Рабочая программа по географии

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Актуальность курса: Курс «География материков и океанов» построен с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли. Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Рабочая программа по географии разработана на основе:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Основная образовательная программа основного общего образования;

- Авторская программа И.В. Душиной к учебнику «География материков и океанов. 7 класс. - М.: Дрофа, 2006. - 320с.»;

- Учебный план на 2015 - 2016 учебный год;

- Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей «Эрудит».

Основными целями курса являются:

раскрытие закономерностей землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;

создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;

раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;

формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Основные задачи курса:

формирование системы географических знаний как составной части научной картины мира;

расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации - от планетарного до локального;

познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;

создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности;

развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;

развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;

раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;

формирование эмоционально-ценностное отношение к географической среде и экологически целесообразного поведения в ней;

развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов), изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Особенность преподавания предмета: Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации, раскрытие сущности общеземельческих понятий. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоить картографический метод познания нашей планеты. В структуре первоначально раскрываются общие закономерности, затем, закономерности материков и океанов. Особую роль в раскрытии географических задач играет валеологический и экологический аспект, так как велико значение и взаимосвязь биологического и социального проявления в человеке. Содержание плана разработано на основе преемственности с начальным курсом географии и использования межпредметных связей с биологией, историей, математикой. Курс географии материков и океанов - это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно обеспечить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Особенности методики преподавании предмета: В рабочей программе в соответствии с требованиями обязательного минимума образования запланированы следующие виды контроля: тесты, географические диктанты, практические работы. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации. Предполагается использование ИТ, медиаресурсов, Интернет-ресурсов, учебно-лабораторного оборудования. Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 7 классе отводиться 68 часов. Рабочая программа составлена на 70 часов в соответствии с годовым календарным графиком. В связи с проведением промежуточной аттестацией учащихся с 16.05.2016 по 21.05.2016 согласно годовому календарному графику будет проведена корректировка. Материал курса сгруппирован в 3 раздела. В первом разделе изучают главные особенности природы Земли (литосфера и рельеф, атмосфера и климат, гидросфера и мировой океан). Второй раздел знакомит с подробной характеристикой каждого океана и материка, а также их регионов. Третий раздел посвящен закономерностям географической оболочки и взаимодействию природы и общества.

Изменения в программе: один час резервного времени использован в первом разделе для более полного рассмотрения географических закономерностей, находящих свое применение в последующих темах. Второй час резервного времени использован во втором разделе для обобщения материала по южным материкам. Практические работы вынесены в перечень, их проведение отмечено в календарном планировании.

Тематический план


Тема урока

Часы

Введение

4

Раздел 1 Главные особенности природы Земли

10

1

Литосфера и рельеф

2

2

Атмосфера и климат

3

3

Гидросфера.

2

4

Географическая оболочка

2

5

Освоение Земли человеком

1

Раздел 2. Океаны и материки

53

1

Океаны

2

2

Южные материки

1

3

Африка

10

4

Австралия и Океания

5

5

Южная Америка

7

6

Антарктида

2

7

Северные материки

1

8

Северная Америка

8

9

Евразия

17

Раздел 3. Географическая оболочка

3

1

Закономерности географической оболочки

1

2

Взаимодействие природы и общества

2

Итого:

70 часов




Основное содержание всех тем:

Введение (4 ч)

Что изучают в курсе «География материков и океанов». Возрастающая зависимость состояния природы Земли от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Современные географические исследования.

Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу и содержанию.

Раздел I. Главные особенности природы Земли (10 ч)

Тема 1: Литосфера и рельеф Земли. Знакомство со строением литосферы, с научными предположениями ее развития, с особенностями расположения на Земле больших горных хребтов, равнин, сейсмических поясов; вскрыть причины разнообразия рельефа Земли, знакомство с картой строения земной коры.

Тема 2: Атмосфера и климаты Земли. Установить основные свойства атмосферы, состав, законы, причины образования и изменения климата. Распределение температур и осадков в климатических поясах., особенности климатических поясов, их типы.

Тема 3: Гидросфера. Мировой океан. Состав и строение гидросферы. Роль океана в жизни человека и Земли, свойства вод океана. Знакомство с живыми организмами и их распространением. Роль океанических течений.

Тема 4: Географическая оболочка. Состав географической оболочки, ее свойства, целостность, ритмичность, зональность, роль живых организмов. Природные комплексы суши и океана, их классификация. Расселение человечества, основные виды хозяйственной деятельности людей, страны и народы мира.

