- Преподавателю
- География
- Открытый урок на тему
Открытый урок на тему
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Инютина В.В. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок № 10.
Тема: «Страны Закавказья» 11 класс ОГП.
Учитель географии: Инютина Валентина Васильевна
Образование: высшее
Стаж работы: 46 лет.
Задачи.
Образовательная: раскрыть специфические особенности экономической и социальной географии региона; расширить представление о влиянии природных условий на хозяйственную деятельность людей; показать влияние горного ландшафта на жизнь и облик человека.
Развивающая: развивать познавательные интересы и кругозор учащихся, навыки работы с дополнительной литературой, учебником; формировать умения устанавливать причинно- следственные связи.
Воспитывающая: воспитывать любознательность, интерес к странам, адекватное отношение к межнациональным отношениям; показать масштаб и опасность проявлений нетерпимости между народами и культурами; помочь осознать, что успешное общение с представителями других культур невозможно без знания их норм и правил жизни.
Коррекционная: продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, дополнительной литературой , картой ; развитие навыка связного устного высказывания.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: проблемный, наглядно-иллюстративный, репродуктивный.
Формы: фронтальная, групповая и индивидуальная с использованием межпредметных связей.
Планируемый результат:
Предметный: создание образа Закавказья с использованием географических карт, учебника, литературных произведений; выявление уровня усвоения программного материала по странам Закавказья;
Метапредметный: формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с картами, текстами учебника и литературных произведений; учить понимать Личностный: выработать умение оценивать антропогенное воздействие на окружающую среду и формирование информационной компетенции учащихся; воспитание чувства прекрасного, патриотизма, любви к Родине.
Оборудование: настенная карта «Страны Закавказья», видеоматериал, книжная выставка.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
Мы продолжаем знакомиться со странами мира, изучили страны Европы, Балтии, Японию, из стран СНГ республику Беларусь, Украину и Молдову. Сегодня мы выявим особенности экономического развития стран Закавказья ( в тетрадях записывается дата и тема урока).
III. Изучение нового материала. Эпиграф урока:
Когда взберёшься на вершины гор -
Глазам громадный видится простор!
И горы, неподвластные годам,
Всегда тоскуют по людским следам.
Здесь я на мир взираю с высоты -
Подобной не встречала красоты!
(Рафига Гусейнова)
1.Визитная карточка стран: представление стран Закавказья (гимн, герб, флаг), представление учащимися стран Закавказья (работа в группах). Стихи читают на фоне видео природы республик.
Любви моей пристанище родное!
Ты знаменем алеющем горда,
Счастливая звезда твоя со мною -
Твоя восьмиконечная звезда,
Горящая над ветром и волною,
Не меркнущая в бурю никогда!
А сколько звёзд алмазных и кристальных
На вышках нефтяных пирамидальных!
Баку! Баку! Отчизна дорогая!
Ты нашей славой вековечно будь.
Как солнце, наше знамя поднимая,
Рассеиваешь ты ночную муть, -
Зарёй светясь от края и до края,
Теперь Востоку озаряешь путь.
И дивное могущество таится
В тебе, азербайджанская столица!
Самед Вургун
Я так люблю тебя,
моя Армения,
Твои дороги,
песни, тополя,
И над полями птиц твоих орление,
И пахнущие вечностью поля.
Люблю я гриву взмыленного паводка.
Друзей - сельчан в их утренней косьбе.
Люблю я горы, как фрагменты памятника,
Да,
памятника,
родина,
тебе!
Геворг Эмин
О, Грузия моя!
Щедра твоя природа.
Но не сюрприз она,
преподнесённый вдруг.
Вся эта благодать -
творенье рук народа,
И он творит свой труд
не покладая рук.
Иосиф Нонешвили
2. Особенности ЭГП региона.
Независимое государство, занимающее ю-в часть Зака-вказья, по S и численности населения занимает 1 место. На севере граничит с РФ, на западе с Грузией, на ю-з с Арменией и Турцией, а на юге и Ираном. Администра-тивная граница страны сов-падает с природными рубе-жами (Большой Кавказ, Ма-лый Кавказ и Талышские го-ры). На востоке омывается водами Каспийского моря, поэтому имеет морские гра-ницы с Туркменистаном и Казахстаном. На основе наз-ванных объектов ГП страны можно оценить как благо-приятное.
