Конспект по географии на тему Слои твердой Земли

Тип урока:  Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.Формы организации деятельности учащихся - индивидуальная, работа в парах.Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения  и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.Цели по содержанию:Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.

Тема урока: Слои «твердой» Земли.

Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся - индивидуальная, работа в парах.

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Цели по содержанию:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «ядро», «мантия», «земная кора», «литосфера», «геология».

Развивающие: создать условия познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, делать обобщения и выводы.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий «ядро», «мантия», «земная кора», «литосфера», «геология», использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные действия: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные действия: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные действия: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные действия: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе)

Формы организации деятельности учащихся - парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование для учителя: компьютер, видеофильм« Строение Земли»

Оборудование для учеников: учебник А. А. Летягина «География. Начальный курс: 5 класс» - М.: Вентана - Граф, 2012; файловая папка с заданиями на столе у каждого ученика.

Ожидаемый результат: по результатам урока должны : знать и объяснять основные признаки понятий, уметь объяснять строение Земли, использовать знания и умения в практической деятельности.

Оборудование для учителя:

  • -презентация к уроку;

  • -компьютер, проектор.

  • -карта строение земной коры

  • -контурная карта














Ход урока


Слайд 1 .

Этап 1. Организационный.

Цел: эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.


Учитель: Добрый день, ребята.

Начинается урок точно вовремя и в срок.

Все готовы отвечать и пятерки получать?

Сели правильно, красиво.

Чтоб на урок хватило силы

Работаем старательно, слушаем внимательно.


На предыдущих уроках мы рассматривали Землю, как часть Солнечной системы. Однако, как мы выяснили, Земля - крупнейший географический объект, который изучает география. Можем ли мы изучить Землю целиком? Такая задача очень сложна. Поэтому мы разделим объект нашего изучения - Землю на части, которые по их форме называют геосферами, изучим каждую часть и рассмотрим, как геосферы взаимодействуют между собой.



Этап 2. Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.


а) Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

1.Когда возникла Земля? (4,5 млрд.лет тому назад в результате столкновения каменных тел «планетоидов», возникших из пыли и газа)


2.Какие планеты относят к земной группе? ( Меркурий, Венера, Земля, Марс)

3.Каковы форма и размеры Земли? (Земля не имеет форму идеального шара, она сплюснута у полюсов. Средний радиус-6371 км. Длина экватора - 40076 км).


Этап 3. Совместного открытия и усвоения новых знаний.

Цель: выяснить вместе с учащимися в ходе работы, что такое ядро, мантия, земная кора, геология. Как изучают внутреннее строение Земли? Какие методы используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?


Слайд 2. Геосферы Земли: литосфера

атмосфера

гидросфера

биосфера.

-Какие оболочки Земли вы знаете? (литосфера (это земная кора и верхняя часть мантии), гидросфера (водная оболочка Земли), атмосфера (воздушная оболочка Земли), биосфера (сфера жизни)


Просмотр фрагмента видеофильма « Строение Земли»


- Постановка проблемного вопроса.


- Какая тема урока?

- Что предстоит узнать сегодня на уроке?


- Проникнуть в центр земли конечно нельзя, но мы совершим увлекательное путешествие на виртуальном корабле, способным проникать сквозь недра нашей Земли.

В тетрадях запишем число, тему урока


Слайд 3 -4 внутреннее строение Земли


-Каково же внутреннее строение Земли? (В центре расположено ядро, затем следует мантия (с греч. «покрывало») и земная кора (каменная оболочка земли).

Коллективная работа.

Учащиеся работают по тексту учебника на с. 29-30 раздел: «Недра Земли» и по рис.12. с.30, записывают в тетрадях краткую информацию о внутреннем строении Земли (толщина, состояние, температура)

Земная кора: толщина от 5 км - до 75 км, твердая, температура с глубиной повышается в среднем на 3 градуса на каждые 100 м, давление с глубиной повышается.

