- Преподавателю
- География
- Урок географии по теме: «Степь» (8 класс)
Урок географии по теме: «Степь» (8 класс)
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Ковалёва Н.А. |
Дата | 20.09.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема: «Безлесные зоны на юге России»
Эпиграф: «Степь донская - сторона родная»
Цели: Расширить знания о природных зонах. Активизировать раннее полученные знания о природных зонах. Изучить особенности компонентов в степях и взаимосвязи между компонентами зоны. Сформировать образ степей. Показать разнообразие растительного и животного мира.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний. На прошлом уроке мы проходили лесные зоны России.
- Расскажите о роли леса в жизни человека.
- Почему лесная растительность сменяется на лесостепную зону?
- За лесостепной зоной следует какая зона?
III. Изучение нового материала.
Степь - это природная зона, в которой живём мы. Это необъятная равнина, а там где она не распахана, то есть сохранились участки степной целины, она кажется весной красивым ковром, а в начале лета серебряной от цветущего ковыля. (См приложение № 1). О степи написано много стихов и рассказов. Наш местный поэт написал такие слова:
Дымит полынью степь донская,
Взлетая бархатной волной,
Небес отливы отражая
Раздольной ширью голубой.
Шмелей гудящее застолье
Скрипач-кузнечик веселит,
Перепелиное гнездовье
Трава высокая хранит.
Смешает запахи соцветий
Ковыльной нежности венец.
Откуда родом мы, ответит
Хранитель памяти - чабрец.
Полита потом и дождями,
Познала боль кровавых бед,
Своими ты года сынами,
Величьем славных их побед.
Весной степь очень красива, но пройдёт немного времени и исчезнет красивый ковер, останутся только подземные части растений - луковицы, корневища.
Это растения с коротким сроком вегетации. Как называются эти растения? Да, это растения эфемеры. (См приложение № 2) ( «Растения степи»)
Давайте выделим главные признаки степей:
1.Травяной покров, образует плотную дернину
2.Ковыль - характерный признак степей
3. Внешний вид степи сильно меняется в течение тёплого периода (от весны до осени)
По долинам степных речек, в балках можно встретить участки с деревьями: дуб, клён, липа, ясень.
На растительность степей влияет климат, который характеризуется среднегодовой температурой от + 3º до + 10ºС. Осадков за год выпадает от 300 до 500 мм, то есть коэффициент увлажнения меньше единицы. Увлажнение недостаточное, но под травами формируются самые плодородные почвы- чернозёмы. В.В. Докучаев чернозём называл царём почвы. Так же в степи при недостаточном увлажнении нет промыва почв. Лето длинное и тёплое. Животные в степи тоже отличаются. Здесь много грызунов, птиц, среди которых характерные только для степи
(См приложение № 3 «Животные степей»)
IV.Закрепление Игра «Морской бой» ( класс разделить на группы, побеждает та группа, которая наберёт больше баллов)
(См приложение № 4 «Морской бой»)
V. Итог урока. Ответить на вопросы к параграфу. Найти объяснение терминам: солонцы, солончаки, такыре, джузгун.