Технологическая карта урока по теме Ориентирование на местности (5 класс)

Автор УМКпо географии под  редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. Тема урока_ Ориентирование на местности Тип урока_ изучение и первичное закрепление Задачи урока: Раскрывать значение терминов, сформировать представление об ориентировании на местности. Умение работать с измерительными  приборами,на основе полученных знаний изучить правила работы с компасом. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Техно...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

урока географии в 5-А классе МБОУ лицея № 1 г. Усмани,

данного учителем географии Афанасьевой О.А.


Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.

Тема урока_ Ориентирование на местности

Тип урока_ изучение и первичное закрепление

Задачи урока: Раскрывать значение терминов, сформировать представление об ориентировании на местности. Умение работать с измерительными приборами, на основе полученных знаний изучить правила работы с компасом. Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Технологии обучения: личностно - ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии - развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические - методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы - работа с картой, планом местности , учебником, дополнительной литературой.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Основные понятия : «ориентирование», «стороны горизонта», «румбы», «компас», «Зюйдвестка».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент

Цель:
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя:

Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Давайте узнаем, с каким настроением мы пришли на урок. На доске висит изображение трех лиц: веселое, нейтральное и грустное,

Прошу вас прикрепить свой лучик к тому лицу, какое у вас настроение сейчас на душе. (Звучит красивая музыка, пока дети прикрепляют свои лучики)

Спасибо большое за вашу честность рассказать нам о своем настроении. И я надеюсь, что солнышко, которое у нас получилось, будет нам светить в нашем путешествии.

Приветствуют учителя,


Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний



На прошлом уроке мы изучали тему «Глобус и карта».

Вспомните, сходства и различия между ними и назовите их преимущества?

Ребята, представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. (Показ фрагмента - фотография леса) (слайд1) Ваши ассоциации...

  • Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?

  • Есть ли выход из данного положения?

  • Как человек ориентируется на незнакомой местномсти?

  • А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации?

  • Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

Молодцы!

Диалог с учителем.

Вспоминают изученный ранее материал: глобус и карта

Отвечают на вопросы


Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3. Этап изучения новых знаний и способов действий
Постановка учебной цели.



Поиск информации.












Физкульт-ка






-Давайте, определим тему нашего урока.

-Итак, тема нашего урока « Ориентирование на местности». (слайд2)

Подумайте, какова цель нашего урока? (слайд 2) Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете: (слайд 3)

  1. Что такое ориентирование

  2. Что такое стороны горизонта

  3. Зачем нужен компас и как с ним работать.

Нам предстоит ответить на главный вопрос:

Можно ли ориентироваться без компаса?


Найдите определение понятия в учебнике на стр. 29. Прочтите и запишите в тетрадь..

Что необходимо знать, для того что бы ориентироваться на местности?

  • Что для этого нужно знать? (стороны горизонта)

  • Что вы знаете про стороны горизонта? (основных - 4, промежуточных - 4). (слайд 4)

Задания по группам: (Пользуясь планом местности определить в каком направлении от посёлка Сорокино находится:

1группа - домик лесника, глиненный карьер

2группа - озеро Глубокое, родник

3 группа -паром на реке Мечота, колодец

4 группа - фруктовый сад, железнодорожная станция

5 группа - смешанный лес, мельница

Молодцы!

А теперь ребята, пользуясь текстом учебника, скажите,

  • Как по-другому называют стороны горизонта?

  • Что значит ССВ? ВСВ?

  • Что такое компас?

  • Где был изобретён компас?

И хотя компас всем известен, давайте повторим правила пользования компасом.

  1. Установите компас на горизонтальной поверхности

  2. Подождите, пока стрелка остановится, её синий конец будет указывать на север.

  3. Медленно, стараясь не потревожить стрелку, вращайте компас, пока синий конец стрелки не будет указывать на букву «С» (или «N») на шкале.

  4. И всё! При одном условии: вблизи не должно быть железных предметов.

Как вы думаете почему?

Давайте немножко отдохнём.

Гимнастика для глаз

Север-юг, запад-восток.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Покорчим рожи.

Изобразить мордочки различных животных, обитаемых на материке.

Ребята давайте на практике поработаем в группах (выход на школьную площадку) на определение сторон горизонта по компасу, ориентируясь на местности.

А сейчас давайте послушаем сообщение и узнаем, что такое ЗЮЙДВЕСТКА и почему существует традиция называть румбы по голландски?

А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока

Можно ли ориентироваться без компаса?


Целеполагание. научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.


Отвечают на вопросы

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное. Читают определение понятия в учебнике про себя, хором. Записывают в тетрадь.

Отвечают на вопрос (стороны горизонта) Отвечают на вопрос (основных - 4, промежуточных - 4).

Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плане местности..

Отвечают на вопрос (странами света, румбами)

Отвечают на вопрос (северо-северо-восточное, востоко-северо-восточное)

(прибор. С помощью которого можно ориентироваться)

Отвечают на вопрос (в Китае)

(ученики по очереди зачитывают правила и записывают их в тетрадь. Работают с компасом, определяют направление СЕВЕР-ЮГ)


Отвечают на вопрос (магнитная стрелка компаса будет к ним притягиваться)

Выполняют упражнения


Выполняют задания на новый материал в группах

Работают в группах, определяют стороны горизонта на местности, ориентируются на местности.

Слушают сообщение. Отвечают на вопросы.

Пытаются ответить на вопрос

Формулируют собственное

мнение и аргументируют его.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.




ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения).

познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно...

Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве





ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

4. Этап информации о домашнем задании

П.6. вопр стр.32, На маршрутном листе «Дом-Школа» отиетить стороны горизонта

Записывают д/з.

5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

1.Что такое ориентирование?

2.Как называются основные стороны горизонта?

3. Что такое румбы?

4.Как называется прибор для определения сторон горизонта?

5.Где был изобретён компас?

6. Что такое Зюйдвестка?

7.Почему возникла необходимость введения промежуточных сторон горизонта?

Отвечают на вопросы

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез.

6.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок

7.Этап рефлексии

сегодня я узнал…(слайд 10)
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
я научился…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.



© 2010-2022