Профориентация и профпроба на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ.

Организация профпробы в курсе географии.

Автор- Ломака М.Г., учитель географии.

Гимназия «Мариинская», Таганрог.

Одна из задач современной старшей школы- создание базы для получения образования достаточного уровня и направленности для успешного построения дальнейшей профессиональной карьеры. Другими словами создание фундамента для выбора школьниками будущей профессии.

Профориентационная работа велась в нашей гимназии постоянно. Существовала целая система факультативных, элективных курсов, курсов по выбору. За годы педагогической деятельности я вела следующие курсы: «Введение в менеджмент», «Основы делопроизводства», «Деловой этикет», « Основы экономики-5 класс», «Семейная экономика-6класс.» «Экономика 7-11класс.», « Основы современной рекламы. 10-11класс.», « Тайм менеджмент школьника-9класс», «Школа юного бизнесмена.7-9класс»,«Основы предпринимательской культуры. 10-11 класс.», «Регионоведение. 10-11класс».

Но по-прежнему результаты экспресс опросов свидетельствуют, что только незначительная часть школьников (25%)обращается за получением профориентационной информации к учителям. Основная же масса учащихся (75%) предпочитают другие источники информации: 38% подростков обращаются за помощью в решении вопросов выбора профессии к родителям и другим родственникам; 9% - узнают об интересующих видах трудовой деятельности из средств массовой информации; 15%школьников предпочитают советы сверстников в определении собственных профессиональных предпочтений; большая же часть респондентов вообще не имеют представления о том, где можно получить интересующие их знания о профессиях (усредненные данные нашей психологической службы).

Подростки имеют крайне слабую информированность о мире профессий, сферах профессиональной деятельности вообще и в частности о тех профессиях, где им могут пригодиться общегеографические и общеэкологические знания.

Создание в нашей гимназии 10-11 классах обучения по индивидуальным учебным планам ( где учащиеся самостоятельно формируют набор предметов с учетом их будущей профессии на профильном и базовом уровне) поставило географию на второй план. Хотя именно в курсе географии учащиеся больше всего сталкиваются с экономическими понятиями и категориями, рассматривают влияние природных и экономических факторов на все стороны жизни деятельности человека ( организация политической карты, расселение и обычаи людей, размещение производств и развитие экономики стран в целом), изучают последствия антропогенного воздействия на окружающую среду и как итог изменения в современном обществе. Как учитель я осознаю, что современный мир меняется быстро. Мир профессий тоже стремительно изменяется. Мода на профессии и действительная ситуация на рынке труда не всегда одно и тоже. Поэтому на уроках географии я хочу дать учащимся элементарные общегеографические знания, которые не сузили бы их выбор профессии, а наоборот расширили его.

В этой связи важной задачей учителя предметника в организации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников в урочное время становится такая профориентационная деятельность, которая может быть организована посредством профессиональных проб учащихся в различных сферах профессиональной деятельности с «выявлением интересов, проверкой возможностей и способностей ученика, составлением представлений о характере профессионального труда разных специалистов на основе личного опыта подростка».

Профессиональная проба представляет собой профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида трудовой деятельности, имеющее завершенный вид и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии. Задача проведения профессиональных проб состоит в ознакомлении учащихся с содержанием, характером и условиями труда работников различных отраслей хозяйства; формировании допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в профессиональной деятельности; развитии интереса к конкретной профессиональной сфере.

Однако переход нашей гимназии на профильное обучение актуализирует проблему включения профессиональных проб в учебный план, так как пробы «предоставляют подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения и соотнести их с требованиями профессии к человеку». В этой связи важной задачей для меня учителя географии на современном этапе становится реализация практической пробы сил школьников в учебной и внеучебной деятельности, с тем чтобы профессиональные пробы стали неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса.

Я предлагаю познакомиться с системой организации работы в рамках профессиональной пробы, реализуемых мной в ходе изучения базовой учебной дисциплины «География» в 6-9 классах.

