Выступление на заседании методического объединения

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Хайруллин И. Р.,

учитель географии школы №53 г. Сочи


Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Она определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации (ст. 12, п. 1) установлено, что «Основные общеобразовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями».

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

С переходом на реализацию требований нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) пересматриваются цели и задачи, принципы, система базовых национальных ценностей духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи. Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Духовно-нравственное воспитание - двусторонний процесс. Он заключается в воздействии учителя на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике. Общеобразовательные организации с учетом принятой Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, сотрудничая постоянно с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Процесс духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения будет наиболее эффективным, если:

- отношение педагога с обучающимися строится как совместная творческая деятельность; принцип педагогического общения - не со своими знаниями к учащемуся, а с учащимися - к науке и ее глубинам. Обучение, образование и самообразование зиждутся на личной заинтересованности человека, его индивидуальных интересах, способностях, гармонично соединенных с коллективными, общественными чувствами и устремлениями.

- совместную деятельность педагога и обучаемого, а также самостоятельную работу учащегося пронизывает идея преодоления сложностей, идея достижения трудной цели. Новые смысловые константы воспитания предполагают и новую педагогическую среду - содружество педагогов, коллег, единомышленников в творческом, духовном воспитании молодежи. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора:

- значительное влияние на формирование личности оказывает фон группы, коллектива, его творческая атмосфера, создание которой - такая же важная педагогическая задача, как и задача формирования личностных качеств. Одно без другого невозможно.

- доминантой воспитания становится личностный подход, абсолютное признание достоинства каждой личности, ее права на выбор, собственное суждение, самостоятельный поступок. Собранные в единую систему, объединенные творческой и нравственной установкой, эти педагогические идеи становятся гармоничной и целостной платформой для педагогического действия.

Таким образом, новый стандарт призван обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся.

Наполняя образовательный процесс содержанием учебного предмета, необходимо помнить, что современным школьникам предстоит жить в новых социально- экономических и социокультурных условиях, а это означает, что непременно надо воспитывать в них такие качества, как психологическая и нравственная устойчивость, стремление к самореализации, умение адаптироваться и актуализироваться в социуме.

Воспитание инициативных, творчески мыслящих людей и их объединение в социально значимой деятельности становится ключевыми направлениями, в том числе географического образования, определяют его приоритеты и содержание.

Эффективность решения проблемы нравственного воспитания учащихся при изучении курса «География России» во многом зависит от последовательности и преемственности этого процесса, использования адекватных педагогических технологий, а также элективного курса нравственной направленности. Последовательность нравственного воспитания осуществляется в четыре этапа: нравственно-мотивационный,

нравственного осмысления, нравственного становления, нравственно-рефлексивный отражающие процесс нравственного становления личности.

Первый этап - нравственно-мотивационный - направлен на мотивацию школьников, эмоционально-ценностное восприятие материала и означивание нравственных ценностей. Изучение учебного материала обеспечивается на основе ситуаций нравственного означивания. Она обеспечивает включение учащихся в деятельность посредством метода эмоционально-ценностного акцентирования. Этап соответствует введению и первому разделу курса « География России», посвященному открытию и исследованию территории России.

Второй этап - нравственного осмысления - происходит осмысление и осознание нравственного отношения к изучаемым объектам и явлениям. Реализация этапа осуществляется на основе ситуаций нравственного осознания. Включение в ситуацию реализуется на основе метода пробуждения нравственных эмоций. Этап соответствует разделу курса, посвященному общей характеристике природы России.

Третий этап - нравственного становления - характеризуется формированием нравственного опыта. В качестве основы для реализации специфики этапа взяты ситуации нравственного выбора, включение в которые осуществляется посредством метода эмоционально-ценностных противопоставлений. Этап соответствует разделу природного районирования России.

Четвертый этап - нравственно-рефлексивный - направлен на создание педагогических условий для нравственной рефлексии, ведущей к нравственному саморазвитию. Этап реализуется посредствам ситуаций нравственной рефлексии, направленных на рефлексивно-оценочную специфику деятельности с выработкой своей нравственной позиции школьником. Включение в ситуацию осуществляется на основе метода нравственной самореализации. Этап реализуется в процессе изучения раздела «Население России».

Учителя географии последовательно и глубоко решают задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности средствами интеграции географического образования с комплексным изучением краеведения, внеурочных форм деятельности, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Литература

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. /Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение», 2009.

2. Душина И.В., Беловолова Е.А., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Учителю о новых подходах к планированию урока географии в условиях введения образовательных стандартов нового поколения.// География в школе. 2012 . № 3. 29-38 с

3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: метод. конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 223с.

.



© 2010-2022