• Преподавателю
  • География
  • Обобщение опыта по теме: Метод творческого проекта как средство организации самостоятельной работы учащихся на уроках географии

Обобщение опыта по теме: Метод творческого проекта как средство организации самостоятельной работы учащихся на уроках географии

«Метод творческого проекта как средство организации самостоятельной работы учащихся на уроках географии».   Тема эксперимента:«Метод творческого проекта как средство организации самостоятельной работы учащихся на уроках географии». Цель эксперимента : 1.Разработать новые подходы и пути формирования по предмету география; 2. Повышение уровня обученности и качества знаний по предмету география; 3. Развитие самостоятельности; 4. Умение планировать свою учебную деятельность; 5. Умение применять полу...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Метод творческого проекта как средство организации самостоятельной работы учащихся на уроках географии».


Тема эксперимента: «Метод творческого проекта как средство организации самостоятельной работы учащихся на уроках географии».

Цель эксперимента :

1.Разработать новые подходы и пути формирования по предмету география;

2. Повышение уровня обученности и качества знаний по предмету география;

3. Развитие самостоятельности;

4. Умение планировать свою учебную деятельность;

5. Умение применять полученные знания в практической жизни.

Задачи эксперимента:

Провести анализ научной литературы по проблеме исследования творческого проекта на уроках географии;

Выявить возможности использования проектной учебной деятельности на уроках географии;

Выделить параметры, позволяющие оценить эффективность проектной деятельности;

Исследовать отношение к предмету школьников по традиционной системе обучения и по программе географии, где выполняется творческий проект.

Объект экспериментальной работы: Процесс развития самостоятельной деятельности методом творческого проекта на уроках географии.

Предмет экспериментальной работы: метод творческого проекта на уроках географии.

Гипотеза эксперимента: мы предположили, что эффективность уроков географии повысится, если основу обучения составит учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента.

Условия возникновения эксперимента продиктованы тем, что изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Требования, предъявляемые к уроку на современном этапе, ставят перед учителем задачу планомерного развития личности учащегося путем включения в активную учебно-познавательную деятельность. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес обучающихся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми - задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке. Организация проектной деятельности способствует созданию в классе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы. Одной из эффективных форм в этом направлении на сегодня, по-моему, является проектная деятельность, и вот уже несколько лет я внедряю его в своей практике.

Практический этап экспериментальной деятельности заключается в проведении диагностики познавательных процессов учащихся, реализации новой технологии и отслеживании промежуточного результата. Изучая географию, уроки обобщения, я организую как учебный проект. Идея таких уроков заключается в следующем: класс делится на группы в начале изучения материка, каждая группа получает инструкцию, начинается работа по сбору информации, ее обработке и оформлению проекта. Ребята активно используют литературу из школьной библиотеки, пользуются ИКТ и дополнительной литературой по предмету. При выборе направления работы с детьми учитываются их интересы и желания, а также возможности школы (материальная база, практическая значимость работ). Информацию можно представить в виде рисунка, аппликации, цветовой окраски, значками или другими способами, придуманными детьми. На уроке обобщения обязательно присутствуют независимые эксперты, это могут быть родители, учителя, старшеклассники. Им предлагается роль эксперта, они должны оценить каждого ученика, его работу. На уроке - презентации дети обобщают знания по теме и оформляют проектный альбом. Как правило, ученики очень ответственно готовятся и получают хорошие и отличные оценки. Проекты представлены в виде презентаций, в которые включаются различные эффекты: звуки, фото- и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала. На этапе защиты проекта обучающиеся представляют свой проект, отвечают на возникшие у слушателей вопросы. Применение проектных технологий в обучении географии позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность обучающихся.
На базе нашей школы проводилось заседание районного методического объединения учителей коррекционных классов. Вниманию педагогов был представлен проект «Италия» с презентацией по городу Венеция. (Приложение № 1) По проекту был сделан красочный альбом. В конце урока была проведена викторина, которая выявила, насколько обучающие компетентны в данных вопросах.

Мною была разработана и проведена диагностика уровня развития самостоятельности на уроках географии.

