План урока по географии по теме Водные ресурсы России 8 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ «Урыновская средняя общеобразовательная школа»

План открытого урока по географии в 8 классе

учитель географии: О. В. Глазкова

Тема урока: Водные ресурсы. Охрана вод.

Цели урока:

Образовательные:

-формирование знаний у учащихся о водных ресурсах, их значении;

-дать понятие о размещении водных ресурсов по территории России;

-дать понятие о водном кадастре;

-сформировать умения извлекать необходимую информацию из различных источников.

Развивающие:

- развитие информационной культуры учащихся;

-формирование умения слушать и вступать в диалог.

Воспитательные:

-продолжение экологического воспитания школьников;

-привитие бережного и экономного отношения к водным ресурсам;

-привитие заботы у учащихся об окружающей среде и своего здоровья;

-развитие чувства прекрасного.

Оборудование:

презентация, физическая карта России, план урока, атласы, учебник тетради, рабочие листы

Ход урока

1.Оргмомент (проверка готовности к уроку, настой на урок)

2.Мотивация

Учитель:

Как- то поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил, что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие отношения, третий утверждал, что богатство - это то, что даёт нам матушка природа: вода, воздух и земля. Долго они спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав?

( предположения учащихся)

Да, каждый из вас прав по- своему. Нам невозможно прожить и без денег, любви и без хороших человеческих отношений. Но всё же мы совсем не можем обойтись без природы. «Много чудес создала волшебница-природа. И, пожалуй, самое удивительное из них - вода.

Изучение нового материала

Мы продолжаем изучать с вами тему «Внутренние воды России» и будем говорить сегодня о «Водных ресурсах»

( слайд 1 - «Водные ресурсы, охрана вод».) запишите тему нашего урока.

-Ребята, попробуйте сформулировать цели урока, исходя из предложенного плана.

( слайд 2) план урока

(Предлагают цели урока)

-Давайте откроем в атласе физическую карту России. Какие виды внутренних вод России мы можем назвать?

( называют )

- А какие виды внутренних вод не показаны на карте, но мы ими пользуемся постоянно? (подземные воды)

- Люди издавна прославляли свою Родину, так в одной песне поётся: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…». Давайте разберёмся, много ли рек в России?

(ответы детей)

- Покажите их на карте.

( показывают: Волгу, Обь, Амур, Енисей, Ангара и другие)

(слайд 3 -Крупнейшие реки России)

- Посмотрите на экран и скажите, а где в России больше всего крупных рек? Почему? С чем это связано? (с климатом и рельефом)

- Покажите крупные озёра России

( показывают Байкал, Ханка, Ладожское, Онежское, Таймыр и другие

(слайд 4 «Крупнейшие озёра России»)

- Внимание на экран, где же больше всего озер?

( на северо- западе европейской части России)

Какой вывод можно сделать? (Россия богата наличием внутренних вод)

- Скажите, а как можно назвать все внутренние воды России?

(водные ресурсы)

- А вы можете дать определение понятию « водные ресурсы?

Найдите это определение в учебнике и запишите его в тетрадь.

Давайте проверим (слайд 5) определение водные ресурсы, оно несколько другое.

К водным ресурсам относят те воды, которые используются или можно использовать в хозяйстве. Историческое понятие « водные ресурсы» всё время расширяется, то есть человек всё больше осваивает разные виды вод. Наиболее ценны поверхностные пресные воды рек, озёр, болот, ледников, снежного покрова. Всего они составляют 45000 куб. метров.

- Скажите, а водные ресурсы распространены равномерно по территории России?

(Слайд 6) - обеспечение водными ресурсами территории России

Для оценки водных ресурсов создают водный кадастр. Найдите и запишите определение этого термина «Водный кадастр»

Записывают (слайд 7) - проверяют, несколько другое определение

Мы с вами сделали вывод, что наша страна богата поверхностными водами. Но может ли быть так, что богатая водными ресурсами страна страдает от недостатка воды? Почему?

(ответы детей)

( По мере развития цивилизации человеку требуется всё больше и больше воды. Человек каменного века потреблял менее 10 литров в сутки, в Римском государстве - до 70 литров в сутки, а современный человек на бытовые нужды тратит 150- 320 литров в сутки)

- Какой можно сделать вывод ? (Человек больше использует водные ресурсы и больше оказывает влияние них)

- Итак, использование воды человеком может называться водопользованием, то есть без изъятия её из природы, из источника, а может быть водопотреблением, то есть изъятие воды из водоёмов для каких- либо нужд )

- Давайте выясним, как идет использование воды ( пользуясь текстом, своим жизненным опытом, заполните таблицу)

Водопользователи Водопотребители

(1 ряд ) ( 2 ряд)

- называют примеры водопользования и водопотребления

- А какое влияние оказывают водопользователи и водопотребители на водные ресурсы?

