Урок географии на тему Вулканы, горячие источники, гейзеры

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии на тему Вулканы, горячие источники, гейзеры

Кичигин Анатолий Викторович

Учитель географии

Образование: высшее. Кустанайский педагогический институт 1991 год.

Пед. cтаж-36 лет.

Категория- первая

Курсы переподготовки работников образования прошел в 2005году.

Курсы повышения квалификации прошел в2013 году.



Введенская средняя школа.



Урок географии в 6 классе.

Тема: «Вулканы, горячие источники, гейзеры»

Учитель Кичигин А. В.





Цели урока: объяснить образование вулканов и гейзеров; рассмотреть причины их образования, их особенности, географию и размещение на Земле;

продолжить формирование умения работать с картами;

воспитывать любовь к предмету.

Тип урока: комбинированный

Учебно - наглядный комплекс: карта полушарий, иллюстрации гейзеров, вулканов, видеофильм, презентация.

Термины и понятия: вулкан, очаг, магма, лава, кратер, жерло, вулканический пепел, вулканические бомбы, действующие и потухшие вулканы, гейзер.

Методы: беседа - анализ, самостоятельная работа, применение схем и картин, выступления учащихся, практическая работа с картами.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

1. Мозговой штурм.

Что такое плоская равнина?

Какая равнина называется холмистой?

Высота низменности.

Что такое возвышенность?

Высота плоскогорий.

Как образуются овраги и рвы?

Чем отличаются дюны от барханов?



  1. Активизация учащихся на изучение нового материала.

Сегодня мы продолжим изучение колебаний, происходящих в результате движения земной коры.

Отгадайте загадку:

Горный огненный фонтан называется(вулкан)(Cлайды 2-4)

О каком явлении мы сегодня будем говорить?

Вы уже знаете, что такое вулкан. А вот почему он образуется, откуда пошло его название, почему вулканов больше на дне океанов, почему гейзеры фонтанируют и многое другое , вы узнаете на нашем уроке.

Нарисуйте в тетради, как вы представляете себе вулкан.

(Один из учеников работает у доски).

Подпишите, где находится жерло, кратер, конус вулкана.

Как образуется конус?

На самом деле конус нарастает постепенно(Слайд №5)

Через трещину в земной коре изливается лава: выливается первый слой и застывает, по нему второй и т. д. В результате получается слоистый конус

Как вы думаете, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан ,а не просто гора?

У вулкана есть жерло, кратер, слоистый конус.(Слайд №6)

Вопрос: В чем причина появления вулканов на материковой земной коре?

Они встречаются в зоне расхождения плит. В этих местах лава поднимается по трещинам. (Слайд №7)

Вывод:

Итак, сделаем вывод о том, что же такое вулкан?

(Запись в тетрадях, затем сверяем со слайдом).

Проблема!(слайд №8)

Как вы думаете, где больше вулканов: на дне океанов или на суше?

Обоснуйте свой ответ.( Сверяем со слайдом № 9).



  1. Работа с учебником.

Прочитать о действующих вулканах -1 вариант;

о потухших вулканах -2 вариант.

Вопрос: Чем эти вулканы отличаются друг от

друга?

  1. Работа с картой.

Найти и показать на карте полушарий вулканы: Эльбрус и Казбек(Кавказ), Ключевская сопка(Россия), Тихоокеанское вулканическое кольцо.(Слайд №10)



  1. Работа с таблицей.

Процесс превращения одного вещества в другое показывается таблицей:

МАНТИЯ-МАГМА-ЛАВА

Состояние мантии- вязкое.

Температура- 2000-2500*

Где по- вашему мантия станет жидкой? Почему?

Итак, мантия в жидком состоянии станет магмой.

Во что превратится магма, когда она выльется наружу?(в лаву).



  1. Опережающее задание.

1.Сообщения учащихся о продуктах извержения вулканов: о лаве, вулканических бомбах, вулканическом пепле

VIII. Показ видеофильма

Учитель: Какие продукты извержения описываются в стихотворении А. С.Пушкина: (слайд №11)

Везувий зев открыл-

Дым хлынул клубом- пламя

Широко развелось,

Как боевое знамя.

Земля волнуется-

С шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем,

Под воспаленным прахом,

Толпами , стар и млад,

Бежит из града вон!

