Урок с презентацией по географии, 5 класс Как возникла Земля

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Как возникла Земля», 5 класс

Цель: познакомить с первыми гипотезами о происхождении Солнечной системы и планет, в том числе и нашей Земли.

- узнать о современном представлении о происхождении Земли.

Сформировать у учащихся понятия о возникновении Солнечной системы и планеты Земля

Познакомить учащихся с гипотезами о происхождении Земли

Задачи:

Образовательные: расширить и углубить знания учащихся о возникновении Солнечной системы и планеты Земля, определить значение этих знаний в жизни человека.

Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательные: воспитывать наблюдательность, интерес к науке астрономии.

Планируемые результаты:

предметные УУД : объяснять значение понятий: гипотеза. Знать разные гипотезы возникновения Земли и их особенности.

метапредметные УУД: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

личностные УУД : формирование коммуникативной компетенции в общении, сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

№ этапа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

- Я рада видеть вас сегодня. У нас сегодня много гостей. Обратитесь к ним, поздоровайтесь. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и начнем урок.
На фоне видео о космосе звучит стихотворение.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2.

Мотивация учебной деятельности

- Стихотворение

В глубины вод вселенских погружаюсь,
На дне хранятся тайны и секреты,
К ним прикоснувшись, к жизни возрождаюсь,
И возвращаюсь на свою планету.

В глубинах вод вселенских столько света,
Вдыхай в себя небесный свежий воздух,
На все вопросы ты найдешь ответы,
Лишь обратившись к небу, к Солнцу, к звездам.

Вопросы:

- О чем стихотворение?

- Что мы знаем о Солнечной системе?

- Игра «Космическая математика».

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там восемь различных планет

А Солнце - звезда - в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

- Всегда ли человечество имело столько знаний о Вселенной, Солнечной системе, нашей планете?


До нас дошли многочисленные сказания и мифы различных народов о происхождении мира. Представления каких народов о строении Вселенной изображены на слайде? (Индия, Египет)

- Почему они так считали? (мало знаний)

В русском фолклоре тоже встречаются подобные предположения. (Приложение 1)

Их объединяет утверждение, что мир создан деятельностью мифических героев или богов. Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему урока.


На третий день творенья с Его благословенья

Явилась взору суша, названная Землёй.

Шесть дней господь трудился, чтоб целый мир родился

Создал он мир, чтоб вместе

В нём люди жили в чести.

Учащиеся слушают стихотворение.



Активизация знаний учащихся через беседу, игру.



Анализ и систематизация имеющихся знаний учеников. Делают вывод о знаниях древних людей.

3.

Целеполагание

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Ученики: «Как возникла Земля»

Правильно, давайте запишем тему урока в тетрадь.

А как вы думаете, какова цель нашего урока?

- Узнать, как возникла Земля

- Познакомиться с гипотезами о происхождении Земли

Определяют тему и цели урока.

4.





5.

Актуализация знаний





Первичное усвоение знаний

Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и прежде всего Землю - наш дом. Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. Ответ на него всегда зависел от уровня знаний людей. Очень долго существовали наивные легенды о сотворении мира некоей божественной силой. Тем не менее, уже в древнем мире появились ученые, которые задумывались над этим вопросом. Одним из них был Птолемей. Вспомните его систему мира (в центре - Земля, вокруг нее Солнце и другие планеты).

Лишь в XV веке появилось учение Николая Коперника, который создал новую модель Вселенной. Давайте вспомним суть его учения. Для этого вам необходимо заполнить пропуски в тексте. (Приложение 2)

Задание

Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Копернику сделать вывод о том, что Земля обращается вокруг Солнца. Центром мира является Солнце, вокруг которого движутся все планеты, вращаясь одновременно вокруг своих осей. Звезды неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.

Это был первый шаг в подлинно научном решении вопроса о происхождении Земли.

- А как называются научные объяснения происхождения Земли? Найдите в учебнике параграф 19, с. 88. (гипотезы).

- Когда стали появляться первые гипотезы?

- Почему только в 18 веке они появились?

Запишите в тетрадь новое понятие «гипотезы»

Первые гипотезы, т. е. научные предположения, о возникновении Земли стали появляться только в XVIII в., когда наука накопила достаточное количество сведений о нашей планете и о Солнечной системе. Познакомимся с некоторыми из этих гипотез.
Знакомиться с ними мы вы будете в группах, используя текст учебника стр.89-91, заполните таблицу у вас на столах. Вам надо рассказать об ученом и объяснить суть его гипотезы. (Приложение 3)

Ученый

Годы жизни

Гипотеза






Закрепление ранее полученных знаний.


Работа в парах, сообщение результатов.


Дети записывают понятие «гипотезы»



Самостоятельное приобретение новых знаний (работа в группах)

6.

Первичная проверка понимания

Давайте представим классу смысл разных гипотез о происхождении Земли.

Жорж Бюффон

(франц.)

1707 - 1788

Земной шар возник в результате катастрофы: столкновение Солнца и кометы.

Иммануил Кант (нем.)

1724 - 1804

Солнечная система возникла из гигантского холодного пылевого облака.

Пьер Лаплас

(франц.)

1749 - 1827

Планеты и Солнце возникли из вращающегося раскалённого газового облака.

Джеймс Джинс

(англ.)

1877 - 1946

Пролетающая звезда вырвала из Солнца часть вещества, из которого образовались планеты.

Отто Юльевич Шмидт (русск.)

1891 - 1956

Планеты образовались из вращающегося вокруг Солнца холодного газово-пылевого облака.

Современная гипотеза

Солнце и планеты возникли одновременно из холодного межзвездного вещества. Оно распалось на отдельные сгустки. Самый большой дал начало Солнцу, из остальных образовались планеты.

