План урока по географии по теме Демографическая политика России (10 класс)

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

План урока по географии по теме Демографическая политика России (10 класс)

ДЕТИ - это достояние нации

Семья - ячейка общества

План конкурсного урока по географии


Тема: Демографическая политика России

Форма урока: урок теоретического обучения

Цели: закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Демографическая политика»;

сформировать у учащихся представление о демографической картине в стране;

выработать у молодежи чувство ответственности за будущее страны;

воспитание самостоятельности, активности и внимания.

КМО: статьи из газет, таблицы, доска, конспекты, ватман А3 и А1, маркеры, магнитные карточки, флаг РФ.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор

Тип урока: урок-обобщение с элементами игры

Методы: репродуктивный, проблемно-поисковый.

Межпредметные связи: обществознание, право

Форма организации: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Ход урока


1. Организационный момент

Приветствие учителя

Настрой группы на работу

Обоснование темы и целеполагания

На протяжении 4 часов мы с вами узнали, сколько человек проживает в мире, по каким законам развивается, а также узнали, что такое демографический взрыв и демографический кризис. Сегодня мы должны будем узнать, что должно делать правительство, если население в стране быстро сокращается. Но для этого давайте повторим и обобщим весь изученный материал по населению мира.


  1. Актуализация знаний

Вопросы по предыдущим темам:

  1. Что такое воспроизводство населения?

Воспроизводство населения (естественный прирост) - это совокупность процессов рождаемости и смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Рождаемость, смертность измеряются числом родившихся и умерших на каждую тысячу жителей.

  1. Какие типы воспроизводства вы знаете?

Первый тип воспроизводства населения распространен в странах Европы, Северной Америки, Японии, Австралии, т. е. странах, обладающих наиболее высоким уровнем развития. Для него характерны сравнительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.

Причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости:

  • Высокий уровень социально-экономического развития (в семье растут доходы, и уменьшается число детей)

  • Изменение статуса женщины, эмансипация и появление новой системы ценностей

  • Увеличение доли старших возрастов - «старение нации»

  • Уменьшение доли молодых, вследствие распространения болезней (СПИД, рак)

  • Последствия войн, терроризм

  • природные и техногенные катастрофы

Второй тип воспроизводства населения характеризуется высоким (свыше 12 человек на 1000 жителей) естественным приростом за счет высокой рождаемости при сравнительно невысоких показателях смертности. Он распространен в странах Африки, где естественный прирост составляет в среднем 29 человек на 1000, Латинской Америки (24 человека на 1000) и Азии (19 человек на 1000).

Причины, вызывающие высокие показатели рождаемости населения:

  • низкий уровень развития экономики, с преобладанием сельского хозяйства

  • своеобразный общественный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность

  • подневольное положение женщин, ранние браки

  • использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями, улучшение санитарной культуры

  • запреты по планированию семьи в мусульманских странах

Суженный тип воспроизводства характерен для стран с «нулевым» или близким к нему естественным приростом или с отрицательным приростом, т.е такие страны, где смертность превышает рождаемость. Демографы называют это явление депопуляцией (уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли) или демографическим кризисом.

  1. Какому типу соответствует воспроизводство России?

Суженному типу

  1. Что такое демографическая политика?

Демографическая политика - комплекс мер (экономических, административных, пропагандистских и др.), направленных на регулирование рождаемости с целью увеличения или сокращения естественного прироста населения.

  1. На что должна быть направлена Демографическая политика России?

На увеличение численности населения

Для увеличения естественного прироста и продолжительности жизни населения необходимы государственные меры в области здравоохранения, социального обеспечения, улучшения экологической ситуации, стабилизации экономики. Поэтому предлагаю игру, в результате которой вы должны предоставить проект закона, направленный на увеличение численности населения России. Действующие лица: Президент, Премьер-министр, Глава федеральной службы статистики, комиссия Государственной Думы и общественной палаты, министры.

Кого выберем в Президенты?

Президент назначит министров самостоятельно?

А депутатами станут по собственному желанию

3. Проведение игры

Начинает глава Росстата докладывает президенту о демографической ситуации в России.

Сокращается население в России. Согласно переписи в 2002 году в РФ проживало 145,2 млн. человек - на 1,8 млн. человек меньше, чем в 1989 году, когда была проведена предыдущая перепись. В прошлом году, по данным Росстата, население России сократилось еще на 680 тыс. человек. Таким образом, по данным на 1 декабря 2005 года, численность составила 142,8 млн. человек. Очередная Всероссийская перепись населения состоится в 2010 году.

Президент выслушав, собирает в своем кабинете своих министров, комиссию Государственной Думы, представителей Общественной палаты которым дает задание, продумать программу выхода России из демографического кризиса.

Все расходятся по своим кабинетам, где с помощниками прописывают предложения к законопроектам.

Через 5 минут все снова собираются у президента и проговаривают свои предложения, предварительно записав их на ватмане формата А3, у президента есть пара минут, чтобы принять или отправить на доработку предложения.

Итог игры президент со своим премьер-министром предлагает свою программу на рассмотрение депутатам.

4. Подведение итогов

В конце урока осуществляется подведение итогов работы, выставляются оценки за работу.

5. Д/З.

а). Сделайте собственные выводы и сформулируйте свою Программу выхода России из демографического кризиса, что точки зрения Я - Президент.

б). Ответьте на вопрос: Как я могу повлиять на демографическую ситуацию в стране, мой собственный вклад?

© 2010-2022