Конспект урока по географии Путешествие по Африке

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по географии Путешествие по АфрикеКонспект урока по географии Путешествие по АфрикеКонспект урока по географии Путешествие по АфрикеКонспект урока по географии Путешествие по АфрикеКонспект урока по географии Путешествие по АфрикеКонспект урока по географии Путешествие по АфрикеКонспект урока по географии Путешествие по АфрикеКонспект урока по географии Путешествие по АфрикеКонспект урока по географии Путешествие по АфрикеКонспект урока по географии Путешествие по АфрикеКонспект урока по географии Путешествие по АфрикеКонспект урока по географии Путешествие по АфрикеКонспект урока по географии Путешествие по АфрикеКонспект урока по географии Путешествие по АфрикеМАОУ «Крутомайданская основная общеобразовательная школа»





Конспект урока по географии

7 класс

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АФРИКЕ»

Подготовила : Сахарова.И.А.

(учитель географии и биологии)

















2016 год.

ТЕМА : Путешествие по Африке. (сл.1)

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации по теме "Африка" на основе элементов развивающего обучения.

Место урока в изучении темы: четвёртий из 10 уроков по теме "Африка".

Тип урока: формирование новых знаний.

Цели и задачи:

  • углубить представление о природе Африки, её растительном и животном мире;

  • охарактеризовать климатические условия природных зон Африки;

  • продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами;

  • воспитание позитивного отношения к информации, желания анализировать информацию, иметь собственное мнение, уважать ответы одноклассников.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично - поисковый

Методы познания: анализ, синтез, наблюдение, картографический, алгоритмический.

Оборудование: Климатическая карта Африки, физическая картамира, атлас по географии (7-й класс), раздаточный материал ,для проверки усвоения знаний по теме урока, магнитные картинки , компьютерная презентация, ноутбук.

ХОД УРОКА

УЧИТЕЛЬ: Ребята, в течение нескольких уроков вы знакомились с материком Африка, узнали её географическое положении е, рельеф, внутренние воды. А сегодня я вам предлагаю увлекательное путешествие по этому материку. На протяжении 3-х уроковч мы собирали с вами багаж знаний, который станет нашим незаменимым помощником в этом путешествии.

Издревле люди отправлялись в путешествия и ставили перед собой те или иные цели: открыть новые земли, обогатиться… а какую цель поставите Вы ?

Ребята предлагают свои варианты .

Постараемся побывать во всех уголках материка, чтобы узнать много нового и интересного, обобщить, закрепить и систематизировать свои знания. Закрепим умения работать с картами, делать выводы, помогать друг другу в трудную минуту.

(сл.2) Девизом нашего путешествия будут слова К.Г. Паустовского «познания и странствия неотделимы друг от друга» . Мы начинаем!

Юля любила, Никита не очень

Урок географии в школе своей.

Юля- учила, Никита шалил и думал:

«А… руку поднимет кто-то другой

Машину для перемещения в пространстве мы создали

И скоро отправимся в путь,

А ваши учебники, атласы, глобусы-

Меня не волнуют ничуть!

И вот создав свою машину ,

Они отправилися в путь,

Чтобы на уникальную природу Африки

Своими глазами им взглянуть.

Ученик1:ТУРУМ-ШУРУМ, ШУРУМ-БУРУМ! И вот мы наконец-то в Африке. Мы находимся в точке с координатами 0 гр.широты, 20 гр.вост.долготы, (сл.3) найдите эту точку на карте. В какой природной зоне мы оказались?

Да, да- это зона влажных экваториальных лесов-ГИЛЕЯ. Поставте эту точку в картосхеме. Как вы думаете, почему эта зона так называется? Подтвердите свой ответ данными из карт атласа (определяют кл.пояс, ср.температуры января и июня, количество осадков) (сл.4) Такой климат способствует развитию густой вечнозелёной растительности. Только видов деревьев здесь более тысячи.

