Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А. И

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Республиканская научно-практическая конференция

«География Северо-Востока России: история, современные проблемы и перспективы развития»

МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия»



ЛИК ЗЕМЛИ ИЗ КОСМОСА


Выполнил: Кононов Ньургун, ученик 8 класса

МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия»

Руководитель: Андросова Аграфена Ильинична, учитель географии.

Научный консультант: Пахомова Любовь Семеновна,

к.п.н., доцент кафедры географии ИЕН СВФУ












2015

Содержание



Введение………………………………………………………………………

3


Глава I. Космическая география и современность ……………………

1.1. Понятие «Космическая география» …………………………………..

1.2. О новых целях космической географии……………………………

1.3. Космическая география и школьная география…………………

5

5

6

7

Глава II. Составление тестов с использованием космических снимков для школьной географии

2.1. Классификация и выбор тестов…………………… ………………..

2.2. Тестовые задания «Лик Земли из Космоса». Задания базового уровня сложности………………………………….

2.3. Задания повышенного уровня сложности…………………………...

11



12



12

17

2.4. Задания высокого уровня сложности………………………………..

22

Заключение…………………………………………………………………...

28

Использованная литература………………………………………………

29

Приложение…………………………………………………………………

30












Введение

Формирование знаний космической географии началось с первого полета человека в Космос. Более чем за пятьдесят лет освоения Космоса накоплен громадный фонд космических снимков разной детальности и масштаба, разнообразные фото- и видеоматериалы.

Космическая география из года в год, все интенсивнее использует свой исследовательский материал, накопленный космонавтикой и астрономией. Широко используются новейшие современные технологии, средства и методы как ресурсы и пространство всемирной сети Интернет, эффекты трехмерности и анимации, мультимедийные средства, возможность работы в режиме реального времени, создания виртуальных геоизображений и др. Например, на основе космических снимков с трехмерной моделью участка Земли, можно "полетать" над изучаемой территорией, исследуя ее природные особенности, экологическую обстановку, специфику хозяйственной деятельности.

Космические аппараты давно стали надежными помощниками в изучении Земли и материалы, полученные с их помощью, в основном используются для решения узких профильных задач: в геологии - для уточнения структурно-геологического строения земной коры и поисков полезных ископаемых; в картографии - для обновления различных типов карт; в экологии - при изучении экосистем и решении экологических проблем; в образовании - для получения навыков дешифрирования и др.

Космическая география имеет возможность перехода от географической карты к фото- и видеоматериалам космической съемки, дает иное восприятие географических объектов и участков Земли, прежде всего, как одного целого [8].

Обоснование выбора темы: в Интернете, в телевизионных передачах, в атласах, в учебниках географии нового поколения встречаются снимки с изображениями планеты, полученными из космоса, дающие целостное представление о ликах Земли из Космоса. Но для того, чтобы понимать, что изображено на этих снимках, необходимо правильно распознать географические объекты на карте и сравнить их с космическим снимком.

Новизна работы: в современной географии, в том числе, и в школьной, широко используются космические снимки, которые охватывают разные территории Земли. За последние годы среди заданий всех этапов Всероссийской олимпиады школьников появились интересные задания, соответствующие духу современной географии - космические снимки географических объектов и вопросы к ним, на которые надо дать ответ.

Анализ учебников географии показал, что задания с космическими снимками встречаются редко. Более детально были анализированы учебники географии 6,7,8 классов (авторы Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевский), гдеесть отдельные космические снимки как иллюстративный материал и специально к ним вопросы не ставятся.

Космические снимки способствуют составлению различных заданий разного уровня сложности, что и стало проблемой данной работы. Для этого был составлен банк олимпиадных и творческих тестовых заданий с использованием космических снимков по географии для применения на уроках и внеурочных занятиях, при подготовке к олимпиадам разного уровня и изучения номенклатуры, которые помогают приобрести навыки работы с подобными заданиями.

