- Преподавателю
- География
- Урок по географии в 6 классе Топографический план и топографическая карта
Урок по географии в 6 классе Топографический план и топографическая карта
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Астапова О.В. |
Дата | 27.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
5
Астапова Ольга Владимировна
учитель географии
БОУ г. Омска «Лицей «Бизнес и информационные технологии»
Урок географии в 6 классе «Топографический план и топографическая карта»
Урок_9. Топографический план и топографическая карта.
Планируемы результаты:
личностные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности;
метапредметные: формирование умений работать с различными картографическими источниками - формирование информационной компетентности;
формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
предметные: определять масштаб на плане, карте; переводить масштаб из одного вида в другой; производить измерения на плане и простые вычисления; читать топографический план при помощи условных знаков
Оборудование: учебник (Летягин А.А. География 6 класс), карты разных масштабов, раздаточные карточки с заданиями
Ход урока:
-
Организационный момент (1-2 мин)
-
Изучение нового материала (35 мин)
Постановка проблемной ситуации
- Начертите план пришкольного участка на обычном формате бумаги. (испытывают затруднения)
- Как вы это сделаете? (учащиеся предлагают варианты).
- Почему не можете?
- Давайте вспомним, что такое топографический план?
СЛАЙД 1
Топографический план - это изображение небольших участков земной поверхности в масштабе с помощью условных знаков.
(выделить слова, которые еще не изучили)
Сообща приходим к выводу о масштабе и условных знаках.
СЛАЙД 2 (изображение топографического плана и топографической карты)
- Чем отличаются эти два изображения? (испытывают затруднения)
Итак, тема сегодняшнего урока «Топографический план и топографическая карта» (СЛАЙД 3)
Через нее учащиеся приходят к выводу о цели и задачах урока.
Цель урока: - познакомиться и научиться пользоваться масштабом и условными знаками.
- научится читать карту и использовать масштаб для определения расстояний
-
Масштаб
Работа в парах! (3 мин). Обсуждение результатов работы (10 мин) (Приложение 1)
Задание 1. Работа с определениями по тексту учебника (§ 9, стр.50)
-
Что такое масштаб? Для чего он нужен? (СЛАЙД 4) Масштаб - (нем. mab - мера, stab - палка) - отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.
- Что показывает масштаб?
-
На какие группы делятся карты по масштабу? (СЛАЙД 4).
крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные.
Карты в зависимости от масштабов условно подразделяют на следующие типы:
-
топографические планы - до 1:5 000 включительно;
-
крупномасштабные топографические карты - от 1:10 000 до 1:100 000;
-
среднемасштабные топографические карты - от 1:200 000 до 1:1 000 000;
-
мелкомасштабные топографические карты - менее 1:1 000 000.
Рассматриваем рис. 24 на стр. 51.
- Как изменяется изображение земной поверхности в зависимости от масштаба?
- Какой можно сделать из этого вывод?
-
В чем отличие топографической карты от топографического плана? (СЛАЙД 5) Возвращаемся к первому слайду.
-
Какие способы записи масштаба бывают? (СЛАЙД 6) (Виды масштаба: численный, именованный, линейный)
Чем меньше знаменатель численного масштаба, тем крупнее масштаб. Планы составляют в крупных масштабах, а карты - в мелких. В картах учитывается «шарообразность» земли, а в планах - нет. Из-за этого планы не должны составляться для территорий площадью свыше 400 км² (то есть участков земли крупнее 20×20 км).
Виды масштабов
Линейный
Именованный
в 1 см 100 м
Численный
1 : 10 000
(рис. 25, стр. 52).
- Каким видом масштаба удобнее пользоваться для определения расстояний между объектами на карте или плане? (именованный)
- С помощью какого масштаба мы можем произвести более точные измерения расстояния? (ответ в учебнике стр. 54)
Как перевести значение одного вида масштаба в другой? (правила перевода, формулируем вместе с учащимися) (СЛАЙД 7)
Первичное закрепление
Путешествие в Масштабию (6-7 минут) (Приложение 2)
Обязательным для выполнения 4 задания, 5,6 задания для более продвинутых учеников.