Пробы знакомят учащихся с профессиями геодезиста, картографа, геолога, геоморфолога, гидролога, метеоролога, климатолога, почвоведа, геоботаника, геозоолога, регионоведа, статиста, политолога, этнографа, экскурсовода, эколога и ориентируют на них. Они связаны с содержанием программного материала урока и выполняются без ущерба времени, отводимого на его изучение, имеют максимальную приближенность предлагаемых заданий к реальному содержанию профессионального труда, к условиям, в которых работает представитель той или иной профессии. Профессиональные пробы выполняются без использования каких-либо превышающих программные требования материальных затрат и технических средств.

Оценка успешности выполнения пробы осуществляется по пятибалльной системе, так как задания профессиональных проб составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом и программными требованиями к знаниям и умениям учащихся по курсу географии. Поэтому у меня есть возможность оценить, с одной стороны, необходимый уровень предметных знаний и умений, с другой - успешность выполнения профессиональной пробы.

Представление опыта включает: знакомство с научно методическим аппаратом по организации профессиональной пробы вообще и частные рассмотрение на примерах уроков географии.

1 часть. Научно-методические рекомендации по организации и проведению профессиональных проб школьников.

Профессиональная проба является важным этапом в процессе реализации задач предпрофильной подготовки школьников, так как в ходе ее учащиеся приобретают реальный опыт профессионального труда и возможность соотнесения характера профессиональной деятельности с собственными способностями, возможностями, предпочтениями. Выполнение профессиональной пробы подразумевает освоение комплекса теоретических и практических знаний, включающих характеристики предмета, целей, орудий, условий труда, ситуаций проявления профессионально значимых качеств, что позволяет школьникам в процессе осуществления пробы оценить собственные возможности освоения той или иной профессии.

Первый системный опыт по созданию профессиональных проб появился в нашей стране в начале 90-х годов XX в., когда Временным научно-сследовательским коллективом «Школьник- труд -профессия» (руководитель С. Н. Чистякова) наряду с концепцией системы профессиональной ориентации разрабатывался профориентационный курс «Твоя профессиональная карьера» (С. Н. Чистякова, Т. И. Шалавина), включающий 272 часа. Основной целью курса является формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда. Материал этого курса частично использовался мной как в урочной так и внеурочной деятельности.

Чаще всего профессиональные пробы представлены в виде творческих заданий ( индивидуальных или групповых) и уроком имитационных игр. В структуре можно выделить следующие этапы: подготовительный и практический.

Подготовительный этап включает диагностику и обучение. Диагностическая часть предполагает выявление направленности профессионально важных качеств на конкретную сферу профессиональной деятельности. Обучающая часть призвана знакомить учащихся теоретическими сведениями о содержании, характере труда разных специалистов, требованиями к состоянию здоровья, правилами техники без опасности, характерными особенностями предприятий данного профиля, их оборудованием др.

Подготовительный этап профессиональной пробы включает занятия с использованием профессиографических заданий. Во время подготовительного этапа пробы проводятся уроки( или индивидуальные встречи-консультации) профориентационной направленности по географии 6 и 9 классов.

В процессе практического этапа пробы учащиеся выполняют задания по трем компонентам (технологический, ситуативный, функциональный)трем уровням сложности.

Технологический компонент- характеризует операционную сторону профессии и позволяет выявить уровень овладения учащимися определенными профессиональными умениями, способами применения орудий труда, используемых в определенной профессии. Характерной особенностью содержания заданий, составляющих технологический компонент пробы, является воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности.

Ситуативный компонент - воспроизводит содержательную сторону профессии и определяет последовательность предметно-логических действий на основе накопленного опыта и приобретения знаний в процессе подготовки к выполнению профессиональной пробы.

Функциональный компонент - воспроизводит структурно-функциональную, динамическую сторону профессиональной деятельности. Задания данного компонента направлены на моделирование профессиональной деятельности и активизируют тем самым потребности, установки, цели, мотивы, определяющие направленность будущей профессиональной деятельности. Каждый компонент пробы состоит из заданий трех уровней сложности.