Цель: составить олимпиадные и творческие задания по географии - «Лик Земли из Космоса» с использованием космических снимков разного уровня сложности.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- анализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;

- собрать географические задания с использованием космических снимков в учебной, научно-популярной литературе и сети Интернет;

- разработать разноуровневые задания разной сложности;

- составить сборник «Олимпиадные и творческие задания по географии с использованием космических снимков» для применения на уроках географии и во внеурочное время.

Методы исследования:

Теоретические методы - изучение и анализ научно-методической литературы, поиск космических снимков в сети Интернет, их анализ и классификация.

Практические методы - систематизация и приведение в электронный вид собранных космических снимков; разработка разноуровневых заданий к космическим снимкам.

Гипотеза исследования и практическая значимость работы: если, составить сборник олимпиадных и творческих заданий по географии с использованием космических снимков «Лик Земли из Космоса», то он будет способствовать активизации умозрительной деятельности, развитию пространственного мышления и топографической грамотности, повышению познавательного уровня школьников и будет развивать навыки работы с космическими снимками, географическимим картами и повысит интерес к географии и географическим олимпиадам.

Этапы работы:

I (организационный этап) - аналитическая и поисковая работа по изучению и сбору космических снимков с помощью сети Интернет, специальной и учебной литературы.

II (подготовительный этап) систематизация и приведение в электронный вид собранных космических снимков.

III (основной этап) - составление разноуровневых заданий с ответами к космическим снимкам.

IV (итоговый этап) - составление сборника олимпиадных и творческих заданий по географии с использованием космических снимков «Лик Земли из космоса», предназначенный для учащихся и учителей.

Глава I. Космическая география и современность


  1. Понятие «космическая география»

В работе члена-корреспондента РАН, летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза, директора Научного геоинформационного центра РАН В. Лебедева и к.г.н., ученого секретаря Научного геоинформационного центра РАН, С. Юрина раскрываются понятия «космическая география» и новые цели космической географии.

По их мнению, термин "космическая география" сегодня достаточно растиражирован, под ним понимается разрозненная база данных о Земле, в которую просто "загоняют" множество информации, полученной из Космоса.

В науке и образовании существующие представления о космической географии сужены до "космического ландшафтоведения", "полигонных исследований", "космической информатики", где все сводится к дистанционному зондированию Земли, тематическому дешифрированию космоснимков и повышению качества технологии их обработки.

Исходя из современных проблем, перед космической географией должны ставиться задачи гораздо более глубокие и многогранные. В современное время будет формироваться культура нашего общего дома - планеты Земля. Такая постановка задачи позволит вовлечь богатейшие возможности освоения Космоса в культурное и интеллектуальное пространство широкого круга людей. В свою очередь, без этой связи банк накопленных космических данных, все, что в нем есть и будет, останется недостаточно востребованным, мертвым архивом, лишенным перспективы развития как наследия человечества.

Космос необходимо осваивать под флагом ООН, это не ущемит национального достоинства народов, стран, осваивающих космос, но и не будет принижать страны, которым в силу разных обстоятельств - малости территории, слабости экономики - это не под силу. Покорять океан Космоса должны как один народ Земли, цели полетов и получаемая информация должны быть общие. Космос осваивает Человечество, а не великие державы.

Следуя поставленной цели, в космической географии необходимо изучать Землю как сложно организованную систему, уделяя особое внимание на роли человека в ее преобразовании, выявлению напряженных звеньев в системе Земля-Человек-Общество - через "взгляд за горизонт планеты", включив все новые знания о Солнечной системе, галактиках, Вселенной, сосредоточиться на изучении космогенных факторов, влияющих на Землю и живые организмы, а также на проблемы ответственности человечества, осваивающего Космос, за отрицательное воздействие космической отрасли на окружающую природную среду и околоземное космическое пространство [8].


  1. О новых целях космической географии

В Интернете, телевизионных передачах, атласах, учебниках географии нового поколения все чаще встречаются изображения планеты, которые дают целостное представление о ликах Земли из Космоса. Но для того, чтобы понимать, что изображено на этих снимках, необходимо правильно распознать географические объекты на карте и сравнить их с космическим снимком.

С помощью космических снимков, охватывающих разные территории Земли, можно составлять различные задания и ставить вопросы разного уровня. На втором этапе данной работы проведена работа по составлению банка олимпиадных и творческих заданий по географии для применения на уроках и внеурочных занятиях, при подготовке к олимпиадам разного уровня.