Тема 5: Освоение Земли человеком. Расселение человека по материкам. Главные области расселения. Карта народов и плотности населения. Основные виды хозяйственной деятельности, их влияние на природные комплексы. Комплексные

карты. Страны мира, их группировка по различным признакам.

Раздел II. Океаны и материки (53 ч)

Тема 1: Океаны. Характеристика частей Мирового океана. Отличие их по размерам, солености, течениям., взаимным расположением, глубиной, хозяйственной деятельностью человека.

Тема 2: Африка. Географическое положение, особенности климата, рельефа, вод, растительного и животного мира материка. Особенности жизни коренных жителей, Характеристика крупнейших государств материка.

Тема 3: Австралия и Океания. Самый маленький по площади материк, самый сухой и малозаселенный, Своеобразие и эндемичность органического мира. Материк-страна. Проблемы и перспективы Австралийского Союза.

Тема 4: Южная Америка. Материк многих природных рекордов. Высокая влажность материка. Проявление высотной поясности. Национально-освободительное движение в странах Южной Америки, заселение континента, положение коренных жителей.

Тема 5: Антарктида. Самый холодный материк мира. Высокая приспособляемость и своеобразие органического мира. Освоение и изучение материка. Роль русских ученых в исследовании материка.

Тема 6: Южные материки. Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа, климата и внутренних вод. Сходство в расположении природных зон. Карта почв мира.

Тема 7: Северные материки. Общие особенности географического положения и природы материков (общие черты рельефа, древнее оледенение, общее в климате и природных зонах).

Тема 8: Северная Америка. Особенности географического положения. Наличие гейзеров, вулканов, каньонов, громадных озер, гигантских секвой. Характеристика крупнейших стран мира - США и Канады.

Тема 9: Евразия. Самый крупный и разнообразный материк мира. Причины разнообразия природы. Исследование русскими учеными. Сложность в строении и климате. Роль оледенения. Характеристика природных зон материка. Природные различия. Характеристика стран и народов.

Раздел III. Географическая оболочка - наш дом (3ч)

Тема 1: Закономерности географической оболочки. Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов.

Тема 2: Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы хозяйственной деятельностью населения. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Практические работы:

  • Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, справочниками, словарями и др.); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.

  • Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек.

  • Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

  • Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).

  • Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

  • Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

  • Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время.

  • Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).

  • Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).

  • Определение географических координат крайних точек, протяженности Африки с севера на юг в градусах и километрах. Определение географического положения материка.

  • Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

  • Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района.

  • Определение причин разнообразия природных зон материка.

  • Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

  • Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.

  • Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.

  • Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.

  • Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.

  • Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).

  • Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

  • Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

  • Составление проекта возможного путешествия по одной из стран континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.

  • Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

  • Обозначение на контурной карте стран, сгруппированных по различным признакам.

  • Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

  • Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

  • Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса географии за 7 класс ученик должен:

Знать (понимать):

- географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;

- причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;

- основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);

- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными

особенностями отдельных стран и регионов;

- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и

предотвращению;

- географию крупнейших народов Земли.

Уметь:

- давать характеристики материков и океанов;

- характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;

- приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального

природопользования и др.;

- определять географическое положение природных объектов.

Применение географических знании и умений в повседневной жизни для:

  • сохранения окружающей среды,

  • для решения практических задач по определению качества окружающей среды,

  • для принятия необходимых мер в случае природных стихийных явлений,

  • для проведения самостоятельного поиска географической информации.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

Самостоятельность ответа.

Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Учебно-методический комплект

1. География. Программы для общеобразовательныхучреждений. 6-11 классы /сост. С.В. Курчина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 62 с.

2. Учебник В.А.Коринская. И.В.Душина «География материков и океанов». - М.; Дрофа, 2013

3. Географический атлас. 7 класс - М.; Дрофа, 2014

Дополнительные обобщающие материалы:

Литература для учителя:

  1. Барабанов В.В. - Планета Земля (тетрадь-экзаменатор) - М.: Просвещение, 2009.

  2. Баранчиков Е.В. и др. - География Земли: задания и упражнения - М.: Просвещение, 2009.

  3. Жижина Е.А. Контрольно-измерительные материалы. География. 7 класс. - М.: Вако, 2014.

  4. География материков и океанов. 7 класс. Рекомендации к планированию уроков. И. В. Душина. - М.; Дрофа, 2013

  5. Крылова О.В. Тетрадь итоговых работ по географии - М.: Новый учебник, 2009.

  6. Смирнова М.С. - Сборник заданий и упражнений по географии. 7 класс. - М.: Экзамен, 2010.

Журнал «География в школе»

Литература для учащихся:

Аржанов С. П. - Занимательная география - М.: Просвещение, 2010.

