Основные подходы к преподаванию предмета в условиях введения ФГОС ООО

В современной методической печати сформулированы ключевые компетенции отечественного образования, над формированием которых должен работать современный учитель. На своих уроках я работаю не только над освоением учащимися стандарта образования по географии, но и над формированием учебно-познавательных и информационных компетенции на материале содержания учебного предмета географии. Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. С это... ·       последовательность слайдов отражает логичное построение урока продуманное учителем (постановка целей урока, основное содержание с сопутствующими заданиями, подведение итогов урока); ·       выделение главного в содержании (на слайде только ключевая информация, которая комментируется учителем или учащимися, в зависимости от вида деятельности на уроке); ·       обратная связь (например: задание для самостоятельной работы - слайд с ожидаемым результатом - самопроверка; или: экспресс-тест - самопроверка); ·       завершенность (при подведении итогов урока - возвращение к целям урока).
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные подходы к преподаванию предмета в условиях введения ФГОС ООО

Среди проблем, связанных с повышением качества географического образования, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос об умении учителя организовать учебную деятельность обучающихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Обеспечение адаптации к информационному взрыву, произошедшему повсеместно, к новым социальным условиям не может пройти без коренного пересмотра целей образования, а вместе с ними и всей системы организации работы школы в целом и каждого учителя в отдельности. Если раньше приоритетной целью российского образования являлась передача всей суммы знаний, которую выработало человечество, то в новых условиях происходит резкая переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. В стандартах второго поколения выдвигаются требования к планируемым результатам обучения, которые конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения географического содержания. На первый план выходит личность ученика, способность его к "самоопределению и самореализации", к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Наиболее очевидной становится потребность оценивать результаты образования, т.е. компетентность, не ограничиваясь качеством знаний. Одним из критериев оценки становится образованность, проявленная в личностных характеристиках выпускников средних общеобразовательных учреждений. Актуальность данной проблемы продиктована требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. ФГОС отражает смену ценностных установок образования - от освоения предметов к развитию личности, цели образования определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат.

В современной методической печати сформулированы ключевые компетенции отечественного образования, над формированием которых должен работать современный учитель. На своих уроках я работаю не только над освоением учащимися стандарта образования по географии, но и над формированием учебно-познавательных и информационных компетенции на материале содержания учебного предмета географии. Обеспечить качественное усвоение стандарта образования возможно только через деятельностный подход к обучению. С этой целью я организую на своих уроках самостоятельные работы с разными источниками географической информации. Самостоятельные работы, организованные на уроках географии регулярно, позволяют мне работать над формированием учебно-познавательных компетенций учащихся. Начиная с 6 класса, у учащихся вырабатываются разнообразные навыки самостоятельной познавательной деятельности. Уровень усвоения стандарта образования я контролирую с помощью тестов. Тренировочные тестирования небольшого объёма я провожу регулярно в процессе изучения темы и по итогам изучения темы. Диагностическое тестирование провожу один раз в полугодие. Тесты разработаны мною таким образом, чтобы они содержали задания не только на воспроизведение фактических знаний, но и на воспроизведение общеучебных и географических умений и способов деятельности (заполнение таблиц, составление схем, работа с типовым планом и т. д.). Результаты диагностических тестирований обычно довольно высокие. Это можно объяснить тем, что учащиеся подготовлены с помощью тренировочных тестов к воспроизведению базового уровня образования, а также у них вырабатывается навык выполнения тестовых заданий разного характера. Таким образом, система тренировочных и диагностических тестов обеспечивает не только контроль усвоениея стандарта образования, но и позволяет проводить подготовку учащихся к итоговой аттестации в рамках ЕГЭ. Кроме этого, выход на диагностическое тестирование с достаточно высоким уровнем подготовленности и написание тестирования с хорошим результатом создаёт у учащихся ситуацию успеха, что является одним из принципов личностно-ориентированного обучения. На мой взгляд, география как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационных компетенций учащихся, что в современном мире особенно важно. Информационные компетенции включают в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете. В рамках тематического планирования по географии практически на каждом уроке изучается новая тема. В таком режиме изучения учебного материала особенно остро стоит проблема прослеживания учащимися последовательности изучения тем уроков в разделе, логики изучения темы, выделение главного в теме. Одним из способов решения этой проблемы я считаю создание презентаций PowerPoint как опорного "скелета" урока. Есть много мнений "за" и "против" презентаций созданных учителем и используемых на уроке. Конечно, лицензионные учебные DVD по географии (которые я тоже использую на своих уроках) содержат красочный, зрелищный иллюстративный и картографический материал, помогающий создать образ изучаемой территории или явления. Но, работая с ИКТ на уроке не один год, я пришла к выводу, что если в кабинете нет персональных компьютеров для каждого ученика, а есть только мультимедиапроектор и экран, то содержание DVD чаще всего используется именно как иллюстративный материал. А презентация PowerPoint в таких условиях преподавания имеет несомненные "плюсы":

