- Преподавателю
- География
- Урок по природоведению 5 класс на тему Почва. Состав почвы
Урок по природоведению 5 класс на тему Почва. Состав почвы
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ломака М.А. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Почва. Состав почвы.
Цели:
Образовательные : сформировать представление о почве, ее составе и свойствах.
Развивающие : выявлять причинно-следственные связи между живой и не живой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес.
Воспитательные : прививать интерес к предмету, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного отношения к почве.
Базовые понятия : почва, плодородие, гумус, чернозем.
Ход урока :
1 Организационный момент
2 Новая тема с элементами беседы.
Домашнее задание у вас было опережающее и касающееся нашего сегодняшнего урока, поэтому заслушивать мы его будем по ходу данного урока.
А начнем мы наш урок такой загадкой, которая и расскажет нам о чем мы сегодня будем говорить!
- Есть на свете чудесная кладовая
Положишь в нее весной мешок зерна,
А осенью смотришь, вместо одного мешка
В кладовой уже двадцать.
Ведро картошки в чудесной кладовой
Превращается в мешок картофеля.
Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, моркови!
Сказка это или не сказка?
Чудесная кладовая есть на самом деле!
Как она называется?
- Это Земля.
Сегодня мы узнаем, что такое почва, из чего она состоит, кто обитает в почве и как сделать так чтобы почва сохранилась на много лет.
По ходу моего рассказа мы с вами работаем в тетрадях, куда будем записывать новые для вас термины и понятия. ( Записывают число и тему урока)
Итак, что же такое почва?
Почва-это верхний, рыхлый слой земной коры, обладающий плодородием.
Образование почв это очень сложный процесс. Для формирования 1-2 см почвы необходимо около 500 лет.
В состав почв входят различные компоненты, а какие именно мы с вами сейчас узнаем разгадав загадки :
- Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.
Он не видимый и все же, без него мы жить не сможем. ( воздух)
- Мною можно умываться, я умею проливаться.
В кране я живу всегда, ну конечно я …( вода)
- Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже! (песок)
- Если встретишь на дороге, то увязнут сразу ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу! (глина)
Помимо названых вами компонентов есть еще такие как : минеральные соли, перегной или гумус, горные породы.
Что же такое гумус?
Гумус -это органическое вещество, которое образуется из растительных и животных остатков на протяжении тысячелетий.
Гумус очень богат веществами, в которых нуждаются растения.
Почвы содержащие достаточное количество гумуса называются плодородными.
Плодородие - высокое содержание гумуса в почве.
Прежде чем мы с вами узнаем о том какие почвы наиболее плодородны и где они распространены давайте проведем несколько опытов и убедимся, что в почве действительно есть компоненты, о которых мы с вами узнали.
Опыт № 1 В стакан с водой помещаем комочек почвы. Вы заметили, как на поверхность поднимаются пузырьки. Это вода вытеснила из почвы воздух.
Опыт № 2 Положим кусочек почвы на салфетку и сожмем ее. На салфетке остался мокрый след. Это говорит о том, что в почве содержится вода, которая необходима растениям, которые на ней произрастают.
Опыт № 3 В воде оставшейся у нас после первого опыта мы можем наблюдать разделение на компоненты. Как называется метод при помощи которого мы разделяем вещества на компоненты (метод отстаивания).
Таким образом мы с вами убедились, что в почве действительно содержатся все перечисленные нами компоненты.
Образование почвы мы можем записать в виде формулы :
(горные породы + вода + воздух + тепло + гумус) · время = почва
Физминутка ( садим огород)
Почвы Земли разнообразны. Главная причина их различий - климатические условия.
Сегодня мы познакомимся с почвами, которые сформировались на территории Украины.
Сообщения о них нам подготовили …( ученики рассказывают о почвах Украины).
О следующих почвах замечательный писатель Антон Павлович Чехов шутливо заметил : « Почва такая хорошая, что если посадить оглоблю в землю, то через год вырастет тарантас. ( оглобля-одна из двух жердей, надетых одним концом на ось повозки, служащих для запряжки лошадей ; тарантас-четырехколесная конная повозка).
О каких почвах идет речь? ( о черноземах)
И о них нам расскажет…
Итак мы с вами познакомились с типами почв сформировавшимися на территории Украины.
Мы с вами сказали, что почвы образуются очень медленно. Но в отличии от формирования, разрушаются они очень быстро. На это оказывает свое влияние очень много факторов.
Беспрерывное перепахивание приводит к разрушению комочков почвы, что понижает ее плодородие, повысить же его можно, внося органические и минеральные удобрения. Но делать это надо всегда в пределах разумного, по рекомендациям агрономов и почвоведов, т. к. чрезмерное внесение этих веществ может нанести вред, как растению, так и нам приего употреблении.
Почва может разрушаться и под действием природных факторов. Например под действием ветра ( ветровая эрозия, пыльные бури). Для сохранения почв от воздействия ветра необходимо высаживать лесополосы, которые будут защищать от воздействия ветра.
Также влияние оказывает и вода (водная эрозия, образование оврагов). Для предотвращения появления оврагов необходимо высаживать зеленые насаждения на месте появившейся промоины, которая может превратится в балку, а затем в овраг.
Таким образом лучшие защитники почвы при этом различные растения.
Человек должен заботливо относится к почвам защищая их от истощения и загрязнения.
Но не только человек оказывает влияние на почву. Существуют организмы населяющие почву, которые разрыхляют ее и улучшают проникновение в нее воды и воздуха.
Это муравьи, жуки, кроты, микроорганизмы-разлагающие остатки растений и которые образуют перегной (гумус), а так же дождевые черви.
В почве сада на каждом гектаре живет до 100 тысяч земляных червей. За год эта армия подземных «копателей» переворачивает до 30 тонн земли. Питаясь, дождевые черви вместе с разлагающимися органическими веществами пропускает сквозь кишечник несколько сотен тонн почвенной массы. Таким образом дождевые черви ускоряют разложение органических веществ и влияют на урожайность растений.
Итог : Таким образом мы с вами изучили почвы, узнали о их составе, о том что влияет на их образование, какие почвы сформировались на территории Украины и какие из них наиболее плодородные. А так же узнали какие организмы заселяют почву и какое влияние они оказывают. ( по ходу итога задаются вопросы)
Д. З. & 33