Учащиеся рассказывают, что в стихотворении повествуется о гибели города Помпеи из-за извержения вулкана Везувия…

(Показывают на карте, рассматривают иллюстрацию картины «Гибель Помпеи»)

2.Выступление учащегося

О грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до наших дней письма ученого Плиния, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния- старшего и события этого страшного дня: « 24 августа около часа по полудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Между тем из Везувия стали вырываться языки пламени , и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был ясный день, здесь царила ночь.. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркуланум затопили грязе- каменные потоки, а Помпею завалило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей». На этом Везувий не успокоился: почти каждые 7 лет на протяжении нескольких столетий происходили извержения.

Учитель: Вулканы и следующее явление природы, о котором мы будем говорить далее, встречаются всегда вместе. Послушайте, а затем скажите, как называется это явление:

Бьет источника фонтан-

струя до поднебесья.

В соседях с ним живет вулкан,

Фонтан вам тот известен. (гейзер)

(Слайд№ 12 Иллюстрации гейзеров) Приложение

Учитель: Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы?

Под воздействием высокого давления эти источники периодически выбрасывают фонтаны горячей воды. На основе фонтанирующих гейзеров образуются горячие источники.

Особенно много гейзеров на полуострове Камчатка и в Исландии.

IX. Итог урока.

Итак, мы с вами изучили новую тему. Что вы узнали нового сегодня на уроке?

У вас есть лист контроля знаний. Впишите в таблицу ответов буквы, соответствующие верному ответу на каждый вопрос и получите КОДОВОЕ слово за свою работу на уроке.

Х. Рефлексия.

1 Внешняя твердая оболочка Земли?

а) биосфера в)атмосфера

б)литосфера г) гидросфера.

2. Расплавленная огненная масса, насыщенная парами воды и газа:

р) магма с) вулкан

у) лава д) мантия

3. Горячий источник, периодически действующий в виде фонтана:

а) гейзер в )скважина

б) гнейс г) родник

4. Излившаяся на поверхность магма:

а) гранит в) лава

б) мантия г) жерло

5. Воронкообразное отверстие на вершине вулканического конуса, из которого изливается лава:

м) конус о) кратер

н) гейзер п) жерло



1

2

3

4

5



Номер вопроса:1,2,3,4,5

Ответ: БРАВО

XI. Домашнее задание Пар. 18. На контурную карту полушарий нанести вулканы:

1)потухшие- синей звездочкой

2)действующие- красной звездочкой

XII. Оценивание. Всем спасибо за урок!





Приложение: Гейзеры

Урок географии на тему Вулканы, горячие источники, гейзеры

Урок географии на тему Вулканы, горячие источники, гейзеры

Урок географии на тему Вулканы, горячие источники, гейзеры

Урок географии на тему Вулканы, горячие источники, гейзеры

Урок географии на тему Вулканы, горячие источники, гейзеры

Урок географии на тему Вулканы, горячие источники, гейзеры

Самоанализ урока

Данный урок проходил в 6 «Б» классе, в котором 7 обучающихся. Ребята в классе имеют хорошие прочные знания, владеют терминологией, на уроке активны.

Если говорить о месте урока в курсе географии, то это раздел 3 «Оболочки Земли. Литосфера» В рамках данной темы необходимо было повторение пройденного материала, изучение новой темы «Вулканы, горячие источники, гейзеры» и её практическое закрепление.

Следовательно, тип урока - комбинированный

Цель урока: 1. объяснить образование вулканов и гейзеров; рассмотреть причины их образования, ,особенности географии и размещение на Земле

2. Формировать умение работать с картами, таблицами. Развивать учебно-интеллектуальные умения: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы.

3.Воспитывать любовь к предмету.

В структуре урока можно выделить несколько этапов:

Организационный, вход в урок, этап повторения и систематизации ранее приобретенных знаний, этап усвоения новых знаний, закрепление знаний. Работа с таблицей, схемой, информирование о домашнем задании, выставление отметок и рефлексия.

На уроке использовались следующие методы обучения: проблемный , предлагалась проблемная ситуация - слайд, в которой предлагалось ответить на вопрос, частично-поисковый или эвристический метод практически на всех этапах урока, объяснительно - иллюстративный, практический, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций). Использовались такие приемы: неожиданное открытие, организация беседы по пройденному материалу, работа с картой, таблицей.

Предлагались разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Использовались средства обучения: демонстрационное оборудование, учебно-наглядное пособие (карта, иллюстрации, схемы ), ИКТ.

Активность была 100%, т.е. на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг. Результаты, на мой взгляд, оптимальны.

Учитель: Кичигин А. В.



































© 2010-2022