Сообщения результатов групповой работы: сведения об ученом и его гипотезе.





7.

Первичное закрепление


Проблемная ситуация.

Закрепление изученного материала

Подумайте!

1. В чем сходство и различие гипотез Жоржа Бюффона и Джеймса Джинса? Объясняют ли они как возникло Солнце?

2. Сравните гипотезы Канта, Лапласа и Шмидта. В чем их сходство и различие?

Стрелками укажите, кому из учёных принадлежат перечисленные гипотезы:

Ж.Бюффон

Пролетающая звезда вырвала из Солнца часть вещества, из которого образовались планеты.

И. Кант

Планеты и Солнце возникли из вращающегося

раскалённого газового облака.

П. Лаплас

Планеты образовались из вращающегося вокруг Солнца

холодного газово-пылевого облака.

О. Ю. Шмидт

Земной шар возник в результате катастрофы

Д. Джинс

Солнечная система возникла из гигантского

холодного облака.

- Нетрудно заметить, что гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта во многом близки. Многие мысли этих ученых легли в основу современного представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы.

Современная гипотеза возникновения Солнечной системы.
- Ученые предполагают, что Солнце и планеты возникли одновременно из частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько неравных сгустков. Один из них, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество, продолжая сжиматься, разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из плотных сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля. Но у ученых нет единого взгляда по этому вопросу.

Как видите, представления ученых о возникновении Земли, других планет и всей Солнечной системы менялись, развивались. Да и сейчас остается много неясного, спорного. Ученым предстоит разрешить немало вопросов, прежде чем мы достоверно узнаем, как возникла Земля.

- Каков же возраст нашей планеты?

- Какое значение имеют эти знания для жизни человека?

Земля, планета дорогая наша,
Нет во Вселенной тебя краше!
Коль мы хотим на свете жить,
Должны мы Землю сохранить!
Давайте ж будем мы беречь
Моря, луга, леса не жечь.
Чтобы дышать Земля могла,
И долго чтоб она жила!

Сравнивают гипотезы, делают выводы.


Работа в рабочей тетради, стр.48, №3. Устанавливают соответствие на основе новых знаний. Взаимопроверка




Слушают, дополняют таблицу.




Обобщают полученные знания.

Д/З

Домашнее задание: параграф 19, ответить на вопросы. Раб. тетрадь стр.48 - 49

Итог урока (рефлексия).

Проанализируйте свою работу на уроке:

Сегодня на уроке:

  • Сегодня я узнал (а)…

  • Сегодня на уроке я научился…

  • Мне было интересно, потому что …

  • Я почувствовал (а), что…

  • Мне представляется интересным то, что…

  • А у меня на этот счет другое мнение…

  • Я бы хотел (а) еще раз услышать…

  • Меня удивило…

  • У меня появилось желание…

  • Я понял (а), что …

  • Для меня стало открытием, что …

  • Я бы хотел (а) сказать «спасибо»…

Анализируют знания и умения, полученные на уроке.

Приложение 1.

1. Конек - горбунок

Вот въезжают на поляну Прямо к морю - окияну. Поперек его лежит Чудо - юдо рыба - кит. Все бока его изрыты, Частоколы в ребра вбиты, На хвосте сыр - бор шумит, На спине село стоит. Мужики на губе пашут, Между глаз мальчишки пляшут, А в дубраве меж усов Ищут девушки грибов.

Приложение 2.

Задание: вставьте в текст недостающие слова.

Наблюдения за звёздами и планетами, сложные математические расчеты позволили Николаю Копернику сделать вывод о том, что …….…….. вращается вокруг ………… . Центром мира является ………….. , вокруг которого движутся все …………….. , вращаясь одновременно вокруг своих осей. …………. неподвижны и находятся на огромных расстояниях от Земли и Солнца. Они образуют сферу.

Приложение 3. Дополнительные сведения об ученых.

Жорж Бюффон - французский натуралист, биолог, математик и писатель 18 века. Жорж Бюффон родился в семье богатого помещика и был старшим из 5 его детей. Жоржа в 10 лет отдали учиться в колледж, но учился он с неохотой. И интересовался только математикой. В этот период Бюффон перевел труды известного физика Ньютона. Позже он был назначен смотрителем королевского сада и занимал этот пост в течение 50 лет, до самой своей смерти.

Джемс Джинс - английский физик, астроном, математик родился в Лондоне. В 1900 году он окончил Кембрджский университет и затем преподавал там математику. Астрономические работы Джинса посвящены проблеме строения звезд, звездных систем и туманностей. Широкое признание получили его книги "Загадочная Вселенная", "Звезды и их судьбы", "Движение миров", в которых он популярно рассказал о труднодоступных вопросах физики и астрономии.

Иммануил Кант - крупнейший немецкий философ и ученый. После окончания семинарии он становится студентом Кенигсбергского университета, однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, обеспечивал семью, работая домашним учителем в разных семьях. Но он продолжал заниматься научной деятельностью. Позже Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и получить право заниматься преподавательской деятельностью как профессор.

Отто Юльевич Шмидт - выдающийся русский полярник, геофизик, математик, географ, путешественник 20 века. В детстве работал в лавке письменных принадлежностей. С золотой медалью окончил гимназию в Киеве, затем физико-математическое отделение Киевского университета. Был профессором математики в Московском университете. Там же начал свои научные исследования. Главный редактор первой Большой советской энциклопедии.

Пьер Лаплас - французский математик, астроном. Родился в семье небогатого крестьянина. Когда окончил школу, состоятельные соседи помогли способному мальчику поступить в университет. В 17 лет написал свою первую научную работу. Позже стал преподавать математику в военном училище. Член Парижской академии, экзаменатор в королевском корпусе артиллеристов.



© 2010-2022