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география - М.: АСТ-ПРЕСС, 2011.

Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? - М.: Граф-пресс, 2009.

Губарев В.К. - Тайны географических названий - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2010.

Ушакова О.Д. - Великие путешественники - С-ПБ: Литера,2011.

Яворовская И. - Занимательная география - Р.- на - Д.: Феникс, 2011.

- электронные издания:

  1. Геоэнциклопедия.

  2. Электронный учебник «Физическая география, 7 класс».

  3. Гидросфера

  4. Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)

  5. Занимательная география («Новый диск»)

  6. Карта: Физическая карта мира

  7. Карта: Физическая карта полушарий

  8. Литосфера

  9. Планета Земля: аудиэндиклопедия. Современные чудеса света («Новый диск»)

  10. Страны мира (справочные сведения + таблицы)

  11. Уроки географии (Кирилла и Мефодия) - 7класс.

  12. Электронный атлас.

- Интернет-ресурсы.

  1. Электронная энциклопедия «Земля»

  2. «Живая география»

  3. Географический портал «Планета Земля»

  4. http: //gao.spb.ru/russian

  5. http: //fmm.ru

  6. http: //mchs.gov.ru

  7. http: //national-geographic.ru

  8. http: //nature.com

  9. http: //ocean.ru

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Каждый урок сопровождается слайдовой презентацией, работой с учебником и атласом.

Учебно-лабораторное оборудование

1

Мультимедийный компьютер

2

Интерактивная доска

3

Мультимедиа проектор

Таблицы

4

Воды суши

5

Животный мир материков

6

Основные зональные типы почв земного шара

7

Полезные ископаемые и их использование

8

Растительный мир материков

9

Рельеф и геологическое строение Земли

10

Типы климатов земного шара

11

Набор портретов «Путешественники»

Карты мира

12

Карта океанов

13

Климатическая

14

Климатические пояса и области

15

Народы

16

Почвенная

17

Природные зоны

18

Строение земной коры и полезные ископаемые

19

Физическая

Карты материков, их частей и океанов

20

Австралия и Океания (физическая карта)

21

Австралия и Океания (хозяйственная деятельность населения)

22

Антарктида (комплексная карта)

23

Арктика (комплексная карта)

24

Атлантический океан (комплексная карта)

25

Африка (политическая карта)

26

Африка (физическая карта)

27

Африка (хозяйственная деятельность населения)

28

Евразия (политическая карта)

29

Евразия (физическая карта)

30

Евразия (хозяйственная деятельность населения)

31

Европа (политическая карта)

32

Европа (физическая карта)

33

Европа (хозяйственная деятельность населения)

34

Индийский океан (комплексная карта)

35

Северная Америка (политическая карта)

36

Северная Америка (физическая карта)

37

Северная Америка (хозяйственная деятельность населения)

38

Тихий океан (комплексная карта)

39

Центральная и Восточная Азия (социально-экономическая)

40

Юго-Восточная Азия (социально-экономическая)

41

Юго-Западная Азия (социально-экономическая)

42

Южная Азия (социально-экономическая)

43

Южная Америка (политическая карта)

44

Южная Америка (социально-экономическая)

45

Южная Америка (физическая карта)

46

Южная Америка (хозяйственная деятельность населения)

Видеофильмы и видеофрагменты

47

Арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, высотная поясность

48

Видеофильм о миграциях древнего человека из Азии в Америку

49

Видеофильм об известных путешественниках

50

Озеро Байкал

51

Крупнейшие реки мира

52

Вулканы и гейзеры

53

Камчатка

54

Загадки Мирового океана

55

Страны и народы Северной Америки

56

Страны и народы Южной Америки

57

Антарктида

58

Арктика

59

Коллекция горных пород и минералов







Раздел/ тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Дата проведения урока

формы, методы,Тип урока, вид деятельности

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ: МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

По плану

По факту

Знать/ понимать

уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1

Введение

Что изучают в курсе «География материков и

океанов». Возрастающая зависимость состояния

природы Земли от деятельности человека.

02.09 - 05.09

коллективная,

беседа,

работа с картой, работа с учебником

урок ознакомления с новым материалом, слушание объяснений учителя

- основные источники географической информации;

Определять географическую информацию по картам различного содержания;

- вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.

Называть и показывать важнейшие природные объекты материков и океанов

УЛО 1,2,3

2

Введение

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

02.09 - 05.09

Фронтальная, беседа, работа с учебником, объяснительно-иллюстративный, Комбинированный урок, слушание выступлений свих товарищей

УЛО 1,2,3, 11,19

3

Введение

Современные географические исследования Пр.р. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации

(картами, справочниками, словарями и др.); составление

по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.

