- Преподавателю
- География
- Урок на тему Масштаб
Урок на тему Масштаб
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Потманская И.А. |
Дата | 25.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
УРОК 11
Тема урока: Масштаб.
Цель. Дать представление о масштабе и его обозначении на плане; сформировать понятие о
том, как используется план в практической деятельности человека.
Задачи:
- образовательные: сформировать представление о масштабе, его видах; переводить из численного масштаба в именованный и обратно;
- развивающие: развить познавательные, творческие способности, внимание, мышление; умение находить решение проблемной задачи; продолжить развитие географического мышления, способности применять имеющиеся знания в разных условиях;
- воспитывающие: воспитывать чувство товарищества, дружбы, умения работать в группе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карта, глобус, атласы, раздаточный материал с практическими заданиями.
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративынй, частично-поисковый.
Ход урока:
1. Организационный момент. Сегодня на уроке географии мы будем использовать математические знания. А так как математика любит точность, давайте будем ей соответствовать и проверим принадлежности, необходимые для урока (учитель называет учебные принадлежности: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка, ластик, карточки для индивидуальной работы; ребята проверяют их наличие). Все на месте, начинаем урок.
2. Проверка домашнего задания.
Географический диктант - развиваем орфографическую зоркость.
Учитель диктует термины, ученики записывают. Сосед по парте проверяет правильность написания (зелёной пастой)
Ориентирование, компас, азимут, аэрофотоснимок, топографическая карта
Проверяем правильность выполнения домашнего задания - вопросы 8,9 в учебнике. У доски 2 ученика: 1 -отвечает на в.8, 2 - отвечает на в.9.
Проверить работу «Письмо с 5-6 условными знаками» - по желанию 2-3 ученика зачитывают и демонстрируют свои работы.
3. Актуализация опорных знаний.
- Что такое план местности? (чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде и с помощью усл.знаков)
- Людям каких профессий нужен план? (Пожарные имеют планы районов, городов, деревень, посёлков, служба газа - планы подземных газовых коммуникаций, служба водоканала - планы водопроводной и канализационной сетей. Есть планы у службы связи, у работников сельского хозяйства и лесников.)
Имея на руках план-чертёж, можно решить, где строить новые города и посёлки, прокладывать линии электропередачи, телефонные кабели, трубы водопроводов и канализации, строить железные и шоссейные дороги, каналы, нефте-, газопроводы и ГЭС.
Чертить план без точных измерений расстояний нельзя.
- Чем можно измерить размеры предметов, расстояние на местности? (Линейкой, рулеткой, мерной лентой, шагами).
Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину предметов, расстояния между ними.
4. Изучение новой темы. - Постановка проблемного задания
Учитель предлагает детям начертить в тетрадях план ластика. - Что необходимо сделать, чтобы начертить план ластика в тетради? (Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину ластика, построить прямоугольник с данными размерами)
Учитель предлагает детям начертить в тетрадях план школьного кабинета географии в натуральную величину. Учащиеся, скорее всего, будут испытывать затруднение при попытке выполнить это задание.
- Почему вы не можете начертить план? (Примерный ответ: "Класс большой, а тетрадь маленькая".)
- Что нужно сделать, чтобы выполнить задание? (Уменьшить класс или увеличить тетрадь.)
Учитель задает вопросы ученикам:
-Сможете ли вы начертить план стола так же, как план ластика? Почему? (Прямоугольник такого размера не уместится на странице)
Чтобы начертить большой предмет на листе бумаги, нужно уменьшить его размеры в одинаковое количество раз, то есть взять их в масштабе.
- Что такое масштаб?
Масштаб - это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. Ученики записывают в тетрадь.
Учитель показывает карты разных масштабов.
- Посмотрите на карты. Что вы можете сказать о размерах рек, озер, морей, островов? (Они уменьшены. На одних картах сильнее, на других - меньше.)
- Но как осуществить и выразить уменьшение? Прочитайте об этом в учебнике
Учащиеся читают и отвечают, что уменьшение выражают дробью, которую называют масштабом.