Первый уровень включает задания, требующие от школьника сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для реализации на уровне исполнителя. Задания второго уровня носят исполнительско-творческий характер, предусматривающий элементы рационализации профессиональной деятельности. На третьем уровне сложности учащимися осуществляется оценка предрасположенности к планированию своей деятельности, постановка промежуточной и конечной целей, анализ результатов профессиональной деятельности. На каждом уровне предусматривается определенная степень помощи подросткам со стороны учителя при выполнении заданий. На первом и втором уровнях возможно использование схем, таблиц, чертежей, справочной литературы и др.,а также обращение с вопросом, возникшим по ходу выполнения работы, к педагогу. К примеру, при выполнении технологической пробы второго уровня сложности профессии «геодезист» испытуемому предлагается алгоритм изготовления планшета для глазомерной съемки местности в виде информационной карты пробы (ИКП).Третий уровень исключает какие-либо формы помощи и требует от испытуемого максимального проявления собственных знаний, умений и навыков.

Количество выполняемых заданий зависит от желания самого подростка и успешности его работы над пробами. Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе группы, в урочное и внеурочное время.

В таблице 1 представлен перечень разработанных профессиональных проб, условия и форма проведения, а также показана взаимосвязь проб с содержанием учебного материала по географии.

Разработанные пробы позволяют непосредственно в ходе занятия соотнести имеющиеся склонности и способности учащегося с требованиями, предъявляемыми профессией.

В ходе выполнения проб предлагается использовать информационные карты пробы, предназначенные для самостоятельного выполнения учащимися какого-либо задания, конструирования простейшего оборудования для работы, демонстрации вида готового объекта, схемы вычислений и др. ИКП дает возможность организовать индивидуальную деятельность подростков с минимальными потерями учебного времени на объяснение выполняемых практических действий, так как содержит подробную информацию по их реализации. Через ИКП учащиеся приобретают новые теоретические знания и практические умения. В ходе работы с ИКП у подростков появляется возможность самообучения и взаимообучения, если работа организована в группах.

Таблица 1.Профессиональные пробы для предпрофильной подготовки школьников по географии (6 класс)

№ п/п

Класс, название

раздела, темы

Название профпробы

Место

выполнения

Форма выполнения

на уроке

дома

индивидуально

в группе

1

От плана местности

к географической

карте.

Геодезист

+

Картограф

+

+

+

+

2

Строение Земли.

Земные оболочки.

Литосфера

Геолог

+

+

Геоморфолог

+

+

3

Строение Земли.

Земные оболочки.

Гидросфера.

Гидролог

+

+

+

Гляциолог, Лимноло́г.

+

+

Эколог

+

+

+

4

Строение Земли.

Земные оболочки.

Атмосфера.

Метеоролог

+

+

Климатолог

+

+

+

Эколог

+

+

+

5

Строение Земли.

Земные оболочки.

Биосфера.

Почвовед

+

+

Геоботаник

+

+

+

Геозоолог

+

+

+

Этнограф

+

+

+

Место и форма выполнения зависит от времени и общей подготовленности класса.

Первое знакомство шестиклассников с профессиональной пробой происходит на самом первом уроке. При рассмотрении вопроса «География как наука» они узнают о разделах географии и науках в ее составе и знакомятся со списком профессий, где географические знания необходимы. На первом же уроке учащиеся получают перспективное задание вести «Календарь погоды». При проведении профессиональной пробы «Метеоролог и климатолог» («География», 6 класс) предусматривается организация периода длительных наблюдений за погодой (5-6 месяцев), так как ведение дневника наблюдений предусмотрено с начала учебного года, а выполнение профессиональной пробы запланировано на 4 семестр, согласно логике учебного материала по географии, когда изучается раздел «Атмосфера». Не которые учащиеся изъявляют желание вести наблюдения за погодой летом - в рамках работы в ученическом научном обществе. Обязательно находиться группа ребят, которая летом самостоятельно совершает экскурсию на городскую метеостанцию, а потом рассказывает на уроке об увиденном. Проведение пробы предусмотрено на основе анализа и обобщения школьниками опыта собственной деятельности (что делают специалисты в этой области - метеорологи и климатологи, отслеживая различные климатические показатели в течение длительного времени). На подготовительном этапе учащиеся производят наблюдения за погодными условиями и фиксируют в дневнике такие параметры, как температура воздуха, направление и сила ветра, осадки, состояние облачности. Профессиональная проба «Метеоролог и климатолог» самая продолжительная по времени у шестиклассников.

Но первый большой раздел в географии «Виды изображений поверхности Земли» . На уроках этого раздела учащиеся знакомятся с профессией «Картографа».