точек.

07.09-12.09

Групповая, фронтальная,

практическая работа,

исследовательский,

Комбинированный урок, самостоятельная работа с учебником, картой, слушание и анализ выступлений свих товарищей,

УЛО 1,2,3, 19

4

Введение

Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу и содержанию. Пр.р. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в

градусах и километрах, координат различных

07.09-12.09

парная, индивидуальная,

частично-поисковый,

упражнения работа с картой,

Урок-практикум, работа с картой, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3, 12,19

Раздел I. Главные особенности природы Земли(10ч)

5

Литосфера и рельеф Земли

Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Карта строения земной коры, способы ее чтения. Сейсмические

пояса Земли.

14.09-19.09

коллективная,

метод демонстраций, объяснительно-иллюстративный, видеометод

урок ознакомления с новым материалом, слушание объяснений учителя, работа с текстом и иллюстрациями учебника.

изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли в целом и на отдельных материках;

- природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека; вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.

круговороты вещества и энергий; основные особенности природы в связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

Объяснять особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах; применять в процессе учебного познания основные географические понятия. компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира

Называть и показывать основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории- факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере

УЛО 1,2,3, 9, 18

6

Литосфера и рельеф Земли

Рельеф земной поверхности.

Пр.р. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение

об изменении расположения материков и океанов через

миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

14.09-19.09

фронтальная,

парная,

частично-поисковый,

исследовательский,

работа с картой

Комбинированный урок, работа с картой, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3, 9,18

7

Атмосфера и климаты Земли

Распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на Земле.

21.09-26.09

коллективная, фронтальная,

беседа,

метод демонстраций,

объяснительно-иллюстративный,

Комбинированный урок, фронтальная беседа, работа с учебником

УЛО 1,2,3, 10,13,14

8

Атмосфера и климаты Земли

Климатическая карта. Климатообразующие факторы. Воздушные массы.

21.09-26.09

парная, индивидуальная

, работа с картой, работа с учебником,

метод демонстраций,

урок ознакомления с новым материалом, слушание объяснений учителя, работа с учебником, картой

УЛО 1,2,3, 10,13,14

9

Атмосфера и климаты Земли

Климатические пояса Земли. Пр.р. Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух

климатических поясов (по выбору учащихся).

28.09-03.10

фронтальная,

работа с картой,

практическая работа,

частично-поисковый,

Урок-практикум, работа с раздаточным материалом, объяснение наблюдаемых явлений

УЛО 1,2,3, 10,13,14

10

Гидросфера.

Роль океана в жизни Земли.

Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Водные массы. Схема поверхностных течений в океане. Льды.

Жизнь в океане.

28.09-03.10

парная, индивидуальная,

объяснение,

работа с картой,

метод демонстраций,

Комбинированный урок, самостоятельная работа с учебником, слушание и анализ выступлений свих товарищей

УЛО 1,2,3, 12

11

Гидросфера.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Пр.р. Выделение на карте побережий

и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.

05.10-10.10

индивидуальная

работа с картой,

практическая работа, творческая работа,

урок обобщения и систематизации знаний, работа в малых группах

УЛО 1,2,3,4

12

Географическая оболочка

Строение и свойства географической оболочки.

Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы. Пр.р. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

05.10-10.10

фронтальная, групповая

беседа,

частично-поисковый,

видеометод

Урок-практикум, самостоятельная работа с учебником, картой

УЛО 1,2,3

13

Географическая оболочка

Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие.

Природная зональность. Широтная зональность.

Высотная поясность. Карта природных зон.

12.10-17.10

коллективная, фронтальная,

объяснение,

метод демонстраций,

Комбинированный урок, работа в малых группах, работа с учебником, картой

УЛО 1,2,3

14

Освоение Земли человеком. Страны мира.

Расселение человека по материкам. Пр.р. Обозначение на контурной карте

ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время.

12.10-17.10

индивидуальная

практическая работа,

частично-поисковый,

работа с картой,

Комбинированный урок, работа с текстом и иллюстрациями учебника, объяснение наблюдаемых явлений, комплексное повторение

УЛО 1,2,3, 15

Раздел 2.Океаны и материки (53ч)

15

Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый

Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов.

Пр.р. Изображение на контурной

карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям

одного из океанов (по выбору).

19.10-24.09

парная, индивидуальная

работа с картой,

метод демонстраций,

практическая работа,

комбинированный урок, групповая работа с учебником, объяснение наблюдаемых явлений, комментирование выставления оценок

особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

- особенности расового и этнического состава населения;

- различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов, в отдельных странах;

- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;географическое положение объектов (по карте);компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории- факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густозаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.