Водопользователи водопотребители

(загрязняют воду, ( становится меньше,

ухудшают её качество) уменьш. её количество)

( слайд 8)

Да, действительно человек в своей хозяйственной деятельности широко использует водные ресурсы и оказывает негативное воздействие на них.

- Посмотрите , как происходит водопользование и водопотребление водных ресурсов

( слайды 9-11) - Где же используется вода?

Скажите, какие природные воды мы отнесём к водным ресурсам нашей местности?

( р.Тим, пруды, болота, подземные воды)

(слайд12 и 13, пруд и р.Тим)

Как они используются?

( большое потребление водных ресурсов идет на бытовые нужды, река и пруды, ручьи для водопоя скота, домашней птицы рыбалки. купания)

Жители нашего села водопользователи или водопотребители?

Скажите, а происходит ли загрязнение водных ресурсов в нашей местности?( называют)

- А сейчас я предлагаю отдохнуть на берегу реки с быстрым течением. Давайте отдохнём и послушаем шум воды.

(Релаксация под шум воды)

Отдохнули, продолжаем работать

Мы отметили, что в результаты хозяйственной деятельности человека появляются проблемы использования водных ресурсов. Давайте их четко определим и обозначим.

Поработайте в парах с информацией, которую я нашла в разных источниках. Прочтите и определите проблемы использования водных ресурсов.

(работа по карточкам «Проблемы использования водных ресурсов?)

(прилагаются рабочие листы «Проблемы использования водных ресурсов»

(дети записывают их рабочие листы»)

  1. Недостаточная обеспеченность водными ресурсами основных сельскохозяйственных угодий. 70% населения проживает на территории, на которую приходится 8 % общего годового речного стока,

2.Сокращение количества воды, уменьшение годового стока крупных рек (Волги, Дона, Кубани, а некоторые реки просто исчезли)

3. Потребление воды в сотни раз превышает потребление всех остальных видов природных ресурсов

Вы определили проблемы использования водных ресурсов. Предложите свои способы сохранения воды для нас и для будущих поколений.

(- Экономия расходования водных ресурсов

- совершенствовать технологию производства на предприятиях (оборотную систему водоснабжения), отработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии

- строить очистные сооружения, другие реконструировать)

Да, ребята, это большие проблемы и решать их нужно прямо сейчас. Давайте представим крайнюю ситуацию: вода исчезла или стала непригодна для использования человеком. К чему это приведёт?

(исчезнет всё живое )

Что необходимо предпринять, чтобы не допустить такой ситуации?

(беречь, экономить, очищать и снова использовать)

Признавая особое значение воды в жизни человечества, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный день воды - 22 марта. Согласно Всеобщей Декларации прав человека право на чистую воду и на информацию о её качестве - одно из прав человека, защищающих его жизнь и здоровье.

В конце XIX века человеку хватало полтора ведра воды в сутки, Современному же человеку требуется свыше 18 ведер, то есть 220 литров. На самом же деле мы не укладываемся и в эту норму, расходуя 30-40 ведер воды на человека

Назовите основные виды использования воды в домашних условиях, то есть на бытовые нужды.

(Слайд 14 об использовании воды на бытовые нужды)

Я предлагаю Вам посчитать, сколько литров воды в сутки требуется вашей семье?

( считают: 300 умножают на членов семьи)

- Какие меры, направленные на экономию воды в домашних условиях вы можете предложить?

( работают в парах )

Проверяют (слайд 15 «экономия воды в быту»)

Что же является самым мощным фактором, влияющим на водные ресурсы?

(Самым мощным фактором, влияющим на водные ресурсы, является человеческая деятельность)

Итак, мы рассмотрели с вами все пункты нашего плана. Что нового вы сегодня узнали? Были ли моменты урока, которые вас особенно заинтересовали?

Важно ли знать документы по водоохранному законодательству?

Какие вопросы данной темы вас ещё интересуют?

Где могут пригодиться полученные на этом уроке знания?

( ответы детей)

Много стихов, песен, рассказов составлено о реках, озёрах, природных богатствах нашей страны.

А я предлагаю Вам выразить своё отношение к воде, как источнику жизни. В парах составьте синквейн, где ключевое слово будет «вода», «озеро», «болото», «родник», «река»

( выбирают карточки, и выходят к доске, читают)

Мне хотелось бы закончить наш урок одним поучительным преданием, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.

На острове Шри- Ланка в v веке до н. эры правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привёл своих врагов к озеру. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Это и есть моё богатство»

Давайте будем беречь это богатство, данное нам природой - воду! Но, к сожалению, многие люди живут в соответствии со словами пословицы.

(слайд 16 пословица «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник»)

Давайте опровергнем эту пословицу и будем беречь воду, начиная со своего быта.

Д\З п. 14, повторить основные понятия по теме, составить памятку «Как экономить воду в домашних условиях»

© 2010-2022