Урок на тему Масштаб

Конспект урока по географии на тему "Масштаб". Расстояние на местности измеряют рулеткой или специальными приборами. При изображении местности на листе бумаги приходится расстояние уменьшать. Для этого надо выбрать масштаб. Масштаб — это дробь, у которой в числителе единица, а знаменатель — число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем сама местность. С помощью масштаба по карте легко прочитать, во сколько раз уменьшено картографическое изображение, сколько сантиме...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК 11

Тема урока: Масштаб.


Цель. Дать представление о масштабе и его обозначении на плане; сформировать понятие о

том, как используется план в практической деятельности человека.

Задачи:

- образовательные: сформировать представление о масштабе, его видах; переводить из численного масштаба в именованный и обратно;

- развивающие: развить познавательные, творческие способности, внимание, мышление; умение находить решение проблемной задачи; продолжить развитие географического мышления, способности применять имеющиеся знания в разных условиях;

- воспитывающие: воспитывать чувство товарищества, дружбы, умения работать в группе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карта, глобус, атласы, раздаточный материал с практическими заданиями.

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративынй, частично-поисковый.

Ход урока:

1. Организационный момент. Сегодня на уроке географии мы будем использовать математические знания. А так как математика любит точность, давайте будем ей соответствовать и проверим принадлежности, необходимые для урока (учитель называет учебные принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик, карточки для индивидуальной работы; ребята проверяют их наличие). Все на месте, начинаем урок.

2. Проверка домашнего задания.

Географический диктант - развиваем орфографическую зоркость.

Учитель диктует термины, ученики записывают. Сосед по парте проверяет правильность написания (зелёной пастой)

Ориентирование, компас, азимут, аэрофотоснимок, топографическая карта

Проверяем правильность выполнения домашнего задания - вопросы 8,9 в учебнике. У доски 2 ученика: 1 -отвечает на в.8, 2 - отвечает на в.9.

Проверить работу «Письмо с 5-6 условными знаками» - по желанию 2-3 ученика зачитывают и демонстрируют свои работы.

3. Актуализация опорных знаний.

- Что такое план местности? (чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде и с помощью усл.знаков)

- Людям каких профессий нужен план? (Пожарные имеют планы районов, городов, деревень, посёлков, служба газа - планы подземных газовых коммуникаций, служба водоканала - планы водопроводной и канализационной сетей. Есть планы у службы связи, у работников сельского хозяйства и лесников.)

Имея на руках план-чертёж, можно решить, где строить новые города и посёлки, прокладывать линии электропередачи, телефонные кабели, трубы водопроводов и канализации, строить железные и шоссейные дороги, каналы, нефте-, газопроводы и ГЭС.

Чертить план без точных измерений расстояний нельзя.

- Чем можно измерить размеры предметов, расстояние на местности? (Линейкой, рулеткой, мерной лентой, шагами).

Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину предметов, расстояния между ними.

4. Изучение новой темы. - Постановка проблемного задания

Учитель предлагает детям начертить в тетрадях план ластика. - Что необходимо сделать, чтобы начертить план ластика в тетради? (Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину ластика, построить прямоугольник с данными размерами)

Учитель предлагает детям начертить в тетрадях план школьного кабинета географии в натуральную величину. Учащиеся, скорее всего, будут испытывать затруднение при попытке выполнить это задание.

- Почему вы не можете начертить план? (Примерный ответ: "Класс большой, а тетрадь маленькая".)

- Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить класс или увеличить тетрадь.)

Учитель задает вопросы ученикам:

-Сможете ли вы начертить план стола так же, как план ластика? Почему? (Прямоугольник такого размера не уместится на странице)

Чтобы начертить большой предмет на листе бумаги, нужно уменьшить его размеры в одинаковое количество раз, то есть взять их в масштабе.

- Что такое масштаб?

Масштаб - это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. Ученики записывают в тетрадь.

Учитель показывает карты разных масштабов.

- Посмотрите на карты. Что вы можете сказать о размерах рек, озер, морей, островов? (Они уменьшены. На одних картах сильнее, на других - меньше.)

- Но как осуществить и выразить уменьшение? Прочитайте об этом в учебнике

Учащиеся читают и отвечают, что уменьшение выражают дробью, которую называют масштабом.

