- Преподавателю
- География
- Конспект по географии на тему Слои твердой Земли
Конспект по географии на тему Слои твердой Земли
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Миннибаева Р.М. |
Дата | 03.10.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема урока: Слои «твердой» Земли.
Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся - индивидуальная, работа в парах.
Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.
Цели по содержанию:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «ядро», «мантия», «земная кора», «литосфера», «геология».
Развивающие: создать условия познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, делать обобщения и выводы.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты.
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий «ядро», «мантия», «земная кора», «литосфера», «геология», использование их для решения учебных задач.
Универсальные учебные действия (УУД).
Личностные действия: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные действия: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные действия: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные действия: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе)
Формы организации деятельности учащихся - парная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование для учителя: компьютер, видеофильм« Строение Земли»
Оборудование для учеников: учебник А. А. Летягина «География. Начальный курс: 5 класс» - М.: Вентана - Граф, 2012; файловая папка с заданиями на столе у каждого ученика.
Ожидаемый результат: по результатам урока должны : знать и объяснять основные признаки понятий, уметь объяснять строение Земли, использовать знания и умения в практической деятельности.
Оборудование для учителя:
-
-презентация к уроку;
-
-компьютер, проектор.
-
-карта строение земной коры
-
-контурная карта
Ход урока
Слайд 1 .
Этап 1. Организационный.
Цел: эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Учитель: Добрый день, ребята.
Начинается урок точно вовремя и в срок.
Все готовы отвечать и пятерки получать?
Сели правильно, красиво.
Чтоб на урок хватило силы
Работаем старательно, слушаем внимательно.
На предыдущих уроках мы рассматривали Землю, как часть Солнечной системы. Однако, как мы выяснили, Земля - крупнейший географический объект, который изучает география. Можем ли мы изучить Землю целиком? Такая задача очень сложна. Поэтому мы разделим объект нашего изучения - Землю на части, которые по их форме называют геосферами, изучим каждую часть и рассмотрим, как геосферы взаимодействуют между собой.
Этап 2. Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.
а) Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
1.Когда возникла Земля? (4,5 млрд.лет тому назад в результате столкновения каменных тел «планетоидов», возникших из пыли и газа)
2.Какие планеты относят к земной группе? ( Меркурий, Венера, Земля, Марс)
3.Каковы форма и размеры Земли? (Земля не имеет форму идеального шара, она сплюснута у полюсов. Средний радиус-6371 км. Длина экватора - 40076 км).
Этап 3. Совместного открытия и усвоения новых знаний.
Цель: выяснить вместе с учащимися в ходе работы, что такое ядро, мантия, земная кора, геология. Как изучают внутреннее строение Земли? Какие методы используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?
Слайд 2. Геосферы Земли: литосфера
атмосфера
гидросфера
биосфера.
-Какие оболочки Земли вы знаете? (литосфера (это земная кора и верхняя часть мантии), гидросфера (водная оболочка Земли), атмосфера (воздушная оболочка Земли), биосфера (сфера жизни)
Просмотр фрагмента видеофильма « Строение Земли»
- Постановка проблемного вопроса.
- Какая тема урока?
- Что предстоит узнать сегодня на уроке?
- Проникнуть в центр земли конечно нельзя, но мы совершим увлекательное путешествие на виртуальном корабле, способным проникать сквозь недра нашей Земли.
В тетрадях запишем число, тему урока
Слайд 3 -4 внутреннее строение Земли
-Каково же внутреннее строение Земли? (В центре расположено ядро, затем следует мантия (с греч. «покрывало») и земная кора (каменная оболочка земли).
Коллективная работа.
Учащиеся работают по тексту учебника на с. 29-30 раздел: «Недра Земли» и по рис.12. с.30, записывают в тетрадях краткую информацию о внутреннем строении Земли (толщина, состояние, температура)
Земная кора: толщина от 5 км - до 75 км, твердая, температура с глубиной повышается в среднем на 3 градуса на каждые 100 м, давление с глубиной повышается.
