Воспитание чувства патриотизма на уроках географии

   Современное общеобразовательное учреждение – важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.  Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативным...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г.Н. Белых

Учитель географии

МКОУ « Верхнерагозецкая основная

общеобразовательная школа»

Советского района Курской области

«Любить свою Родину - значит знать её».

В.Г. Белинский

Воспитание чувства патриотизма на уроках географии

Современное общеобразовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Необходимость мер, направленных на повышение воспитательного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями российского общества. С одной стороны, усилились демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур. Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает социальный запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищённость граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности, наркомании, снижение общей культуры молодёжи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодёжь.

Обществу нужна личность способная самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределённости, решать глобальные проблемы современности.

Воспитанию такой личности способствуют уроки географии. Уникальность этого предмета заключается в том, что она одновременно исследует проблемы окружающей среды и общества; рассматривает общество, природную среду во взаимосвязи. В процессе обучения учебному предмету есть предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью, Родине, природе, труду, знаниям. Все представленные ценности равнозначны.

Согласно стандартам географического образования, наука хотя и является наиболее объективной формой отражения действительности, но все же она - только одна из форм познания человеком мира. Она часть того, что принято называть материальной и духовной культурой человечества.

Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наш предмет, содержание учебной программы позволяет проводить патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время. Я хочу показать разнообразие такой воспитательной работы в условиях ограниченных материальных возможностей школы, учителя, семьи и не очень благоприятной социальной обстановки. Главное, не упустить момент начала нарастания патриотичности.

Наступило время, когда не стало стыдно произносить само слово «патриот», когда флаг страны можно видеть на любых спортивных соревнованиях, когда молодёжь знает гимн своей страны. Подростки желают знать о достижениях страны и её достопримечательностях.

Хотелось бы, чтобы сущность патриотизма заключалась не в гордости, а в ином, гораздо более редком сегодня проявлении человеческого духа - великодушии.

География России обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса - создание образа своего родного края.

Это достигается постоянным использованием краеведческого материала. Приёмы работы с краеведческими материалами самые разнообразные. Это рассказы ребят о природе и хозяйстве, где они живут, их сообщения об уникальных памятниках природы, о символах нашей области, об интересных людях. Краеведение на уроках географии содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию личности, способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, где ребёнок родился, вырос, живёт.

Уже на первом уроке во всех классах я провожу уроки «Я живу на земле Курской», «Я - гражданин России», «Родная моя - земля Курская», «Символы Курска» и т.д. На таких уроках я подвожу ребят к ответу на вопрос: «Кто мы? Откуда мы?»

Начинаем с нашей деревни Ефросимовка, далее Советский район, Курская область.

Планируя уроки краеведения, я опираюсь на оформление кабинета. В моём кабинете оформлен материал по Курской области, есть постоянные стенды - это «Богатство родного края», «О наших замечательных земляках», «Солдат, мы помним подвиг твой», «Герб области», «Растительность нашего края, занесённая в красную книгу», карты области, района, план деревни, рисунки детей «С чего начинается Родина», « Нам есть чем гордиться» и т.д. В кабинете собран материал из периодической печати «Интересные факты (по деревни, району, области)»

Большое внимание уделяю отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться не только к художественной литературе, я обращаюсь к музыкальным произведениям. Метод изучения географии через музыку и музыкальные образы - один из путей развития мышления и эмоционального восприятия мира. Я начинала со звуков природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц; позволявшие оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями.

Увлеченно проходит самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами и с материалами различных сайтов. Для создания зрительного образа территории создаю презентации. Это выход из создавшейся ситуации, когда не достаточно наглядных пособий.

При разработке таких важных, значимых уроков, учитываю, конечно, опыт своих коллег, использую публикации, прежде всего в журнале «География в школе» и в газете «География». Теперь неоценимую помощь оказывают материалы коллег в Интернете.

Проблема патриотического воспитания - это, действительно, государственной важности задача. И я стремлюсь её решить на уроках географии и во внеурочное время через развитие у учащихся духовности, высокой социальной активности, патриотизма.

Воспитывать патриотизм - значит всеми силами стараться развивать в ребёнке чувство святости дорогого и близкого.

С чего начинается Родина? С места, где мы родились и живем, с красоты природы, которая нас окружает, с семьи, друзей. Любовь к Родине формируются постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, и о родной природе. Любить Родину - значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую Родину. Ведь любить и беречь можно лишь то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.

« Давным - давно жили люди не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники, но жили они на том месте, где мы с вами живем. Жили- были добрые молодцы- могучие богатыри русские и девицы- красавицы русские. Умели они пахать да косить, дома- терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать .А чтобы никто не смог их одолеть жили они дружно все рядом да ладом, по принципу «один за всех и все за одного»- вот и называли в старину людей, которые жили рядом и были близкими по крови, имели общих предков - родом». Место, где жил данный род, где родились представители данного рода, называлось родным или Родиной. Наша малая Родина - деревня Ефросимовка. Она всегда дорога нам, это остро ощущаем, лишь покинув её, хоть на время. Пусть она не всегда красива, пусть не всегда богата, но она -наша! И куда бы ни забросила нас судьба, думаем ,что дорога всегда приведёт в места, родные и близкие сердцу. Будем же любить свою Малую Родину, какой бы она не была, как бы не относилась к нам. Это всё равно милый сердцу уголок!

Библиографический список

1. . География в школе. №7 2009 г.

2 География в школе №4 2001 г.

3. Горева К.П., Николаева Г.Н., Шавтвалишвилм Е.Г. Воспитание Советского патриатизма в обучении географии.-М.: Просвещение, 1980.-160 с.

4. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии - М., 1996

5. Воспитание школьников. - 2010 - №2 - С. 20-27. 3. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание Пед. психология. - М.,1991.

6.Даль В.И. Толковый словарь русского языка [Текст]. - М.: Эксмо, 2010. - 688с











Воспитание чувства патриотизма на уроках географии

68 лет наша земля не вздрагивала от взрывов снарядов, но в этой светлой полосе мирной жизни были чёрные годы войны в Афганистане и в Чечне, где гибли наши ребята. 15 февраля в районе , в области, в стране отмечается День памяти воинов-интернационалистов.

Воспитание чувства патриотизма на уроках географииВоспитание чувства патриотизма на уроках географииВоспитание чувства патриотизма на уроках географииВоспитание чувства патриотизма на уроках географииВоспитание чувства патриотизма на уроках географии

Библиографический список

1. География в школе. №9 2002 г.

2. География в школе. №7 2009 г.

3. География в школе №4 2001 г.

4. Горева К.П., Николаева Г.Н., Шавтвалишвилм Е.Г. Воспитание Советского патриатизма в обучении географии.-М.: Просвещение, 1980.-160 с.

5. Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии - М., 1996 г.


© 2010-2022