СЛАЙД 8 - Эталон выполнения работы (3-4 мин)
Физкультминутка (1 МИН) СЛАЙД 9
Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим -
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.
-
Условные знаки (15 мин)
Музыканты из разных стран понимают друг друга и используют свой особый язык - нотную грамоту. Для математиков таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык жестов и движений. Мы знаем, что языком, которым владеют географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства.
Для того, чтобы научиться читать карту надо знать ее азбуку. А что будет являться «азбукой» карты? - условные знаки!
Работа в группах! (3 мин)
Выполнение задания на определение условных знаков (Приложение 3)
СЛАЙД 10 (Эталон выполнения работы)
- Кто справился полностью с заданием?
- У кого были затруднения?
- В чем причина?
Без знания условных знаков нельзя понять изображения местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книгу! Но если в русском языке 33 буквы, то топографических знаков более 150!
Требования к условным знакам: 1) простота;
2) непохожесть друг на друга;
3) знаки напоминают сами предметы.
Знакомство с условными знаками.
Работа с учебником (стр. 55, форзац учебника) и картой в атласе (5 мин).
- На какие группы делятся условные знаки? (Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, растительный покров и т.д.) (СЛАЙД 11)
- Как различаются условные знаки по внешним признакам? (Конфигурация, цвет, геометрические свойства и т.д.)
- Что называют азбукой карты? (легенда) (СЛАЙД 12)
- Как делятся условные знаки по геометрическим свойствам и назначению? (масштабные, внемасштабные, пояснительные) (СЛАЙД 13)
Задание на закрепление знаний (5 мин)
Распределите условные знаки (рис. 28 стр. 55) по группам.
Самооценка по шаблону (СЛАЙД 14)
-
Рефлексия. (2 мин.)
СЛАЙД 15
ЛЕСТНИЦА УСПЕХА (раздается каждому ученику)
Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой вы усвоили сегодняшнюю тему
33 - «Я умею читать карту, пользоваться масштабом, определять расстояния по плану»
22 - «Я понимаю карту, знаю где найти обозначения условных знаков, умею пользоваться масштабом, но не умею определять расстояния по плану»
11 - «Знаю, где найти условные обозначения на карте, но не могу читать карту, не понял как пользоваться масштабом»
0 - «Я не понял, как читать карту и пользоваться масштабом. Тема для меня была трудной»
0
-
Домашнее задание. (2 мин)
СЛАЙД 16
§ 9
Творческое задание:
Составить маршрут с использованием направлений, азимута, масштаба и условных знаков.
Оформить задание на отдельном листе.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Приложение 1
Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)
-
Что такое масштаб? Для чего он нужен?
____________________________________________________________________________
Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)
-
На какие группы делятся карты по масштабу?
____________________________________________________________________________
Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)
-
В чем отличие топографической карты от топографического плана?
________________________________________________________________________
Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)
-
Какие способы записи масштаба бывают?
_______________________________________________________________________
Приложение 2
Путешествие в страну Масштабию.
1 этап
Перевести именованный масштаб в численный:
В 1 см - 10 км в 1 см - 200 м
2 этап
Перевести численный масштаб в именованный:
1 : 750 000 1 : 100 000
3 этап
Учащиеся прошли на север 2000 м. Начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см - 1 км.
4 этап
Какой масштаб крупнее: 1 : 700 000 или 1 : 200 000
5 этап
Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1 : 35 000 000 изображен в виде квадрата со стороной в 1 см?
6 этап
Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 10 см.
Приложение 3
Задание для работы с условными знаками.
Замени выделенные слова условными обозначениями.
«Недавно мы поселились в домике лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в полевую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними - фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере, недалеко от него очень красивая деревянная церковь, а рядом - колодец с прохладной, вкусной водой. В лесу множество интересных тропинок, красивые луга! Приехать к нам ты можешь по железной дороге.»
Поле для заполнения условными знаками.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12