Урок по географии по теме «Лесные зоны России»

Как построить урок так, чтобы было интересно и плодотворно? Урок «рефлексия» слово модное  и непонятное.... А вот урок ?Тип урока: рефлексия. Цели и задачи урока: Повторить и закрепить отличительные признаки лесной зоны, причины различия лесных зон России, особенности природы и взаимосвязи компонентов природы. Тренировать способность к фиксации места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднительного положения на основе рефлексивного самоанализа. Оборудование: карта «Природные зоны России», картины лесных зон, презентация.
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 8 классе «Лесные зоны России»

Тип урока: рефлексия.

Цели и задачи урока:

  1. Повторить и закрепить отличительные признаки лесной зоны, причины различия лесных зон России, особенности природы и взаимосвязи компонентов природы.

  2. Тренировать способность к фиксации места затруднения и причины ошибки, строить план выхода из затруднительного положения на основе рефлексивного самоанализа.

Оборудование: карта «Природные зоны России», картины лесных зон, презентация.

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Ход урока:


1.Мотивация к

коррекционной деятельности.

Показ фрагмента видеофильма о лесной зоне России.

- Какую природную зону мы с вами изучили?

- Лесная зона.

- Какие две природные зоны умеренного пояса образуют леса России?

- Тайга и зона смешанных и широколиственных лесов.

- Чем различаются друг от друга природные зоны?

- Составляющими её компонентами природы.

- Перечислите основные компоненты природы.

- Рельеф, климат, воды, почвы, растительность и животный мир.

Мы изучили с вами лесную природную зону России. Можете ли вы утверждать, что хорошо усвоили данную тему? Необходимо проверить уровень усвоения знаний.

- Верно, сегодня мы будем анализировать уровень усвоения полученных знаний. Какая задача стоит перед каждым из вас?

- Проверить уровень знаний по теме, отличительные признаки лесной зоны, компоненты природы её составляющие.

- А если есть затруднения?

- Определить причины затруднений, научиться их устранять.

Познакомимся с планом урока (слайд 2) и приступим к работе.

2.Актуализация

знаний

- Мы с вами выяснили, что лесная зона делиться на две части, какие?

- Зона тайги и смешанные и широколиственные леса.

- Назовите характерные черты зоны тайги.

- Охарактеризуйте кратко зону смешанных и широколиственных лесов.

Приступим к выполнению самостоятельной работы «Перепутанные логические цепочки» Для чего мы будем выполнять данную работу?

- Чтобы проверить уровень своих знаний по теме.

Работать будем по карточкам с самостоятельной работой №1.

Работа выполняется по вариантам: 1 вариант выписывает признаки характерные для природной зоны тайги; 2 вариант - для смешанных и широколиственных лесов. (5 - 7 минут)

Работа завершена, что нам необходимо сделать?

- Провести проверку.

- Как будем фиксировать результат?

- Если верно ставим «+», если неверно «_».

Алгоритм проверки выносится на экран (слайд 3)

Тайга - 1,3,5,6,7,9,10,11,15. (1 вариант)

Смешанные и широколиственные леса - 2,4,12,13,14 (2 вариант)

3.Локализация индивидуальных затруднений по образцу

Вы проверили работу по образцу, что вы выяснили?

Есть ли у нас затруднения при определении природных зон.

- Что необходимо сделать?

- Доработать и устранить причины затруднений.

- Для этого обратимся к таблицам в тетради, при необходимости,- к учебнику и картам атласа.

4.Коррекция

выявленных затруднений

- У кого данное задание вызвало затруднение? (поднимите руки)

- Определение, каких природных компонентов вызвало затруднения?

- Почему у вас возникли затруднения при выполнении этого задания?

- Кто все задания выполнил без ошибок? (поднимите руки)

- Что вам следует делать дальше?

- Будем выполнять более сложные задания, будем учиться применять свои знания в заданиях повышенной сложности.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Вы выяснили и самостоятельно исправили ошибки. Какой вы сделали вывод?

- Необходимо закрепить полученные знания по ПЗ. Уметь различать природные компоненты зоны тайги и смешанных и широколиственных лесов.

6. Самостоя-

тельная работа с самопроверкой по эталону.

- Что для этого мы должны сделать?

- Выполнить новые задания, проверить уровень усвоения знаний.

