Урок по географии в 6 классе Топографический план и топографическая карта

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Урок по географии в 6 классе Топографический план и топографическая картаУрок по географии в 6 классе Топографический план и топографическая картаУрок по географии в 6 классе Топографический план и топографическая картаУрок по географии в 6 классе Топографический план и топографическая картаУрок по географии в 6 классе Топографический план и топографическая картаУрок по географии в 6 классе Топографический план и топографическая картаУрок по географии в 6 классе Топографический план и топографическая карта












Астапова Ольга Владимировна


учитель географии


БОУ г. Омска «Лицей «Бизнес и информационные технологии»


Урок географии в 6 классе «Топографический план и топографическая карта»






Урок_9. Топографический план и топографическая карта.


Планируемы результаты:

личностные: формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью плана местности;

метапредметные: формирование умений работать с различными картографическими источниками - формирование информационной компетентности;

формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

предметные: определять масштаб на плане, карте; переводить масштаб из одного вида в другой; производить измерения на плане и простые вычисления; читать топографический план при помощи условных знаков

Оборудование: учебник (Летягин А.А. География 6 класс), карты разных масштабов, раздаточные карточки с заданиями

Ход урока:


  1. Организационный момент (1-2 мин)


  1. Изучение нового материала (35 мин)

Постановка проблемной ситуации

- Начертите план пришкольного участка на обычном формате бумаги. (испытывают затруднения)

- Как вы это сделаете? (учащиеся предлагают варианты).

- Почему не можете?

- Давайте вспомним, что такое топографический план?

СЛАЙД 1

Топографический план - это изображение небольших участков земной поверхности в масштабе с помощью условных знаков.

(выделить слова, которые еще не изучили)

Сообща приходим к выводу о масштабе и условных знаках.

СЛАЙД 2 (изображение топографического плана и топографической карты)

- Чем отличаются эти два изображения? (испытывают затруднения)

Итак, тема сегодняшнего урока «Топографический план и топографическая карта» (СЛАЙД 3)

Через нее учащиеся приходят к выводу о цели и задачах урока.

Цель урока: - познакомиться и научиться пользоваться масштабом и условными знаками.

- научится читать карту и использовать масштаб для определения расстояний


  1. Масштаб

Работа в парах! (3 мин). Обсуждение результатов работы (10 мин) (Приложение 1)

Задание 1. Работа с определениями по тексту учебника (§ 9, стр.50)

  1. Что такое масштаб? Для чего он нужен? (СЛАЙД 4) Масштаб - (нем. mab - мера, stab - палка) - отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.

- Что показывает масштаб?

  1. На какие группы делятся карты по масштабу? (СЛАЙД 4).

крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные.

Карты в зависимости от масштабов условно подразделяют на следующие типы:

  • топографические планы - до 1:5 000 включительно;

  • крупномасштабные топографические карты - от 1:10 000 до 1:100 000;

  • среднемасштабные топографические карты - от 1:200 000 до 1:1 000 000;

  • мелкомасштабные топографические карты - менее 1:1 000 000.

Рассматриваем рис. 24 на стр. 51.

- Как изменяется изображение земной поверхности в зависимости от масштаба?

- Какой можно сделать из этого вывод?

  1. В чем отличие топографической карты от топографического плана? (СЛАЙД 5) Возвращаемся к первому слайду.


  1. Какие способы записи масштаба бывают? (СЛАЙД 6) (Виды масштаба: численный, именованный, линейный)

Чем меньше знаменатель численного масштаба, тем крупнее масштаб. Планы составляют в крупных масштабах, а карты - в мелких. В картах учитывается «шарообразность» земли, а в планах - нет. Из-за этого планы не должны составляться для территорий площадью свыше 400 км² (то есть участков земли крупнее 20×20 км).

Виды масштабов

Линейный

Именованный

в 1 см 100 м

Численный

1 : 10 000


(рис. 25, стр. 52).

- Каким видом масштаба удобнее пользоваться для определения расстояний между объектами на карте или плане? (именованный)

- С помощью какого масштаба мы можем произвести более точные измерения расстояния? (ответ в учебнике стр. 54)

Как перевести значение одного вида масштаба в другой? (правила перевода, формулируем вместе с учащимися) (СЛАЙД 7)

Первичное закрепление

Путешествие в Масштабию (6-7 минут) (Приложение 2)

Обязательным для выполнения 4 задания, 5,6 задания для более продвинутых учеников.

