- Преподавателю
- География
- Конспект урока по географии (5 класс) Небесные тела
Конспект урока по географии (5 класс) Небесные тела
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мартынова М.И. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
География 5
Тема: Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Цель: формирование у обучающихся знания о небесных телах: астероидах, кометах, метеоритах и метеорах; углубить знания о Солнечной системе;
развивать наблюдательность, умение внимательно слушать, применять полученные знания в нестандартной ситуации, развивать творческие, коммуникативные способности, воображение
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Предметные: актуализация и систематизация знаний о Солнечной системе и небесных телах: астероидах, кометах, метеоритах и метеорах
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- умение общаться и взаимодействовать друг с другом
Регулятивные:
- планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей
Познавательные:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации для получения необходимого результата
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые умения
1.Орг. момент
Приветствие учащихся, проверка подготовки к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочего места к уроку.
2.Актуализация опорных знаний урока
Ребята, сегодня мы продолжаем открывать с вами тайны Вселенной. Многое нам уже известно, но еще больше предстоит узнать!
Наша сегодня с вами цель- закрепить знания о планетах, которые мы с вами изучили и узнать новое о небесных телах
Недавно я прочитала дневник одного мальчика - Пети примерно вашего ровесника. В своем дневнике он описывал свои удивительные фантастические космические путешествия. И в его дневнике было очень много ошибок.
Сейчас я предлагаю вам поработать по группам с отрывки из его дневника и найти, то что Петя описал не так, т.е. фактические ошибки.
(Учитель раздает отрывки из описаний путешествий)
Каждая пара будет работать над своим отрывком из дневника. После получения текстов каждый находит ошибки в своем экземпляре текста, а затем организуется групповое обсуждение.
Учитель обязательно акцентирует внимание на правильном ответе!
ОТРЫВОК №1 Вчера я был на Венере. Она действительно очень похожа на нашу Землю. Там много зеленых лесов из удивительных венерианских деревьев. Моря и океаны там тоже есть, только в них розовая вода. Атмосфера на Венере очень плотная, там много облаков, поэтому Солнца почти не видно. Наверное, на Венере была зима, потому что было прохладно, примерно -10 градусов.
ОТРЫВОК №2
Сегодня вечером я вернулся с Марса. Замечательная планета! Там меня встретили дружелюбные марсиане. Этот народ добывает железо, которого очень много на Марсе. Меня возили на экскурсию на самый высокий вулкан в Солнечной системе - вулкан Олимп, он имеет высоту 100 км. Марс очень большая планета - в 5 раз больше Земли. В телескоп мы наблюдали с Марса его спутники - все 10 штук были очень хорошо видны.
ОТРЫВОК №3
На прошлой неделе я летал на Юпитер. Путешествие было совсем неутомительным, ведь Юпитер находится совсем близко от Земли. Подлетая к планете, я заметил, что вся она в клеточку. Посадка прошла успешно. Гулял без скафандра. Видел большое красное пятно - это такое огромное море, по его берегу я катался на автомобиле. К обеду стало жарко +30оС, поэтому я полетел домой.
ОТРЫВОК №4
Вчера я посетил Сатурн. Замечательная планета! Мне там очень понравилось! Сначала я присатурнился на внешнем кольце планеты. Там построен целый луна-парк аттракционов: качели, карусели, тир и многое другое. Потом я полетел на сам Сатурн. Но пробыл там очень недолго, стала наступать ночь, ведь сутки на Сатурне совсем короткие - всего 10 земных часов. Успел увидеть, что на планете много пшеничных полей. Облетел вокруг планеты - это быстро, ведь она совсем небольшая, не встретил ни одного спутника. Наверное, их нет.
ОТРЫВОК №5
На Уран долетел за пол дня. Красивая планета желтого цвета, у нее нет колец и размера она небольшого. Приземлится не смог, не нашел твердой поверхности. К тому же корабль стал накаляться, ведь на Уране жарко как в печке.
ОТРЫВОК №6
Вернулся с Плутона. Лететь до него очень далеко, почти 2 дня, ведь он находится на окраине Солнечной системы. Когда подлетал к Плутону, чуть не столкнулся с одним из его 40 спутников. Плутон по размеру чуть меньше Сатурна, и имеет такую же красную поверхность как Марс.
