- Преподавателю
- География
- Урок с презентацией по географии, 5 класс Как возникла Земля
Урок с презентацией по географии, 5 класс Как возникла Земля
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Москвичёва О.В. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
«Как возникла Земля», 5 класс
Цель: познакомить с первыми гипотезами о происхождении Солнечной системы и планет, в том числе и нашей Земли.
- узнать о современном представлении о происхождении Земли.
Сформировать у учащихся понятия о возникновении Солнечной системы и планеты Земля
Познакомить учащихся с гипотезами о происхождении Земли
Задачи:
Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о возникновении Солнечной системы и планеты Земля, определить значение этих знаний в жизни человека.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, интерес к науке астрономии.
Планируемые результаты:
предметные УУД : объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности.
метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.
личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
№ этапа
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационный
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
- Я рада видеть вас сегодня. У нас сегодня много гостей. Обратитесь к ним, поздоровайтесь. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и начнем урок.
На фоне видео о космосе звучит стихотворение.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
2.
Мотивация учебной деятельности
- Стихотворение
В глубины вод вселенских погружаюсь,
На дне хранятся тайны и секреты,
К ним прикоснувшись, к жизни возрождаюсь,
И возвращаюсь на свою планету.
В глубинах вод вселенских столько света,
Вдыхай в себя небесный свежий воздух,
На все вопросы ты найдешь ответы,
Лишь обратившись к небу, к Солнцу, к звездам.
Вопросы:
- О чем стихотворение?
- Что мы знаем о Солнечной системе?
- Игра «Космическая математика».
В пространстве космическом воздуха нет.
И кружат там восемь различных планет
А Солнце - звезда - в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.
- Всегда ли человечество имело столько знаний о Вселенной, Солнечной системе, нашей планете?
До нас дошли многочисленные сказания и мифы различных народов о происхождении мира. Представления каких народов о строении Вселенной изображены на слайде? (Индия, Египет)
- Почему они так считали? (мало знаний)
В русском фолклоре тоже встречаются подобные предположения. (Приложение 1)
Их объединяет утверждение, что мир создан деятельностью мифических героев или богов. Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.
На третий день творенья с Его благословенья
Явилась взору суша, названная Землёй.
Шесть дней господь трудился, чтоб целый мир родился
Создал он мир, чтоб вместе
В нём люди жили в чести.
Учащиеся слушают стихотворение.
Активизация знаний учащихся через беседу, игру.
Анализ и систематизация имеющихся знаний учеников. Делают вывод о знаниях древних людей.
3.
Целеполагание
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Ученики: «Как возникла Земля»
Правильно, давайте запишем тему урока в тетрадь.
А как вы думаете, какова цель нашего урока?
- Узнать, как возникла Земля
- Познакомиться с гипотезами о происхождении Земли
Определяют тему и цели урока.
4.
5.
Актуализация знаний
Первичное усвоение знаний
Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю - наш дом. Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Ответ на него всегда зависел от уровня знаний людей. Очень долго существовали наивные легенды о сотворении мира некоей божественной силой. Тем не менее, уже в древнем мире появились ученые, которые задумывались над этим вопросом. Одним из них был Птолемей. Вспомните его систему мира (в центре - Земля, вокруг нее Солнце и другие планеты).
Лишь в XV веке появилось учение Николая Коперника, который создал новую модель Вселенной. Давайте вспомним суть его учения. Для этого вам необходимо заполнить пропуски в тексте. (Приложение 2)
Задание
Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Копернику сделать вывод о том, что Земля обращается вокруг Солнца. Центром мира является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звезды неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.
Это был первый шаг в подлинно научном решении вопроса о происхождении Земли.
- А как называются научные объяснения происхождения Земли? Найдите в учебнике параграф 19, с. 88. (гипотезы).
- Когда стали появляться первые гипотезы?
- Почему только в 18 веке они появились?
Запишите в тетрадь новое понятие «гипотезы»
Первые гипотезы, т. е. научные предположения, о возникновении Земли стали появляться только в XVIII в., когда наука накопила достаточное количество сведений о нашей планете и о Солнечной системе. Познакомимся с некоторыми из этих гипотез.
Знакомиться с ними мы вы будете в группах, используя текст учебника стр.89-91, заполните таблицу у вас на столах. Вам надо рассказать об ученом и объяснить суть его гипотезы. (Приложение 3)
Ученый
Годы жизни
Гипотеза
Закрепление ранее полученных знаний.
Работа в парах, сообщение результатов.
Дети записывают понятие «гипотезы»
Самостоятельное приобретение новых знаний (работа в группах)
6.
Первичная проверка понимания
Давайте представим классу смысл разных гипотез о происхождении Земли.
Жорж Бюффон
(франц.)
1707 - 1788
Земной шар возник в результате катастрофы: столкновение Солнца и кометы.
Иммануил Кант (нем.)
1724 - 1804
Солнечная система возникла из гигантского холодного пылевого облака.
Пьер Лаплас
(франц.)
1749 - 1827
Планеты и Солнце возникли из вращающегося раскалённого газового облака.
Джеймс Джинс
(англ.)
1877 - 1946
Пролетающая звезда вырвала из Солнца часть вещества, из которого образовались планеты.
Отто Юльевич Шмидт (русск.)
1891 - 1956
Планеты образовались из вращающегося вокруг Солнца холодного газово-пылевого облака.