Картограф - одна из стариннейших профессий, неутомимо идущая в ногу с прогрессом и вовлекающая в свою компетенцию все больше научных сфер. Помимо классической географической, картографы в наши дни создают геологические, зоологические, климатологические, исторические, этнографические, экономические, исторические, военные и космические карты. Одна из кропотливейших задач картографов - сбор информации - благодаря компьютерам и всемирной сети Интернет.

Виды деятельности:

*составление и оформление карт *сбор данных для составления карт

*математическая картография *цифровая картография

Места работы:

*научно-исследовательские институты *проектные и издательские учреждения картографического профиля

Карта-"альфа и омега географии", сказал классик отечественной географии Н. Н. Баранский. То есть любое географическое исследование картой начинается и картой же заканчивается. Без карты география и как наука и как предмет просто немыслима! Карты широко используются и в науках, смежных с географией: геология, почвоведение, регионалистика, этнография, туризм, история. Карты находят применение и в таких областях, как аэро и водная навигация, архитектура, прокладка коммуникаций, военное дело, ландшафтный дизайн, лесное хозяйство, градостроительство. Немаловажное значение в качестве иллюстративного и дидактического материала карты и атласы имеют в образовании: география и история. В энциклопедиях карты выполняют просветительскую, а в дорожных и туристических справочниках-коммуникативную функцию.

Картография-это и старая и молодая наука. Достаточно привести имена таких картографов всех времен и народов как Птолемей, Бехайм, Меркатор. Картографы принимали участие в Великих географических открытиях. Именно благодаря людям этой профессии на Земле практически не осталось незакартированных мест. Космос и компьютеры привнесли в старую традиционную картографию новое дыхание; появились совершенно новые картографические изображения.

С развитием эры компьютеров и интернета, помимо обычных (в бумажном исполнении), начали широко внедряться и т. н. электронные (цифровые) карты. Такие карты (их еще называют "умными") выполняются на основе геоинформационных (ГИС) технологий в растровом или векторном форматах. В качестве наглядного примера цифровых карт можно привести популярный интернет-ресурс "Гугл Планета Земля".

По сравнению с традиционными компьютерные карты имеют такие важные преимущества, как быстрая обновляемость с учетом свежих данных и интерактивность, когда каждый пользователь может вносить свои изменения и дополнения и даже создавать свои собственные карты.

Таблица 2.Информационная карта пробы (ИКП). Примерная

Уровень

задачи

результат

первый

сформировать первичные

профессиональные умения: уметь читать топографический план и географическую карту

изучение масштаба, азимута, координат, условных знаков планы и карты

второй

выполнение обязательных( программных практических работ)

и творческих заданий

построение простейших планов: класса, школьного двора, двора собственного дома, приусадебного участка и т.д.

Исследовательские работы «Улица моего детства»;

«На Таганрогской параллели»

третий

рефлексия: оценка готовности заниматься этим делом

Хотел бы этим заниматься

Нет- это не мое

Профориентация и профпроба на уроках географии.К профессии «Картографа» в курсе географии 6 класса мы возвращаемся еще при изучении темы «Части Мирового океана». Закрепляя знания частей ( материк, остров, море ит.д.), ребята создают волшебную карту. А при изучении зарубежной литературы моя коллега стала использовать задание по созданию «Карты путешествия героя».

Работа учащегося 6 «А» класса Макиенко Игоря «Нас объединила 47 параллель»


И даже девятиклассники выполняют творческое исследовательское задание, связанное с картографией. Делают этногеографическую карту района.

Профориентация и профпроба на уроках географии.

Профориентация и профпроба на уроках географии.

Профориентация и профпроба на уроках географии.

Самым ярким для семиклассников является профпроба в качестве картографа, регионоведа, политолога, этнографа, библиографа, экскурсовода, которая проходит при изучение стран . Учащиеся разбиваются на группы- турфирмы. Данные уроки носят характер имитационной игры, где каждый учащийся выступает в определенной роли.


Традиционное задание «Туристический проспект по стране»

Профориентация и профпроба на уроках географии.

Профориентация и профпроба на уроках географии.

Профориентация и профпроба на уроках географии.






