Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии "География России" (природа и население), авторской программы А.И.Алексеева.  Рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). В программе дается краткая пояснительная записка с целями,учебно-тематический план, содержание программы, календарно-тематическое планирование с указанием практических работ, требования к уровню подготовки обучающихся. УМК:1) учебник А.И.Алексеев и др."География России". Просвещ...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДРАКИНСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла

Протокол № 1

от « » __________ 2014 г.,

Руководитель: ________

/Саввина Е.Н./


Согласовано

заместитель директора по УВР

________/Ефимова Л.П./


«_____» «__________ » 2010 г

«_____» «__________ » 2014 г







Утверждено:

Директор школы:

_________ /Шепелева Е.В./


«_____» «________» 2014г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету « ГЕОГРАФИЯ»

Класс 8

2014-2015 учебный год




Ф. И.О. учителя Ефимова Л.П.


с. Дракино

2014 г


Пояснительная записка

Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География России» (природа и население) (VIII- IX класс), авторская программа Алексеева А.И. и др.

Количество часов: 68 часов, 2 часа в неделю, практических работ - 9

Цели:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий России; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

УМК:

  1. Алексеев А.И. и др. География России. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение,2014 г.

  2. Географический атлас. 8-9 класс.-М.:Дрофа, 2014 г.

  3. Уроки географии с применением информационных технологий (6-9 классы).- Методическое пособие с электронным приложением.-М.:Глобус



Учебно-тематический план


№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:



Контрольные работы, зачеты

уроки

лабораторно-практические работы, экскурсии

1

Введение

1

1



2

Пространства России

6

6

3


3

Природа и человек

42

42

5


4

Население России

17

17

1


5

Повторение

2

2




Итого:

68

68

9











Содержание программы:

Введение (1 час)

Задачи географии. Разнообразие территории России.

Раздел 1. Пространства России (6 часов).

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Раздел 2. Природа и человек (42 ч.)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы.

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственное районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Раздел 3. Население России (17 часов)

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

Повторение (2 часа).



Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока

Тема урока

Практ. работа

Дата

Введение (1 ч)

план

факт

1

1

Задачи географии. Разнообразие территории России

2.09.14

Раздел 1.Пространства России (6 ч)

2

1

Географическое положение России.

№1 Ознакомление с тематич. картами

4.09.14

3

2

Границы России.

№2 Определение географич. координат крайних точек

9.09.14

4

3

Различие во времени на территории России. Часовые пояса.

№3 Решение задач на определение поясного времени

11.09.14

5

4

Формирование территории России

16.09.14

6

5

Географическое изучение территории России

18.09.14

7

6

Русские путешественники

23.09.14

Раздел 2. Природа и человек ( 42 ч)


Рельеф и недра (6 ч)

8

1

Геологическое летосчисление.

25.09.14

9

2

Важнейшие особенности рельефа России

30.09.14

10

3

Влияние неотектонических движений на рельеф. Вулканизм, землетрясения

2.10.14

11

4

Внешние силы в формировании рельефа

7.10.14

12

5

Богатства недр России

9.10.14

13

6

Практическая работа

№4 Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и пол. ископ.

14.10.14

Климат России (8 ч)

14

1

Общая характеристика климата России

16.10.14

15

2

Циркуляция воздушных масс

21.10.14

16

3

Атмосферные фронты. Циклоны, антициклоны.

23.10.14

17

4

Распределение температуры и осадков

28.10.14

18

5

Распределение типов климата России

30.10.14

19

6

Коэффициент увлажнения, испарение и конденсация

13.11.14

20

7

Климат и человек

18.11.14

21

8

Практическая работа

№5 Определение по клим. карте суммарной радиации, к. увл.

20.11.14

Богатство внутренних вод России( 5 ч)

22

1

Реки. География российских рек.

25.11.14

23

2

Падение и уклон реки

27.11.14

24

3

Практическая работа

№6 Определение по тем. картам режима питания рек

2.12.14

25

4

Озёра, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

4.12.14

26

5

Человек и вода. Проблемы рационального использования вод

9.12.14

Почвы- национальное достояние страны ( 3 ч)

27

1

Почвообразование. Строение и состав почв, её структура

11.12.14

28

2

География почв России

16.12.14

29

3

Антропогенные воздействия и виды использования земель.

18.12.14

Живая природа (4 ч)

30

1

Лесные ресурсы России. Экологическая роль лесов

23.12.14

31

2

Безлесные пространства России

25.12.14

32

3

Болота. Причины их образования

13.01.15

33

4

Животный мир России

15.01.15

В природе всё взаимосвязано (3 ч)

34

1

Природно-территориальный комплекс и его свойства

20.01.15

35

2

Моря как крупные ПТК

22.01.15

36

3

Виды современных ландшафтов. Экологические проблемы, вызванные человеком

27.01.15

Природно-хозяйственные зоны (9 ч)

37

1

Природное районирование

29.01.15

38

2

«Безмолвная» Арктика

№8 Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов

3.02.15

39

3

Чуткая субарктика

5.02.15

40

4

Таёжная зона

10.02.15

41

5

Смешанные леса. Муссонные леса Дальнего Востока

12.02.15

42

6

Лесостепи и степи.

№7 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон

17.02.15

43

7

Пустыни, полупустыни, субтропики

19.02.15

44

8

Многоэтажность природы гор

24.02.15

45

9

Человек и горы.

26.02.15

Природопользование и охрана природы (4 ч)

46

1

Природная среда, природные условия, природные ресурсы

3.03.15

47

2

Рациональное использование природных ресурсов

5.03.15

48

3

Охрана природы и охраняемые территории

10.03.15

49

4

Обобщение по теме «Природа и человек»

12.03.15

Раздел 3. Население России ( 17 ч)

50

1

Административно-территориальное устройство России

17.03.15

51

2

Численность населения России и её изменение

19.03.15

52

3

Понятие о воспроизводстве населения

2.04.15

53

4

Половой состав населения

7.04.15

54

5

Возрастной состав населения России

9.04.15

55

6

Миграции населения. Виды миграции

14.04.15

56

7

Внешние миграции

16.04.15

57

8

Территориальная подвижность населения

21.04.15

58

9

Трудовые ресурсы страны

23.04.15

59

10

Этнический состав населения России

28.04.15

60

11

Религии России

30.04.15

61

12

Плотность населения России

№9 Определение по стат. источникам плотности населения

5.05.15

62

13

Расселение людей, типы населённых пунктов

7.05.15

63

14

Урбанизация. Города России

12.05.15

64

15

Сельская Россия

14.05.15

65

16

Люди-главное богатство страны

19.05.15

66

17

Человеческий потенциал как условие развития и процветания России

19.05.15

Повторение (2 часа)

67

1

Повторение по теме «Природа»

21.05.15

68

2

Повторение по теме «Население»

21.05.15







Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;



  • географические особенности природы России, географию народов России; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами отдельных регионов страны;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений разных регионов России, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


© 2010-2022