- Преподавателю
- География
- Урок по географии для 7 класса на тему: Внутренние воды Южной Америки
Урок по географии для 7 класса на тему: Внутренние воды Южной Америки
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гирная А.Ф. |
Дата | 15.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок 39 Внутренние воды Южной Америки
Цели и задачи урока:
Сформировать представление об особенностях внутренних вод материка. Закрепить представление о взаимосвязи оболочек Земли. Продолжить развивать умение работать с картой.
Оборудование:
Физическая карта Южной Америки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания. Повторение изученного
Задания на проверку понимания причинно-следственных связей
- Какое влияние оказывает рельеф на климат Южной Америки?
-
Почему на побережье Атлантического океана городов больше, чем на побережье Тихого? Назовите не менее трех причин.
-
Какие климатические факторы создали уникальные условия природного комплекса Амазонии?.
-
Почему Южную Америку называют самым «мокрым» материком?
-
Объясните образование Патагонии. Назовите не менее двух причин.
-
Укажите, какие территории материка получают много осадков. Где их выпадает мало? Объясните причины.
-
Где снеговая.линия будет проходить выше: на экваторе, в тропиках или в умеренном поясе? Ответ объясните.
-
Где будет выше снеговая линия на экваторе: на западных склонах или восточных?
-
Назовите пустыню, образовавшуюся под влиянием холодного течения. Почему вдоль западного склона Анд выпадает мало осадков, несмотря на близость океана?
Задания на проверку умений
Сравните климат Южной Америки и Африки. Выделите сходства и различия.
Пока ученики готовятся к ответу, учитель работает с остальными учащимися в классе, проводит фронтальный опрос:
-
В каком климатическом поясе Южной Америки зимой и летом температура +25...+27 °С, а осадки выпадают круглый год?
-
В каком климатическом поясе расположены Оринокская низменность и Бразильское нагорье?
-
В каком климатическом поясе находится Патагония?
-
В каком климатическом поясе Южной Америки самая низкая среднегодовая температура?
-
В каких климатических поясах выделяются по три климатические области?
III. Изучение нового материала
-
Южная Америка удивляет не только своим климатом, но и внутренними водными ресурсами. Знаете ли вы, что Амазонка - самая полноводная река в мире не перекрыта ни одним мостом, дамбой или плотиной? Она трижды чемпион среди рек!
-
Знаете ли вы, что в Южной Америке находится самый большой водопад? Как он называется? (Анхель.)
-
Знаете ли вы, что здесь протекает «серебряная» река, хотя ее вода мутно-желтая? Почему она так называется, и какой реке дали такое «драгоценное» название? (Парана и ее устье Ла-Плата.)
-
Знаете ли вы, что на этом материке находится самое большое из высокогорных озер Земли? Его площадь 8300 км2, глубина до 304 м. На языке инков оно называется «свинцовая скала», а под каким именем знаем его мы? (Титикака.)
После того как учащиеся заинтересовались новой темой, можно приступить к ее изучению.
Учитель обращает внимание учащихся на физическую карту Южной Америки и предлагает ответить на вопросы:
- В какие океаны впадают реки Южной Америки? Перечислите названия океанов.
- Приведите примеры рек, впадающих в каждый из океанов.
После этого заполняется схема в тетрадях:
Бассейны океанов
Тихий океан
Атлантический океан
примеры:
примеры:
- Почему реки Атлантического океана превышают по площади бассейны, по длине и полноводности реки Тихого океана? Учащиеся должны вспомнить о влиянии рельефа и климата на реки. На каждую парту выдается справочно-информационный материал:
Крупнейшие реки Южной Америки
Название реки
Длина, км
Площадь бассейна, тыс. км
Амазонка (с Мараньон)
6437
7180
Амазонка (с Укаяли)
6280
6915
Ла-Плата (с Параной)
4700
3100
Сан-Франциско
2896
600
Токантинс
2850
770
Ориноко
2740
1000
Уругвай
1609
306
Крупнейшие водопады Южной Америки
Название
Высота, м
Местонахождение
Анхель
1054
Венесуэла
Кукенан
610
Венесуэла
Рорайма
457
Гайана
Игуасу
72
Бразилия - Аргентина
Учащиеся должны определить, как рельеф влияет на внутренние воды.
- Как вы считаете, что означает выражение «Реки - зеркало климата»?
- Какую реку Южной Америки можно назвать транзитной?
Заслушиваются доклады об особенностях рек и водопадов Южной Америки (см. дополнительный материал к уроку).
IV. Практическая работа
Задание: дать описание одной из рек Южной Америки по выбору.
Сильные ученики выполняют работу без помощи учителя самостоятельно, остальным можно пользоваться планом в учебнике или же текстом сообщений.
V. Озера Южной Америки
При изучении озер учитель предлагает проанализировать карту Южной Америки и перечислить имеющиеся на этом материке озера. Ученики диктуют, а учитель записывает примеры озер на доске. Ученики уже знают виды озер по происхождению котловин, поэтому можно предложить им назвать происхождение озер по внешнему виду. Если кто-то из учащихся сделает правильный выбор, предложите аргументировать его. Возможно, никто не даст правильного ответа, тогда сделайте подсказку - обратите внимание учащихся на размеры, форму, местонахождение озера.
В помощь детям можно дать справочно-информационные материалы:
Крупнейшие озера Южной Америки
Название
Площадь, кв. км
Глубина, м
Маракайбо
16300
250
Титикака
8300
304
Поопо
2530
3
Далее заслушиваются сообщения о крупнейших озерах Южной Америки (см. дополнительный материал к уроку).
Органический мир пресных водоемов
Выступают учащиеся, приготовившие доклады о своеобразии органического мира пресных водоемов Южной Америки.
Снеговая линия
Ученики вместе с учителем вспоминают факторы, влияющие на высоту снеговой линии.
-
В какой части Анд снеговая линия будет выше? А где ниже?
-
С западной или восточной части экватора ледники будут спускаться ниже?
VI. Закрепление
Задание: составить памятку туристам, отбывающим в Южную Америку для посещения интересных водных объектов и предостеречь от опасных явлений природы, случающихся на водоемах этого материка.
Домашнее задание
Д.: §29 (2 часть); К.: §55 (2 часть).
Обозначить на контурных картах реки, озера, водопады, изученные на уроке.
Дополнительное задание: подготовить сообщение о типичных представителях животного мира Южной Америки (муравьед, капибара, анаконда, пираньи, свиньи-пекари, колибри, туканы и т. д.)