Возможность перехода от географической карты к фото- и видеоматериалам космической съемки дает иное восприятие географических объектов и участков Земли, прежде всего, как одного целого. Именно через них, наглядно видно существующее неразрывное единство и теснейшая взаимосвязь водной поверхности, суши, атмосферы, и осознаешь, что деление на океаны и моря, континенты и тем более государства - условность, произведенные вычленения и разграничения Земли сделаны для лучшего распознавания отдельных объектов и нашего ориентирования.

В космической географии использование выразительности и наглядности космических снимков является инструментом для углубленного изучения Земли и возможность наилучшего способа видения ее, выяснения генезиса различных процессов и явлений, то есть - это способ повышения потенциала исследований и интереса к ним.

Современные географические карты дают застывшее, схематическое представление о Земле, а космическая информация образна, динамична, она лучше усваивается и запоминается. Условные географические названия и объекты, научные термины, часто довольно непривычно звучащие, наполняются смыслом, реальным историческим содержанием и значением, наглядным "живым" представлением о них [8].


1.3. Космическая география и школьная география

Систематизация и обобщение тематических рядов космоснимков и видеоматериалов, может подтвердить известные закономерности формирования природных явлений (а в дальнейшем, возможно выявлять новые), создавать карты планетарного видения и анализа. Полученные после обработки и систематизации снимки-эталоны определенных природных и техногенных процессов и явлений должны сначала явиться новым ярким и убедительным обучающим материалом, а затем стать необходимым и привычным инструментом проведения исследований для решения научных и прикладных географических, экологических и других задач.

Карты облачных полей, на которых представлена облачность, характерна для определенных территорий, а также карты полей пожароопасной, ресурсной и другой облачности; ландшафтные карты, где будет показана сезонная динамика изменения границ и очертаний природных зон (например, живые карты перемещения "фронта осени"); карты "горячих точек" планеты, где выделены и охарактеризованы районы с развитием опасных природных или природно-техногенных процессов (пыльных бурь (ПРИЛОЖЕНИЕ, фото 1), пожаров (ПРИЛОЖЕНИЕ, фото 2), зимнего растепления рек в местах сброса сточных вод городов, крупных предприятий и др.).

Незабываемые ощущения вызывает наблюдение из космоса смены красок космических зорь (фото 3), слежение за перемещением по Земле линии раздела между светом и тенью - терминатором (фото 4). Современные технологии позволяют получать на экране монитора компьютера со спутников живую модель видов Земли из космоса в данный момент, и, задав координаты своего города, можно увидеть перемещающуюся линию терминатора, сравнить полученное изображение с реально происходящим за окном.

Только уроки из Космоса дают возможность увидеть, как солнечный зайчик - "фонарь космического Гулливера" (фото 5), скользит по Земле, высвечивая реки и озера, острова в океане, города. Игра косых солнечных лучей в окнах зданий городов позволяет на дневной поверхности Земли наблюдать ее в бликах. Река Амазонка предстает как пятнистый громадный питон (пятна - это речные плесы), океан весь усеян рисовыми зернышками - пенистыми волнами, вызванными штормовым ветром.

Опираясь на исторические и геологические материалы, разновременные ряды космических снимков и глубокие научные знания, можно научиться "моделировать" изменение облика как малоизученной, так и хорошо известной территории на историческом отрезке времени в десятки и сотни лет.

Например, на снимках южной части Месопотамской низменности (фото 6) мы видим реки Тигр и Евфрат, которые после слияния продолжают нести свои воды в Персидский залив по руслу совсем молодой реки Шатт-эль-Араб ("река арабов"). Исторические документы свидетельствуют, что до V века н.э. этой реки не существовало, и Тигр и Евфрат, не сливаясь, впадали в Персидский залив, имея раздельные устья. Но интенсивное земледелие в долинах этих рек привело к резкому усилению эрозии почв, выносу и переотложению в низовьях твердого материала. Произошло наращивание их общей дельты и, как следствие, образование обширной дельтовой равнины, за счет чего суша выдвинулась в Персидский залив (дельта и сейчас продолжает выдвигаться на 1-4 километра за столетие). И если направленность процессов не изменится, то на ближайшие столетия можно прогнозировать дальнейшее отступание вод Персидского залива.

