• Преподавателю
  • География
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8 класса (индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8 класса (индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

Петропавловск-Камчатского городского округа





Рассмотрено и согласовано

Руководитель МО учителей истории и географии

Протокол №1 от «__»_______2015г.

____________ Т.В.Владимирова

«___» _____________ 2015г



Утверждаю

Зам. директора по УВР

____________ О.В. Расторопова

«___» ____________ 2015г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

для 8 класса

(индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями)

2015/16 учебный год



Учитель: В.С. Михайлова

Категория:нет

Стаж: 16 лет


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программадля 8 класса по географии составленаcучетом требований к обязательному минимуму содержания предмета «География», на основании Базисного плана общеобразовательных учреждений РФ 2004 года, примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений для 8 классов и авторской программы по географии для 8класса И.И. Баринова.

Учебно-методическийкомплект по географии для 8 класса.

  1. Современный урок географии. Ч.5. Методические разработки уроков по курсу «География России»/Под ред. И.И. Баринова. - М.: Школьная пресса, 2003.

  2. Баринова И.И. Сборник заданий и упражнений по географии к учебнику И.И. Бариновой «География России: Природа. 8 класс». - М.: Экзамен, 2007.

  3. Комплект атласов и контурных карт по природе России для 8 классов.

  4. Е.А Жижина, Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. К учебнику И.И.Бариновой География России. Природа.8 класс. М.: Вако, 2008г.

Цели и задачи курса

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование целостного представления об особенностях природы. Населения и хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуры своей страны и населяющих ее народов. Выработка умений и навыков социальной адаптации и ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

  • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности.

  • Сформировать представление о России как о целостном географическом регионе и как о субъекте мирового (глобального) пространства.

  • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации.

  • Создать образ родного края. Научить сравнивать его с другими регионами России.

Задачи:

  • на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов;

  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных , сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

  • вооружать учащихся необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

По содержанию данный курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он начинает формирование у учащихся представлений о географической картине России, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий России.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о месте России в мире. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, а на конец урока планируются практические работы. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к различным источникам информации и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

Используемые технологии, методы и формы работы:

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  • Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  • Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). Формы организации работы учащихся:

  • индивидуальная;

  • коллективная:

  • фронтальная;

  • парная;

  • групповая

Виды деятельности учащихся:

  • устные сообщения;

  • обсуждения;

  • мини-сочинения;

  • работа с источниками;

  • доклады;

  • защита презентаций.

ОПИСАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Количество учебных часов - 68(2 часа в неделю). На практические работы отведено 21 часов, на контрольные работы - 4 часа. Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), но для индивидуального домашнего обучения детей с ограниченными возможностями она скорректирована на 1 час в неделю - 34 часа в год. Материалы некоторых параграфов объединены по смысловому характеру.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Введение

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию.Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение.

Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды.

Практические работы: характеристика ГП России,сравнение ГП России с ГП других стран, определение поясного времени для разных пунктов России.

Рельеф, геологическое строение и ПИ России.

Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России.

Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф.

Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина.

Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Практическая работа: объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Климат и климатические ресурсы России

Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф).

Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная.

Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение.

Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.

Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России.

А.И. Воейков - основоположник климатологии.Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта.Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России.

Практические работы: определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории стран, определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды, оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Внутренние воды и водные ресурсы России

Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России.Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение.Болота, их виды и размещение по территории России.Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России.

Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны.Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России.

Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины.

Практические работы: составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования, объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны и своего округа, их зависимости от рельефа и климата, оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Почва и почвенные ресурсы России

Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана.

Практическая работа: выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Растительный, животный мир и биологические ресурсы России

Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России.Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России.Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.

Практическая работа: составление прогноза изменений растительного и животного мира ХМАО и отдельных регионов России, при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Природно-территориальный комплекс

Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга. Карта природных зон России.

Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России.

Природа регионов России

Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока.

Практические работы: оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт,прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека, объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны,выделение среди них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их ГП, природы, природных условий и ресурсов, их освоения, экологических проблем, характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.


Человек и природа

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России.

Практические работы: оценка экологической ситуации одного из регионов России (по выбору) с помощью данных разных источников географической информации. Оценка экологической ситуации в Камчатском крае.


ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должензнать/понимать:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины;

  2. различия географических карт по содержанию;

  3. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  4. географическую зональность и поясность;

  5. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

  2. предмет изучения географии России;

  3. основные методы и средства получения географической информации;

  4. особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ России;

  5. границы часовых поясов;

  6. основные геологические эры, структуры земной коры;

  7. климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  8. распределение рек по бассейнам океанов;

  9. основные области современного оледенения и крупные ледники;

  10. зональные типы почв, их характеристики;

  11. основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  12. важнейшие природно-хозяйственные объекты;

  13. экологически неблагополучные районы России;

  14. маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России;

  15. объекты Всемирного культурного и природного наследия России.

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  2. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  3. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  4. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  5. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  6. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

  7. определять географическое положение;

  8. давать характеристику природы и природных ресурсов по плану;

  9. давать сравнительную характеристику природных комплексов по плану;

  10. читать карты;

  11. объяснять причины географических явлений;

  12. разницу в поясном времени территорий;

  13. параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

Оценивать:

  1. природно-ресурсный потенциал России;

  2. экологическую ситуацию в стране;

  3. изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.


КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Критерии оценивания различных форм работы обучающихся на уроке.

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной шкале. При оценивании ответов и выставлении отметки можно руководствоваться следующими примерными критериями, которые носят рекомендательный характер

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

  2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;

  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не приступал к выполнению работы;

  2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практическихи самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).