Учитель предлагает заполнить схему "Виды масштабов".

Урок на тему Масштаб

По окончании самостоятельной работы учеников учитель объясняет разницу между видами масштабов.

- Масштаб может быть выражен дробью, где числитель равен единице, а знаменатель - число, показывающее, во сколько раз уменьшено изображение. Такой масштаб называется численным. Чем больше знаменатель, тем больше степень уменьшения объектов, тем меньше подробность изображения, тем мельче масштаб.

Численный масштаб 1 : 50 означает, что 1 см на карте или плане соответствует 50 см на местности;

1 : 100 - 1 см на карте равен 100 см (или 1 м) на местности;

1 : 1000 - 1 см на карте равен 1000 см (или 1 км) на местности.

Правую часть соответствий можно написать по-другому:

в 1см - 50 см; в 1 см - 1 м; в 1 см - 1 км.

Такой вид масштаба называется именованным. Именованный масштаб показывает, какое расстояние еа местности соответствует 1 см на карте или плане.

Численный масштаб можно перевести в именованный и наоборот. Например, в 1 см - 1 м; если мы хотим перевести именованный масштаб в численный, то мы должны перевести метры в сантиметры. Помним, что в одном метре 100 сантиметров, добавим два нуля и получим численный масштаб - 1 : 100.

А что делать, если именованный масштаб не указан, а имеется только численный, например

1 : 1 000 000? В правой части надо сантиметры перевести в метры и, если требуется, в километры, то есть у нас получится в 1 см - 10 км. При переводе численного масштаба в именованный поступаем следующим образом: убираем два нуля с конца знаменателя и получаем метры, убираем пять нулей - получаем километры.

Третий вид масштаба - линейный. Он показан в виде вспомогательной мерной линейки, наносимой на картах для удобства измерения расстояний. Линейный масштаб обычно не заменяет численный и именованный, а приводится наряду с ними. Первый сантиметр слева делится на более мелкие равные участки.

Запомни!

1. Чтобы перевести численный масштаб в именованный - убери 2 последние цифры, получатся метры.

Например, 1:1000, в 1 см - 10 м местности.

2. Чтобы перевести масштаб в км - убери 5 цифр.

Например, 1:250 000, в 1 см карты - 2,5 км.

5. Закрепление знаний.

Групповая работа. Число групп чётное, в каждой группе по четыре человека. Учащиеся получают одну маршрутную карту на группу, передвигаются по этапам, ответы записывают.

МАРШРУТНАЯ КАРТА .

Этап 1. Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:

1 : 5000; 1 : 10 000; 1 : 350 000; 1 : 5 000 000;

в 1 см - 20 км; в 1 см - 500 м; в 1 см - 450 км; в 1 см - 1000 м.

Этап 2. Определите масштаб плана, если дорога длиной 10 км на нем имеет длину 20см.

Этап 3. Учащиеся прошли на север 7000 м. Начертите маршрут движения в масштабе в 1 см - 1 км.

1Урок на тему Масштаб. Расстояние на местности, соответствующее 1 см на плане

2 и 4. Виды масштаба

3. Дробь, у которой числитель - единица, а знаменатель - число, указывающее во сколько раз расстояние на плане меньше чем на местности.

По окончании работы группы обмениваются своими картами и вместе с учителем определяют правильные ответы. После проводится устная оценка работ. Выделяются группы, успешно справившиеся с заданиями. Тем, кто допустил ошибки, предлагается с особой тщательностью подойти к выполнению домашнего задания.

Далее учитель предлагает вспомнить, с чего начинался урок, и выполнить проблемное задание, используя знания, полученные на уроке. Необходимо обратить внимание на подбор оптимального масштаба, чтобы план классной комнаты уместился на тетрадном листе.

6. Рефлексия и подведение итогов урока.

Вопросы учащимся:

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы целей урока?

- Сумели ли мы выполнить задание, которое в начале урока казалось невыполнимым?

- Помогут ли новые знания в практической деятельности?

7. Домашнее задание.

Параграф 9 читать, выучить записи в тетрадях, стр. 35 вопрос 5 - письм.


© 2010-2022