Следующий пример. Рассматривая космические снимки Центральной Азии (фото 7), мы не только без труда обнаруживаем, что озера Байкал и монгольское Хубсу-Гул, называемое "младшим братом" Байкала, имеют явно видимую связь через выраженный в рельефе тектонический разлом, соединяющий их, но становится понятной гипотеза об их общей дальнейшей "судьбе". Если сложный процесс раздвижения плит литосферы, наблюдающийся здесь, сохранится, то через несколько миллионов лет (по геологическим меркам - это мгновение) озера сольются в единый бассейн только зарождающегося молодого Байкальского моря-океана.

Чрезвычайно интересными объектами для наблюдений в атмосфере Земли являются циклонические вихри, облачность и воздушные течения. Можно определять их структурные особенности, следить за "жизненным циклом" от зарождения до рассеяния, сменой направлений движения. Существуют снимки удивительных вихревых цепочек или целых полей цепочек облачности (ПРИЛОЖЕНИЕ, фото 8), которые не увидишь ни на одной карте.

Загадкой последних лет является причина проникновения в Европу циклонов, подобных тропическим. Они насыщены огромным запасом влаги, сопровождаются сильнейшим ураганным ветром, вызывают разрушительные наводнения и угрозу крупных экологических катастроф, так как многие здания и конструкции сооружены без учета подобного природного явления. Изучить место зарождения таких циклонов, листая вспять космические снимки, выдвинуть научно обоснованные идеи о причинах, способствующих их формированию, - вот увлекательная и живая задача, предлагаемая для решения в школьной лаборатории космической географии.

В учебниках географии для школы и вузов в блоке изучения Мирового океана рассматриваются Атлантика, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый, о пятом, Южном океане мало кто знает, дискуссия о его выделении идет только в специальной литературе. Существование Южного океана, вокруг Антарктиды - как части Мирового океана, обладающего отличительными чертами, безусловно, можно было бы признать, анализируя сезонные снимки Антарктики. Ожерельем из циклонов побережье Антарктиды опоясано во все сезоны года. Атмосферные вихри как бисер "нанизаны" на мощную циркумполярную струю холодных океанических вод течения Западных Ветров, воды этого океана постоянно "богаты" айсбергами характерных столовых очертаний. Все перечисленное, да к тому же подкрепленное документальными свидетельствами - космоснимками, даст возможность обосновать "открытие" нового океана и объявить конкурс на лучшее его название.

Космическая география делает доступным изучение динамики множества процессов, происходящих на Земле, и наблюдение за ними. Особенно актуально и злободневно звучит этот вопрос для решения геоэкологических проблем [8]. Наземными методами на ограниченных территориях (в городах, на месторождениях полезных ископаемых, в зонах охраны природных комплексов) проводится разномасштабный мониторинг, включающий наблюдения за определенными природными компонентами (составом воздуха, поверхностными и подземными водами, почвами, грунтами и др.) и техногенными объектами (предприятиями, полигонами и проч.), который, как оказалось, не позволяет увидеть общую картину и установить причинно-следственные связи при возникающих экологических проблемах.

Так, среди глобальных экологических проблем процесс опустынивания земель выделяют как одно из самых негативных последствий деятельности человека в засушливых районах Земли. Угроза опустынивания в России актуальна для территории Калмыкии («Черные Земли»), юга Поволжья, Приуралья. Наблюдения за процессами техногенного опустынивания с помощью космических снимков позволили выявить одну из основных причин возникновения этого явления - чрезмерный выпас скота. Особенно наглядно это проявляется в крапчатом рисунке земной поверхности (фото 9). Белесые пятна на снимке северного побережья Каспия - это разбитые копытами животных пески (толоки), возникающие в многочисленных местах водопоя.