СЛАЙД 8 - Эталон выполнения работы (3-4 мин)

Физкультминутка (1 МИН) СЛАЙД 9

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим -
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.


  1. Условные знаки (15 мин)

Музыканты из разных стран понимают друг друга и используют свой особый язык - нотную грамоту. Для математиков таким языком общения стали цифры и символы. Химики применяют в своей науке язык символов химических элементов и формул веществ. Для танцоров существует язык жестов и движений. Мы знаем, что языком, которым владеют географы всех стран, является язык знаков. Знаки и обозначения на карте поймет без труда и ученый, и геолог, и полярник любого государства.

Для того, чтобы научиться читать карту надо знать ее азбуку. А что будет являться «азбукой» карты? - условные знаки!

Работа в группах! (3 мин)

Выполнение задания на определение условных знаков (Приложение 3)

СЛАЙД 10 (Эталон выполнения работы)

- Кто справился полностью с заданием?

- У кого были затруднения?

- В чем причина?

Без знания условных знаков нельзя понять изображения местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книгу! Но если в русском языке 33 буквы, то топографических знаков более 150!

Требования к условным знакам: 1) простота;

2) непохожесть друг на друга;

3) знаки напоминают сами предметы.

Знакомство с условными знаками.

Работа с учебником (стр. 55, форзац учебника) и картой в атласе (5 мин).

- На какие группы делятся условные знаки? (Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты, растительный покров и т.д.) (СЛАЙД 11)

- Как различаются условные знаки по внешним признакам? (Конфигурация, цвет, геометрические свойства и т.д.)

- Что называют азбукой карты? (легенда) (СЛАЙД 12)

- Как делятся условные знаки по геометрическим свойствам и назначению? (масштабные, внемасштабные, пояснительные) (СЛАЙД 13)

Задание на закрепление знаний (5 мин)

Распределите условные знаки (рис. 28 стр. 55) по группам.

Самооценка по шаблону (СЛАЙД 14)


  1. Рефлексия. (2 мин.)

СЛАЙД 15

ЛЕСТНИЦА УСПЕХА (раздается каждому ученику)

Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой вы усвоили сегодняшнюю тему

33 - «Я умею читать карту, пользоваться масштабом, определять расстояния по плану»

22 - «Я понимаю карту, знаю где найти обозначения условных знаков, умею пользоваться масштабом, но не умею определять расстояния по плану»

11 - «Знаю, где найти условные обозначения на карте, но не могу читать карту, не понял как пользоваться масштабом»

0 - «Я не понял, как читать карту и пользоваться масштабом. Тема для меня была трудной»

0


  1. Домашнее задание. (2 мин)

СЛАЙД 16

§ 9

Творческое задание:

Составить маршрут с использованием направлений, азимута, масштаба и условных знаков.

Оформить задание на отдельном листе.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложение 1

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

  1. Что такое масштаб? Для чего он нужен?

____________________________________________________________________________

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

  1. На какие группы делятся карты по масштабу?

____________________________________________________________________________

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

  1. В чем отличие топографической карты от топографического плана?

________________________________________________________________________

Задание 1. Работа с текстом учебника (§ 9, стр.50-52)

  1. Какие способы записи масштаба бывают?

_______________________________________________________________________


Приложение 2

Путешествие в страну Масштабию.

1 этап

Перевести именованный масштаб в численный:

В 1 см - 10 км в 1 см - 200 м

2 этап

Перевести численный масштаб в именованный:

1 : 750 000 1 : 100 000

3 этап

Учащиеся прошли на север 2000 м. Начертите маршрут движения с помощью масштаба в 1 см - 1 км.

4 этап

Какой масштаб крупнее: 1 : 700 000 или 1 : 200 000

5 этап

Чему равна действительная площадь квадрата, который на карте масштаба 1 : 35 000 000 изображен в виде квадрата со стороной в 1 см?

6 этап

Определить масштаб плана, если дорога длиной 5 км на нем имеет длину 10 см.

Приложение 3

Задание для работы с условными знаками.

Замени выделенные слова условными обозначениями.

«Недавно мы поселились в домике лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в полевую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними - фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере, недалеко от него очень красивая деревянная церковь, а рядом - колодец с прохладной, вкусной водой. В лесу множество интересных тропинок, красивые луга! Приехать к нам ты можешь по железной дороге.»

Поле для заполнения условными знаками.

1


2

3

4

5


6

7

8

9


10

11

12




© 2010-2022