Методы и формы организации проектной деятельности на уроках географии

«Методы и формы организации проектной деятельности на уроках географии»  Статья содержит материал о истории проектного метода, о его формах и видах,его значении, но самое главное - об организации проектной деятельности по географии, впрочем - с успехом алгоритмы можно использовать  и при изучении других предметов. Состав проектной папки, распределение обязанностей, роль руководителя проекта - все это и многое другое, что может пригодиться молодому педагогу для работы с детьми или для обобщения о...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


г. Выкса

2013 г.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Выкса

Методы и формы организации проектной деятельности на уроках географии

Методическое объединение учителей географии

Подготовила: учитель Сегина В.М.


«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Ис­токи его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в фи­лософии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересован­ность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полу­ченные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».
«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с раз­работками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством рус­ского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно ши­роко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проек­тов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпри­нималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике»

Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов»

Проектное обучение способствует формированию, развитию и совер­шенст­вованию отдельных ключевых образовательных технологий.

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере миро­воззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции. Это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, соци­альных, обществен­ных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни че­ловека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это элементы логической, ме­тодологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными позна­ваемыми объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от до­мыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (те­левизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и ин­формационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Ин­тернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отби­рать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и пе­редавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и со­бытиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гра­жданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семей­ных от­ношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области про­фессио­нального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.

Использование проектного обучения на уроках географии развивает у школьников такие умения, как:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информа­ционным потоком в разных областях знаний;

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  • умение решать проблемы;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и кор­ректно по отношению к окружающим;

  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения дру­гих;

  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мо­бильность);

  • способность брать на себя ответственность;

  • способность участвовать в совместном принятии решения;

  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

  • умение сотрудничать и работать в группе и другие, что в конечном итоге спо­собствует формированию ключевых образовательных компетенций уча­щихся.

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школь­ников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать ре­зуль­таты, развивает умения устанавливать причинно - следственные связи.

Этапы ра­боты

Этапы ра­боты

Содержание работы

Деятельность обу­чающихся

Деятельность

учителя

1. Подгото­вительный

Определение темы и целей проекта

Обсуждение и выбор темы

Предлагает темы про­ектов

Выделение подтем в теме проекта

Выбор подтемы или предло­жение новой подтемы

Совместное обсуж­де­ние подтем про­екта

Формирование твор­че­ских групп

Объединение в микрогруппы, распреде­ление обязанностей ме­жду членами ко­манды

Организационная ра­бота по объеди­нению школьников в группы

Подготовка материа­лов к ис­следователь­ской работе

Совместная работа по разработке заданий, вопро­сов для поисковой деятельности, под­бор литера­туры

Установление спосо­бов пре­доставления резуль­татов (формы отчета) и критериев оценки ре­зультата и про­цесса

Обсуждение и кор­ректи­ровка форм предоставле­ния ре­зультата и кри­те­рий оценивания

Предлагает формы от­чета и примерные кри­терии оценивания

2. Планиро­вание

Определение источ­ни­ков, способов сбора и анализа ин­формации

Корректировка и до­пол­нение пред­ложе­ний учи­теля

Предлагает основную ли­тературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта

Осуществление на­коп­ления информа­ции пу­тем работы с литерату­рой, анкети­рование, экспери­мента и др., ее обоб­щение

Поисковая дея­тель­ность по на­копле­нию, систе­ма­тиза­ции, обоб­щению ин­форма­ции

Консультации, коор­ди­нирование работы обу­чающихся

4. Оформле­ние результа­тов

Оформление резуль­та­тов со­гласно вы­бран­ной форме от­чета

Оформление ре­зуль­татов со­гласно вы­бранной форме от­чета

Консультации, коор­ди­нирование работы обу­чающихся

5. Презента­ция

Предоставление вы­полнен­ной работы

Доклад о результа­тах ра­боты

Организация экспер­тизы с приглашением педаго­гов школы, старшекласс­ников

6. Оценива­ние

Оценка работ со­гласно раз­работан­ным крите­риям

Участие в оценке пу­тем коллектив­ного обсужде­ния и само­оценок

Совместное с эксперт­ной группой оценива­ние, вы­явление неис­пользован­ных возмож­ностей, по­тен­циала продолжения работы

Работа над проектом должна отвечать на следующие вопросы:

Проблема

Почему?

Что делать?

Как?

Что получить? (результат)

Первое требование - это наличие либо субъективно, либо социально зна­чимой для ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бы­вает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств нагляд­ности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и ги­потез её решения. Формулировка проблемы - это и есть ответ на вопрос "за­чем?".

Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познава­тель­ная значимость предполагаемых результатов, т.е. ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.

Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.

Третья важная характеристика метода проектов - его самостоятельность, кото­рая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой сто­роны, личностной мотивацией выполнения проекта.

Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над пре­дыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует прираще­нию новых знаний и умений.

Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной дея­тельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она

  • Личностно ориентирована;

  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;\

Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. Алгоритм проектной деятельности

  1. Обсуждение вариантов темы проекта. Формулирование гипотезы.

  2. Проект как совокупность информационных объектов. Цели и задачи про­екта.

  3. Составление плана работы.

  4. Подбор и анализ источников информации по теме.

  5. Широкое знакомство с литературой по изучаемому вопросу.

  6. Углубленное осмысление информации, включая анализ.

  7. Отбор методов проведения исследования.

  8. Отработка материалов вербального блока проекта.

  9. Создание документов наглядного блока проекта.

  10. Выбор методов проверки гипотезы.

  11. Проверка гипотезы.

  12. Личное объяснение результатов как отражение позиции автора по иссле­дуемой проблеме.

  13. Обобщение результатов, соотнесение их с предложенной гипотезой и фор­мулировка выводов.

  14. Возможности практического применения темы.

  15. Перспективы дальнейшего изучения темы.

  16. Корректное изложение материалов работы в письменной форме.

  17. Форматирование текстового документа - материалов работы.

  18. Создание презентации для публичного представления результатов ра­боты.

  19. Создание пакета исполнительной документации.

  20. Защита проекта.

  21. Использование результатов работы учащимися школы на уроках и во вне­урочной деятельности

Паспорт проектной работы

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. Вна­чале - как методическая разработка проекта. Затем уточненный паспорт стано­вится необходимым вступлением к проектной папке ( портфолио проекта), пред­став­ляемой на защите проекта. Наконец, расширенный вариант паспорта про­ектной деятельности может стать описанием проекта, подготовленным для пуб­ликации или для хранения в школьной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  1. Название проекта.

  2. Руководитель проекта.

  3. Консультант(ы) проекта.

  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

  6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.

  7. Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс).

  8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творче­ский, практико-ориентированный, ролевой).

  9. Заказчик проекта.

  10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

  11. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

  12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

  13. Необходимое оборудование.

  14. Нотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, лич­ностная ориентация, воспитательный аспект, кратко - содержание).

  15. Предполагаемые продукт(ы) проекта.

  16. Этапы работы над проектом ( для каждого этапа указать Фому, продолжи­тель­ность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

  17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Оформление проектной папки

Проектная папка (Портфолио проекта) - один из обязательных выходов про­екта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите - показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

  • Четко организовать работу каждого участника проектной группы;

  • Стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении ра­боты над проектом;

  • Объективно оценить ход работы над завершением проектом;

  • Судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на про­тяже­нии его выполнения;

  1. Сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем дру­гих проектов, близких по теме. паспорт проекта;

  2. планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

  3. промежуточные отчеты группы;

  4. вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксе­роко­пии, и распечатки из Интернета;

  5. результаты исследований и анализа;

  6. записи всех идей, гипотез и решений;

  7. отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях и т.д.;

  8. краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться про­ектантам, и способов их преодоления;

  9. эскизы, чертежи, наброски продукта;

  10. материалы к презентации (сценарий);

  11. другие рабочие материалы и черновики группы.

В состав проектной папки (Портфолио проекта) входят:

  1. паспорт проекта;

  2. планы выполнения проекта и его этапов;

  3. промежуточные отчеты группы;

  4. вся собранная информация по теме;

  5. результаты исследований и анализа;

  6. записи всех идей, гипотез и решений;

  7. отчеты о совещаниях группы, и т.д.;

  8. краткое описание проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

  9. эскизы, чертежи, наброски продукта;

  10. материалы к презентации (сценарий);

  11. другие рабочие материалы и черновики группы.

Литература


  1. Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., изда­тельство «Деловая книга»

  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная техноло­гия. М.: Народное образование 2010

  3. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образова­ние: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник ре­фератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. -- Мн., Пропилен, 2001.

  4. Краевский В.В. «Методология педагогического исследования». Пособие для педагога-исследователя. Самара, 2004г.

  5. Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуаль­ной активности.

  6. Новикова Т.Н. «Экспертиза инновационной деятельности». Москва, 2006г.

  7. Полат Е.С. Метод проектов.

  8. Ясвин В.А. «Образовательная среда: от «моделирования» к проектиро­ва­нию». «РАО», Москва, 1997г.

rudocs.exdat.com/docs/index-270700.html?page=4


© 2010-2022