Конспект урока по географии: «Определение и понятие географических координат»

I. Введение новых знаний: (17 мин) Работа в группах по технологии «Древо знаний» Древо знаний - (применяется для самостоятельного изучения незнакомого текста). Сначала раздается текст для самостоятельного изучения. После прочтения каждый ученик письменно задает вопрос по тому, что не понял в тексте и приклеивает свой листочек с вопросом на «дерево знаний», висящее на доске. Затем следует отработка непонятных вопросов – учащиеся по очереди срывают листочки с вопросами и стараются ответить на ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Определение и понятие географических координат.

Цель: научить учащихся определять географические координаты

Задачи урока:

А. Сформулировать определение понятий «географическая широта» и «географическая долгота», научить определять географические координаты

Б. Развивать географическое мышление, умение работать с картами атласа, определять полушария и географические координаты;

В. Способствовать воспитанию правильного показа географических объектов на карте.

Критерии успешности:


  • Уметь оперировать понятиями «географическая широта» и «географическая долгота»

  • Уметь определять географические координаты

  • Уметь находить географические объекты на карте

  • Знать основные принципы работы с контурной картой

Обеспечение: атлас, карта полушарий

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Содержание урока:


  1. Орг. Момент (5 мин.) Разминка «Море волнуется раз, море волнуется два»

- Мы получили радиограмму следующего содержания: «Наш корабль «Прометей» попал в шторм, мы терпим бедствие. Помогите нам. Наши координаты: 10°с.ш. 60° в.д..»

Ну как, ребята, отправимся на помощь кораблю «Прометею»? (Да)

Тогда выбирайте на каком корабле вы отправитесь в путешествие

Деление на группы (5 различных видов кораблей)

Просмотр фрагмента мультфильма «Капитан Врунгель» (Как вы яхту назовете, так она и поплывет.)

Ребята, я предлагаю вам дать названия кораблям, на которых вы отправитесь в плавание.

Ученики дают название команде, делают визитку.

Для того чтобы отправиться в путь, нужно проверить ваши знания.

На карте огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на карте зовется «объект»-
Такое понятие ввел человек.
Недавно мы с вами узнаем о том,
Что каждая точка имеет свой дом,
Чтобы ее отыскать в целом мире,
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам,
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой,
Номер квартиры - ее долготой.
Как отыскать в дом заветный ключик?
Карта и глобус нас этому учат.
Нам остается припомнить немного,
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Искомые точки сразу найдутся.

Учитель: Ребята, а вы знаете в каком направлении нам надо плыть. Чтобы помочь «Прометею»? (Нет, мы не знаем , что такое ю. ш. и в. д..)

А как же мы это узнаем? Может быть нам поможет сообщение «Прометея»? Давайте прочитаем его еще раз. Как вы думаете, что означают эти цифры и буквы «10с.ш. 60 в.д..». Дети высказывают свои предположения


  1. Опрос д/з: (10 мин)

Учитель: А чтобы проверить ваши предположения, давайте вспомним материал прошлого урока.

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке на листочке условно отмечать свои ответы:

Лист самооценивания активности и качества работы

Дескриптеры оценивания

+

Мои стикеры

Ф.И. ученика

  • ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

  • ответил по просьбе учителя, ответ правильный

  • ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

  • ответил по своей инициативе, ответ правильный

  • не ответил.

  • читал внимательно, все понял

  • читал внимательно, но не весь материал мне понятен

  • не смог прочитать

  • самостоятельно могу определять географические координаты

  • могу определять координаты с помощью ребят

  • не могу определять координаты


К листу клеятся стикеры, полученные за правильный ответ во время урока

Первое задание выполняется в группе. Группа, выполнившая задание первой, поднимает руки. По окончанию работы, идет обсуждение. (Правильный ответ - стикер)

1. Географический диктант.

Соотнесите букву и цифру

А) полюса

б) экватор

в) параллели

г) меридианы

д) градусная сеть.

Вопросы:

1. Назовите точки пересечения воображаемой земной оси с земной поверхностью.

2. Сочетание линий меридианов и параллелей.

3. Линия, соединяющая точки двух полюсов.

4. Линия, все точки которой расположены на одинаковом расстоянии от экватора.

5. Линия, разделяющая земной шар на два полушария.

Найдите соответствие между цифрами на рисунке и перечнем географических понятий:

А) экватор;

Б) нулевой меридиан;

В) параллели;

Г) меридианы.

2. Проверка знания определений: ( За каждый правильный ответ выдается стикер)

1. Что такое меридиан?

2. Где проходит нулевой меридиан, как он еще называется?

3. На какие полушария делит он земной шар?

