Статья Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кузьмина Светлана Владимировна, МБОУ СОШ №4, Пыть-Ях

Статья на тему: Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии.


Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. В настоящее время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно-исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффективный путь познания. Целый ряд исследовательских методов и подходов являются универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности, и, следовательно, знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали.

Самое главное в проекте после определения темы - это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность и формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки - проекты. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к созданию самостоятельных проектов.

Типология учебных проектов, которые я использую на своих уроках:

Исследовательские - требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

Творческие - не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (выпущенная газета, видеофильм, презентация).

Информационные - направлены на сбор информации о каком- либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

Практико-ориентированные - четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

Работая над проектом, учащиеся раскрывают свои творческие возможности.

При изучении географии России больше внимания уделяю практическим работам. Например: Рассказ о заповедниках учащиеся оформляют в виде презентации, используя типовой план, усложняя работу обозначением объектов на контурной карте, информацию добывают самостоятельно, используя Интернет. Новизна заключается в ориентации на социальную активность ученика, повышение у учащихся опыта в творческой деятельности. Простое перекачивание информации должно уйти далеко, необходимо ставить более сложные задачи для решения перед учащимися.

При изучении темы «Население России» класс делю на группы и даю задания с использованием статистического материала, социологического опроса, который собирается самостоятельно, после чего учащиеся (группы) оформляют работу в виде творческого отчета исследовательской работы.

Проектно - исследовательская деятельность учащихся, цель которой - влияние инновационных достижений педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка - создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Проблема обучения и творческого развития в школьном возрасте // Избран, психол. исследования. М., 1982. Т.1. С.24

  2. Савенков А.И Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.,2003. С.10-1

  3. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. М.,2004. №4. С. 83-84.

© 2010-2022