Ф.и. учащегося

Умение сам-но давать словесный отчет о предстоящей и выполненной работе

Умение сам-но составлять план работы по образцу или заданию

Умение сам-но использовать свои знания в практической деятельности

Умение сам-но выполнять задания по словесной, инструкционной карте

Умение сам-но выполнять самоконтроль

Умение сам-но пользоваться дополнительными источниками информации

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Вадим С.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Виктория Ш.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Игорь Е.

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

Олег Н.

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

2

Диана Н.

1

1

1

1

2

2

1

2

1

1

1

2

Юлия О.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

3

Виталий П.

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Олег В.

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2

2

3

Виктория В.

2

2

2

3

1

2

1

2

2

2

2

3

Юлиан Ш.

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

1

2

Итого общий балл по классу

14

17

15

18

13

18

12

17

13

13

13

20

I -до выполнения проекта; II- после выполнения проекта. Высокий уровень - 3 б., средний - 2 б, низкий 1 б.

Анализ контрольной и промежуточной диагностики уровня развития самостоятельности на уроках географии.

Диагностика самостоятельности проводилась с использованием следующих параметров:

- Умение самостоятельно давать словесный отчет о предстоящей и выполненной работе.

- Умение самостоятельно составлять план работы по образцу или заданию.

- Умение самостоятельно использовать свои знания в практической деятельности.

- Умение самостоятельно выполнять задания по словесной, инструкционной карте.

- Умение самостоятельно выполнять самоконтроль.

- Умение самостоятельно пользоваться дополнительными источниками информации.

Для оценки результатов были выбраны следующие критерии:

Высокий - 3 б.

Средний - 2 б.

Низкий - 1 б.

Проведя анализ диагностики, сделаны следующие выводы:

1. Наибольшая динамика (на 7 баллов) прослеживается по параметру умений самостоятельно пользоваться дополнительными источниками информации. Обучающиеся во время работы над проектом с большим интересом находили нужную информацию в интернете и дополнительной литературе.

2. В параметре по умению самостоятельно выполнять самоконтроль динамика не прослеживается, так как обучающимся необходима была постоянная помощь и контроль со стороны учителя.

3. Общий балл в целом по классу в умение самостоятельно давать словесный отчет о предстоящей и выполненной работе вырос на 3 балла.

4. Общий балл по классу в умение самостоятельно составлять план работы по образцу или заданию вырос на 3 балла.

5. Общий балл по классу в умение самостоятельно использовать свои знания в практической деятельности вырос на 5 баллов.

6. Общий балл по классу в умение самостоятельно выполнять задания по словесной, инструкционной карте вырос на 5 баллов.

Сравнительный анализ проведенной диагностики выявил положительную динамику в усвоении обучающимися программного материала.

Завершение экспериментальной деятельности было направлено на:

- обобщение материала, наработанного за четыре года;

- создание единого банка методических материалов;

- продолжение внедрения в педагогическую практику новейших технологий.

В итоге:

1. оформлены материалы диагностики;

2. создан банк дидактических материалов по предмету в виде красочных альбомов;

3. подготовлены DVD- диски с презентациями:

«Италия»

«Германия»

«Чудо природы - озеро Байкал» (Приложение №2)

«Великие географические открытия»

«Самый загадочный материк»

«Растения тундры»

«Город-герой - Волгоград»

«Пушные звери»

«Редкие растения саванн»

В настоящее время можно отметить возрастание активности в работе экспериментальной деятельности, все больше детей стало интересоваться научно-исследовательской работой. В течение четырех лет обучающие представляют свои работы на школьных и районных конференциях.

При проведении эксперимента и защиты проектов, обучающиеся учились вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других обучающихся и учителей.. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников, он расширяет кругозор, познавательные и творческие способности учащихся, развивает самостоятельную деятельность учащихся; развивает навык работы с информационными технологиями.
В завершение работы экспериментальной деятельности была проведена отчетная творческая конференция с участием педагогов школы. Здесь были представлены все наработки полученные за четыре года. Работе со стороны присутствующих была дана положительная оценка.


© 2010-2022