение кабинета экспериментальных классов для презентации достижений обучающихся в проектной деятельности.

Учебно-методическое обеспечение:

  • разработка программ, авторских курсов, методических рекомендаций по проблеме;

  • освоение педагогами современных технологий, в том числе информационных;

  • создание методических пособий, методических разработок по проблеме;

  • разработка электронных пособий, методических материалов для координаторов проектов;

  • составление диагностических материалов;

  • тиражирование и распространение опыта и результатов инновационной деятельности.

Информационное обеспечение:

  • пополнение фондов школьной библиотеки;

  • использование возможностей Интернета;

  • создание видео и медиатеки.

Кадровое обеспечение:

  • подготовка педагогических кадров;

  • обучение педагогов основам проектной деятельности;

  • прохождение педагогами курсовой подготовки по проблеме;

  • увеличение числа педагогов-координаторов учебных проектов.

Организационное обеспечение:

  • составление планов, графиков проектных работ;

  • определение общешкольной темы, объединяющей проекты;

  • утверждение сроков, отводимых на проведение каждого из этапов проектной деятельности;

  • обучение педагогов и учащихся проектной деятельности;

  • предоставление места для работы над проектами (библиотека, учебные кабинеты, школьные лаборатории, компьютерные классы, детский офис и др.);

  • разработка примерного перечня тем проектных работ;

  • координация межпредметных связей в рамках проектной деятельности;

  • информирование о проектной деятельности через школьную газету.

Схема №5.

Лестница приоритетов обеспечения проектной деятельностиПрограмма организации проектной деятельности Я и проекты

Требования к педагогическим кадрам в реализации программы:

  • высокая профессиональная компетентность;

  • активная научно-методическая деятельность;

  • стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

  • высокий уровень теоретической подготовки по проблеме;

  • общекультурная эрудированность;

  • владение возрастной психологией;

  • наличие организаторских способностей;

  • доброжелательность, высокий педагогический такт.

Прогнозируемые результаты реализации программы

Реализация программы позволит:

  • усовершенствовать существующую в школе систему по организации проектной деятельности;

  • создать систему подготовки педагогических кадров для работы с обучающимися, выполняющими проекты;

  • повысить количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качеств знаний);

  • улучшить качественные показатели по удовлетворению спроса обучающихся и родителей на образовательные услуги, позволяющие развивать индивидуальность и творческий потенциал школьников;

  • обобщить результаты работы по применению метода проектов в образовательном процессе;

  • повысить качество образования.

В результате осуществления программы у обучающихся должны:

  • сформироваться умения и навыки проектирования; умения работать в автономном режиме (автономность) и умения коммуникативного характера (совместность);

  • появиться опыт социального взаимодействия, сотрудничества, сотворчества;

  • повысится интерес к учебным предметам и сформироваться внутренняя познавательная мотивация;

  • повысится уровень активности, самостоятельности школьников и качество знаний;

  • сформироваться умения пользоваться информационными ресурсами и средствами коммуникации.

Предполагается, что программа будет способствовать росту удовлетворенности всех участников образовательного процесса.














План действий по реализации программы


п/п

Направление работы

Действия

Сроки

Ответственные

1

Организация проектной деятельности обучающихся

Составление общешкольного плана работы над проектами

Сентябрь

Администрация

Определение и выбор форм, средств, способов выполнения проектов, распределение обязанностей.

Октябрь-ноябрь

Педагоги

Организация работы над проектами на:

  • уроках;

  • свободной самостоятельной работе;

  • во внеурочное время;

  • на рефлексивных кругах.

В течение года

Педагоги- координаторы проектов

Выполнение проектов в соответствии с этапами работы

Декабрь-февраль

Координаторы проектов

Подготовка проектов к презентации

Март

Зам. директора по УВР, координаторы проектов

Подготовка мероприятий проектной недели

Март

Зам. директора по УВР, кураторы

Проведение Недели учебных проектов в профильных классах

Апрель

Зам. директора поУВР, кураторы координаторы проектов

кл. руководители

Проведение фестиваля презентаций школьных проектов в начальной школе

Апрель

Зам. директора поУВР, кураторы координаторы проектов

кл. руководители

2

Обучение школьников умениям и навыкам проектирования

Организация консультативной помощи для обучающихся, направленной на их творческую самореализацию в проектной деятельности

В течение года

педагоги, психолог

Организация работы спецкурсов, курсов по выбору, дополнительных образовательных курсов по проектной деятельности в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения

В течение года

Зам. директора по УВР, педагоги

Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности, информационной культуры через предметы по выбору, спецкурсы по информатике и использование информационно-коммуникационных технологий на различных учебных предметах

В течение года

Учителя информатики, педагоги-предметники

3

Организация методической работы с педагогами по проблеме

Организация повышения квалификации педагогов

Май

Зам. директора по УВР

Подготовка педагогических кадров, обучение педагогов-координаторов проектов

В течение года

Зам. директора по УВР

Проведение заседаний педсоветов, методических советов, заседаний ШМО, творческих групп по проблеме

Весь период

Администрация, руководители ШМО

Создание банка методических разработок по проблеме проектных уроков

Весь период

Педагоги

Создание мультимедийной продукции по проектной деятельности

Весь период

Обучающиеся, педагоги

Создание базы данных Интернет-ресурсов по проектной деятельности

Весь период

Учителя информатики

Пополнение школьной библиотеки, медиатеки методическими материалами по проектной деятельности

Весь период

Библиотекарь

Изучение передового опыта по проблеме организации проектной деятельности и его презентация в педколлективе

В течение года

Педагоги

Изучение вопросов формирования умений и навыков проектирования обучающихся в рамках самообразования педагогов

В течение года

Педагоги

4

Участие в конкурсах, фестивалях, творческих проектах различного уровня

Участие обучающихся в общешкольном фестивале презентаций учебных проектов

Ежегодно, апрель

Педагоги-координаторы проектов

Участие обучающихся с проектами по «Технологии» в городскойолимпиаде по технологии

Ежегодно

Учителя технологии

Участие обучающихся с проектами по «Экологии» в городской олимпиаде по экологии и экологическом месячнике

Ежегодно

Учителя биологии, географии

Участие обучающихся с проектами в городских краеведческих конкурсах

Ежегодно

Учителя истории, обществознания

Участие обучающихся в городской конференции по информационным технологиям

Ежегодно

Учителя информатики

Участие обучающихся в областном фестивале учебных проектов

Ежегодно

Зам. директора по УВР

Учителя информатики

Участие педагогов с обобщением опыта работы по проектной деятельности, с методическими проектами в различных конкурсах:

Весь период

Педагоги

5

Диагностика формирования и развития умений и навыков проектирования

Анкетирование обучающихся и педагогов накануне проектной недели

Март

Зам. директора по УВР, куратор

Анкетирование по результатам проектной недели

Май

Зам. директора по УВР, куратор

Проведение диагностики затруднений при выполнении проектов

В течение года

Психологи

Проведение диагностики формирования проектных умений обучающихся

В течение года

Психологи


© 2010-2022