Урок на тему Масштаб и его виды учебник В. П. Дронов, Л. Е. Савельева

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Масштаб и его виды.

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии системно-деятельностного обучения.

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию навыков работы с масштабом, умение проводить простые вычисления для перевода масштаба из одного вида в другой, использование масштаба при работе с картой.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать, объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом учебника, материалами мультимедийной презентации.

Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности.

Метапредметные: формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

Предметные: определять масштаб на плане, карте; переводить масштаб из одного вида в другой.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом, работать в парах, группе, с коллективом.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, групповая,

Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, атласы, раздаточный материал.

Ожидаемый результат: научиться определять масштаб, переводить масштаб из одного вида в другой, определять расстояния между географическими объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштаба.

Ход урока.

1.Организационный момент( постановка целей и задач).


1 этап. Актуализация знаний, целепологание. (5 мин.)

Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Учитель. Давайте посмотрим фрагмент мультфильма «Смешарики.Картография».(3 мин.)какие новые слова вы услышали?(записать на доске).Как ак вы думаете, правильно Смешарики изобразили местность? Если нет, то как нужно нарисовать? Можно такой план использовать? Посовещайтесь в группах и выскажите свои предположения.

(Учащиеся предлагают варианты). Сообща приходят к выводу о масштабе.

Учитель: Значит тема урока «Масштаб».

Давайте подумаем сообща какие у нас будут цели.(Слайд 2)

2 этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

Задание 1. (Работа с текстом учебника в группах. Учащиеся находят определения и проговаривают. Затем кто-нибудь отвечает.

Разбить текст на смысловые блоки и найти определения:

Учитель. 1. Что же такое масштаб?( Отношение двух чисел. Например: 1:100, 1: 10000)

2. Для чего нужен масштаб? ( Правильно показывать взаимное расположение географических объектов и проводить измерение расстояний между ними.)

3. Слайд с картами Ульяновской области разного масштаба.(3)

Какую закономерность мы можем здесь увидеть? (Чем больше число, уменьшение, тем мельче масштаб. Чем меньше число, показывающее уменьшение, тем крупнее масштаб).

Учитель: А вот теперь дадим полное определение масштаба. ( работа в группах.) Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам. (Слайд 4)

Виды записи масштаба:(Слайд5 )

Цифрами - численный (отношение двух чисел)

Словами - именованный

В виде линейки.

Какие виды масштаба бывают? (Слайды 6-9)

Соответственно называют и масштаб: численный, именованный, линейный.

На земной поверхности расстояния чаще всего измеряют не в сантиметрах, а в метрах или километрах. Поэтому нужно уметь переводить один вид масштаба в другой.

Закрепление материала по масштабу.

Задание 2. Перевод из одного вида масштаба в другой.

Прежде, чем начнем переводить масштаб посмотрим как это делается.

Правило: Сначала километры переводим в метры (прибавляем три нуля).

Затем метры переводим в сантиметры ( прибавляем еще два нуля)

Перевести(Слайды12 -17)

Правило(1): Сначала сантиметры переводим в метры (отнимаем два нуля), а метры в переводим в километры (отнимаем еще три нуля).

•Выразите в см: 650км; 80 м;(Ответ: 650к м = 650 000м = 65 000 000;

80 м = 8000 см)(Слайд 15)

• Численный масштаб в именованный:

1) 1 : 2 000 2) 1 : 15 000 000 3)

• Именованный масштаб в численный:

1) в 1 см - 30 км

2) в 1 см - 500 м

• Какой из масштабов крупнее? Какой мельче?

1) 1 : 25

2) 1 : 300

3) 1 : 50 000

•Определим при помощи линейного масштаба по топографическому плану: (слайд 18)
а) расстояние от отдельно стоящего дерева до сарая;
б) расстояние от пруда до начала оврага;
в) длину ручья, впадающего в реку Нара.

Этап 3. Первичная проверка понимания изученного.

•Работа с масштабом. Работа в группе. Запись на доске.