Таблица 3.Информационная карта пробы (ИКП). Примерная

Раздел

Тема

Члены турфирмы и их обязанности

Страны Европы

Страны Северной Европы

Картограф- географическое положение( подбор картографической информации: физическая, политическая карта; создание карты памятных мест)

Политолог-государственное устройство(изменения политической карты региона; подборка иллюстраций символов власти( герб, флаг страны)

Регионовед- ресурсы региона, «лицо региона»-отрасли промышленности и сельского хозяйства; подборка этикеток и логотипов фирм и производителей.

Этнограф- особенности национально-религиозного состава (создание аппликаций, рисунков, макетов национальных костюмов и жилищ)

Библиограф- знакомство с выдающимися людьми: подборка фотоиллюстраций.

Экскурсовод- характеристика наиболее интересных и памятных мест; вместе с картографом составляет карту и дает краткое описание.

Страны

Южной

Европы

Страны Восточной Европы

Страны Западной

Европы

Страны

Балтии

Европы

Страны Закавказья Европы

СПрофориентация и профпроба на уроках географии.ам отчет часто обставлен театрализовано. Урок проходит с хорошим эмоциональным фоном. Но требует длительной подготовки. Поэтому за месяц учащиеся организуются в группы. Знакомятся с подробными рекомендациями как по самой профессии ( выдает учитель), так и не посредственно со своим заданием. Проводиться несколько консультаций для групп.

Фотоотчет о выступление турфирмы «Пегас». «Путешествие по Канаде». 7класс «Б

Профориентация и профпроба на уроках географии.

Путешествие по Италии

Профориентация и профпроба на уроках географии.

7 «А» класс

В восьмом классе при изучении регионального компонента учащимся предлагается несколько профпроб: почвоведа, геоботаника, эколога. Это знакомство вытекает из опережающего летнего задания, которое ребята получают на каникулы после 7 класса.

Таблица 4.Информационная карта пробы (ИКП). Примерная

Профпроба

Задание

Тема

Почвовед

Собрать коллекцию

Почвы города Таганрога и пригорода. Минералы Ростовской области.

Геоботаник

Ландшафтный дизайнер

Собрать гербарий

Деревья( кустарники) моего города.

А у нас на даче.

Донское поле

Цветочная рапсодия

Парки моего города

Выйду на улицу

Эколог

Собрать газетный материал

Принять участие в дне экологии

5 июня

Экологические проблемы Таганрога

Экологические проблемы Ростовской области.

Профориентация и профпроба на уроках географии.

Гербарий

Профориентация и профпроба на уроках географии.

Коллекция минералов

Итогом предпрофильной работы в рамках предмета географии в 9 классе являются уроки профпробы с профессией регионального имиджмейкера.

« Продвигать интересы региона, заботиться о его позитивном имидже и международном престиже, развивать международное и межрегиональное сотрудничество - это главная цель регионального имиджмейкера. Имиджмейкер - высокообразованная личность, обладающая философским мышлением, владеющая аналитическими методами работы с информацией, фундаментально подготовленная по менталитетологии, знающая основы управленческой антропологии и коммуникационного менеджмента, имеющая опыт работы по ортобиотике, костюмоведению, стилистики, косметологии. Имиджмейкер - это системщик, формирующий положительное восприятие и репутацию отдельной личности, корпорации, региона, или даже страны. Международные эксперты часто называют Россию самым главным «белым пятном» на карте мира: именно такую оценку дают уровню информированности граждан как за рубежом, так и в самой России о ее городах и регионах, их культурных ценностях и достопримечательностях.

В составленном экспертами Всемирного экономического форума (ВЭФ) мартовском рейтинге 2011 г. Россия по наличию культурных ресурсов мирового значения находится на9-м месте, а по уровню затрат на развитие и продвижение этих ресурсов на91-м. Имидж страны складывается из имиджа ее больших и малых городов. И иностранцы, приезжая в Россию, знакомятся, прежде всего, с ее городами и регионами, и именно на основе этих впечатлений составляют себе представление о России в целом. Поэтому очень важно, чтобы в имиджевой политике России активно участвовало гражданское общество, и каждый россиянин да же школьник осознал: имидж России- общее дело, и каждый из нас - на уровне своего города и региона - тоже вносит собственный вклад в репутацию своего Отечества.

