- Преподавателю
- География
- Интегрированный урок по географии и биологии Природные зоны Африки
Интегрированный урок по географии и биологии Природные зоны Африки
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Харьковенко Г.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок по географии и биологии по теме: «Природные зоны Африки»
Цель урока:
- знать отличительные признаки природных зон Африки, характеристика их природных богатств, размещение и причины смены природных комплексов;
- выявить закономерности и зависимость между элементами природного комплекса; продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками информации и географическими картами, научить учащихся обрабатывать, анализировать и обобщать полученную информацию;
- формировать представление о рациональном природопользовании и охране природы;
- сопоставлять и анализировать содержание карт, делать вывод;
- формировать нравственные качества, активность, познавательную направленность.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель :Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Африке: мы обобщим, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику, узнаем как приспособились организмы к окружающей среде.
Сегодня у нас урок необычный, мы должны обобщить знания, полученные вами на уроках географии и биологии. Основной формой нашей работы будет работа в группах. Каждая группа будет представлять свою природную зону.
Вначале давайте вспомним, что такое природная зона?
Природная зона - крупный зональный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий увлажнения, почв, растительности и животного мира.
Какие природные зоны расположены на территории Африки?
Учитель. Чтобы отправиться в наше путешествие , необходимо определить ваши маршруты. Представьте, что вы получили письма из "прекрасного далёка". Узнайте, о какой природной зоне в нем говорится, этим вы определите маршрут своей экспедиции.
1 письмо. В этих лесах то тут, то там растут деревья-гиганты. Их стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди.
(Гилея - влажные экваториальные леса Африки)
2 письмо. Испанцы называют её дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго...
(Саванны)
3 письмо. Здесь почти не бывает дождей. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы. Жители говорят: "Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни". Здесь ветер - великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть.
(Пустыни)
И сейчас вам предлагается выбрать эмблему той природной зоны, которую вы будете представлять
Итак, маршруты определены. А теперь вам задание составить проект своей природной зоны. Вам розданы листики с главными особенностями всех природных зон Африки. Вы должны из всего перечня выбрать только те, которые характерны для вашей природной зоны, оформить свой проект и презентовать его. Одновременно, пока работает вся группа, вы должны отправить по одному представителю для поиска информации из интернета о рекордах и рекордсменах своей природной зоны. На работу вам дано 5 минут.
Листики с записями:
расположена по обе стороны от экватора
в бассейне реки Конго, на побережье Гвинейского залива
экваториальный климатический пояс
каждый день идут дожди
там всегда тепло и влажно
почвы красно-жёлтые ферралитные
почвы содержат большое количество железа и алюминия, имеют красный оттенок
богат животный мир
условия способствуют быстрому перегниванию остатков живых организмов, а также - размыву почв
растительный мир очень богат
многоярусность
вечнозелёность
почти отсустввует травяной покров
дисковидные корни-подпорки
ходульные придаточные корни
переплетающиеся друг с другом кроны верхних ярусов
кожистые, толстые, с глянцевитой, блестящей поверхностью верхней стороны листья
круглый год - лето
средняя температура +240С
экваториальные воздушные массы
расположена по обе стороны от экваториального леса
самая большая по площади природная зона Африки
занимает 40% площади материка
субэкваториальный климатический пояс
ярко выражены 2 сезона: сухая зима и влажное лето
в сухой сезон не происходит размыв почвы и идёт накопление гумуса
преобладает травянистый покров с отдельными деревьями или группами деревьев
расположение листовой пластинки ребром к солнцу
накопление в стволе в сезон дождей влаги впрок
листья мелкие и жесткие
своеобразная окраска животных
для маскировки
расположены в тропическом и субтропическом климатических поясах
почвы красно-бурые
воздушные массы сухие и жаркие
резкие колебания суточных температур
почвы песчаные и каменистые
растительность скудная
листья-колючки
очень длинные корни
короткий жизненный цикл
накопление влаги «про запас»
ночной образ жизни животных
растения и животные могут долго обходиться без воды
бедные почвы
растения и животные могут долго обходиться без воды
Итак, время истекло, пожалуйта, представьте нам свои проекты.
Проект 1. Гилея. Презентация проекта
Выступление из интернета.
Закрепление.
Найти соответствия:
1. Лианы А. Травянистое растение
2. Орхидеи Б. «Обезьяньи лестницы»
3. Сейба В. Воздушные корни
4. Фикус Г. Корни-подпорки
5. Бананы
Итак, мы познакомились с гилеей. Стоя спиной к зловещей, чёрной стене леса, от которой до вас ещё будут доноситься удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух САВАННЫ и жадно вглядываться вдаль.
Итак, свой проект представляет вторая группа.
Выступление
Сообщение из интернета
Закрепление.
Составить логическую цепочку из следующих звеньев:
1. Много хищников (6)
2. В зоне имеется сухой период года (2)
3. Много крупных травоядных животных (5)
4. Для произрастания лесов влаги не хватает, наряду с отдельными деревьями
и кустарниками развивается богатая травянистая растительность (3)
5. Много растительного корма (4)
6. Расположена в субэкваториальном климатическом поясе.(1)
Ну, а сейчас смотрим проект 3 группы.
Выступление
Сообщение из интернета
Закрепление.
На схеме надите соответствие между причиной и следствием в природном комплексе пустынь.
1. Животные ведут ночной образ жизни. А. Образуются оазисы.
2. Мало выпадает осадков Б. Температура воздуха в дневное время суток
может подниматься до + 50 градусов.