Описывать объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народностей. компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира; географическое положение объектов (по карте);

Называть и показывать:

-важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории

- факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густозаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.

УЛО 1,2,3, 12, 23,24

16

Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый

Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из

океанов. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу океанов.

Пр.р. Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).

19.10-24.09

фронтальная, групповая,

дискуссия,

объяснительно-иллюстративный,

Урок-практикум, работа с картой, исследовательская деятельность, комментирование выставления оценок

УЛО 1,2,3, 12, 34,38

17

Южные материки.

Общие особенности

географического положения. Общие черты рельефа,

климата и внутренних вод. Сходство в расположении природных зон. Карта почв мира.

26.10-31.10

коллективная, фронтальная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

урок ознакомления с новым материалом, работа с учебником, составление таблицы

УЛО 1,2,3, 19

18

Африка

Географическое положение. Океаны и моря у берегов Африки; их влияние на природу материка.

История исследования. Пр.р. Определение географических

координат крайних точек, протяженности материка с

севера на юг в градусах и километрах. Определение географического положения материка.

26.10-31.10

фронтальная, групповая,

практическая работа,

беседа,

комбинированный урок, слушание объяснений учителя, работа в малых группах, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3, 26

19

Африка

Особенности природы. Рельеф материка.

Формирование рельефа под влиянием внутренних ивнешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Пр.р. Обозначение на

контурной карте крупных форм рельефа и месторождений

полезных ископаемых.

09.11-14.11

коллективная, фронтальная,

беседа,

частично-поисковый,

урок ознакомления с новым материалом, работа с текстом и иллюстрациями учебника, составление схемы, комментирование выставления оценок

УЛО 1,2,3, 26

20

Африка

Климат. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды. Пр.р. Оценивание климатических

условий жизни одного из африканских народов на основе

сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района.

09.11-14.11

групповая,

индивидуальная,

объяснение,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок, слушание объяснений учителя, работа в малых группах, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3, 13,26

21

Африка

Внутренние воды, их зависимость от рельефа

и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни населения. Стихийные природные явления.

16.11-21.11

парная, индивидуальная,

дискуссия,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

комбинированный урок, работа с учебником, объяснение наблюдаемых явлений, комментирование выставления оценок

УЛО 1,2,3, 26

22

Африка

Природные зоны. Почвы природных зон, характерные представители растительного и животного

мира зон. Заповедники и национальные парки. Природные богатства Африки и их использование. Пр.р. Определение причин разнообразия природных зон материка.

16.11-21.11

фронтальная,

исследовательский, объяснительно-иллюстративный,

беседа,

урок ознакомления с новым материалом, работа с учебником, составление схем, фронтальная беседа

УЛО 1,2,3, 26,17

23

Африка

Народы и страны. Разнообразие расового и

этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки.

Современная политическая карта.

23.11-28.11

парная, индивидуальная

беседа,

метод демонстраций,

частично-поисковый,

урок ознакомления с новым материалом, коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, составление схемы, комментирование выставления оценок

УЛО 1,2,3, 25,27

24

Африка

Северная Африка (Египет, Алжир).Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства.

Главные особенности населения: язык, быт, религия.

Основные виды хозяйственной деятельности.

23.11-28.11

фронтальная, беседа, частично-поисковый, урок ознакомления с новым материалом, работа с учебником, составление схем

УЛО 1,2,3, 25,27

25

Африка

Западная и Центральная Африка (Нигерия).Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства.

Главные особенности населения: язык, быт, религия.

Основные виды хозяйственной деятельности.

30.11-05.12

групповая,

творческая работа,

объяснительно-иллюстративный,

Комбинированный урок, работа с учебником, комплексное повторение, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3, 25,27

26

Африка

Восточная Африка (Эфиопия), Южная Африка (Южно-Африканская Республика).Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства.

Главные особенности населения: язык, быт, религия.

Основные виды хозяйственной деятельности.

30.11-05.12

групповая,

творческая работа,

объяснительно-иллюстративный,

урок ознакомления с новым материалом, коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника, составление схемы, комментирование выставления оценок

УЛО 1,2,3, 27,25

27

Африка

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.Пр.р. Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйственной жизни одной

из африканских стран.

