Урок по географии для 6 класса «Условные знаки плана местности»

Предмет: география Класс: 6 Тема урока: «Условные знаки плана местности» 5 урок по теме «План и карта» Тип урока: комбинированный Цель урока: знакомство с условными знаками плана местности Задачи: образовательная — познакомить с условными знаками плана местности, учить пользоваться условными знаками при чтении плана местности, понимать план местности; коррекционно-развивающая — корригировать зрительное восприятие и внимание обучающихся путём нахождения условных знаков на плане местности и при работе с шиф... Оборудование: презентация к уроку с фильмом «План и карта», перфокарты и карточки с рассказом (каждому обучающемуся), условные знаки плана местности, план местности, посылка почтальона Печкина с оценками.
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аттестуемый педагог: Коряковская Ольга Николаевна

Предмет: география

Класс: 6

Тема урока: «Условные знаки плана местности»

5 урок по теме «План и карта»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: знакомство с условными знаками плана местности

Задачи:

  • образовательная - познакомить с условными знаками плана местности, учить пользоваться условными знаками при чтении плана местности, понимать план местности;

  • коррекционно-развивающая - корригировать зрительное восприятие и внимание обучающихся путём нахождения условных знаков на плане местности и при работе с шифроквадратом, развивать навык коллективного взаимодействия при работе в парах;

  • воспитывающая - формировать положительную учебную мотивацию к чтению планов местности через включение в урок персонажа из мультфильма.

Оборудование: презентация к уроку с фильмом «План и карта», перфокарты и карточки с рассказом (каждому обучающемуся), условные знаки плана местности, план местности, посылка почтальона Печкина с оценками.


Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

Оценка эксперта (по базовым педагогическим компетенциям и уровню владения учебным материалом)

1.

Организационный момент

Цель - подготовить обучающихся к работе на уроке


  • Обучающиеся готовят своё рабочее место (учебник, тетрадь, карандаш, ручку, ластик, линейку,дневник).

  • Педагог вывешивает условные знаки на магнитную доску и закрывает их, включает презентацию.

  • Дежурный раздаёт перфокарты.

  • Педагог проверяет рабочее место учащихся, внешний вид и рабочую позу.

  • После звонка звучит стихотворение, настраивающее на рабочий лад:

- Прозвенел уже звонок. (слайд1)

Начинается урок.

Встали ровно. Тихо сели.

На меня все посмотрели.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу


Цель - повторить понятия, изученные ранее по данной теме, которые необходимо знать при изучении материала в дальнейшем


  • Давайте проверим домашнее задание.

  1. Работа с шифроквадратом (фронтальная работа с классом).(слайд 2)

-Расшифруйте понятия.

3Б -

2А1Б2В -

3А1В -

1А2Б3В -

Ответы учащихся: план, рисунок, масштаб, горизонт

  1. Заполнение перфокарты (работа в парах) (слайд 3)

-Вот таблица перед вами,

Поработать нужно в паре.

Ответьте на вопросы первого столбика, выбирая один из вариантов ответа. Поставьте знак + в нужном квадрате.

Вопросы:

  • Где контур предмета изображается сбоку?

  • Как называется видимая часть земной поверхности?

  • Как называется уменьшение или увеличение действительного расстояния на бумаге?

  • Где контур предмета изображается сверху?

-Проверяем.

Ответы учащихся: рисунок, горизонт, масштаб, план.

-Что необходимо при составлении плана местности, что бы он был точным?

Ответ: чертить расстояния в масштабе; располагать предметы, учитывая стороны горизонта.

3.

Объяснение нового учебного материала.

Цель - настроить обучающихся на изучение условных знаков плана местности, показать значимость изучаемого материала, учить пользоваться знаками и читать с их помощью план местности.



  1. Подготовка к изучению нового материала.

-Ребята, к нам на урок пришёл гость. Вы узнали кто это? (Почтальон Печкин) (слайд 4)

-А кто такой почтальон? (Человек, разносящий почту: письма, газеты, телеграммы...) (слайд 5)

-Печкин принёс нам посылку (показываю посылку), но говорит, что отдаст её, если мы ему поможем. Дело в том, что ему выдали новый маршрут, по которому он должен развозить почту, а Печкин ничего на нём понять не может.(слайд 6) И ещё дядя Фёдор просил отправить Печкина непонятную телеграмму с картинками.(слайд 7) Ну, так что, поможем Печкину? (Да!)