Одной из основных задач космической географии является открытие широкого поля деятельности для будущих исследователей, обогащения их не только знаниями, но и методами получение новых результатов в науке через умение синтезировать информацию и использовать нетривиальные ходы для решения задач.

Для осуществления плана реализации разработки научного направления "космической географии" предлагается "Программа преподавания космической географии в школе и вузе", которая состоит из нескольких этапов освоения космических знаний учащимися: начальный - использование космических материалов на уроках природоведения в младших классах, затем физической географии и астрономии, а также истории, физики, биологии, экологии и информатики. Завершать школьный курс будет "Космическая география", которая для вузов имеет более расширенные разделы: "Космическое краеведение", "Космическая информатика", "Космическая экология", "Космическое мировоззрение".

В ближайшей перспективе для проведения научно-исследовательских учебных работ необходимо будет создавать экспериментальные школьные лаборатории космической географии, в которых юные исследователи получали бы космическую информацию в режиме реального времени и могли бы решать не абстрактные задачи, а конкретные, наиболее актуальные для данного региона или для "проблемных" и интересных в научном плане районов Земли, а также в наиболее социально и экологически продвинутых районах [8, 9].




Глава II. Составление тестов с использованием космических снимков для школьной географии

2.1. Классификация и выбор тестов

В методике обучения школьных предметов и школьной географии, применение тестовых заданий стало необходимым средством обучения в форме ЕГЭ. Тесты необходимы не только в предметном обучении, но и в школьных олимпиадах.

Более подробно описаны различные формы заданий у Аванесова В.С., А.М. Майорова, М.Б. Челышкова, С.К.Калдыбаева и др.[3;6].

Для нашей работы наиболее подходящей формой являются тестовые задания открытой формы. Заданиями открытой формы называют задания без указания возможных вариантов ответа. Такие задания называют еще открытыми заданиями или заданиями на дополнение. Такие задания требуют от учащихся самостоятельной формулировки ответа, а не выбора готового. Достоинством заданий закрытой формы можно считать то, что они не допускают возможности угадывания [3].

В.С. Аванесов подчеркивает: «форма тестовых заданий - это способ организации, упорядочения и существования содержания теста». Выбор открытых тестов способствует познавательной и умозрительной деятельности учащихся. Ответы на тестовые задания не даются: учащиеся должны найти их сами. Ответы знает только учитель. При этом самой основной трудностью при составлении заданий открытого типа является соблюдение основного требования к тестовым заданиям - наличие однозначного правильного ответа [1].

Обобщая, многообразные исследования по разным типам тестов, нами выбраны следующие типы для составления тестов с использованием космических снимков:

  1. По уровню сложности различаются на базовые, повышенные и сложные уровни.

  2. По типам выделены как тесты закрытого типа (в основном как тесты-опознание), т.е. узнать географические объекты по космическим снимкам.

  3. Частично выбраны тесты открытого типа как тесты-опознания с дальнейшим усложнением содержания тестов как тесты-задачи.

Составленные тестовые задания обобщены под общим названием «Лик Земли из Космоса», которые отражают цель нашего исследования. Тесты предназначены для повышения познавательной деятельности школьников, для развития умозрительных способностей: т.е. для развития пространственного географического мышления, умения опознавать географические объекты по космическим снимкам и развития знаний географической номенклатуры.

В нашем сборнике «Лик Земли из Космоса» задания распределены примерно так:

  1. Задания базового уровня, в основном задания как тесты-опознание - 13 заданий.

  2. Задания повышенного уровня как тесты опознание закрытого типа, но имеются частично задания закрытого типа - 13 заданий.

  3. Задания сложного уровня - тесты-задачи открытого типа - 13 заданий.

2.2. Тестовые задания «Лик Земли из Космоса»

1уровень. Задания базового уровня сложности

(задания открытого типа как тесты-опознание)


1.Какие материки изображены на данном снимке?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

А.Евразия и Африка Б. Северная Америка и Евразия

В. Европа и Азия Г. Южная и Северная Америка


2. Определите название полуострова:

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

3. Какие материки изображены на космоснимке? Выберите 2 правильных ответа

А) Австралия Б) Африка В) Южная Америка Г) Северная Америка

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

4. Назовите самое глубокое, чистое озеро в мире, которое вы видите на снимке.