Граничит на севере и западе с Грузией, на востоке и ю-в с Азербайджаном, на западе и юге с Турцией. Она не имеет выхода к морю, гра-ницы с соседними государ-ствами проходят по трудно-доступным горным хребтам Малого Кавказа. Большая часть границ приходится на Турцию и Азербайджан, с которыми у неё неоднократ- но возникали конфликты. Это сказывается на геополи-тическом положении страны.
На севере граничит с РФ, на юге с Арменией и Турцией, на востоке с Азербайджаном На западе омывается водами Чёрного моря. Наличие морских границ определяет характер геополитических условий страны и оказывает благоприятное влияние на развитие её внешнеэкономи-ческих связей. Через перева-лы Большого Кавказа прохо-дят очень важные сухопут-ные дороги, связывающие страну с Северным Кавка-зом. В её состав входят Абхазская и Аджарская ав-тономные республики.
Вывод: в связи с расположением на стыке Европы и Азии и близостью к международному морскому пути географическое положение Закавказских стран во все времена было благоприятным для их развития. Характер геополитической обстановки также опреде-ляется его географическим положением. Через Кавказ проходят особо важные транспорт-ные пути, соединяющие страны Востока и Запада. Здесь соприкасаются экономические и социальные интересы России, стран Средней Азии и Казахстана, Ирана и Турции. Полному использованию Чёрного и Каспийского морей на должном уровне препятствует политическая и экономическая нестабильность в этом регионе. (Видеоролик «Армения и Азербайджан».
Составление кластера: «Как создать политическую и экономическую стабильность в данном регионе»? (кластер пишут на стикерах, приклеивают на доску и предлагают свои рекомендации)
3. Население (численность, естественный прирост, национальный состав, религия) - работа в парах.
Азербайджан - многонацио-нальная республика. Боль-шинство жителей -азербайд-жанцы (78%). Также живут русские, грузины. украинцы, татары, аварцы, лезгины. Средняя плотность населе-ния 80 чел. на 1 кв.км. Наи-более плотно заселены Ап-шеронский п-ов и Ленкоран-ская низменность. Крупные города: Гянджа, Сумгаит, Мингечаур, Ленкорань и Нахичевань.
Характерно значительное преобладание армянского населения (90%). Прожива-ют также русские, курды, украинцы, грузины, греки. Выделяется высокой плот-ностью населения 108 чел. на 1 кв.км. Половина жите-лей проживают на Арарат-ской равнине. ЕП = 4 ‰ .Городское население составляет 67%. Крупные города: Гюмри, Эчмиадзин, Кафан, Раздан.
Население Грузии многона-циональное. В стране про-живают более100 наций.70% населения составляют гру-зины, 8%- армяне, более 6%-русские, около 6%-азербайд-жанцы. На побережье Чёр-ного моря и в горных доли-нах живут абха
Рассказ учителя о долгожителях по отрывкам книги Л.П.Леонтьева «Сколько жить человеку», стр. 25-35. (просмотр слайдов «Люди гор»)
Вывод: население закавказских республик многонациональное. За последние годы обост-рились межнациональные отношения в Грузии и Азербайджане. Размещается население неравномерно. Наиболее высокая плотность населения (более 100 человек на 1 кв.км) в Армении.
4. Промышленность - установление причинно-следственной связи развития промышленности стран с природными условиями и ресурсами (работа с учебником)
Наличие топливно-энергети-ческих ресурсов и более мощной экономики снизило экономический кризис по сравнению с другими рес-публиками региона. Цент-ральное место занимает ТЭК на его долю приходится 68,3% продукции промыш-ленности. Азербайджан издавна является районом нефти и газа. По запасам нефти в СНГ уступает лишь России. В Баку и Сумгаити выпускают синтетический каучук, смолы, шины. Чёр-ная металлургия (Сумгаит) производит трубы для неф-тяной промышленности. Алюминиевый завод в Сум-гаите вместе с сырьём алу-нитом выпускает алюминий, обеспечивая нужды маши-ностроения.