Деревья имеют крупные плотные кожистые листья, что спасает их от ожога. Листья живут 2-3 года , опадают не все сразу, а по одиночке. Поэтому эти леса всегда зелены.

Экваториальные леса многоярусны. (сл.5) Верхний ярус имеет высоту 16-ти этажного дома (50-60 метро). Это фикусы, пальмы, сейба.

Второй ярус имеет высоту 20-20 метров. Кроны этих деревьев смыкаются и солнечные лучи к поверхности земли почти не поступают. (сл.6) Вблизи рек и морей растут финиковые и кокосовые пальмы.

В нижнем ярусе растут теневыносливые травянистые растения (8-15 метров) (сл.7) Это бананы и древовидные папоротники. Лесная чаща- малопроходима , т.к. в ней вьются лианы, переплетающие все деревья (длина около 100метров). В экваториальных лесах встречаются самые красивые в мире цвету- орхидеи (сл.8) Никит, смотри какая прелесть!!! Они селятся высоко на стволах деревьев, а влагу получают с помощью воздушных корней.

Животный мир экваториальных лесов очень богат. (сл.9) Основные жители леса- обезьяны: мартышки, гориллы и другие. На деревьях можно встретить (сл.10) и земноводных и пресмыкающихся. Это древесные лягушки, хамелеоны, змеи (кобры, гадюки). (сл.11) Близ рек можно увидеть карликового бегемота, кистеухих свиней. А птиц здесь видимо-невидимо: аисты, цапли, фламинго, пеликаны. (сл.12) В зарослях мы можем увидеть попугеав. Здесь мы можем увидеть и насекомых гигантов: (сл.13) жук-Галиаф (12 см.) , гигантские тропические бабочки- 30 см.

А сейчас Никита расскажет нам о своих ощущениях. Да Никита???

Ученик 2 : Конечно! Входя в лес средней полосы, человек обычно испытывает ощущение прохлады и свежести. Совсем другие чувства охватили нас в затхлой и сумрачной экваториальной чащё. (сл.14) Гниение обильно опавшей листвы приводит к увеличению доли углекислого газа в приземном слое, в результате стесняется дыхание, люди жалуются на нехватку кислорода и удушье. Высокая температура и влажность воздуха, отсутствие ветра- служат причиной густых приземных туманов, плотных, словно ватная стена. В дождливом лесу, казалось бы, не приходиться жаловаться на недостаток воды- ручьи, небольшие озерца и, наконец, большие лужи встречаются на каждом шагу. Но Юля пить из них мне не разрешила!

Ученик1 «Ты что, это крайне опасно! Вода часто заражена возбудителями всяких кишечных- заболеваний»

Ученик2 Ночь в низких широтах наступает сразу почти без сумерек. Стоит лишь зайти солнцу, как всё погружается в непроглядный мрак. Тьма, окутавшая всё вокруг, настолько плотная, что создаётся обманчивое чувство возможности пощупать мрак.. жизнь в тропическом лесу протекает на фоне столкновения стихий. (звук грозы) Пророкотал первый гром. он рявкнул на приумолкший перед грозой лес, да настолько оглушительно и сердито, что от страха затряслись поджилки. С тишиной вмиг было покончено. Разразилась такая канонада, хлынул такой ливень, что в голове промелькнула опасливая смутная мысль о конце света.

Они не думали не знали, что всё пойдёт совсем не так, к пигмею в хижину они попали. Вот так! (сл.15) (общение о пигмеях)

Пигмей был очень удивлён.

Какие гости странные

Явились в Африку к нему

Негаданно- нежданно.

Решил вопросы им задать,

Ведь стало интересно:

Зачем к нему они пришли?

Что им об Африке известно.

(сл.16) Но Ни кита как всегда- тут помнит, а тут -ерунда. Поможем мы ему, друзья.