3. Подземные воды близко подходят
к повехности В. Бедный растительный мир
Итак, мы познакомились с тремя природными зонами Африки, а теперь в качестве закрепления материала мы испробуем себя в роли редакторов. Сейчас вы получите текст, в котором заведомо допущены ошибки. Постарайтесь отредактировать текст, исправив все ошибки.
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком,
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь-ка найти при чтении,
Что вы подвергаете сомнению.
Вот и сбылась ты, мечта моя!
Ликует команда: ура! Земля!
Мы в Африке. Тихий прощай океан,
Помог воплотить мне блестящий план.
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет!
Сентябрьской весной оживает природа,
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта.
Пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру,
Наверное, тигр с ней затеял игру.
Оленей берем, чтоб добраться в Сахару,
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждут и покой, и уют,
Может быть, сока березки дадут.
Ну а пока я ловлю в Танганьике
щук и китов,
Но совсем невеликих.
Африка очень понравилась мне,
О чем сообщаю в этом письме.
(Т.Н.Дмитрук)
Итак, молодцы , с заданием справились. А теперь переходим к домашнему заданию.
Вы получили опережающее задание по группам: составить рекламу, антирекламу и памятку, отправляющемуся в путешествие в Африку.
Итак, слово первой туристической фирме Африки
1 группа: реклама
2 группа: антиреклама.
3 группа: памятка отправляющемуся в путешествие в Африку.
Ну а теперь вам образное задание. Перед вами тарелка, но не пустая. Внимательно рассмотрите её содержимое и попробуйте определить, что бы вы сюда добавили и почему? ( бананы, кофе, финики, лук, капуста, свёкла)
Итак, мы завершаем наше путешествие по природным зонам Африки. Давайте оценим свою работу на уроке. Мы работали в группах и сейчас пусть каждая группа оценит работу своего капитана. А капитан оценит работу каждого в группе.
Д/З. Составить характеристику природной зоны вечнозелёных жестколистных лесов и кустарников. Написать мини-сочинение (Эссе) «Один день в …..»
Наш урок подошёл к концу, давайте подведём итог. Мы вам предлагаем закрнчить предложения:
« На уроке я узнал….»
«На уроке мне понравилось….»
« На уроке я научился……»
Если осталось время:
Устно выполняют задание.
• Влажный экваториальный лес
• Саванна
• Пустыня
Распределить особенности, растения и животных по природным зонам: Лианы, вельвичия, жираф, горилла, оазис, пальмы, баобаб, лев, верблюд, колючки, смена сезонов, длинные корни, антилопы, ярусность.
Задание 2: Для каких природных зон характерны:
А) баобаб, антилопа, пальма дум, марабу, гепард
Б) масличная пальма, желтое дерево, фикус, окапи
В) молочай, алоэ, черепаха, гиена, шакал (новая7)
Выдели особенности животного мира своей природной зоны:
• богатство животного мира
• животные ведут ночной образ жизни
• обитают большие стада животных
• животные приспособились к жизни без воды
• животные преодолевают большие расстояния в поисках пищи и воды
• обитают человекообразные обезьяны
• огромное количество насекомых
• животные приспособились жить на деревьях
• много опасных для человека животных и насекомых
• много ядовитых животных и насекомых
Выдели особенности растительного мира вашей природной зоны:
• многоярусность
• преобладание травянистой растительности
• вечнозеленность
• разряженность растительного покрова
• густота леса
• растения засухоустойчивые
• огромное количество видов растений
• встречаются одинокие и небольшие группы деревьев и кустарников
Задание: определите природную зону по описанию.
Вот перед нами лесной биом,
Растений и животных очень много в нем.
Он многоярусный, лианой оплетен,
И «легкими Земли» зовется он.
В нем много «драгоценностей» растет,
Их в медицине использует народ.
На карте вдоль экватора найдешь
И мне ты эту зону назовешь.
«Она протянулась от берегов Красного моря до побережья Атлантического океана, а на севере может достигать берегов Средиземного моря. Здесь зарегистрирована самая высокая температура на Земле +58°С… (новая)»,(новая6)
«цвет африканских сезонов круглый год один и тот же - зеленый. Только в один период зеленый цвет чист, ярок, а в другой - блеклый, словно выцветший… В сухой сезон земля превращается в камень, трава - в мочалу, деревья трещат от недостатка сока. И вот первый же ливень возвращает природу к жизни. Жадно напившись водой, земля разбухает от влаги, щедро отдает её деревьям, травам, цветам. Они пьют, пьют и напиться не могут… почти каждый день дождь то хлещет мощной струей, то сыплет мелкой водяной пылью. Температура воздуха падает, и местные жители зябко поводят плечами, жалуются: «Холодно!». Когда термометр показывает 18-20 градусов, некоторые африканцы считают, что наступили «морозы». Натягивают на себя все, что имеют из одежды, повязывают головы платками, разжигают на улицах костры, лишь бы унять дрожь». (Л. Почивалов (новая7
О какой природной зоне сказано:
Занимает около трети материка, особенно в северной части
Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора
Занимает почти 40% площади материка
Иногда дожди не выпадают годами
Почвы красно-желтые ферралитные
Находится на западе материка в экваториальном поясе
Лесная растительность расположена ярусами
Преобладают травы и редко стоящие деревья
Места обитания верблюда, вельвичии
Деревья - баобаб, зонтичная акация
Климат субэкваториальный
Климат тропический сухой
Растительность очень скудная, не образует сплошного покрова
В зимний период деревья сбрасывают листву, травы выгорают, а летом растительность буйно развивается она опоясывает влажные экваториальные леса с севера, востока и юга