Учитель предлагает заполнить схему "Виды масштабов".
По окончании самостоятельной работы учеников учитель объясняет разницу между видами масштабов.
- Масштаб может быть выражен дробью, где числитель равен единице, а знаменатель - число, показывающее, во сколько раз уменьшено изображение. Такой масштаб называется численным. Чем больше знаменатель, тем больше степень уменьшения объектов, тем меньше подробность изображения, тем мельче масштаб.
Численный масштаб 1 : 50 означает, что 1 см на карте или плане соответствует 50 см на местности;
1 : 100 - 1 см на карте равен 100 см (или 1 м) на местности;
1 : 1000 - 1 см на карте равен 1000 см (или 1 км) на местности.
Правую часть соответствий можно написать по-другому:
в 1см - 50 см; в 1 см - 1 м; в 1 см - 1 км.
Такой вид масштаба называется именованным. Именованный масштаб показывает, какое расстояние еа местности соответствует 1 см на карте или плане.
Численный масштаб можно перевести в именованный и наоборот. Например, в 1 см - 1 м; если мы хотим перевести именованный масштаб в численный, то мы должны перевести метры в сантиметры. Помним, что в одном метре 100 сантиметров, добавим два нуля и получим численный масштаб - 1 : 100.
А что делать, если именованный масштаб не указан, а имеется только численный, например
1 : 1 000 000? В правой части надо сантиметры перевести в метры и, если требуется, в километры, то есть у нас получится в 1 см - 10 км. При переводе численного масштаба в именованный поступаем следующим образом: убираем два нуля с конца знаменателя и получаем метры, убираем пять нулей - получаем километры.
Третий вид масштаба - линейный. Он показан в виде вспомогательной мерной линейки, наносимой на картах для удобства измерения расстояний. Линейный масштаб обычно не заменяет численный и именованный, а приводится наряду с ними. Первый сантиметр слева делится на более мелкие равные участки.
Запомни!
1. Чтобы перевести численный масштаб в именованный - убери 2 последние цифры, получатся метры.
Например, 1:1000, в 1 см - 10 м местности.
2. Чтобы перевести масштаб в км - убери 5 цифр.
Например, 1:250 000, в 1 см карты - 2,5 км.
5. Закрепление знаний.
Групповая работа. Число групп чётное, в каждой группе по четыре человека. Учащиеся получают одну маршрутную карту на группу, передвигаются по этапам, ответы записывают.
МАРШРУТНАЯ КАРТА .
Этап 1. Переведите численный масштаб в именованный и наоборот:
1 : 5000; 1 : 10 000; 1 : 350 000; 1 : 5 000 000;
в 1 см - 20 км; в 1 см - 500 м; в 1 см - 450 км; в 1 см - 1000 м.
Этап 2. Определите масштаб плана, если дорога длиной 10 км на нем имеет длину 20см.
Этап 3. Учащиеся прошли на север 7000 м. Начертите маршрут движения в масштабе в 1 см - 1 км.
1. Расстояние на местности, соответствующее 1 см на плане
2 и 4. Виды масштаба
3. Дробь, у которой числитель - единица, а знаменатель - число, указывающее во сколько раз расстояние на плане меньше чем на местности.
По окончании работы группы обмениваются своими картами и вместе с учителем определяют правильные ответы. После проводится устная оценка работ. Выделяются группы, успешно справившиеся с заданиями. Тем, кто допустил ошибки, предлагается с особой тщательностью подойти к выполнению домашнего задания.
Далее учитель предлагает вспомнить, с чего начинался урок, и выполнить проблемное задание, используя знания, полученные на уроке. Необходимо обратить внимание на подбор оптимального масштаба, чтобы план классной комнаты уместился на тетрадном листе.
6. Рефлексия и подведение итогов урока.
Вопросы учащимся:
- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Достигли ли мы целей урока?
- Сумели ли мы выполнить задание, которое в начале урока казалось невыполнимым?
- Помогут ли новые знания в практической деятельности?
7. Домашнее задание.
Параграф 9 читать, выучить записи в тетрадях, стр. 35 вопрос 5 - письм.