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.


5. Какой географический объект видите на космоснимке?

А) озеро б) река в) залив

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

6. Какие формы рельефа изображены на космоснимке?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

7. Назовите озера, изображенные на снимке:

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

8. Дельта какой великой реки Индии изображена на снимке?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

9. Назовите пролив и остров.

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.



10. Какое море изображено на космоснимке?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

11. Назовите самую высокую точку России и форму рельефа, наблюдаемую в горах.

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

12. Какой географический объект видите на снимке?

А) река Б) озеро

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

13. Назовите остров

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.








Ответы к заданиям базового уровня

  1. Б. Северная Америка и Евразия

  2. Пиренейский полуостров

  3. Северная и Южная Америка

  4. Озеро Байкал

  5. Озеро

  6. Каньоны

  7. Великие Американские озера (Верхнее, Мичиган, Гурон, Эйр, Онтарио)

  8. Дельта реки Ганг

  9. Берингов пролив, о-ва Диомида (о.Ратманова, о.Крузенштерн)

  10. Каспийское море

  11. Эльбрус, горный ледник

  12. Телецкое озеро на Алтае

  13. Остров Новая Земля


2.3. Задания повышенного уровня сложности (2 уровень)

Представлены задания повышенного уровня сложности открытого типа, требующие ответа на более 2 вопросов.

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

  1. А) Части каких континентов изображены на снимке?

Б) Какие географические объекты вы видите на снимке? Назовите их.


  1. А) Определите материк, море, в которое впадает величайшая река мира.

Б) Назовите реку и город, располагающийся в дельте этой реки.

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.


  1. На снимке изображены 2 моря и пролив. Назовите их.

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

  1. Определите, происхождение изображенных островов. Приведите примеры таких островов.

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.


  1. Какое озеро представлено на снимке? Назовите реку, вытекающую из нее.

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

  1. Назовите географические объекты, представленные на космоснимке.

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.



  1. Какие горы изображены? Самая высокая точка этих гор?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.


  1. Назовите архипелаг и материк

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.


  1. Назовите материк и вид ледника, которым он покрыт

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.


  1. Какие полуострова, острова, моря изображены на космоснимке?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

  1. Назовите географические объекты, которые вы видите на космоснимке?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.


  1. Назовите полуостров и моря, которыми он омывается

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

  1. Назовите один из крупнейших островов архипелага в Тихом океане

на востоке Евразии.

Ответы к заданиям повышенного уровня сложности:

  1. Евразия и Северная Америка. Полуострова: Чукотский, Камчатка, Аляска. Заливы: Анадырский, Аляска, Шелихова. Пролив: Берингов. Острова: Алеутские, Диомида. Моря: Берингово, Охотское.

  2. Африка. Средиземное море. Река Нил. г.Каир.

  3. Азовское и Черное моря, Керченский пролив.

  4. Галапагосские острова вулканического происхождения (Гавайские, Марианские, Японские и др.)

  5. Озеро Байкал, река Ангара.

  6. Моря: Средиземное и Красное, река Нил, полуострова: Синайский и Аравийский, Суэцкий канал, Мертвое море(озеро), пустыня Сахара, город Каир.

  7. Горы Кордильеры, Мак-Кинли (6193).

  8. Канадский Арктический архипелаг.

  9. Антарктида. Покровный ледник.

  10. Моря: Средиземное, Ионическое, Тирренское, Адриатическое, Эгейское. Полуострова: Пиренейский, Аппенинский, Балканский, Малая Азия.

Острова: Сицилия, Сардиния, Корсика, Крит.

  1. Реки: Оленек, Лена, Яна, Индигирка; Верхоянский хр., хр. Черского, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море.

  2. Полуостров Камчатка. Омывается Охотским и Беринговым морями

  3. о.Хонсю, архипелаг Японские острова.

2.4. Задания высокого уровня сложности

(тесты открытого типа, тесты-задачи)


  1. На космическом снимке изображён участок суши на стыке двух частей света.