(Никита раздаёт карточки блиц-опроса от пигмея)

Блиц-опрос: Что это? Где это?

Виктория,

Килиманджаро,

Конго,

Атлас,

Мадагаскар,

Гибралтар,

Танганьика.

Ученик1ТУРУМ-ШУРУМ, ШУРУМ-БУРУМ! Мы находимся в точке с координатами гр.широты, гр.вост.долготы, найдите эту точку на карте. В какой природной зоне мы оказались?

(сл.17) Да, да- это Саванна. Поставьте эту точку в картосхеме. В каком направлении мы переместились? Определим климатические условия.

(сл.18) Саванна-это тропическая степь с редкими деревьями и кустарниками. Основные представители растительного мира- баобабы.

Ученик2 Ой, а что это с ним?

Ученик1 Это слоны его так облупили. Они главные враги баобаба. Баобаб накапливает большое количество влаги в стебле. Здесь много зонтичных акаций. Эти растения в сухой сезон сбрасывают листья. Встречаются в саванне алое и молочай- древовидные растения с мясистыми стеблями и ветвями, покрытыми колючками, в которых накапливается вода. Много разных трав.

Животный мир очень разнообразен. (сл.19) Здесь находят пищу многие травоядные животные: антилопы, зебры, жирафы, африканские слоны(сл.20) . Каждый из них питается определённым видом растительности. Одни едят травы, другие- листья кустарников, третьи- листья деревьев или кору.

В саваннах много хищников: (сл.21) львов, гиен, самых быстрыхв мире животных- гепардов. А птиц- видимо невидимо: (сл.22) самая крупная в митре птица- африканский страус (до 2,5 метров), птица- секретарь, горлицы, жаворонки.

Из насекомых термиты и …(хлопок газетой по лбу) (сл.23) муха це-це , вызывающая слоновую болезнь.

А сейчас Никита расскажет нам о своих ощущениях. Да Никита???

Ученик2 С удовольствием! (сл.24) Первые полчаса после восхода солнца- блаженное время суток в саванне среди выгоревших от зноя трав, деревьев с красновато-бурыми, в тон пыльной, потрескавшейся земле, листьями. Солнце мягко дотрагивается до чуть остывшей за ночь земли косыми ласковыми лучами, не жжет, и человек наслаждается его теплом, стряхивая ночной озноб и оцепенение. Но уже через полчаса начинается пекло, по телу струйками стекает пот, люди благоразумно прячутся под навесы или в хижины. В полдень пустеют поля. Облегчение наступает на закате, когда повеет свежий ветерок.

Однако мудрым аборигенам видимо его коварство: ветер подаёт сигнал к пробуждению комарам и москитам.

Ученик1 ТУРУМ-ШУРУМ, ШУРУМ-БУРУМ! Мы находимся в точке с координатами гр.широты, гр.вост.долготы, найдите эту точку на карте. В какой природной зоне мы оказались? (сл.25)

Да, да- это пустыня САХАРА. Поставьте эту точку в картосхеме. В каком направлении мы переместились? Определим климатические условия.

Великая пустыня Сахара. Её часто называют морем. Это самая большая пустыня мира. Здесь годами не бывает дождя, а если и случается, то часто капли воды высыхают прямо в воздухе, не достигая поверхности земли. Но в пустыни встречаются места с густой растительностью- это оазисы. (сл.26)

А так там растут верблюжьи колючки. Животный мир тоже беден: ящерицы, тушканчики и конечно же верблюды. (сл.27)

А сейчас Никита расскажет нам о своих ощущениях. Да Никита???

