- Преподавателю
- География
- Элективный курсТопонимы Земли Югорской
Элективный курсТопонимы Земли Югорской
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мулакова С.Н. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сайгатинская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
директор школы
Мулаков Н. А
« 27 » _05_2012 г
Элективный курс
Топонимы - язык земли Югорской
8 класс
Автор: Мулакова С.Н.,
учитель экологии и географии
ХМАО-Югры
2012г.
Пояснительная записка
Среди актуальных проблем современного краеведения видное место занимает изучение собственных географических имен. Велика роль топонических исследований в изучении истории народа и его языка.
Собственно топонимию можно представить себе как своего рода зеркало человеческой истории, так как в топонимии отражаются и этнические названия, и исторические события, и своеобразие хозяйственного типа, и личные имена людей.
«Красноречивые свидетели прошлого, географические названия занимают почетное место среди самых драгоценных исторических памятников, как живое эхо отдаленных времен» - писал известный топоним В.А.Никонов.
Актуальность курса. Географические названия - это исторические памятники, отражающие быт и мировоззрение живших здесь когда- то людей, их имена, хозяйственные работы и прочие. Сохраненные науки, топонимы могут рассказать о многом, если они своевременно и бережно записаны и верно расшифрованы, так как каждое имя - это слово, которое развивается по закону языка.
Следовательно, от научного изучения и правильного решения вопросов топонимических систем в известной степени зависит состояние некоторых общенаучных положений.
Топонимическая система Югры формировалась в течение ряда столетий в сложных географических, исторических и лингвистических условиях, на территории, которая постоянно служила местом соприкосновения и сосуществования родственных и неродственных этнических потоков с запада, востока и юга.
Необходимость безотлагательного, фронтального сбора топонимического материала и его систематизация объясняется еще и тем, что знатоков богатства географической лексики, наших бесценных информаторов (людей старшего поколения) становится все меньше и меньше, а большинство топонимов до сих пор продолжает оставаться еще незафиксированным, тем более неизученным.
Цель программы.
Вовлекать обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;
- формировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий физической карты мира, политической карты мира и карты России, географических названий ХМАО-Югры;
- развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса.
Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учеников, в том числе:
- чтение и анализ исторических, географических и политических карт;
- анализ и синтез статистических материалов;
- составление карт и комментариев к ним;
- составление таблиц;
- выдвижение гипотез;
- участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;
- интерпретация результаты исследований
- подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.
Формы подведения итогов и реализации курса «Топонимы - язык Югорской».
-тестирование учеников по материалам программы;
-занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе);
-индивидуальное моделирование и конструирование;
-анализ источников информации;
-подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
Результатом исследовательской деятельности является:
- участие в заседаниях научного общества по предмету;
- участие в школьной научно-практической конференции (неделя науки в школе);
- участие во всероссийских научно-исследовательских конкурсах: «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее» и др.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие коммуникационных способностей обучающихся.
2. Рост самостоятельности обучающихся во время работы на уроке и выполнения домашней работы.
3. Повышение осведомленности по географии, истории, русскому языку и литературе, этнографии, краеведению.
4. Создание научно-исследовательских работ по теме курса.
5.Повышение уровня качества географических знаний и умений учащихся.
Учебно-познавательная деятельность учащихся предполагает индивидуальную, парную и групповую работу.
Сроки реализации курса «Топонимы - язык Югорской»:
Теоретический и практический материал данного курса рассчитан на 17 часов (1 час в неделю).
Тематическое планирование
№
Тема
Часы
Осваиваемые понятия
Формы работы
1
Введение. Что такое топонимика, топонимия, топоним?
2часа
ономастика; топонимика, топонимия, топоним; антропонимика, антропонимия, антропоним (матроним, патроним); ойконимика, ойконимия, ойконим; годонимика, годонимия, годоним; гидронимика, гидронимия, гидроним; дромонимика, дромонимия, дромоним; дримонимика, оронимика, оронимия, ороним; некроним; макротопоним, микротопоним.
Лекция с элементами беседы, составление понятийного словаря.
2
История топонимики в ХМАО - Югре.
1 час
Выдающиеся исследователи хантыйского и мансийского языков в прошлом и настоящем.
Лекция с элементами беседы.
Коллективная работа по составлению картотеки известных топонимов; классификация топонимов.
3
Ойконимы - название любого населённого пункта.
2 часа
Ойконимы.
Город, село, поселок, деревня. Строительные «кирпичики» топонимики.
Практическая работа по исследованию происхождения названия населенного пункта. Работа с научно-популярной литературой, сведениями по народной этимологии. Словообразовательный анализ, фонетический анализ, морфемный состав. Составление словарных статей, оформление бюллетеней. Составление понятийного словаря.
4
Гидронимы - названия водных объектов.
2 часа
Гидронимы. Водоем, река, ручей, пруд, озеро, родник, колодец; искусственный водоем, функция водоема.