Мантия: от 45км до 2900км, верхний слой: в расплавленном состоянии, внутренний слой - твердый, 2000-2500 градусов по Цельсию.
Ядро: внешнее - от 2900 км до 5146 км, жидкое; внутреннее - от 5146км до 6371км, твердое; 5000 градусов по Цельсию. (Ученые предполагают, что ядро состоит из железа с примесью никеля)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подводят итог работы в тетрадях.
- Каково внутреннее строение Земли?
- Как меняется температура недр нашей планеты?
Обратим внимание, что в тексте учебника, где рассказывается о недрах Земли, используется слово «предполагают». Действительно, никому ещё не удалось побывать и непосредственно изучить глубины «твёрдой» Земли. Именно поэтому у учёных существуют различные точки зрения по данному вопросу. Такие мнения учёных называют гипотезами - научными предположениями. В ходе дальнейшего развития науки одни гипотезы подтвердятся и станут теориями, другие будут отвергнуты как неверные. Почему в настоящее время мы вынуждены знакомиться с научными гипотезами о внутреннем строении Земли, а не с точными научными положениями?
Слайд 5 Строение земной коры. Литосферные плиты.
Учитель. Литосфера, земная кора (каменная оболочка земли) не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении.
- Плиты двигаются по размягченной мантии, как по маслу в горизонтальном направлении (со скоростью 1-6 см в год) и вертикальном направлении (со скоростью несколько мм в год).
- Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии (как при кипении воды происходит смешивание верхних и нижних слоев)
Можно предположить, что современная форма материков и океанов в будущем может совершенно отличаться.
Учащиеся называют по рис. 13 с.31 учебника название крупных плит.
Физкультминутка.
Работа с текстом учебника.
Учащиеся выясняют методы изучения внутреннего строения Земли (читают по цепочке).
Слайд 6. Геология - молодая наука.
-Кто изучает строение и развитие Земли?
-Как изучают внутреннее строение Земли?
-Какие методы используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?
1)Итак, во первых, сама природа помогает человеку изучать верхние слои земной коры: это горные обрывы, берега рек, морей; Н: Большой Каньон Колорадо (США)
2)Во вторых, изучают при строительстве шахт и бурении скважин: Н: самая глубокая в мире Кольская буровая скважина (глубина 12262 км, температура - 220 градусов)
3)Следующий метод - изучение продуктов извержения вулканов, что позволяет ученым более детально познакомиться с вещественным составом недр Земли.
4)Еще один из методов - сейсмический метод (изучение колебаний волн при землетрясениях и извержениях вулканов, т.к. скорость распространения волн зависит от плотности пород, сквозь которые проходят волны) Первым этот метод применил Борис Борисович Голицин (1862-1916) академик Петербургской академии.
Этап 4. Закрепление материала
Работа в контурных картах.
Учащиеся подписывают крупные плиты и разукрашивают их (цвета используем такие же, как на рисунке 13 стр.31)
Учащиеся подводят итоги работы в контурных картах: называют крупные литосферные плиты.
-На какой литосферной плите мы живем?
Этап 5. Рефлексия.
- Что нового Вы узнали сегодня на уроке?
Выводы:
Мы узнали слои «твердой» Земли; литосфера, земная кора (каменная оболочка земли) не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении; геология - молодая наука, изучает состав и строение земной коры, а также находящиеся в ней полезные ископаемые
Слайд 7-8. Проверим ваши знания. Какие утверждения верны. На своих листах ставите «+», «-».
Поставьте себе отметку, на которую Вы думаете, ответили.
Подведем взаимопроверку. Поменяйтесь листами с соседом по парте. Пусть Ваш одноклассник выставит Вам отметку согласно критериям оценивания.
Сверяйтесь с правильными ответами.
Слайд 9.Правильные ответы.
Вернёмся к плану урока. Все пункты плана выполнены?
-Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
Этап 7. Задание на дом.
Параграф 6; ответить на вопросы с.34;
Изготовить модель Земли из пластилина по плану в соответствие с требованием учебника с 33-34.