Ученик 2 Ну куда же я денусь! (сл.28) Представьте относительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающегося над пустыней солнца. Поднимается солнце- и раскаляется всё вокруг: воздух такой, что кажется вырвавшимся из раскалённой печи, к тому же он настолько сух, что обжигает губы, и они начинают трескаться; песок становиться так горяч, что лишь мозолистые ноги верблюдов выдерживают его жар, до камней едва можно дотронуться, и даже небо, ещё недавно бездонное, голубое, блекнет от жары. Но и это ещё не всё, если не упомянуть о ветре- этом великом и властном хозяине пустыни. Арабская пословица гласит: «В Сахаре ветер встаёт и ложиться вместе с солнцем». Ветер может принести пыльные бури, а может подхватить страшную «песню песков», и тогда над пустыней пронесётся страшный вихрь-самум. Горе каравану, застигнутому в пустыне; караванщики говорят, что вместе с ним в пустыню прилетает смерть.

Таков сахарский день, но и ночь не приносит облегчения. Удивительно, но на этой, казалось, всегда раскалённой земле человек страдает не столько от жары, сколько от холода. Да-да, нестерпимый зной сменяется пронизывающей ночной прохладой: суточные колебания температуры достигают 30 гр. И более. Таких резких перепадов не выдерживают даже камни. (сл.29) В полдень, в самую жару, иногда можно слышать громкий и отчётливый треск… это лопается и разлетается на куски перегревшийся камень! Такие камни получили название в Сахаре»стреляющих», а жители пустыни говорят: « Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни». Не хотел бы я попасть сюда ещё раз, даже в ссылку!!!

Ученик1: А теперь, ребята, определите о какой природной зоне идёт речь в этих суждениях? (сл.30)

А) - Занимает почти половину площади Африки. Наиболее обширна в северном полушарии. Характерны большие перепады температур. Животный мир этой зоны богаче, чем растительный, хотя на первый взгляд она кажется безжизненной.

Б) - Тянется вдоль побережья Гвинейского залива и в бассейне реки Конго. Перед вами сплошная стена из густо переплетенных растений. Земля завалена опавшими листьями. Нет разницы в продолжительности дня и ночи. Крупным животным передвигаться в этой зоне крайне трудно, поэтому здесь обитают немногие из них.

В) - Эта зона -самая большая по площади зона Африки. Здесь два времени года. Почвы преобладают красно-бурые. Среди моря трав в одиночку стоят деревья .В сухой период здесь часты пожары. Животный мир зоны разнообразен.

(сл.31) Давайте заселим материк, распределив предложенные растения и животные по природным зонам Африки.

(сл. 34)Д/З В тексте допущены географические ошибки. Найдите их.

(сл.32) 1.) «Величайшая пустыня мира - Сахара».

Сахара - самая большая пустыня на материке африка, расположенная в южной его части. Её площадь более 7 млн км2. И на всей этой громадной площади нет ни одной реки. Количество атмосферных осадков в год здесь не превышает 1000 мм. Там живут преимущественно кочевники, перегоняющие по сочным лугам лошадей.

Под Сахарой обнаружены крупные запасы подземных вод, питающие несколько артезианских скважин, вокруг которых раскинулись оазисы, места в пустыне, где есть жизнь. Живые изгороди из лиственницы, березы защищают от бурь, укрывают от зноя. Здесь растут также огромные липы и много растений-паразитов.

Ночью здесь обычно прохладно. В это время выходят поохотиться дикие животные: шимпанзе, страусы и гиены.

2). «путешествие по саванне».

Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом большом материке земного шара.

Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои снега лежали под высокими баобабами, которые стояли зелеными, так как они никогда не сбрасывали листву. Вдали виднелось стадо антилоп, мелькали длинные шеи жирафов. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Нил. В саванне было жарко, воздух был насыщен влагой, лес стоял неприступной стеной и рос в несколько ярусов. На берегу самого глубокого в мире озера Танганьика мы сделали привал, наловили рыбы и написали эти заметки

3.)Свой рассказ про Гилею:

(сл.33)Рефлексия: Оценим нашу работу на уроке

Отлично, мы молодцы не очень, могли бы и лучше

Нормально, как и всегда

(сл.35)

Выставление оценок!

© 2010-2022