4. Что такое параллель?

5. Как называется самая длинная параллель?

6. На какие полушария делит земной шар экватор?

7. Что такое градусная сетка?

8. Сформулируйте определение понятия «географическая карта»

Третье задание выполняется с помощью сигнальных карточек. Зеленая -«верю», красная - «не верю».

3. «Верю - не верю»

1. Верите ли вы, что

- северный полюс имеет обозначение 90°

- южный полюс имеет обозначение 0°

- нулевой меридиан проходит через город Париж

- кругосветное путешествие по параллели 20 с.ш. длиннее, чем по 60 с.ш.

- на земле есть точка с координатами 0° и 0°

- параллель может иметь обозначение 95

- продолжение меридиана 0 меридиан 180

- на земле точка с координатами 180 ш и 180

- Двигаясь только на юг, совершить кругосветное путешествие


  1. Введение новых знаний: (17 мин)

Работа в группах по технологии «Древо знаний»

Древо знаний - (применяется для самостоятельного изучения незнакомого текста). Сначала раздается текст для самостоятельного изучения. После прочтения каждый ученик письменно задает вопрос по тому, что не понял в тексте и приклеивает свой листочек с вопросом на «дерево знаний», висящее на доске. Затем следует отработка непонятных вопросов - учащиеся по очереди срывают листочки с вопросами и стараются ответить на них. Если ученик не может ответить на поставленный вопрос, то отвечает следующий ученик)

(За каждый правильный ответ - стикер)

Раздаточный материал:

Физминутка: Закрепить понятия "географическая широта, географическая долгота". (2 мин)

Повторяйте движения руками

С. ш.- вверх;

Ю. ш - вниз;

З.д.- влево;

В.д. - вправо;

Усложним задание (показ точек)

С. Ш.; В.д.;

Ю. ш.; В.д.;

Ю. ш.; З.д.;

С. ш.; З.д.;

После физминутки происходит деление класса на группы: (с.ш., ю.ш., в.д., з.д.)

Практическая работа в группах: (10 мин)

Что же, теперь вы можете отправиться на помощь «Прометею». Найдите это место на карте, окажите помощь и нанесите эту точку на контурную карту.

(Дети выполняют задание)

А теперь вы можете отправляться в любые, самые опасные путешествия и я уверена, что вы всегда сможете найти дорогу домой. А чтобы быть уверенными в своих силах, выполните следующие задания.

1. Определите и нанесите на контурную карту города, которые имеют следующие координаты:

  1. 9° с.ш., 39° в.д. город Адис-Абеба

  2. 52° с.ш., 15° в.д. город Берлин

  3. 39° с.ш., 116° в.д. город Пекин

  4. 48° с.ш., 3° в.д. город Париж

Какой из них самый южный, самый северный, самый западный и самый восточный?

(За каждый правильный ответ 1 балл)

2. Определите координаты географических объектов и нанесите на контурную карту

1. Город Бразилиа 16° ю.ш. и 47° з.д

2.Озеро Виктория 3° ю.ш. и 34° в.д.

3. Гора Косцюшко 26° ю.ш.и 149° в.д.

(За каждый правильный ответ 2 балла - 1 за широту, 1 за долготу)


  1. По контурной карте проложите маршрут путешествия (вместо точек вставьте географические координаты или названия географических объектов).

«Свой путь мы начали от мыса………..(38° с.ш и 9° з.д.) на запад к материку Южная Америка через ………………………..океан. Проплыв мимо мыса Гальинас (……...ш. и ……..д.), мы через Панамский …………по пали в Тихий океан. Наш путь лежал на запад к островам………………………(1° ю.ш и 91° з.д). Здесь мы долго не задержались, отправившись вдоль побережья материка…………..Америка строго на юг. Сделали две остановки в городе Лима (…….ш и ……..д) и острове …………………….(55° ю.ш и 70° з.д), через…………………..пролив наш путь лежал к городу Буэнос-Айрес ………ш и……д.(столица Аргентины). Нам мы и остались на две недели, чтобы познакомиться с местными достопримечательностями.


(За каждый правильный ответ 1 балл, за определение широты и долготы - 2 балла. Максимально 13 баллов)

После выполнения задания группы меняются работами и проверяют друг друга. (Взаимооценивание)

Рефлексия: (1 мин)

Цель: оценка содержания урока

Содержание: На парте перед каждым ребенком два жетона: один - с улыбающимся личиком, другой - с грустным. На доске обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот кармашек, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

Домашнее задание: составить задания на определение географических координат. (Составить свой маршрут путешествия. В маршруте должно быть не менее 5 географических объектов, географические координаты которых необходимо найти.)


© 2010-2022