Рабочая программа по внеурочной деятельности География Кочёвского района

Примерная рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ. Она определяет инвариантную (обязательную) часть курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания. При этом педагоги школ  могут использовать свой подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащ...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Маратовская средняя общеобразовательная школа»



Рабочая программа внеурочной деятельности

«География Кочёвского района»

для 8 класса



Составитель:М.А.Голубчикова

учитель географии

первой квалификационной категории





2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Статус программы.

Представленная программа по краеведению дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор теоретических и практических занятий. Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно - методическая: позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета путём изучения этнографических тем.

Организационно -планирующая функция: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся и расширения кругозора о своей малой Родине.

Примерная рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ. Она определяет инвариантную (обязательную) часть курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания. При этом педагоги школ могут использовать свой подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого информационного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Структура программы

Примерная программа включает следующие разделы: пояснительную записку, распределение учебных часов по разделам и темам курса с кратким содержанием, ожидаемые результаты обучения и список использованной литературы.

Общая характеристика учебного предмета:

Краеведение - всесторонне изучение какой - либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются экономико-географическое, историческое, культурное развитие района (деревень), обычаи, традиции и культура коми-пермяцкого народа.

Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в курсе используются данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии, литературы и др.

Краеведение, как предмет - одно из важнейших средств связи обучения с жизнью, воспитания у учащихся патриотизма, любви к родному краю, гордости за его прошлое и стремление сохранения тех традиций, которые сохранились до наших дней.

Программа курса рассчитана на учащихся 8 -х классов общеобразовательной школы и направлена на изучение истории развития Кочёвского района. Курс включает в себя изучение физико-географического положения района, истории образования и развития районного центра, особоохраняемых территорий района, быт, уклад коми-пермяков.

Она построена с учетом того, что педагог выделит темы, нуждающиеся в более подробном или, напротив, сжатом изложении. На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, географии и другими учебными дисциплинами, что может служить основанием для проведения интегрированных уроков.

Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем учебного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий. Огромное внимание учитель уделяет на формирование УУД у учащихся. Учащиеся самостоятельно работают с различными источниками информации, добывают необходимые знания, которые потом помогут им решать различные задачи практического характера.

Цели программы

Изучение краеведения в 8 классе общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

  1. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственно- этнографической культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;

  2. Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.

  3. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования исторического сознания.

Задачи:

  1. Изучить историю развития Кочёвского района;

  2. Пробудить интерес к изучению природы (особоохраняемые территории), истории и культуры родного района;

  3. Привлечь учащихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности;

  4. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;

  5. Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Место предмета в Базисном учебном плане.

Региональный компонент базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для изучения учебного предмета «Краеведение» в VIII классе на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.

Основное содержание (35 часов).

Итоговое занятие(1 ч)

Календарно-тематическое планирование

№ раздела

Тема раздела

Количество часов

№ урока

Тема урока

Введение

1

1

Введение.

1

Общая характеристика

Кочёвского района

8

2

Географическое положение

3

Рельеф, почвы,

4

Климат

5

Полезные ископаемые

6

Воды района

7

Растительный мир

8

Животный мир

9

Закрепление по теме

2

Особоохраняемые территории Кочёвского района

4

10

Особо охраняемые территории Кочёвского района

11

Юксеевский боярышниковый лес

12

Буждымское болото

13

Маратовский кедровник

3

История района

8

14

История становления района

15

История становления коми-пермяков

16

История п.Мараты

17

История образования названий населённых пунктов

18

Экскурсия в этнографический музей с.Кочёво

19

Известные люди Кочёвского района

20

Просмотр фильма «Мы были дымом» режиссёр А.Балуев

21

Просмотр и обсуждение фильма «Однажды в Рождество» режиссёр А.Балуев

4

Археология района

2

22

Раскопки и находки на территории Урьинского древнего могильника.

23

Раскопки и находки на территории Митинского древнего могильника

5

Обычаи и традиции коми-пермяцкого народа

2

24

Религия. Обряды и праздники. Обычаи коми-пермяков.

25

Фольклор. Коми пермяцкая утварь, одежда.

6

Коми-пермяцкое зодчество

4

26

Типы жилищ и застроек коми-пермяков

27

Внутреннее убранство избы коми-пермяков

28

Традиционные занятия коми-пермяков

29

Место бересты в жизни коми-пермяков. Изделия из бересты.

7


8

Предания старины Кочёвского района

Хозяйственно- культурный тип экономики.

3

30

Истоки Пермского звериного стиля.

31

Легенды о чуди.

32

Предания, сказы, небылички.

33

Традиционные занятия коми-пермяков: охота, рыбалка, сбор грибов и ягод, ремёсла.

Итоговое занятие

1

34

Защита рефератов.

Ожидаемые результаты.

В результате изучения краеведения ученик должен:

Знать/понимать:

  • Историю развития и становления Кочёвского района;

  • особоохраняемые территории, удивительные места;

  • Основные исторические события, происходившие на территории района ;

  • Культуру района, выдающихся земляков;

  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Уметь:


  • Описывать основные этапы развития района;

  • Систематизировать знания о Кочёвском районе и воспроизводить их в контексте основных исторических событий;

  • Подбирать литературу по заданной теме пользоваться ей для выполнения творческих заданий;

  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

Ожидаемые результаты обучения:

  1. Возрастет интерес к истории своего района, к своему народу, краеведению.

  2. Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;

  3. Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине, уважение к своей нации;

  4. Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.





Литература

1.Атлас Коми-пермяцкого автономного округа Екатеринбург 2003г

2. Ю.К.Николаев «Древняя Земля Кочёвская» Пермь 2011г

3. С.Б.Девяткова, Р.Г. Кузьмина «Занимательная география Пармы» Кудымкар 1993 г

4. А.Е.Коньшин «История коми-пермяцкого народа» Кудымкар- Пермь 2013 г

5. «Коми-пермяцкая кухня» Кудымкар 1998 г

6. Н.М.Коваль, С.Н.Пыстогова «Кочёвский район: прошлое и настоящее» Пермь 2006 г

7. Рабочая тетрадь по историческому краеведению : «История Пармы» Кудымкар 2006 г

8. Г.Н.Чагин «Очерки по истории и этнографии коми-пермяков» Пермь 2013 г

9. Хрестоматия для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования: «Страницы истории Пармы» Кудымкар 2005 год.

7


© 2010-2022