А) По какому географическому объекту проходит их граница

Б) Перечислите географические объекты, которые Вы видите на данном снимке

В) Какие проекты по соединению судоходными каналами морей, показанных на снимке, Вам известны? Какой из них реализован? Каково их современное значение?

Г) Какие природные зоны занимают большую часть снимка? Перечислите современные экологические проблемы региона, показанного на снимке.

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

  1. Какая страна находится на данном острове? Каково происхождение острова? В акватории какого моря находится остров?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

  1. Назовите столицу Аргентины, реку и залив, в акватории которого находится столица Аргентины.

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

  1. Назовите происхождение и точное местоположение приведенных на снимке островов (океан, материк).

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

  1. Назовите залив и полуостров одноименного названия. Определите их местоположение (океан, материк, страна)

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

  1. Назовите объекты, изображенные на снимке. В акватории какого океана они располагаются?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.



  1. На снимке изображен один из крупнейших городов России, ее «северная столица». Какой жизненно важный объект города вы видите на снимке? Почему данный объект здесь имеется?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.


  1. Назовите изображенные объекты, какая форма рельефа изображена к какой тектонической структуре она относится?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

  1. Назовите происхождение островов, в каком климатическом поясе они располагаются?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.


  1. Какое плато? В каком природном регионе оно находится? Каково его происхождение?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

  1. Назовите море, острова в акватории моря, полуостров, залив, пролив.

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

12. На снимке изображен участок суши на стыке двух континентов

А) Какие это континенты? По какому географическому объекту проходит их граница?

Б) Перечислите географические объекты, которые Вы видите на данном снимке.

В) Какие объекты мирового культурного наследия находятся на этой территории?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

13.На снимке изображена центральная часть одной из высокоразвитых стран, в пределах которой расположен крупнейший мегаполис мира.

А) Как называется страна и остров, изображенные на снимке?

Б) Как называется мегаполис, изображенный на снимке?

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.


Ответы к заданиям высокого уровня сложности

1. А) Граница между Европой и Азией проходит по Кумо-Манычской впадине, р.Дон, Азовскому морю Б) Реки: Волга, Дон; Моря: Азовское, Каспийское, Черное; Кавказские горы В) Волго-Донской канал соединяет Волгу с р.Дон, Азовским, Каспийским, Черными морями, из которых через сеть каналов, рек и озер в европейской части России можно достичь Балтийского, Белого и Баренцевого морей Г) Степная зона - житница России. Большая распаханность территории приводит к водной и ветровой эрозии, истощению почвы. В полупустынных и пустынных областях низовьев Волги вытаптывание пастбищ увеличивает процесс опустынивания.

2. Остров Куба, государство Куба.

3. Буэнос-Айрес, залив Ла-Плата, река Парана.

4. Вулканическое происхождение, Галапагосские острова, Тихий океан и вблизи Южной Америки.

5. Калифорния, Атлантический океан, Северная Америка, США.

6. Полуостров Флорида, острова Куба и Гаити, Атлантический океан.

7. Город Санкт-Петербург, жизненно важный объект - дамба, предназначена для защиты от наводнения и штормов.

8. Река Обь, залив Обская губа, Кулундинское озеро, горы: Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау,Западно-Сибирская равнина.

9.Острова по происхождению относятся к материковым, Арктический климатический пояс.

10.Плато Путорана,Восточная Сибирь,трапповое происхождение.

11. Средиземное море,Балиарские острова,остров Корсика,остров Сардиния,остров Сицилия,островКрит,остров Кипр,полуостров Пиренейский,залив Бискайский,пролив Гибралтарский.

12. А. Африка, Евразия, граница проходит по восточной части Синайского полуострова.

Б. Средиземное и Красное моря; Синайский полуостров, впадина Мертвого моря, река Нил, Мертвое море-озеро, г.Каир, Суэцкий канал.В. Египетские пирамиды.

13. А. Япония, остров Хонсю; Б. Токио.