  • последовательность слайдов отражает логичное построение урока продуманное учителем (постановка целей урока, основное содержание с сопутствующими заданиями, подведение итогов урока);

  • выделение главного в содержании (на слайде только ключевая информация, которая комментируется учителем или учащимися, в зависимости от вида деятельности на уроке);

  • обратная связь (например: задание для самостоятельной работы - слайд с ожидаемым результатом - самопроверка; или: экспресс-тест - самопроверка);

  • завершенность (при подведении итогов урока - возвращение к целям урока).

Конечно, нужно иметь в виду, что далеко не на всех уроках возможно использование презентаций, особенно в условиях работы учителя-предметника сразу на нескольких параллелях классов. Создание качественных, продуманных презентаций требует от учителя определённых временных затрат. На мой взгляд, целесообразно использовать презентации при изучении теоретического материала, особенно в старших классах. В 10 классе я работаю по учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира". Этот учебник обладает хорошим дидактическим и методическим аппаратом, теоретический материал дан объёмно, с множеством примеров. Опыт моей работы показывает, что если при изучении нового теоретического материала на уроке совмещать использование презентации PowerPoint и работу с текстом и заданиями учебника, то продуктивность работы учащихся на уроке повышается. При подведении итогов урока у учащихся не возникает проблем при выделении главного и установлении причинно-следственных связей в изученном материале. Кроме этого следует отметить, что на уроке каждый ученик получает информацию через несколько каналов: видит содержание слайда, слушает комментарий учителя, анализирует текст учебника, отбирает и записывает необходимую информацию в тетрадь. При использовании презентации PowerPoint как опорного "скелета" урока формируются следующие навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете: соотнесение "сжатой" информации на слайде и "развёрнутой" информации в учебнике, выделение главного в материале темы, установление логических связей между темами уроков и внутри темы урока, отбор информации для записи в тетради.

Географическая компетентность - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. В связи с выше сказанным более актуальным становится поиск технологий обучения, которые могли бы создавать условия для реализации компетентностного подхода в географическом образовании школьников. Одной из таких технологий является проектное обучение. Под ним понимается целенаправленная учебная деятельность по определенной программе для решения поисковых, учебных, исследовательских, практических задач на предметной, межпредметной и надпредметной основах. Проект в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектная технология - это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности чаще всего на основе краеведческой работы. Цель такой работы - формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Элементы проектной деятельности я использую на всех ступенях изучения географии. Наиболее эффективно, творчески, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работу выполняют учащиеся 8-10 классов. В этом возрасте личность учащегося активно формируется, это возраст самоопределения. Ребята пытаются найти свое место в жизни, убедится в собственной значимости. Например, учащиеся составляют проекты развития посёлка , проекты защиты малых рек, и т.д. Учащиеся самостоятельно постигают географические проблемы, имеющие жизненный смысл, овладевают комплексом географических умений, основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания и интегрировать их. Организация учебных исследований - неотъемлемая часть в реализации компетентностного подхода. Учебный проект по географии - это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность школьников, предполагающая:

поиск информации, необходимой для реализации идей проекта, анализ и обобщение собранного материала;

выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную их проверку, теоретическое обоснование выдвигаемых идей;

социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований.

Технология проектов применяется мною в течение ряда лет. За это время сформировались определенная система управления самостоятельной деятельностью школьников и типология проектов применительно к преподаванию географии. Я разделила проекты по географии по типам.

Интеллектуально-эвристические проекты (информационные) - проекты, направленные на поиск, анализ и личностную оценку знаний о чем-либо. Подобные проекты создаются при изучении курса "Глобальная география" в 10 классе, так как содержание курса изобилует интересными темами для самостоятельного изучения. В этом случае в каждом классе формирую временные творческие группы, формулирую задание, консультирую, показываю проекты учащихся прошлых лет, определяю время презентации проекта (10 минут).

Проектное задание:

1. Найти интересную информацию по теме.

2. Структурировать содержание по схеме: •суть глобальной проблемы;• доказательства ее глобальности в 21 веке;•связи с другими проблемами;•географические аспекты проблемы (где и как она проявляется?);•пути решения проблемы;Создать мультимедийную презентацию. Подготовитьдоклад. Защитить творческую работу.