Календарно-тематическое планирование

Дата


Количество часов

Корректировка

план

факт

Введение. (3 часов)

1



Географическое положение России. Моря, омывающие территорию России.

1


2



Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 1 «Россия на карте часовых поясов»

1


3



История освоения и заселения территории России

1


Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (3 часов)

4



Особенности рельефа России. Практическая работа №2 «Особенности рельефа России»

1


5



Геологическое строение территории России. Минеральные ресурсы России.

1


6



Развитие форм рельефа

1


Климат и климатические ресурсы России. (3 часов)

6



Климатообразующие факторы России.

1


7



Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Практическая работа № 3 «Распределение климата»

1


8



Климатические пояса и Типы климатов России. Практическая работа № 7 «Типы климатов России»

1


9



Климат Камчатки

1


Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа)

10



Разнообразие внутренних вод России. Реки.

1


11



Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1


12



Водные ресурсы России. Практическая работа № 4 «Внутренние воды России»

1


Почвы и почвенные ресурсы России (3часа)

13



Образование почв и их разнообразие.

1


14



Закономерности распространения почв. Практическая работа №5 «Закономерности распространения почв»

1


15



Почвенные ресурсы России.

1


Растительный и животный мир (3 часа)

16



Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы России.



18



Природно-ресурсный потенциал России. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общая характеристика природы России

1


19



Контрольная работа за 1 полугодие

1


Природное районирование (3 часов)

20



Разнообразие природных комплексов России. Моря, как крупные Природные комплексы.

1


21



Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра, леса России

1


22



Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность



Природа регионов России (8 часов)

23



Русская равнина. Особенности ГП. История освоения территории. Практическая работа №6 «Русская равнина»

1


24



Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

1


25



Северный Кавказ.

1


26



Урал - каменный пояс России.

1


27



Западно-Сибирская равнина.

1


28



Восточная Сибирь: особенности природы.

1


29



Жемчужина Сибири - Байкал.

1


30



Дальний Восток - край контрастов.

1


Человек и природа.(4 часов)

31



Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

1


32



Антропогенные воздействия на природу.

1


33



Рациональное природопользование.

1


34



Экологическая ситуация в России. Практическая работа № 7 «Экологическая ситуация в России»

1



ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса в кабинете:

  • книгопечатной продукции (программно-методическое пособие);

  • справочные издания: словарь естественнонаучных терминов, справочник по географии;

  • информационно-коммуникационных средства (справочные информационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения);

  • экранно-звуковых пособия (видеофильмы по основным темам курса географии обеспечение для традиционных ТСО;


Список литературы

Литература основная и дополнительная для учителя

  1. Современный урок географии. Ч.5. Методические разработки уроков по курсу «География России»/Под ред. И.И. Баринова. - М.: Школьная пресса, 2003.

  2. Баринова И.И. Сборник заданий и упражнений по географии к учебнику И.И. Бариновой «География России: Природа. 8 класс». - М.: Экзамен, 2007.

  3. Комплект атласов и контурных карт по природе России для 8 классов.

  4. Е.А Жижина, Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. К учебнику И.И.Бариновой География России. Природа.8 класс. М.: Вако, 2008г.

  5. И.В.Новоженин. Физическая география России. 8 класс. Тесты. М.: Владос, 2008г.

  6. Пятунин В.Б. БУП общеобразовательных учреждений 2004 года.

  7. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы, М.: Просвещение, 1996.

  8. В.И. Сиротин Практические работы по географии 6-10 классы, М.: АРКТИ, 1997.

  9. География. Программы для общеобразовательных учреждений.6-10 классы. М.: Дрофа, 2004.

  10. География. Программы для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

  11. Галеева Н.Л. Сто приемов для успеха ученика на уроках географии. М.: «5 за знания», 2006.

  12. Е.А. Данилова География. Схемы и таблицы. СПб: Тригон 2006.

  13. Максаковский В.П. География. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1995.

  14. Н.Н. Зинченко География 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. Волгоград. Учитель, 2011.

  15. Понурова Г.А. Методика преподавания географии. М.: Московский лицей, 1996.

  16. Сиротин В.И. Сборник упражнений по географии 6-10 классы. М.: Дрофа, 2004.

  17. Чичерина О.В. ГИА. География: тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2008.

  18. Интернет-ресурсы: geosite.com.ru , geo.1september.ru - сайт «Я иду на урок», georus.by.ru- «География России», mojgorod.ru , terrus.ru, geo.metodist.ru, http: //gao.spb.ru/Russian, http: //fmm.ru, http: //mchs.gov.ru , http: //national-geographic.ru -Электронный журнал «NationalGeographic», http: //nature.com, http: //ocean.ru, http: //pogoda.ru - Прогноз погоды в городах мира и России, http: //sgm.ru/rus, http: //unknowplanet.ru, http: //weather.com, http: //vokrugsveta.ru/vs /- электронная версия журнала «Вокруг света», rgo.ru - сайт Русского географического общества, rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля, terrus.ru "Территориальное устройство России" - Справочник-каталог "Вся Россия" по экономическим районам.

Литература основная и дополнительная для учащихся

  1. Учебник И.И. Баринова «География России: Природа. 8 класс». - М.: Экзамен, 2007.

  2. Баринова И.И. Сборник заданий и упражнений по географии к учебнику И.И. Бариновой «География России: Природа. 8 класс». - М.: Экзамен, 2007.

  3. Комплект атласов и контурных карт по природе России для 8 классов.

  4. Чичерина О.В. ГИА. География: тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2008.

© 2010-2022