07.12-12.12

фронтальная,

практическая работа,

частично-поисковый,

Урок-практикум, работа с картой, исследовательская деятельность, комментирование выставления оценок

УЛО 1,2,325,26

28

Австралия и Океания

Географическое положение Австралии. Океаны и моря у берегов Австралии, их влияние на природу материка. История открытия. Пр.р. Сравнение географическогоположения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих

континентов

07.12-12.12

Фронтальная, беседа, частично-поисковый, исследовательский, Комбинированный урок, выполнение работ практикума

, работа с картой, исследовательская деятельность, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3, 20

29

Австралия и Океания

Особенности компонентов природы континента.

Природные зоны материка, их размещение в зависимости отклимата. Природные богатства. Изменение природы

человеком. Меры по охране природы.

14.12-19.12

коллективная, фронтальная,

объяснительно-иллюстративный,

объяснение, беседа,

урок ознакомления с новым материалом, работа с текстом и иллюстрациями учебника

УЛО 1,2,3, 20, 17

30

Австралия и Океания

Население Австралии. Особенности материальной и духовной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Пр.р Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе

сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.

14.12-19.12

коллективная,

индивидуальная

исследовательский,

частично-поисковый,

Комбинированный урок, слушание и наблюдение за демонстрациями учителя, работа с учебником

УЛО 1,2,3, 20,21

31

Австралия и Океания

Австралийский Союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в Северной, Центральной,

Западной и Восточной Австралии.

21.12-28.12

фронтальная,

беседа,

видеометод, исследовательский,

Урок-практикум,

работа с картой, исследовательская деятельность, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3

32

Австралия и Океания

Океания. Географическое положение. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их

географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

21.12-28.12

Коллективная, фронтальная, беседа, работа с картой, урок ознакомления с новым материалом, работа с текстом и иллюстрациями учебника,

УЛО 1,2,3, 20,21

33

Южная Америка

Географическое положение, размеры, очертания

материка. Влияние океанов, омывающих материк,

на его природу. История открытия и исследования

материка.

11.01-16.01

фронтальная, групповая,

рассказ,

исследовательский, метод иллюстраций,

Комбинированный урок, слушание и наблюдение за демонстрациями учителя, работа с учебником

УЛО 1,2,3, 45, 11

34

Южная Америка

Строение поверхности, закономерности размещения крупных форм

рельефа и месторождений полезных ископаемых в

зависимости от строения земной коры. Пр.р. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки

11.01-16.01

Фронтальная, групповая, беседа, частично-поисковый, Урок-практикум

работа с картой, исследовательская деятельность, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3, 19, 9

35

Южная Америка

Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды. Характер течения и режима рек. Амазонка - величайшая река планеты. Пр.р.Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору). Оценивание возможностей и

трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.

18.01-23.01

фронтальная,

парная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный, видеометод

Урок-практикум

работа с картой, исследовательская деятельность, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3, 13,14

36

Южная Америка

Природные зоны, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения. Заповедники материка. Стихийные

природные явления. Проблемы Амазонии.

18.01-23.01

Фронтальная, беседа, метод демонстраций,

частично-поисковый,

урок ознакомления с новым материалом, коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника,

УЛО 1,2,3, 45, 17

37

Южная Америка

История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и

разнообразие расового и этнического состава населения континента. Особенности размещения населения. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта.

25.01-30.01

парная, индивидуальная

познавательное проблемное изложение, частично-поисковый,

рассказ,

Комбинированный урок, слушание и наблюдение за демонстрациями учителя, работа с учебником

УЛО 1,2,3, 56,15

38

Южная Америка

Деление континента на крупные части.

Особенности географического положения их природы и природных богатств.

25.01-30.01

коллективная, фронтальная,

рассказ,

метод иллюстраций,

исследовательский,

урок ознакомления с новым материалом, коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника

УЛО 1,2,3, 44, 45

39

Южная Америка

Население этих стран,

основные виды хозяйственной деятельности. Пр.р. Составление описания природы,

населения и его хозяйственной деятельности одной из

стран материка (по выбору).

01.02-06.02

парная, индивидуальная

практическая работа, творческая работа,

частично-поисковый,

Урок-практикум

работа с картой, исследовательская деятельность, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3, 46

40

Антарктида.

Географическое положение. Арктика и Антарктика. Открытие и исследование Антарктиды. Современные

исследования Антарктики

01.02-06.02

парная, индивидуальная

частично-поисковый,

объяснительно-иллюстративный,

Комбинированный урок, слушание и наблюдение за демонстрациями учителя, индивидуальная работа с учебником

УЛО 1,2,3, 22

41

Антарктида.