В Армении больше, чем в других республиках Закав-казья, обнаружено строите-льных материалов: это вул-канические породы - туф, пемза, гранит, мрамор. К от-раслям специализации про-мышленности относятся цветная металлургия, хими-ческая промышленность и трудоёмкое машинострое-ние. Здесь развито произ-водство цветных металлов - меди (Алаверди), алюминия (Ереван), молибдена. Химическая промышлен-ность выпускает синтетиче-ский каучук, пластмассы, лакокрасочную продукцию, шины, азотные удобрения (Ереван, Раздан). Известна продукция машиностроения, э/техника, станки, автомоби-ли, генераторы, трансфор-маторы (Ереван).
Грузия - индустриально-аг-рарная республика. Ведущая отрасль в хозяйственном комплексе - машинострое-ние (грузовые автомашины - Кутаиси). Отрасль специа-лизации - производство электровозов (Тбилиси). Традиционная отрасль хо-зяйства - пищевая промыш-ленность: производство вин, фруктовых консервов, таба-чных изделий; предприятия лёгкой промышленности из-готавливают натуральный шёлк, шерстяные и х/б тка-ни, трикотаж, обувь; пред-приятия химической про-мышленности производят азотные удобрения, химии-ческое волокно, красители, продукцию бытовой химии. Главная роль принадлежит э/энергетике. Сырьё для ТЭС поступает из России и Туркменистана.
Вывод: природа этого региона своеобразна. Около 65% территории имеет горный рельеф. Топливные ресурсы представлены нефтью, природным газом. Каменным углем. Есть месторождения марганцевых, железных, медных, молибденовых руд. Регион располагает крупными запасами сырья для получения алюминия и магния, для химической промыш-ленности (каменная соль, барит, серный колчедан и др.), а также строительными материалами. Отраслями специализации промышленности являются нефтяная, нефте-химическая, чёрная и цветная металлургия, тяжёлое и точное машиностроение. Развиты пищевая и лёгкая промышленность.
5. Сельское хозяйство. Зависимость развития АПК от природных условий и рельефа.
С/х связано с поливным земледелием. Выращивается пшеница, рис, из кормовых кукуруза, из технических хлопок; в Ленкоранской низменности - цитрусовые и фрукты. В животноводстве ведущее место занимает овцеводство.
Вследствие недостатка продуктивных с/х земель с/х специализируется на вино-градарстве, плодоводстве, табаководстве. Основные посевы располагаются на орошаемых землях. В горах преобладает поливное зем-леделие (ячмень, пшеница) и овцеводство.
Ведущее место в с/х субтропическое растение-водство: виноградарство, выращивание цитрусовых, чая, табака.
Вывод: высокодоходны отрасли АПК, дающие наиболее ценную продукцию (чай, цитрусовые, лавровый лист), садоводство (выращивание винограда, фруктов), а также хлопководство (в Азербайджане), шелководство и табаководство. Необходимо развитие отраслей с/х , связанное с горным земледелием, мелиорацией земель, рациональным использованием пастбищ.
6. Внешние экономические связи.
Внешние экономические связи развиваются в основ-ном по линии нефтяной промышленности. В соот-ветствии с этим увеличива-ется объём экспорта нефти и нефтепродуктов. Основны-ми торговыми партнёрами являются Россия, Турция, некоторые страны Западной Европы, США и Казахстан. Ведущие позиции в импорте страны занимают Франция, Турция, Россия, Грузия.
Внешние связи в основном приходятся на Иран, Россию и др. страны СНГ, Герма-нию, Великобританию, Гре-цию, Турцию, ОАЭ.
Для внешней торговли ха-рактерно преобладание импорта над экспортом. Грузия вывозит продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности, металлы. К её крупным торговым партнёрам относятся Россия, Турция, Азербайджан.
7. Особенности культуры стран (показ видеороликов «Путешествие по Азербайджану», «Достопримечательности Армении»).
8. Условия для развития курортно- туристического хозяйства, зоны рекреации и туризма (показ слайдов « Кавказские горы»).
IV. Закрепление.
Дополнить предложения:
В состав Закавказского экономического района входят … . Отраслями специализации промышленности Закавказья являются … , чёрная и цветная металлургия, … . Азербайджан выращивает пшеницу, рис, из кормовых культур … , а из технических … . В Армении встречаются некоторые виды цветных металлов … и золото.
V. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что хотели бы узнать?
VI. Задание на дом. § 27, стр. 151-157; устно вопросы на стр.158. На контурной карте указать месторождения полезных ископаемых стран Закавказья.