Мантия: от 45км до 2900км, верхний слой: в расплавленном состоянии, внутренний слой - твердый, 2000-2500 градусов по Цельсию.

Ядро: внешнее - от 2900 км до 5146 км, жидкое; внутреннее - от 5146км до 6371км, твердое; 5000 градусов по Цельсию. (Ученые предполагают, что ядро состоит из железа с примесью никеля)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, подводят итог работы в тетрадях.

- Каково внутреннее строение Земли?

- Как меняется температура недр нашей планеты?

Обратим внимание, что в тексте учебника, где рассказывается о недрах Земли, используется слово «предполагают». Действительно, никому ещё не удалось побывать и непосредственно изучить глубины «твёрдой» Земли. Именно поэтому у учёных существуют различные точки зрения по данному вопросу. Такие мнения учёных называют гипотезами - научными предположениями. В ходе дальнейшего развития науки одни гипотезы подтвердятся и станут теориями, другие будут отвергнуты как неверные. Почему в настоящее время мы вынуждены знакомиться с научными гипотезами о внутреннем строении Земли, а не с точными научными положениями?



Слайд 5 Строение земной коры. Литосферные плиты.

Учитель. Литосфера, земная кора (каменная оболочка земли) не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении.

- Плиты двигаются по размягченной мантии, как по маслу в горизонтальном направлении (со скоростью 1-6 см в год) и вертикальном направлении (со скоростью несколько мм в год).

- Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии (как при кипении воды происходит смешивание верхних и нижних слоев)

Можно предположить, что современная форма материков и океанов в будущем может совершенно отличаться.

Учащиеся называют по рис. 13 с.31 учебника название крупных плит.


Физкультминутка.


Работа с текстом учебника.

Учащиеся выясняют методы изучения внутреннего строения Земли (читают по цепочке).


Слайд 6. Геология - молодая наука.

-Кто изучает строение и развитие Земли?

-Как изучают внутреннее строение Земли?

-Какие методы используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?

1)Итак, во первых, сама природа помогает человеку изучать верхние слои земной коры: это горные обрывы, берега рек, морей; Н: Большой Каньон Колорадо (США)

2)Во вторых, изучают при строительстве шахт и бурении скважин: Н: самая глубокая в мире Кольская буровая скважина (глубина 12262 км, температура - 220 градусов)

3)Следующий метод - изучение продуктов извержения вулканов, что позволяет ученым более детально познакомиться с вещественным составом недр Земли.

4)Еще один из методов - сейсмический метод (изучение колебаний волн при землетрясениях и извержениях вулканов, т.к. скорость распространения волн зависит от плотности пород, сквозь которые проходят волны) Первым этот метод применил Борис Борисович Голицин (1862-1916) академик Петербургской академии.



Этап 4. Закрепление материала


Работа в контурных картах.

Учащиеся подписывают крупные плиты и разукрашивают их (цвета используем такие же, как на рисунке 13 стр.31)

Учащиеся подводят итоги работы в контурных картах: называют крупные литосферные плиты.

-На какой литосферной плите мы живем?


Этап 5. Рефлексия.

- Что нового Вы узнали сегодня на уроке?

Выводы:

Мы узнали слои «твердой» Земли; литосфера, земная кора (каменная оболочка земли) не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении; геология - молодая наука, изучает состав и строение земной коры, а также находящиеся в ней полезные ископаемые

Слайд 7-8. Проверим ваши знания. Какие утверждения верны. На своих листах ставите «+», «-».

Поставьте себе отметку, на которую Вы думаете, ответили.

Подведем взаимопроверку. Поменяйтесь листами с соседом по парте. Пусть Ваш одноклассник выставит Вам отметку согласно критериям оценивания.

Сверяйтесь с правильными ответами.


Слайд 9.Правильные ответы.

Вернёмся к плану урока. Все пункты плана выполнены?


-Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.


Этап 7. Задание на дом.

Параграф 6; ответить на вопросы с.34;

Изготовить модель Земли из пластилина по плану в соответствие с требованием учебника с 33-34.












© 2010-2022