Современная гипотеза
Солнце и планеты возникли одновременно из холодного межзвездного вещества. Оно распалось на отдельные сгустки. Самый большой дал начало Солнцу, из остальных образовались планеты.
Сообщения результатов групповой работы: сведения об ученом и его гипотезе.
7.
Первичное закрепление
Проблемная ситуация.
Закрепление изученного материала
Подумайте!
1. В чем сходство и различие гипотез Жоржа Бюффона и Джеймса Джинса? Объясняют ли они как возникло Солнце?
2. Сравните гипотезы Канта, Лапласа и Шмидта. В чем их сходство и различие?
Стрелками укажите, кому из учёных принадлежат перечисленные гипотезы:
Ж.Бюффон
Пролетающая звезда вырвала из Солнца часть вещества, из которого образовались планеты.
И. Кант
Планеты и Солнце возникли из вращающегося
раскалённого газового облака.
П. Лаплас
Планеты образовались из вращающегося вокруг Солнца
холодного газово-пылевого облака.
О. Ю. Шмидт
Земной шар возник в результате катастрофы
Д. Джинс
Солнечная система возникла из гигантского
холодного облака.
- Нетрудно заметить, что гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта во многом близки. Многие мысли этих ученых легли в основу современного представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы.
Современная гипотеза возникновения Солнечной системы.
- Ученые предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько неравных сгустков. Один из них, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество, продолжая сжиматься, разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля. Но у ученых нет единого взгляда по этому вопросу.
Как видите, представления ученых о возникновении Земли, других планет и всей Солнечной системы менялись, развивались. Да и сейчас остается много неясного, спорного. Ученым предстоит разрешить немало вопросов, прежде чем мы достоверно узнаем, как возникла Земля.
- Каков же возраст нашей планеты?
- Какое значение имеют эти знания для жизни человека?
Земля, планета дорогая наша,
Нет во Вселенной тебя краше!
Коль мы хотим на свете жить,
Должны мы Землю сохранить!
Давайте ж будем мы беречь
Моря, луга, леса не жечь.
Чтобы дышать Земля могла,
И долго чтоб она жила!
Сравнивают гипотезы, делают выводы.
Работа в рабочей тетради, стр.48, №3. Устанавливают соответствие на основе новых знаний. Взаимопроверка
Слушают, дополняют таблицу.
Обобщают полученные знания.
Д/З
Домашнее задание: параграф 19, ответить на вопросы. Раб. тетрадь стр.48 - 49
Итог урока (рефлексия).
Проанализируйте свою работу на уроке:
Сегодня на уроке:
-
Сегодня я узнал (а)…
-
Сегодня на уроке я научился…
-
Мне было интересно, потому что …
-
Я почувствовал (а), что…
-
Мне представляется интересным то, что…
-
А у меня на этот счет другое мнение…
-
Я бы хотел (а) еще раз услышать…
-
Меня удивило…
-
У меня появилось желание…
-
Я понял (а), что …
-
Для меня стало открытием, что …
-
Я бы хотел (а) сказать «спасибо»…
Анализируют знания и умения, полученные на уроке.
Приложение 1.
1. Конек - горбунок
Вот въезжают на поляну Прямо к морю - окияну. Поперек его лежит Чудо - юдо рыба - кит. Все бока его изрыты, Частоколы в ребра вбиты, На хвосте сыр - бор шумит, На спине село стоит. Мужики на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут, А в дубраве меж усов Ищут девушки грибов.
Приложение 2.
Задание: вставьте в текст недостающие слова.
Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является ………….. , вокруг которого движутся все …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей. …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.
Приложение 3. Дополнительные сведения об ученых.
Жорж Бюффон - французский натуралист, биолог, математик и писатель 18 века. Жорж Бюффон родился в семье богатого помещика и был старшим из 5 его детей. Жоржа в 10 лет отдали учиться в колледж, но учился он с неохотой. И интересовался только математикой. В этот период Бюффон перевел труды известного физика Ньютона. Позже он был назначен смотрителем королевского сада и занимал этот пост в течение 50 лет, до самой своей смерти.
Джемс Джинс - английский физик, астроном, математик родился в Лондоне. В 1900 году он окончил Кембрджский университет и затем преподавал там математику. Астрономические работы Джинса посвящены проблеме строения звезд, звездных систем и туманностей. Широкое признание получили его книги "Загадочная Вселенная", "Звезды и их судьбы", "Движение миров", в которых он популярно рассказал о труднодоступных вопросах физики и астрономии.
Иммануил Кант - крупнейший немецкий философ и ученый. После окончания семинарии он становится студентом Кенигсбергского университета, однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, обеспечивал семью, работая домашним учителем в разных семьях. Но он продолжал заниматься научной деятельностью. Позже Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и получить право заниматься преподавательской деятельностью как профессор.
Отто Юльевич Шмидт - выдающийся русский полярник, геофизик, математик, географ, путешественник 20 века. В детстве работал в лавке письменных принадлежностей. С золотой медалью окончил гимназию в Киеве, затем физико-математическое отделение Киевского университета. Был профессором математики в Московском университете. Там же начал свои научные исследования. Главный редактор первой Большой советской энциклопедии.
Пьер Лаплас - французский математик, астроном. Родился в семье небогатого крестьянина. Когда окончил школу, состоятельные соседи помогли способному мальчику поступить в университет. В 17 лет написал свою первую научную работу. Позже стал преподавать математику в военном училище. Член Парижской академии, экзаменатор в королевском корпусе артиллеристов.