Особенности природы: ледовый покров, подледный рельеф, климат, органический мир

.Пр.р. Сравнение природы Арктики и

Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

08.02-13.02

групповая,

дискуссия,

исследовательский,

творческая работа,

урок применения знаний и умений, комплексное повторение, защита проектов

УЛО 1,2,3, 22,57

42

Северные материки

Общие особенности географического положения и

природы материков (общие черты рельефа, древнее

оледенение, общее в климате и природных зонах).

08.02-13.02

коллективная,

парная,

частично-поисковый,

беседа,

Комбинированный урок.

работа с картой, исследовательская деятельность, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3, 19

43

Северная Америка

Географическое положение, размеры, очертания

и омывающие континент океаны; их влияние на

природу материка. Открытие и исследование Северной Америки.

15.02-20.02

парная, индивидуальная

частично-поисковый,

творческая работа,

беседа,

Комбинированный урок, работа в малых группах, работа с картой, текстом учебника

УЛО 1,2,3, 36,11

44

Северная Америка

Особенности природы. Строение поверхности континента в связи с историей его формирования, роль оледенения в формировании рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

15.02-20.02

коллективная, фронтальная,

объяснительно-иллюстративный,

метод демонстраций,

урок ознакомления с новым материалом, коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника

УЛО 1,2,3, 9,18

45

Северная Америка

Факторы формирования климата. Влияние на

климат состояния подстилающей поверхности. Климатические пояса и типичная для них погода. Пр.р. Сравнение климата отдельных

частей материка, расположенных в одном климатическом

поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

22.02-27.02

фронтальная,

частично-поисковый,

метод демонстраций, практическая работа,

Комбинированный урок, слушание и наблюдение за демонстрациями учителя, работа с учебником, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3, 13,14

46

Северная Америка

Основные речные и озерные системы. Характер

течения и режим рек.

22.02-27.02

коллективная,

объяснительно-иллюстративный,

метод демонстраций,

Комбинированный урок, работа со статистическим материалом, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3, 36, 51

47

Северная Америка

Особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах.

29.02-05.03

парная, индивидуальная

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

работа с картой,

урок ознакомления с новым материалом, коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника

УЛО 1,2,3, 47, 17

48

Северная Америка

Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка. Степень изменения природы человеком.

29.02-05.03

групповая,

творческая работа,

беседа,

частично-поисковый,

Комбинированный урок, слушание и наблюдение за демонстрациями учителя, индивидуальная работа с учебником

УЛО 1,2,3, 36,37

49

Северная Америка

Этапы заселения континента. Основные народы. Особенности размещения

населения. Формирование политической карты.

Страны Северной Америки.

07.03-12.03

коллективная,

беседа,

исследовательский, частично-поисковый,

урок закрепления изученного, коллективное решение кроссворда, комментирование выставления оценок

УЛО 1,2,3, 48,36,15

50

Северная Америка

Краткая характеристика США и Канады.

Пр.р. Составление проекта возможного путешествия по одной из стран континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере

освоения территории по линии следования.

07.03-12.03

парная, индивидуальная

творческая работа,

исследовательский,

Комбинированный урок, коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника

УЛО 1,2,3, 35, 36,37

51

Евразия

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши.

14.03-19.03

фронтальная, групповая,

частично-поисковый,

объяснительно-иллюстративный,

Комбинированный урок, слушание и наблюдение за демонстрациями учителя, работа с учебником

УЛО 1,2,3, 29

52

Евразия

Отечественные имена на карте Евразии.

14.03-19.03

коллективная,

парная,

исследовательский,

метод иллюстраций,

частично-поисковый,

урок ознакомления с новым материалом, коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника

УЛО 1,2,3, 11, 29

53

Евразия

Рельеф Евразии

и его отличия от рельефа других материков. Этапы

формирования рельефа. Основные формы рельефа.

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

21.03-26.03

фронтальная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

Комбинированный урок, работа со статистическим материалом, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3,29, 9,18

54

Евразия

Климат Евразии. Пр.р. Сравнение климата Евразии с

климатом Северной Америки; определение типов климата

Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной

деятельности.

21.03-26.03

парная, индивидуальная

практическая работа,

частично-поисковый,

Урок-практикум

работа с картой, исследовательская деятельность, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3, 13, 29

55

Евразия

Климатообразующие факторы и

их воздействие на распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков. Разнообразие климатов, климатические пояса и типичные дляних погоды.

04.04-09.04

фронтальная,

метод демонстраций,

беседа,

Комбинированный урок, слушание и наблюдение за демонстрациями учителя, работа с учебником

УЛО 1,2,3, 14,29

56

Евразия

Внутренние воды, распределение их по территории в зависимости от рельефа и климата. Крупнейшие речные и озерные системы.