В 10-м классе информационные проекты направлены на создание географических образов изучаемых регионов и стран, например: • "Восемь причин экономического чуда Японии";•"Азиатские тигры: рывок вперед";•" Мешок с шерстью";•«Чай у королевы»;• «Взгляд за изгородь»; Несмотря на то, что информационные проекты краткосрочные и самые простые, их разработка полезна как для школьников, так и для учителя. У старшеклассников последовательно формируются ключевые (над предметные) компетентности, а у учителя накапливается банк интересной дополнительной информации по различным темам курса географии, что в последствии позволяет педагогу разнообразить методику проведения уроков. Исследовательские проекты - проекты, имеющие четко обозначенную исследовательскую проблему. Все исследовательские проекты долгосрочны, являются монопроектами, т.е. выполняются одним обучающимся и состоят из 2-х частей: теоретического обоснования исследовательской проблемы и констатирующего исследования на основе анализа статистических данных, картографической информации и др. Во введении обязательно прописывается методологический аппарат исследования (актуализация работы, ее цель, задачи, объекты и предмет исследования, гипотеза, методы исследования, практическая значимость работы, ее новизна и т.д.).

Через тему работы обязательно должен просматриваться ее исследовательский характер, поэтому поиск темы и ее грамотное формулирование очень важны. Примерами таких работ являются:

• " Меры по улучшению состояния реки Кумы";• " Мои предложения по улучшению экологического состояния села";• " Формирование русского государства в XVI веке"• « Рекреационныё ресурсы Восточного Севера и проблемы их освоения»и др.

Участие старшеклассников в проектах данного типа способствует формированию исследовательской компетентности, готовит их к написанию курсовых работ в вузе. Это главный результат, так как цель школы: подготовить выпускников к осуществлению образования в течение всей жизни.

Творческие проекты.

Данный тип проектов рекомендую школьникам, ориентированным на творческую деятельность. Такие проекты в практике педагогической работы встречаются реже, так как они требуют значительных материальных ресурсов и специальных навыков и умений. В числе творческих проектов можно назвать проект-выставку с презентацией "Народные промыслы России".

Аналитические проекты.

Представляют собой задания аналитического и прогностического характера. Например:

• "Оценка уровня качества жизни населения в разных странах" (10 класс);

• "Анализ ресурсообеспеченности стран и регионов, прогнозирование основных направлений и проблем их экономического развития" (10класс).

Работа над этими проектами позволяет реализовать цели школьного курса географии по формированию географического мышления обучающихся, развитию умений интегрировать полученные знания, решать задачи компетентностного характера.

Преимущества имеет технология проектов перед традиционными:

* Разумный баланс между теорией и практикой.

* Повышение уровня познавательной активности, личностный рост, рост качества знаний, развитие ключевых компетенций.

*Реализация идеи профессиональной ориентации учащихся, погружение учащихся в учебно-профессиональную деятельность.

* Проектная работа не нуждается в оценке, так как выполнение проекта - это уже достижение. Учащиеся видят перед собой конечный результат, в который они вложили душу.Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Работа над проектом, а главное - рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Реализация компетентностного подхода в географическом образовании, использование современных технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся. Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами. Таким образом, учитель, ставя перед собой цель обучения географии - создание условий для усвоения понятий и сформированности основных умений, навыков и способов деятельности и одновременно воспитания его как личность, готовой к активной деятельности и применения приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях, - стремится реализовать эту цель через создание условий, направленных на выявление и развитие индивидуальных способностей обучающегося и формирование географических компетенций выпускника. Критерием успешной работы для меня служит качество географической подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приёма, формы или средства обучения. Сегодня, когда единый государственный экзамен уже стал частью образовательного процесса, хотя география не такой уж популярный предмет для сдачи ЕГЭ, и сдают его единицы, но когда выпускник получает высокий балл, (у меня есть ученики, которые выбирают географию для сдачи ЕГЭ только потому, что «предмет нравится» или он «лёгкий») ты понимаешь, что делаешь своё дело добросовестно и идёшь правильным курсом.

Работа учителя с детьми - это сложный процесс. Он требует от учителя личностного роста, знаний в области психологии детей и их обучения. Это труд, требующий огромных душевных, эмоциональных и физических затрат, но несомненно приносящий удовлетворение. Сотрудничество учителя и ребенка ведет к взаимному обогащению. Возможно, ребенок не свяжет свою жизнь с географией, но именно она может стать пространством для его личностного роста. Усвоение детьми содержания предмета является не самоцелью, а лишь средством развития их личности, их индивидуальности. Не усвоение готовых знаний, а освоение определенного способа мышления, обеспечивающего получение и производство новых знаний, которые могут рождаться на уроке. Жизнь человека это только "миг между прошлым и будущим". Каждый после себя оставляет своеобразное эхо. И только от нас зависит, каким оно будет - коротким и безликим или продолжительным и ярким. Стараюсь помнить об этом всегда и донести это до своих учеников!



© 2010-2022