Практическая индивидуальная и групповая работа по изучению принципов номинации гидронимов. Составление понятийного словаря, бюллетеня. Работа с данными по народной этимологии
5
Дримонимы - названия лесов, участков леса.
1час
Дримонимы.
Гривы.
Практическая работа с литературой.
6
Оронимы - названия рельефов местности (гор, оврагов, холмов, возвышенностей).
Оронимы.
Гора, холм, возвышенность, низменность, низина.
Практическая работа по изучению принципов номинации оронимов: оврагов, низин, лощин, долов. Словообразовательный анализ. Работа со словарями, справочниками по географии, Составление понятийного словаря, бюллетеня.
7
Антропонимика - раздел ономастики, изучающий антропонимы - имена людей.
1час
Имена ханты и манси.
Практическая работа по происхождению имен ханты и манси.
8
Систематизация, классификация топонимов, зафиксированных в «Словаре ханты-мансийского языка».
2
Классификация топонимов.
Методические рекомендации по работе.
9
Обработка и систематизация материала. Оформление продукта деятельности.
4 часа
Исследовательские работы.
Работа над продуктом проекта: журнал, стенд, видеофильм, фотоальбом.
10
Презентация материала (продукта деятельности). Рефлексия.
2час
Выступление на классном часе, конференции и т. д.
Основное содержание программы
элективного курса «Топонимы - язык Югорской».
Тема 1. Введение. Что такое топонимика, топонимия, топоним?
Важность изучения топонимов для познания истории народа и истории языка. Классификация топонимов.
Знакомство учащихся с терминами и понятиями: ономастика; топонимика, топонимия, топоним; антропонимика, антропонимия, антропоним (матроним, патроним); ойконимика, ойконимия, ойконим; годонимика, годонимия, годоним; гидронимика, гидронимия, гидроним; дромонимика, дромонимия, дромоним; дримонимика, дримонимия, дримоним; агроонимика, агроонимия, агрооним; оронимика, оронимия, ороним; некроним; макротопоним, микротопоним, географический термин, апеллятив, формант.
Тема 2. История топонимики в ХМАО - Югре.
Выдающиеся исследователи хантыйского и мансийского языков в прошлом и настоящем. Знакомство с краткой историей топонимики в ХМАО - Югре. Формирование умения классифицировать топонимы по морфологическому и словообразовательному составу.
Тема 3. Ойконимы - название любого населённого пункта.
Формирование умения классифицировать топонимы по морфологическому и словообразовательному составу. Знакомство с ойконимами нашего края, их особенностями. Формирование умения находить общий признак в группе ойконимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы.
Тема 4. Гидронимы - названия водных объектов.
Формирование умения классифицировать топонимы по морфологическому и словообразовательному составу. Знакомство с гидронимами нашего края, их особенностями. Формирование умения находить общий признак в группе гидронимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы.
Тема 5. Дримонимы - названия лесов, участков леса.
Формирование умения классифицировать топонимы по морфологическому и словообразовательному составу. Знакомство с дримонимами нашего края, их особенностями. Формирование умения находить общий признак в группе дримонимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы.
Тема 6. Оронимы - названия рельефов местности (гор, оврагов, холмов, возвышенностей).
Формирование умения классифицировать топонимы по морфологическому и словообразовательному составу. Знакомство с оронимами нашего края, их особенностями. Формирование умения находить общий признак в группе оронимов. Объяснение смыслового значения, их этимологии с помощью словарей и научно-популярной литературы.
Тема 7. Антропонимика - раздел ономастики, изучающий антропонимы - имена людей.
Имена ханты и манси.
Тема 8. Систематизация, классификация топонимов, зафиксированных в «Словаре ханты-мансийского языка». Методические рекомендации по работе.
Тема 9. Оформление исследовательской работы.
Тема10. Защита исследовательских работ по топонимике ХМАО-Югры.
Структура программы отвечает логике развития у обучающихся исследовательской деятельности. При изучении курса выполняются задачи проблемно-мотивационного, проблемно-поискового этапа, которые направлены на развитие познавательной сферы в единстве с ценностной, практической сферами сознания личности, развитие исследовательской деятельности.
Литература
-
Бакулин В.В., Козин В.В., Орлова Т.К., Смирнов И.И., Элерт Н.Н. География Ханты-Мансийского автономного округа для 8-9 классов.-М.: 2002.
-
Баранов Н.Н. и др. Очерки истории Югры. - Екатеринбург: Изд-во»Волот», 2000.
-
Захаров И. Географический словарь Сургутского района.
-
Лазаревич К.С. Ст. Топонимика - язык Земли. Еженедельник «Русский язык» издательского дома «Первое сентября». №04/2001.
-
5.Энциклопедия Ханты- Мансийского округа.-Ханты-Мансийск.2001.