Заключение


В результате исследования в соответствии с целью и задачами проведены и выполнены следующие виды работ:

- проанализирована научно-методическая литература по проблеме исследования;

- собраны географические задания с использованием космических снимков в учебной, научно-популярной литературе и сети Интернет;

- составлены разноуровневые задания разной сложности;

- проведена классификация тестовых заданий по уровням сложности;

- составлен сборник олимпиадных и творческих заданий по географии с использованием космических снимков «Лик Земли из космоса» для применения на уроках географии и во внеурочное время.

В результате проделанной работы обогатил знания по географии, приобщился к активной творческой деятельности по исследованию космических снимков и повысил свой познавательный уровень. Составленные задания можно использовать на уроках в разных классах, на школьном этапе всероссийской олимпиады по географии и интеллектуальных играх в гимназии.

В дальнейшем намерен продолжить работу по сбору космоснимков и дополнить содержание сборника «Лик Земли из Космоса» («Олимпиадные и творческие задания по географии с использованием космических снимков») новыми интересными заданиями.

Таким образом, в перспективе - издание сборника «Лик Земли из Космоса» («Сборника олимпиадных заданий по географии с использованием космических снимков») очень актуального и полезного для учащихся и учителей, для всех тех, кто неравнодушен к географии.



Использованная литература


  1. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. 2-изд., переработанное и расширенное. М.:"Центр тестирования",2005.-156с

  2. Алексеевский Н.И., Домогацких Е.М., География.Учебник 6 класса в 2-х частях.- М.: Русское слово, 2013.

  3. Алексеевский Н.И., Домогацких Е.М., География, учебник 7 класса в 2-х частях, Москва, Русское слово, 2013.

  4. Алексеевский Н.И., Домогацких Е.М., География. Учебник 8 класса.- М.: Русское слово, 2013.

  5. Алексеевский Н.И., Домогацких Е.М., География, учебник 9 класса в 2-х частях, Москва, Русское слово, 2013.

  6. Алексеевский Н.И., Домогацких Е.М., География, учебник 10 класса в 2-х частях, Москва, Русское слово, 2013.

  7. Алексеевский Н.И., Домогацких Е.М., География, учебник 11 класса в 2-х частях, Москва, Русское слово, 2013.

  8. Книжников Ю.Ф.,В.И.Кравцова, О.В.Тутубалина. Аэрокосмические методы географических исследований: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Ф. Книжников, - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  9. Лебедев В., Юрина С. Новые цели космической географии /nkj.ru/archive/articles/3218/ (Наука и жизнь, НОВЫЕ ЦЕЛИ КОСМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ)

  10. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования - М., «Интеллект центр», 2001.-296с

  11. Интернет-ресурсы:

  1. kartograff.spb.ru

  2. Сайт Международной картографической Ассоциации, icaci.org

  3. Mapstor.com.ru

  4. Сайт «DATA+», dataplus.ru

  5. Сайт ГИС-ассоциации России, gisa.ru

  6. Сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, rosreestr.ru

  7. Главный портал Гео Мета, geometa.ru

  8. Портал «География - электронная земля», webgeo.ru










ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

Фото 1. Так выглядит из космоса вал пыльной бури, движущейся с Аравийского полуострова на Средиземное море.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

Фото 2. Дымовые шлейфы лесных пожаров

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

Фото 3. Космические зори



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

Фото 4. Линия терминатора

(перемещение по Земле линии раздела между светом и тенью)



ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

Фото 5.Солнечный зайчик - "фонарь космического Гулливера"


ПРИЛОЖЕНИЕ6

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

Фото 6. Юг Месопотамии. Выдвижение общей дельты Тигра и Евфрата

в Персидский залив



ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

Фото 7. Озеро Байкал (вверху справа) и озеро Хубсу-Гул - линия одного разлома.



ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

Фото 8. Облачная структура (цепочки Кармана) над Канарскими островами.


ПРИЛОЖЕНИЕ 9


Доклад ученика 8 класса Кононова Ньургуна Лик Земли из космоса, рук. Андросова А.И.

Фото 9. Дельта Волги. Просматриваются линейно вытянутые песчаные холмы, пятна солончаков, линии дорог и трубопроводов.
Белесые пятна на снимке северного побережья Каспия - это разбитые копытами животных пески (толоки), возникающие в многочисленных местах водопоя.






35


© 2010-2022