Внимательно читают, обсуждают, отвечают, в чем заключается ошибка и как должно быть на самом деле
- на Венере нет лесов, т.к. там вообще нет жизни;
- не может быть морей и океанов с розовой водой, т.к. нет воды в жидком состоянии;
- на Венере не бывает холодной зимы, т.к. из-за плотной атмосферы там постоянный парниковый эффект и температура около +400оС.
- Не могли встретить марсиане, т.к. на Марсе нет жизни;
- вулкан Олимп имеет высоту 27 км;
- на самом деле Марс значительно меньше Земли
- имеет только 2 спутника
- Юпитер находится очень далеко от Земли;
- Юпитер выглядит как бы полосатым, из-за слоистости атмосферы;
- на Юпитере нельзя приземлится, у него нет твердой поверхности, поэтому же нельзя ездить на автомобиле;
- гулять без скафандра там невозможно, т.к. нет кислорода, необходимого для дыхания
-Большое красное пятно - это атмосферный вихрь;
- к обеду не могло стать жарко, на Юпитере держится постоянная отрицательная температура (около -150оС).
- нельзя присатурнится на кольцах и построить там луна-парк, т.к. они образованы постоянно движущимися частицами снега, льды, пыли;
не может быть пшеничных полей, т.к. у планеты нет твердой поверхности;
- это гигантская планета;
- не мог не увидеть спутников, Сатурн имеет около 30 спутников
- на Уран придется лететь очень долго, т.к. он находится очень далеко;
- имеет кольца, как и все планеты-гиганты, но они слабо заметны;
- имеет огромные размеры;
- космический корабль не может накалится, т.к. на Уране постоянная низкая температура - 218оС
- Плутон имеет только один спутник - Харон;
- по размеру Плутон в 6 раз меньше Луны;
- подлинный цвет поверхности Плутона неизвестен, т.к. из-за соей удаленности он очень мало
исследован.
Осуществляется анализ ответов одноклассников.
3.Мотивация к изучению нового материала
Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.
Нарисуем карту солнечной системы.
Вы уже многое знаете о планетах. А как вы думаете, есть еще какие - то небесные тела во Вселенной?
Тема нашего урока «Астероиды, кометы, метеориты и метеоры
Сформулируйте, пожалуйста, цель и задачи нашего урока
Рисуют карту солнечной системы.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока, ставят цели и задачи
Наблюдают. Осуществляют анализ объекта. Устанавливают причинно-следственные связи.
4.Физминутка
Сейчас у нас физкультминутка, наклонились низко, низко, распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись. Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
Выполняют упражнения.
Осуществляют профилактику утомляемости.
5.Новая тема.
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует беседу.
Работа в группах:
1.Астероиды (небесные тела неправильной формы, диаметр от одного до нескольких десятков километров; много их в орбитах Марса и Юпитера)
2.Кометы (Что означает слово комета «волосатая» часть Солнечной системы
Как комета движется -по вытянутым орбитам
Внешний вид кометы ядро -твердое из льда и замерших газов
Хвост - из газов и мелкой пыли направленный от Солнца
Увидеть кометы невооруженным глазом можно редко, а в телескоп часто)
3. Метеоры (Что такое метеоры- световые вспышки, космическая пыль , остатки комет
В атмосфере космические частицы раскаляются от трения вспыхивают и сгорают)
4.Метеориты (Что такое метеорит-упавшие на землю космические тела
Какие бывают метеориты- каменные железные, железокаменные, масса от нескольких граммов до нескольких килограммов и даже тонн)
Воспринимают информацию, работают в группах с тетрадями и учебником.
Работа с учебником, стр 62
Систематизируют информацию.
6.Рефлексия
Как вы считаете мы достигли цели которую сегодня ставили перед собой? (Изучить особенности строения астероидов, комет, метеоритов и метеоров, выяснить, чем они отличаются от других тел Солнечной системы)
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Мне очень хочется узнать ваше отношение к уроку, нарисуйте смайлик
Осуществляют самоанализ деятельности.
Воспринимают оценку своей работы.
7.Итог
Оценивает работу учащихся.
Слушают учителя.
8.Дом.задание
Дает комментарий к дом. заданию.
Параграф 12 читать, ответить на вопросы
Слушают и записывают в дневник.
Задают уточняющие вопросы.