- Преподавателю
- География
- Водяной пар. Влажность воздуха
Водяной пар. Влажность воздуха
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сарбей И.И. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Класс 6
Тема: Водяной пар. Влажность воздуха.
Цель: сформировать понятие "влажность воздуха", «относительная влажность», «абсолютная влажность»; познакомить с прибором для ее измерения; научить определять относительную влажность воздуха; развивать логическое мышление, интерес к метеорологии; воспитывать понимание взаимосвязей в природе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: проектор, мультимедийная доска, компьютер, презентация, гигрометр, учебники.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Вспомните, в каких состояниях встречается вода в природе? (Твердом, жидком, газообразном).
- При каких условиях вода может переходить из одного состояния в другое? (При изменении температуры).
- При каких температурах происходит переход воды из одного состояния в другое? (При понижении температуры в твердое состояние. При повышении температуры в газообразное состояние).
ΙII. Изучение нового материала.
Слайд 1. У нас сегодня снова гости. Профессор Путавка и его ученик ослик Иа.
Слайд 2.
Иа: Профессор, у меня пропала вода! Я вчера налил воды в тарелочку, чтобы она нагрелась, а ее теперь нет! Куда она делась? Вы ее не видели?
Профессор: Нет, Иа. Я ее не трогал. А ты подумай, куда она могла деться.
Учитель: Ребята, давайте поможем ослику. Куда делась вода? (Она испарилась).
- Где она теперь находится? (В воздухе).
- А в виде чего? (В виде пара).
- А мы можем ее видеть? (Нет).
- А как же можно узнать, сколько воды находится в воздухе? (Дети могут затрудняться ответить).
- Для этого есть прибор - гигрометр. Он определяет влажность воздуха.
- Что же такое влажность воздуха? (Определение на доске. Записывают в тетрадь).
Слайды 3-4.
Учитель: Как вы думаете, в каком воздухе будет содержаться больше водяных паров в теплом или холодном? (В теплом).
Работа с таблицей в учебнике.
Слайд 5.
Иа: Профессор!!! Я в лесу. Ранним, прохладным утром на траве было много капелек воды, но прошло немного времени как они исчезли!!! Почему это произошло?
Слайд№ 6
Учитель: Вода в атмосфере находится в 3-х состояниях: жидком, твердом и газообразном.
86% воды приходит в атмосферу, испаряясь с поверхности Мирового океана, а 14% -за счет испарения вод суши. Странные превращения воды мы наблюдаем каждого дня: летом утром на траве появляются удивительные капли росы, зимой ледяные визирунки на окнах воды. В природе все превращается из одного состояния в другой. Например, круговорот воды в природе.
Слайд№ 7 «Круговорот воды в природе»
Учитель: Интенсивность испарения растет при повышении температуры воздуха и действия ветра.
Рис. 1. Процесс испарения и выпадения осадков (Источник)
Слайд № 8
Испарение - переход воды из твердого или жидкого состояния в газообразное.
Решение задачи (Приложение)
Слайды 9-10.
Учитель: А всегда ли в воздухе, например при температуре +30°С может содержаться 30 гр. водяного пара?(Нет. может содержаться и меньше).
Вернуться к схеме и дополнить ее.
Любой воздух содержит хоть какое-нибудь количество водяного пара. Влажность воздуха измеряют с помощью гигрометра.
Рис. 3. Гигрометр (Источник)
Задача на определение относительной влажности воздуха.
Слайд№ 13
Относительная влажность воздуха - 40%, температура +30◦С. Сколько граммов водяного пара содержится в воздухе в данное время.
Решение.
Составим пропорцию:
30 г - 100%
х - 40%
х= 30*40
100
х= 12 г
Ответ: 12 г пара.
Слайд 11.
Иа пропадает в тумане.
Иа: Я ничего не вижу! Помогите! Что это?
Ответы детей: Это туман.
Учитель: А как же образуется туман? Когда он образуется? (Туман мы можем видеть вечером. Образуется при понижении температуры воздуха, конденсации).
Конденсация - процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкий. Основным условием является снижение температуры воздуха. Именно конденсация объясняет процесс образования туч, туманился, росы.
Испарение Конденсация
Пар прозрачен, поэтому мы его не замечаем.
Водяного пара в воздухе огромное количество, поэтому можно говорить о влажности воздуха. Количество водяного пара в 1 куб м воздуха определяется в граммах.
Слайд 9.
Ослик на шаре поднимается вверх. Исчезает в облаках.
Иа: Я опять в тумане!
Учитель: Ребята, а как мы называет такой туман? (Облака)
- А чем отличаются туман и облака? Что общего?
Типы облаков.
ІV. Подведение итогов. Выставление оценок
Учитель: Итак, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
- Что такое влажность воздуха? Абсолютная? Относительная?
- От чего зависит влажность воздуха?
- Как образуется туман?
V. Тест
1. Туман - это скопление в воздухе:
а) водяного пара
б) капелек воды
в) частичек пыли
г) частичек промышленных газов.
2. Для образования капелек воды из водяного пара необходимо, чтобы воздух, в котором он находится:
а) поднялся и нагрелся
б) поднялся и охладился
в) опустился и нагрелся.
3. Количество влаги, которое может содержаться в определенном объеме воздуха, зависит:
а) от температуры
б) от давления
в) от влажности.
4. Установите соответствие между количеством водяного пара в воздухе и температурой.
1. 0°С а)1 гр/м3
2. - 20°С б) 5 гр/м3
3. + 20°С в)17 гр/м3
VI. Домашнее задание: §32. т/т: стр.60 № 5-6, стр.61 № 1-2.