2.Сообщение нового материала.

А.Беседа и рассказ учителя

- На чём изображён маршрут Печкина? (На плане местности). (слайд 8)

-Какой масштаб этого плана местности? ( В 1см 100м)

-Как узнать стороны горизонта? ( По стрелке с-ю)

- А как же понять, что здесь изображено? ( Надо знать знаки, которыми изображены все предметы). При затруднении учащихся, учитель может сам ответить на данный вопрос.

-В старину (слайд 9) на планах местности многие предметы изображали не сверху, а сбоку, и тогда было понятно, что на них изображено, но это скорее были рисунки. На плане, мы знаем, всё должно быть изображено сверху. Часто на таких планах было не разобрать, где дороги, где реки, а где стены кремля. Картографы (слайд 10) - специалисты, составляющие планы и карты, чтобы не возникало путаницы, договорились (условились) использовать при составлении планов одинаковые условные знаки.

-Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

(Условные знаки плана местности)

Тема урока - условные знаки плана местности (слайд 11 )

-На разных планах сады, дома, дороги, мосты, леса, луга и другие объекты обозначают одинаково. Условные знаки -это нарисованные знаки, часто похожие на изображаемый предмет. Без них невозможно понять, что показано на плане, так же как не зная букв, нельзя прочитать книгу. По плану (слайд 12) можно определить, где находится город или село, узнать в каком направлении идут дороги, текут реки и даже названия рек, сёл и городов, чего не увидишь на рисунке. Геологам, военным, строителям необходимо уметь понимать, что изображено на плане. И даже вам, как будущим туристам и водителям , может пригодиться знание условных знаков в жизни.(слайд 13,14,15)

-Ваша задача - запомнить сегодня как можно больше условных знаков.

Б.Нахождение на плане местности условных знаков учащимися, сравнение похожих знаков.(слайд 16)

Обучающиеся выходят по одному к доске, выбирают условный знак и показывают его на плане местности. Учитель обращает внимание на цвета, отличительные особенности схожих знаков.

В.Практическая работа «Чтение простейших планов с опорой на таблицу условных знаков» (сильные учащиеся)

-Давайте объясним Печкину, где проходит его маршрут.

4.

Закрепление учебного материала

Цель - закрепить знание учащимися условных знаков плана местности, умение их называть, закрепить информацию о плане местности и его составлении.

  1. Чтение рассказа с пропущенными словами. (слайд17)

-Давайте прочитаем телеграмму дяди Фёдора, пользуясь таблицей условных знаков в учебнике на странице 79. (Начинают сильные, заканчивают слабые. По одному предложению).


  1. Физкультминутка «Стороны горизонта»


  1. Просмотр отрывка из кинофильма «План и карта».

- Что учитывают картографы при составлении плана местности? (После просмотра кинофильма учащиеся дают ответ) (слайд 18)

5.

Задание на дом


  1. Разбор и запись домашнего задания. (слайд 19)

На дом задаётся самостоятельная практическая работа «Зарисовка условных знаков плана местности». Обучающиеся записывают в дневники д.з. Если позволяет время, то можно начать практическую работу в тетради в классе, чтобы ребятам было понятно, как изображать и подписывать знаки. Если времени нет, можно ограничиться устным объяснением.

  1. Рефлексия. (слайд 20)

-Доскажи словечко.

Сегодня на уроке мы узнали, что такое...(уловные знаки плана местности).

На уроке я научился читать ...(план местности).

  1. Вывод и оценка работы учащихся. (слайд 21)

-Ребята, Печкин выражает всем благодарность за помощь.и отдаёт нам посылку.Что же в ней? Оценки!!!

Стихотворение:

-Прозвенел опять звонок, и закончился урок!(слайд 22)


Приложение1

Шифроквадрат


А

Б

В

1

ГО

СУ

ТАБ

2

РИ

РИ

НОК

3

МАСШ

ПЛАН

ЗОНТ

Перфокарта

Вопрос

План

Рисунок

Масштаб

Горизонт


Где контур предмета изображают сбоку?







Как называнется видимая часть земной поверхности?






Как называется уменьшение или увеличение действительного расстояния на бумаге?







Где контур предмета изображается сверху?







© 2010-2022