Имидж региона - это его стереотипизированный образ в массовом сознании. В этом образе слиты воединопредставления людей по поводу социокультурных, исторических, социально-экономических, политических и других особенностей данной территории. При этом субъективное представление каждого человека о регионе может складываться как на основе конкретных личных впечатлений, так и опосредованным образом, из материалов масс-медиа, литературных и кинематографических источников, на основе рассказов очевидцев, слухов и домыслов. Таким образом, имидж региона имеет многослойную структуру - образ одного и того же региона в сознании разных людей может серьезно различаться.

Имиджевая политика региона должна быть направлена на формирование узнаваемого бренда территории. Бренд региона - это его уникальный яркий позитивный образ, обусловленный оригинальными социокультурными особенностями территории, ставший широко известным общественности. Таким образом, бренд региона - это его продвинутый, ярко выраженный имидж. Основой бренда могут быть природно-климатические и исторические или культурные особенности территории. Современный бренд Сочи- столица Олимпиады -2014, город-курорт; Анапа известна как детская здравница; Новосибирск прочно ассоциируется с Академгородком и достижениями науки. «

Журнальный клуб Интелрос » Мир и политика » №12, 2012

Василенко И.А.

Изучение экономических районов России завершается двумя уроками, на которых учащиеся создают «Символический герб района».

Подготовительная работа: изучение характеристики района, отбор «символов района» как природных( реки, горя, озера, памятники природы), так и экономических( ресурсы, продукция промышленности и сельского хозяйства), а так же «лицо района»- люди, события.

УПрофориентация и профпроба на уроках географии.чащиеся разбиваются на группы по 4 человека (удобно располагаться за 2 соседними партами). Они могут заранее обсудить макет герба, отобрать слоган.

Групповая работа на уроке. Проходит жеребьевка , каждая группа выбирает карточку с названием района и начинается творческий процесс. За 30 минут на листе А4 при помощи карандашей, красок, бумаги и клея рождается герб района.

Рекомендации по созданию продукта

1- На лицевой стороне листа герб(логотип района) , а на обратной стороне описание, подтверждение каждому символу герба.

3- В описании должны быть символы: географического положения, ресурсов, природы (рельеф, климат, животные, растительные) наиболее яркое, промышленно-сельскохозяйственная специализация.

4- Использовать не более 5 цветов.

5- Слоган района.

6- Герб (логотип) и слоган создается на листе А 4 ( всего 2 листа)

Предлагаемые варианты рабочего поля герба.

Профориентация и профпроба на уроках географии.Профориентация и профпроба на уроках географии.Профориентация и профпроба на уроках географии.Профориентация и профпроба на уроках географии.Профориентация и профпроба на уроках географии.Профориентация и профпроба на уроках географии.

ВАМ ПОНАДОБИТСЯ:

2 листа А4, средства для разукрашивания (цветная бумага), средства крепления (магниты). А так же творчество и вдохновение.

Профориентация и профпроба на уроках географии.

Защита продукта. Прорекламировать свой продукт за 1,5минуты. Оценку работам дают ребята. Эту оценку я суммирую к своей, и, на следующем уроке сообщаю результаты.


ТПрофориентация и профпроба на уроках географии.аких уроков проходит два: после изучения районов европейской части и азиатской части России. Второй урок всегда намного интересней в плане идей воплощения.




Профориентация и профпроба на уроках географии.













Главная цель уроков профпробы- показать учащимся

«Что без географии вы ни где»








Использованная литература

«Географические специальности», Олег Сычев, журнал "Абитуриент", № 7 2008, proforientator.ru

Журнал "Куда пойти учиться" № 44, сайт ucheba.ru

Журнал "Куда пойти учиться" № 47, сайт ucheba.ru

Картограф: где учиться и где работать - Профориентация: кем стать.... Олег Сычев, proforientator.ru›index.php…

Мир и политика №6, 2012. ... Василенко И.А.

intelros.ru›Журнальный клуб›Мир и политика›m6-2012

"Предпрофильная подготовка школьников по географии" , И. В. Рябцев

mosmetod.ru›metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-

Справочник профессий / Словарь профессий / Квалификационный справочник... rabotka.ru/infoworker

Личные фото из школьного архива

Картинки из Интернета


© 2010-2022