- Преподавателю
- География
- План урока по географии по теме Демографическая политика России (10 класс)
План урока по географии по теме Демографическая политика России (10 класс)
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андреева О.В. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
5
ДЕТИ - это достояние нации
Семья - ячейка общества
План конкурсного урока по географии
Тема: Демографическая политика России
Форма урока: урок теоретического обучения
Цели: закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Демографическая политика»;
сформировать у учащихся представление о демографической картине в стране;
выработать у молодежи чувство ответственности за будущее страны;
воспитание самостоятельности, активности и внимания.
КМО: статьи из газет, таблицы, доска, конспекты, ватман А3 и А1, маркеры, магнитные карточки, флаг РФ.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор
Тип урока: урок-обобщение с элементами игры
Методы: репродуктивный, проблемно-поисковый.
Межпредметные связи: обществознание, право
Форма организации: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учителя
Настрой группы на работу
Обоснование темы и целеполагания
На протяжении 4 часов мы с вами узнали, сколько человек проживает в мире, по каким законам развивается, а также узнали, что такое демографический взрыв и демографический кризис. Сегодня мы должны будем узнать, что должно делать правительство, если население в стране быстро сокращается. Но для этого давайте повторим и обобщим весь изученный материал по населению мира.
-
Актуализация знаний
Вопросы по предыдущим темам:
-
Что такое воспроизводство населения?
Воспроизводство населения (естественный прирост) - это совокупность процессов рождаемости и смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. Рождаемость, смертность измеряются числом родившихся и умерших на каждую тысячу жителей.
-
Какие типы воспроизводства вы знаете?
Первый тип воспроизводства населения распространен в странах Европы, Северной Америки, Японии, Австралии, т. е. странах, обладающих наиболее высоким уровнем развития. Для него характерны сравнительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.
Причины, вызывающие невысокие показатели рождаемости:
-
Высокий уровень социально-экономического развития (в семье растут доходы, и уменьшается число детей)
-
Изменение статуса женщины, эмансипация и появление новой системы ценностей
-
Увеличение доли старших возрастов - «старение нации»
-
Уменьшение доли молодых, вследствие распространения болезней (СПИД, рак)
-
Последствия войн, терроризм
-
природные и техногенные катастрофы
Второй тип воспроизводства населения характеризуется высоким (свыше 12 человек на 1000 жителей) естественным приростом за счет высокой рождаемости при сравнительно невысоких показателях смертности. Он распространен в странах Африки, где естественный прирост составляет в среднем 29 человек на 1000, Латинской Америки (24 человека на 1000) и Азии (19 человек на 1000).
Причины, вызывающие высокие показатели рождаемости населения:
-
низкий уровень развития экономики, с преобладанием сельского хозяйства
-
своеобразный общественный уклад, религиозные обычаи, поощряющие многодетность
-
подневольное положение женщин, ранние браки
-
использование достижений современной медицины для борьбы с эпидемическими заболеваниями, улучшение санитарной культуры
-
запреты по планированию семьи в мусульманских странах
Суженный тип воспроизводства характерен для стран с «нулевым» или близким к нему естественным приростом или с отрицательным приростом, т.е такие страны, где смертность превышает рождаемость. Демографы называют это явление депопуляцией (уменьшение населения страны, района в результате суженного воспроизводства, приводящего к его абсолютной убыли) или демографическим кризисом.
-
Какому типу соответствует воспроизводство России?
Суженному типу
-
Что такое демографическая политика?
Демографическая политика - комплекс мер (экономических, административных, пропагандистских и др.), направленных на регулирование рождаемости с целью увеличения или сокращения естественного прироста населения.
-
На что должна быть направлена Демографическая политика России?
На увеличение численности населения
Для увеличения естественного прироста и продолжительности жизни населения необходимы государственные меры в области здравоохранения, социального обеспечения, улучшения экологической ситуации, стабилизации экономики. Поэтому предлагаю игру, в результате которой вы должны предоставить проект закона, направленный на увеличение численности населения России. Действующие лица: Президент, Премьер-министр, Глава федеральной службы статистики, комиссия Государственной Думы и общественной палаты, министры.
Кого выберем в Президенты?
Президент назначит министров самостоятельно?
А депутатами станут по собственному желанию
3. Проведение игры
Начинает глава Росстата докладывает президенту о демографической ситуации в России.
Сокращается население в России. Согласно переписи в 2002 году в РФ проживало 145,2 млн. человек - на 1,8 млн. человек меньше, чем в 1989 году, когда была проведена предыдущая перепись. В прошлом году, по данным Росстата, население России сократилось еще на 680 тыс. человек. Таким образом, по данным на 1 декабря 2005 года, численность составила 142,8 млн. человек. Очередная Всероссийская перепись населения состоится в 2010 году.
Президент выслушав, собирает в своем кабинете своих министров, комиссию Государственной Думы, представителей Общественной палаты которым дает задание, продумать программу выхода России из демографического кризиса.
Все расходятся по своим кабинетам, где с помощниками прописывают предложения к законопроектам.
Через 5 минут все снова собираются у президента и проговаривают свои предложения, предварительно записав их на ватмане формата А3, у президента есть пара минут, чтобы принять или отправить на доработку предложения.
Итог игры президент со своим премьер-министром предлагает свою программу на рассмотрение депутатам.
4. Подведение итогов
В конце урока осуществляется подведение итогов работы, выставляются оценки за работу.
5. Д/З.
а). Сделайте собственные выводы и сформулируйте свою Программу выхода России из демографического кризиса, что точки зрения Я - Президент.
б). Ответьте на вопрос: Как я могу повлиять на демографическую ситуацию в стране, мой собственный вклад?