Выдается самостоятельная работа №2, после её выполнения,- алгоритм проверки. (разноуровневые задания) (5 - 7 минут)

В самостоятельной работе №2 выполняете только те задания, которые вызвали затруднения (по ПК: растительность, животный мир, почвы, рельеф, воды). Используют эталоны для самопроверки ( тетради, учебники, атласы).

- Кому удалось справиться с затруднениями?

- Что осталось непонятным?

7. Включение в систему знаний и повторение.

Сегодня на уроке мы научились применять знания по характеристике лесной зоны России. Для закрепления предлагаю выполнить следующие задания (слайд 4):

. В зоне Восточно-Европейской тайги преобладают темнохвойные породы (да)

2. В зоне тундры преобладают дерново-подзолистые почвы (нет).

3. В степях водятся бурундуки, белки, лоси (нет).

4. В степях серые лесные почвы (нет).

5. Главнейшее богатство тайги - древесина (да).

6. Лесостепная зона - это переходная зона от леса к тундре (нет).

7. Ведущую роль в формировании природных зон играет соотношение тепла и влаги (да).

8. В настоящее время степи в основном распаханы (да).

9. Под хвойными лесами формируются богатые гумусом почвы (нет).

10. Поверхностный сток в степях незначительный (да).

11. В высокогорьях преобладают широколиственные породы (нет).

12. В зоне Средней Сибири преобладают темнохвойные породы (нет).

13. В зоне тундры водятся олени (да).

14. В зоне степей водятся грызуны (да).

Задания выполняются фронтально, с проговариванием результатов.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Какова была цель урока?

- Повторить и закрепить отличительные признаки зоны тайги и смешанных и широколиственных лесов.

- Какую цель ставили перед собой ученики, которые допустили ошибки?

- Найти, выяснить, в чем причина и устранить.

- Как исправляли ошибки?

- Выполняли подобные задания.

- Над чем работали те, кто не допустил ошибок в первой работе?

- Оцените свою деятельность на уроке.

Заполняют карточки для этапа рефлексии (слайд 5)

После заполнения карточек анализируется самооценка учащихся.

Домашнее задание (слайд 6): параграф 30, вопросы после параграфа,

составить письмо путешественника с описанием природы лесной зоны, образ лесной зоны в творчестве.








Самостоятельная работа №1.

  1. Эта природная зона занимает самую большую площадь.

  2. 2. Природная зона имеет более разнообразный растительный состав.

  3. Средняя температура января достигает -40 С.

  4. Почвы дерново- подзолистые, серые лесные и бурые лесные.

  5. Почвы подзолистые.

  6. В природной зоне деревья образуют один ярус.

  7. Мало певчих птиц.

  8. Деревья более хладоустойчивы.

  9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.

  10. Древесина - главное богатство этой зоны.

  11. В зоне много болот.

  12. Условия зоны более благоприятны для земледелия.

  13. Эта зона отсутствует в Сибири.

  14. Средняя температура января изменяется от -4 до -16 С.

  15. Хищники зоны: рысь, волк, росомаха, соболь, куница.

______________________________________________________________________________

*Задания для учеников, не допустивших ошибок.


  1. Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса?

  2. Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов?

  3. Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?

  4. Назовите самую распространенную породу деревьев в России?

  5. Как животные приспособились к условиям тайги?

  6. Как лиственница приспособилась к условиям суровой зимы и к вечной мерзлоте?

______________________________________________________________________________

Эталон для самопроверки ученикам, не допустившим ошибок.


  1. Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима.

  2. Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев; более длинное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования.

  3. Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами , множество представителей флоры и фауны Китая, Кореи и Японии.

  4. Лиственница.

  5. Спячка, линька, запасы пищи на зиму.

  6. Сбрасывает хвою на зиму, корни в поверхностном слое почвы.



Карточка для этапа рефлексии.


  1. Фамилия Имя _____________________________________________

  2. У меня сегодня все получилось. Я не допускал ошибок________________________

  3. Я допускал ошибки в первой самостоятельно работе (указать количество)________

  4. Я исправил ошибки в процессе работы над ними __________________

  5. Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой_____________

  6. Во второй самостоятельно работе я допустил ошибки (указать количество)________

  7. Я выполнил дополнительное задание _______________________

  8. В дополнительном задании я допустил ошибки____________________

  9. Мне необходимо поработать над ____________________



________________________________________________________________________________



Самостоятельная работа №2

Компоненты природы

задания

  1. Климат


  1. Воды


  1. Почвы


  1. Растительность


  1. Животный мир


© 2010-2022