04.04-09.04

коллективная, фронтальная,

частично-поисковый,

объяснительно-иллюстративный,

урок ознакомления с новым материалом, работа с текстом и иллюстрациями учебника

УЛО 1,2,3, 29, 50, 51

57

Евразия

Современное оледенение, многолетняя мерзлота. Изменение состояния

водоемов.

11.04-16.04

парная, индивидуальная

беседа,

метод демонстраций,

частично-поисковый,

Комбинированный урок, слушание и наблюдение за демонстрациями учителя, работа с учебником

УЛО 1,2,3, 32, 33

58

Евразия

Проявление широтной зональности и высотной поясности. Высотные пояса в

Альпах и Гималаях.

11.04-16.04

групповая, парная,

беседа,

частично-поисковый,

урок применения знаний и умений, комплексное повторение

УЛО 1,2,3, 14, 29

59

Евразия

Природные зоны Евразии. Особенности природы зон континента. Пр.р. Сравнение природных зон по 40й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт

сходства и различия в чередовании зон, в степени их

антропогенного изменения.

18.04-23.04

индивидуальная

групповая,

практическая работа,

исследовательский,

Урок-практикум

работа с картой, исследовательская деятельность, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3, 17, 47

60

Евразия

Расовый и этнический

состав населения. Крупнейшие народы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие.

Современная политическая карта Евразии.

18.04-23.04

парная, индивидуальная

частично-поисковый,

беседа,

урок ознакомления с новым материалом, коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника

УЛО 1,2,3, 15, 28

61

Евразия

Крупные регионы Евразии. Общие черты природных и природных богатств всего региона и отдельных стран. Пр.р. Обозначение на контурной

карте стран, сгруппированных по различным признакам.

25.04-30.04

парная, индивидуальная

практическая работа,

частично-поисковый,

Комбинированный урок, слушание и наблюдение за демонстрациями учителя, самостоятельная работа с учебником

УЛО 1,2,3, 29,28

62

Евразия

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы.

Страны Западной Европы (Великобритания, Франция, Германия).

25.04-30.04

фронтальная, групповая,

частично-поисковый,

объяснительно-иллюстративный,

Комбинированный урок, работа со статистическим материалом, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3,31, 32,33

63

Евразия

Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы (Италия).

02.05-07.04

фронтальная, групповая,

частично-поисковый,

объяснительно-иллюстративный,

Комбинированный урок, работа со статистическим материалом, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3, 31,32,33

64

Евразия

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии.

Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии

(Китай, Япония).

02.05-07.04

коллективная, фронтальная,

исследовательский, объяснительно-иллюстративный,

урок ознакомления с новым материалом, коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника

УЛО 1,2,3, 39,41, 32

65

Евразия

Страны Южной Азии (Индия). Страны Юго-Восточной Азии (Индонезия).

09.05-14.05

групповая, парная,

беседа,

частично-поисковый,

Комбинированный урок, групповая работа с текстом и иллюстрациями учебника

УЛО 1,2,3, 40,42, 32

66

Евразия

Территории с опасной экологической обстановкой. Пр.р. Описание одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.

09.05-14.05

индивидуальная

практическая работа,

частично-поисковый,

Урок-практикум,

работа с картой, исследовательская деятельность, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3, 28,29,30

67

Евразия

Общие черты природы и природных богатств. Крупнейшие заповедники.

16.05-21.05

коллективная, фронтальная,

метод демонстраций,

беседа,

Комбинированный урок, слушание и наблюдение за демонстрациями учителя, индивидуальная работа с учебником

УЛО 1,2,3, 29,53, 52

Раздел III. Географическая оболочка (3ч)

68

Закономерности географической оболочки

Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов.

16.05-21.05

коллективная,

парная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

урок ознакомления с новым материалом, коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника

основные особенности природы в связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

Объяснять основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке; особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов, в отдельных странах;

применять в процессе учебного познания основные географические понятия.

УЛО 1,2,3

69

Взаимодействие природы и общества

Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Пр.р. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.

23.05-31.05

парная, индивидуальная

практическая работа,

исследовательский,

беседа,

Урок-практикум, работа с картой, исследовательская деятельность, проектирование домашнего задания

УЛО 1,2,3

70

Взаимодействие природы и общества

Изменение природы хозяйственной деятельностью населения.

Пр.р. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении

тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия

23.05-31.05

групповая,

метод демонстраций,

беседа,

исследовательский,

урок обобщения и систематизации знаний коллективное решение кроссворда

УЛО 1,2,3


© 2010-2022