1: 25 000

1: 4 000

1: 12 000

1: 90 000 000

1: 5 000 000

В 1см - 1км

В 1см - 100м

В 1см - 15 км

В 1см - 6 м

В 1см 80 км

Физкультминутка. Микс.

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим -
И для них разминка будет. (стоп)Отвечает самый высокий.
Тянем наши руки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим. (стоп. Отвечает девочка по имени Таня)
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке. (стоп. Отвечает мальчик по имени Семен)
Шаг на месте. Ходим строем,
Сейчас дыханье успокоим.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься

.

Этап 4. Закрепление новых знаний и способов действий.

Вопросы по изученному материалу. Работа с атласом, планом.

  1. Работа с планом Новгородского кремля (в группах)


  1. Вычислите площадь квартиры, если сторона одной клетки равна 1 см. Длина квартиры 8 клеток, а ширина -4.

Этап 5. Обобщение и систематизация знаний.

Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.

Задача №1. Длина дороги между городами 2400 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе:

а) 1:100 000 000; ( 2,4 см) б) 1:200 000 000?(1,2 см)

Задача №2. Какая длина реки, если на карте ее длина 6 см 3 мм, а масштаб карты 1: 1 000 000?

Ответ дайте в километрах.

Этап 6. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Работа в группах.

Этап 7. Коррекция знаний и способов действий.

Домашнее задание. § 14. Прочитать, ответить на вопросы после параграфа

Рефлексия.

урок

Я на уроке

итог

Интересно

Работал

Понял материал

Скучно

Помогал другим

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Отдыхал

Не понял материал

Виды масштаба

Виды масштаба

Как записывается

Что показывает

Для чего используется

Численный

дробью

Во сколько раз уменьшается расстояние на карте

Для краткой записи

Именованный

Словами и числами

Величину масштаба

Для определения величины масштаба

Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояния циркулем

Виды масштаба

Виды масштаба

Как записывается

Что показывает

Для чего используется

Численный

дробью

Во сколько раз уменьшается расстояние на карте

Для краткой записи

Именованный

Словами и числами

Величину масштаба

Для определения величины масштаба

Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояния циркулем

Виды масштаба

Виды масштаба

Как записывается

Что показывает

Для чего используется

Численный

дробью

Во сколько раз уменьшается расстояние на карте

Для краткой записи

Именованный

Словами и числами

Величину масштаба

Для определения величины масштаба

Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояния циркулем



Виды масштаба

Виды масштаба

Как записывается

Что показывает

Для чего используется

Численный

дробью

Во сколько раз уменьшается расстояние на карте

Для краткой записи

Именованный

Словами и числами

Величину масштаба

Для определения величины масштаба

Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояния циркулем

Виды масштаба

Виды масштаба

Как записывается

Что показывает

Для чего используется

Численный

дробью

Во сколько раз уменьшается расстояние на карте

Для краткой записи

Именованный

Словами и числами

Величину масштаба

Для определения величины масштаба

Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояния циркулем

Виды масштаба

Виды масштаба

Как записывается

Что показывает

Для чего используется

Численный

дробью

Во сколько раз уменьшается расстояние на карте

Для краткой записи

Именованный

Словами и числами

Величину масштаба

Для определения величины масштаба

Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояния циркулем

Виды масштаба

Виды масштаба

Как записывается

Что показывает

Для чего используется

Численный

дробью

Во сколько раз уменьшается расстояние на карте

Для краткой записи

Именованный

Словами и числами

Величину масштаба

Для определения величины масштаба

Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояния циркулем



Урок на тему Масштаб и его виды учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева

Урок на тему Масштаб и его виды учебник В.П. Дронов, Л.Е. СавельеваУрок на тему Масштаб и его виды учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева

Урок на тему Масштаб и его виды учебник В.П. Дронов, Л.Е. СавельеваУрок на тему Масштаб и его виды учебник В.П. Дронов, Л.Е. СавельеваУрок на тему Масштаб и его виды учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева

Урок на тему Масштаб и его виды учебник В.П. Дронов, Л.Е. Савельева

© 2010-2022