Статья «Внеурочная деятельность учащихся по географии»

"Описание материала: Вопрос о повышении интереса учащихся кизучению географии в школе стоит практически перед каждым учителем. Огромную роль в решении этой проблемы играет внеурочная деятельность учащихся. Задача каждого учителя, сделать так, чтобы у каждого учащегося появилось желание изучать географию после уроков. Во внеурочной деятельности решаются педагогические. практические и социальные задачи. Формированию активной познавательной деятельности способствуют такие направления внеурочной ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья «Внеурочная деятельность учащихся по географии»

Учитель географии и экологии МОУ-СОШ с. Прокудино Аткарского района Саратовской области.

Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Эффективность преподавания школьного курса географии и повышение интереса детей к этому предмету во многом зависят от умения учителя разнообразить учебный процесс. Если информация, полученная на уроке, заинтересовала, то у учащихся возникает желание изучать географию и после уроков.

Один из путей решения этой проблемы - внеурочная деятельность, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса.

Во внеурочной деятельности я ставлю перед собой следующие задачи:

-педагогические: обобщающие, развивающие, воспитательные.

-практические: реализация компетентностного подхода к результатам обучения.

-социальные: удовлетворение какой - либо социальной потребности.

Успешное решение этих задач на уроках географии и во внеурочное время приводит к формированию активной познавательной, информационно-коммуникативной деятельности учащихся.

Предметная неделя.

Венцом внеурочной деятельности я считаю проведение Недели географии. Хорошо организованная и интересно проведённая Неделя географии помогает обогатить знания учащихся, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов, формируются практические навыки работы с различными источниками знаний: книгой, картой, Интернетом и т.д.

Совместная творческая работа, не ограниченная условностями урока, сближает учащихся и учителей, способствует формированию коллектива единомышленников.

При проведении Недели географии стараюсь не нарушать нормального ритма работы учащихся. Достигается это, прежде всего тем, что подготовка к Неделе проводится планомерно в течение всего года, поэтому-то и нет штурмовщины, переутомления учащихся.

Подготовка начинается с создания оргкомитета из учащихся 6-11 классов, который вырабатывает стратегию и тактику подготовки и проведения Недели, продумывается всё до мелочей, распределяются обязанности.

Утверждённый план на 2013-2014 учебный год выглядит так:

Понедельник:- Открытие Недели, ознакомление с планом мероприятий.

-Тематическая пресс-конференция «Наш край на карте России

и его экологические проблемы».

Вторник:- День охраны природы.

- Игра «Счастливый случай»

- Конкурс экологических плакатов и комнатных цветов.

- конкурс поделок «Природа и фантазия»

Среда:- Географический КВН.

-Выставка рисунков «Люблю тебя, мой край родной!»

Четверг:- Интеллектуальная викторина «Полёт в космос» - 5-8 классы.

- конкурс газет «В мире географии».

- Круглый стол «Человечество мира в зеркале прессы». 9-11 классы.

Пятница:- Устный журнал «Занимательная география».

-конкурс знатоков географических кроссвордов и чайнвордов.

- конкурс сказок и рассказов на экологическую тему.

Суббота:- Концерт участников географического кружка «Меридиан».

-Подведение итогов Недели.

Кроме того в фойе школы работает киоск «Географическая литература». Здесь учащиеся и взрослые могут купить открытки, проводится географическая лотерея, где можно выиграть всё необходимое для уроков географии.

После окончания Недели работа оргкомитета продолжается, анализируется, что получилось, что нет, что следует повторить на следующей Неделе географии.

Олимпиады.

Ещё одной из наиболее популярных форм внеурочной деятельности по географии является олимпиада. Широкий круг вопросов, затрагиваемых на олимпиадах, способствует приобщению учащихся к самостоятельной работе. Обычно олимпиада проводится либо в рамках Недели географии, либо как самостоятельное мероприятие.

Например, на олимпиаде могут быть предложены задания:

  1. Просмотрите неозвученный фрагмент фильма географического содержания. Представьте, что вы режиссёр этого фильма. Составьте текст к фрагменту.

  2. Существует несколько точек зрения на увеличение площади пустыни Сахары. Одни считают, что это происходит в результате антропогенного воздействия, другие - из-за изменения климате. Будьте судьёй в споре. Докажите правильность своего мнения.

  3. Совершите путешествие по 20*в.д. в Африке. Вычислите длину своего маршрута (в километрах). Объясните смену природных зон.

Школьная олимпиада - первый этап в цикле «олимпийских» соревнований по географии.

Очень важным представляется такое условие проведения школьной олимпиады, чтобы это мероприятие носило не только и не столько отборочный характер в выявлении учащихся-лидеров и не проверкой усвоенных знаний, а служило пропаганде знаний в обстановке соревновательного азарта, игры и давало возможность буквально всем учащимся проявить смекалку и эрудицию в решении конкурсных задач, помочь в расширении кругозора, потренироваться и оценить свой уровень подготовки к олимпийским турам более высокого уровня.

Проектная деятельность.

Одним из направлений совместной деятельности учителя и учащихся в географии является проектная деятельность, которая может способствовать повышению мотивации, более глубокому усвоению школьного курса географии, практическому применению знаний.

«Проект - это такая открытая и динамичная форма организации учебной деятельности учащегося и педагогической деятельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения»

Я считаю, что осуществление проектной деятельности возможно, если учащиеся имеют знания и навыки, предусмотренные образовательными стандартами. Особое внимание уделяю дифференцированному подходу к учащимся, соотношу познавательные возможности учащихся с уровнем сложности проектной работы.

В литературе описано много различных проектов, но я считаю, что наиболее приемлемы в школьном курсе географии следующие виды проектов:

- исследовательский - данный проект имеет чёткую структуру, его результат - реферат, доклад или научная статья.

- реферативно - описательный - ориентирован на обработку информации, выявление проблем.

- творческий - может быть представлен как описание творческой деятельности (презентация, мероприятие).

- Интернет - проект - предусматривает вариативное использование интернет - ресурсов.

Учащиеся нашей школы подготовили и защитили много интересных и оригинальных проектов: «Моя семья в истории Саратовской области», «Живи, село моё родное», «Проект создания предприятия» и др.

Я предлагаю учащимся проекты, имеющие фантастический характер, например, 6-7 классы - «Планета через 100 лет», «Природа других планет», 8-11 классы - «Наше будущее - океан», «Как уберечь природу от промышленных загрязнений», «Города будущего», «Что будет с деревней через 20 лет».

Работая над проектом, учащиеся учатся проводить исследования, вынуждены систематически и чётко излагать свои мысли, ориентироваться в большом количестве текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

Одно из достоинств проектной деятельности - создание особой образовательной атмосферы, дающей учащимся возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности.

Проект - это способность в повседневной жизни увидеть ситуацию, оценить её, выявить проблему.

Учащимся необходимо предоставить условия для создания проектов, а также учить формулировать свои желания, объяснять какой бы они хотели видеть жизнь вокруг себя (цель) и научить чётко понимать, что для этого нужно сделать.





© 2010-2022