Конспект урока на тему: «Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота»

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота» 8 класс

(В методической разработке показаны приемы работы с текстом)

Цель урока: создание условий для самостоятельного формирования учащимися понятий об озерах, болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте.

Задачи урока:

образовательные: формировать представлений об озерах, болотах, подземных водах, ледниках, многолетней мерзлоте, их особенностях, размещении, значении;

развивающие: продолжить формирование навыков работы с картой, таблицами и другими источниками информации; развить самостоятельность, внимание, познавательный интерес.

воспитательные:; воспитание умения работать в коллективе, группе, оценивать себя и других.

Оборудование: физическая карта России, атласы, учебники по географии 8 класса, компьютерная презентация, маршрутный лист.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Содержание урока:

  1. Организационный момент (1мин.)

  2. Изучение нового материала (13 мин.)

  3. Физкультминутка (2 мин.)

  4. Продолжение работы над новым материалом (13 мин.)

  5. Закрепление (5 мин.)

  6. Домашнее задание (2 мин.)

  7. Рефлексия (0,5 мин.)

  8. Проверка домашнего задания мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку).

  2. Изучение нового материала. Формулирование темы, постановка целей урока учащимися

Мы продолжаем работать над темой «Внутренние воды России». Какой тип внутренних вод изучили на прошлом уроке?. Прочитайте высказывание , посмотрите какие типы внутренних вод названы. (ответы учащихся). Можете назвать тему урока? Итак, запишите тему: «Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота»

Знакомиться с темой будем с помощью учебного материала, карт атласа.

  • Я предлагаю открыть учебник на стр. 84-85. О каком типе внутренних вод говорится в первом пункте?(озеро) Познакомьтесь с ним, попробуйте выделить основное понятие, его характеристики.

Работа над текстом. Пункт «Озера»

А) Что логично объяснить вначале? . Дайте определение озера.

Б)Дальше о чем пойдет речь? (кол-во озер в России, обозначение на картах?)

В)работа по карте. Посмотрите на карту атласа стр. 14-15, выделите территории с наибольшей степенью озёрности. (Северо-запад Русской Равнины или "Озёрный край", Западная Сибирь, Северо- Сибирская, Индигирская, Колымская и Ленско-Вилюйская низменности.)

Г) назовите условия образования озерных котловин ( рельеф, климат, геолог. строение, многолетняя мерзлота)

Д) Работа по карточкам: Соотнести: названия крупнейших озер России с их происхождением по типу котловин

Д) Нарисуйте схемы озер.

Повторить в парах все, о чем мы с вами только что узнали нового о болотах России.

  • Подскажите, как называется второй пункт параграфа. О чем будет идти речь? ( о болотах)Предлагаю написать слово болото в центре., в кругу, проведите от него стрелочки . на них напишите выражения, из которых будет ясно , какие характеристики болот даются в учебнике. Представьте нам свои раскладки. Прочитайте текст, у кого много совпадений. Стр. 14-15 атласа Назовите заболоченные территории России.

(болото-участок суши, характеризующийся избыточным увлажнением)

ФИЗМИНУТКА

  • Следующий этап работы по заготовленному мною маршрутному листу.

Тема: «Подземные воды»

План:

1.Подземная вода-это….вода, находящаяся в толще горных пород верхней части земной коры.

2.Виды подземных вод ( по залеганию) верховые, межпластовые)

3.Виды подземных вод (по содержанию солей)пресные, минеральные()

4. Значение подземных вод.

Посмотрите его, прочитайте. Отработайте пункт «Подземные воды» по данному алгоритму.

  1. Д∕З параграф 13, составить алгоритм изучения пункта Многолетняя мерзлота! 1-Вариант, ледники;2 вариант-многолетняя мерзлота

  2. Проверка домашнего задания.

- Какие реки России вы знаете? (показать на карте)

Письменно: 1) установить соответствие между термином и его определением, самопроверка.); 2) составить схему: источники питания рек. Самопроверка (слайд 4, 5).

(слайд 6).

Закрепление (тест с самопроверкой) слайд 7.

  1. Рефлексия и самооценка (слайд 8).

Озеро 1. Это озеро-море. Оно заполнено соленой водой и населено многими животными морского происхождения.

Озеро 2. Это озеро - крупный пресноводный водоем в Европе. В него впадает более 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история "В годы Великой отечественной войны по его льду проходила "Дорога жизни" - единственная связь страны с осажденным Ленинградом.

Озеро 3. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилось здесь природа в первозданном виде. "Золотое озеро" - такое название дали ему за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби.

Озеро 4. Еще при Петре 1 проложили русские люди "государеву дорогу" от "Студеного" моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы.

Озеро 5. Это озеро - исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. Это пресноводное озеро лежит в центре России. Озеро ледниковое.

Озеро 6. Озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты. Оно неглубокое, ледниковое. Здесь много птиц, рыбы.

Озеро 7. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое - ему 30 млн лет.

Озеро 8. Это крупное Дальневосточное озеро России. По нему проходит государственная граница с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепашки, цвету лотосы. и

В купе вагона поезда, идущего за Урал, встретились 2 пассажира. Первый ехал домой, второй в командировку. Выяснилось, что оба они любители рыбалки, живут в озерных краях. Тот который ехал домой, жаловался, что хотя озер на его плоской степной равнине много, но рыбы в них почти нет. Его попутчик был этим сильно удивлен. Ведь у него дома, на Северо-Западе России, в небольших озерах рыбы видимо-невидимо.


© 2010-2022