Водяной пар. Влажность воздуха

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс 6

Тема: Водяной пар. Влажность воздуха.

Цель: сформировать понятие "влажность воздуха", «относительная влажность», «абсолютная влажность»; познакомить с прибором для ее измерения; научить определять относительную влажность воздуха; развивать логическое мышление, интерес к метеорологии; воспитывать понимание взаимосвязей в природе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: проектор, мультимедийная доска, компьютер, презентация, гигрометр, учебники.

Ход урока:

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Вспомните, в каких состояниях встречается вода в природе? (Твердом, жидком, газообразном).
- При каких условиях вода может переходить из одного состояния в другое? (При изменении температуры).
- При каких температурах происходит переход воды из одного состояния в другое? (При понижении температуры в твердое состояние. При повышении температуры в газообразное состояние).

ΙII. Изучение нового материала.

Слайд 1. У нас сегодня снова гости. Профессор Путавка и его ученик ослик Иа.

Слайд 2.

Иа: Профессор, у меня пропала вода! Я вчера налил воды в тарелочку, чтобы она нагрелась, а ее теперь нет! Куда она делась? Вы ее не видели?

Профессор: Нет, Иа. Я ее не трогал. А ты подумай, куда она могла деться.

Учитель: Ребята, давайте поможем ослику. Куда делась вода? (Она испарилась).
- Где она теперь находится? (В воздухе).
- А в виде чего? (В виде пара).
- А мы можем ее видеть? (Нет).
- А как же можно узнать, сколько воды находится в воздухе? (Дети могут затрудняться ответить).
- Для этого есть прибор - гигрометр. Он определяет влажность воздуха.
- Что же такое влажность воздуха? (Определение на доске. Записывают в тетрадь).

Слайды 3-4.

Водяной пар. Влажность воздуха

Учитель: Как вы думаете, в каком воздухе будет содержаться больше водяных паров в теплом или холодном? (В теплом).

Работа с таблицей в учебнике.

Водяной пар. Влажность воздуха

Слайд 5.

Иа: Профессор!!! Я в лесу. Ранним, прохладным утром на траве было много капелек воды, но прошло немного времени как они исчезли!!! Почему это произошло?

Слайд№ 6

Учитель: Вода в атмосфере находится в 3-х состояниях: жидком, твердом и газообразном.

86% воды приходит в атмосферу, испаряясь с поверхности Мирового океана, а 14% -за счет испарения вод суши. Странные превращения воды мы наблюдаем каждого дня: летом утром на траве появляются удивительные капли росы, зимой ледяные визирунки на окнах воды. В природе все превращается из одного состояния в другой. Например, круговорот воды в природе.

Слайд№ 7 «Круговорот воды в природе»

Учитель: Интенсивность испарения растет при повышении температуры воздуха и действия ветра.

Водяной пар. Влажность воздуха

Рис. 1. Процесс испарения и выпадения осадков (Источник)

Слайд № 8

Испарение - переход воды из твердого или жидкого состояния в газообразное.

Решение задачи (Приложение)

Слайды 9-10.

Учитель: А всегда ли в воздухе, например при температуре +30°С может содержаться 30 гр. водяного пара?(Нет. может содержаться и меньше).

Вернуться к схеме и дополнить ее.

Водяной пар. Влажность воздуха

Любой воздух содержит хоть какое-нибудь количество водяного пара. Влажность воздуха измеряют с помощью гигрометра.

Водяной пар. Влажность воздуха

Рис. 3. Гигрометр (Источник)

Задача на определение относительной влажности воздуха.

Слайд№ 13

Относительная влажность воздуха - 40%, температура +30◦С. Сколько граммов водяного пара содержится в воздухе в данное время.

Решение.

Составим пропорцию:

30 г - 100%

х - 40%

х= 30*40

Водяной пар. Влажность воздуха100

х= 12 г

Ответ: 12 г пара.

Слайд 11.

Иа пропадает в тумане.

Иа: Я ничего не вижу! Помогите! Что это?

Ответы детей: Это туман.

Учитель: А как же образуется туман? Когда он образуется? (Туман мы можем видеть вечером. Образуется при понижении температуры воздуха, конденсации).

Конденсация - процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкий. Основным условием является снижение температуры воздуха. Именно конденсация объясняет процесс образования туч, туманился, росы.

Водяной пар. Влажность воздухаИспарение Конденсация

Водяной пар. Влажность воздуха

Пар прозрачен, поэтому мы его не замечаем.

Водяного пара в воздухе огромное количество, поэтому можно говорить о влажности воздуха. Количество водяного пара в 1 куб м воздуха определяется в граммах.

Слайд 9.

Ослик на шаре поднимается вверх. Исчезает в облаках.

Иа: Я опять в тумане!

Учитель: Ребята, а как мы называет такой туман? (Облака)
- А чем отличаются туман и облака? Что общего?

Типы облаков.

ІV. Подведение итогов. Выставление оценок

Учитель: Итак, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
- Что такое влажность воздуха? Абсолютная? Относительная?
- От чего зависит влажность воздуха?
- Как образуется туман?

V. Тест

1. Туман - это скопление в воздухе:

а) водяного пара
б) капелек воды
в) частичек пыли
г) частичек промышленных газов.

2. Для образования капелек воды из водяного пара необходимо, чтобы воздух, в котором он находится:

а) поднялся и нагрелся
б) поднялся и охладился
в) опустился и нагрелся.

3. Количество влаги, которое может содержаться в определенном объеме воздуха, зависит:

а) от температуры
б) от давления
в) от влажности.

4. Установите соответствие между количеством водяного пара в воздухе и температурой.

1. 0°С а)1 гр/м3
2. - 20°С б) 5 гр/м3
3. + 20°С в)17 гр/м3

VI. Домашнее задание: §32. т/т: стр.60 № 5-6, стр.61 № 1-2.


© 2010-2022