- Преподавателю
- География
- Конспект урока на тему Многообразие стран на политической карте мира
Конспект урока на тему Многообразие стран на политической карте мира
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Скребец О.Н. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока географии
в 10 классе по теме:
«Многообразие стран на политической карте мира»
Класс: 10
Учитель: Скребец О.Н.
Место урока в системе уроков: первый урок по изучению политической карты
Тип урока: медиаурок
Образовательная технология: технология групповой работы с элементами исследования, интеграционные технологии
Учебная стратегия (метод обучения): частично-поисковый, работа в группах, работа с картами атласа, работа с дополнительными информационными медиаресурсами, опережающие задания.
Цель урока:
Изучить многообразие современной политической карты мира, ознакомить с типологией стран мира, показать место России в мире.
Задачи урока:
1. Образовательная: сформировать представление о разнообразии современного мира; познакомить с основными классификациями (типология) стран.
2. Развивающая: развивать навыки и умения работы с картами (интерактивными, атласа), схемами и рисунками учебника, дополнительными информационными ресурсами, ресурсами интернета.
3. *Воспитательная: воспитывать у учащихся нравственное, эстетическое и экологическое отношение к другим народам и странам, населяющим нашу планету (жизненные ценности отношение к Родине, к природе, к людям, к традициям).
Оборудование: 1. Оформление доски:
- эпиграф к уроку: Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий
2. Раздаточный материал: карточки с заданиями для каждой группы (2-3 человека за одним компьютером).
3. СD-ROM диск «Уроки географии» из серии Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, атлас для 10 класса с картами («Политическая карта мира»), учебник «Экономическая и социальная география мира».
4. компьютерный класс (12 компьютеров).
Ход занятия:
-
Организационный момент. (1 минута)
Учащиеся рассаживаются по группам (2-3 человека за один компьютер).
2. Мотивационная установка урока. (2 минуты)
Слово учителя: Сегодня мы приступаем к изучению современной политической карты мира. Познакомимся с многообразием стран современного мира, основными классификациями, а также проследим, как исторически происходило формирование политической карты. Каждая группа получает карточку с заданиями, все вопросы обсуждаются в группе совместно, а затем будут разбираться вместе с классом.
Каждая группа в течение 3-х минут изучает материал слайда и обсуждает предложенные вопросы, готовится к выступлению.
2. Изучение нового материала. (31 минута)
Группа №1 «Слайд стр.1», политическая карта мира СD-ROM диск - первоначальное знакомство с политической картой. Информация «добытая» учащимися представляется всему классу:
- политическая карта (что она изображает, какие объекты на ней находятся, цветовая гамма), является объектом изучения политической географии (определение) и как ветви социально-экономической географии. Сколько на карте расположено стран (230) из них 194 - суверенные государства (определение). При этом демонстрируется слайд с интерактивной картой.
Группа №2 «Слайд стр.2», политическая карта мира СD-ROM диск - Информация «добытая» учащимися представляется всему классу: Об изменениях на политических картах, которые бывают:
Количественные
Качественные
Пример: изменение площади страны, присоединение государств, распад
Пример: приобретение страной политического суверенитета, введение новых форм правления и государственного устройства (они происходят чаще, чем количественные)
Демонстрируется интерактивная карта со слайда с примерами по объединению стран (ФРГ + ГДР=Германия) и др., учащиеся комментируют.
Слово учителя: Современная карта прошла длительный исторический путь развития. Выделяют несколько этапов ее формирования:
-
Древний период; 4. Новейший;
-
Средневековый; 5. Современный.
-
Новый;
Группа №3 «Слайд стр.4», политическая карта мира СD-ROM диск - учащиеся демонстрируют интерактивную карту Древнего периода, с комментариями (какие государства на тот период времени были, какой у них был уровень развития), при этом используются знания, полученные на уроках истории.
Группа №4 «Слайд стр.6», политическая карта мира СD-ROM диск - учащиеся демонстрируют интерактивную карту Средневекового периода, с комментариями (эпоха феодализма, формирование международного рынка, колонизация, эпоха Великих географических открытий - это событие сильно изменило политическую карту). Появились колониальные державы: Испания и Португалия.
Группа №5 «Слайд стр.7», политическая карта мира СD-ROM диск - учащиеся демонстрируют интерактивную карту Нового периода, с комментариями (эпоха капитализма, колониальные державы: Испания и Португалия с развитием промышленного производства «уходят с арены» политических действий, а их заменяют новые страны - Великобритания, Франция, Голландия, Греция, США).
Группа №6 «Слайд стр.8», политическая карта мира СD-ROM диск - учащиеся рассказывают о Новейшем периоде, который включает передел политической карты в период II Мировой войны. В результате возникли 2 политические системы: капиталистическая и социалистическая. В этот период появляются независимые государства, освободившиеся от колониального гнета. Пример: «Слайд стр.10» -провозглашение независимости Алжира.
Группа №7 «Слайд стр.11», политическая карта мира СD-ROM диск - учащиеся демонстрируют интерактивную карту Современного периода, с комментариями (этот период длится с начала 90-х годов и до настоящего времени). Яркие события: примеры - падение Берлинской стены, распад СССР, образование стран СНГ.
Слово учителя: По ходу обсуждения и представления каждого этапа развития политической карты учащиеся кратко составляют опорный план-конспект. Можно подвести некоторые итоги 1 части урока по политической карте:
- политическая карта - отражает главные политико-географические изменения;
- в результате изменений образуются суверенные государства, какие-то объединяются, или наоборот распадаются;
- политическая карта является неиссякаемым источником изучения политической географии.
Познакомившись с политической картой, мы убедились, что существует огромное количество стран в современном мире. Поэтому все страны можно объединить или сгруппировать по типам:
1. По площади или занимаемой территории - учащиеся Группы №8 демонстрируют «Слайд стр.1», типология стран СD-ROM диск - интерактивная карта, страны-гиганты (Россия, Китай, Канада, Бразилия), карликовые государства (Монако, Ватикан, Сан-Марино, Люксембур);
2. По численности населения - учащиеся Группы №9 демонстрируют «Слайд стр.1», типология стран СD-ROM диск - интерактивная карта, страны-рекордсмены (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия).
3. Типология стран по географическому положению: учащиеся Группы №9 демонстрируют «Слайд стр.3», типология стран СD-ROM диск - интерактивная карта (страны, имеющие - выход к морю - примеры называют, используя, интерактивную карту и карты атласа (Португалия, Перу, Мексика, Россия);
полуостровные - учащиеся называют примеры, используя интерактивную карту и карты атласа (Индия, Италия, Испания);
островные - учащиеся называют примеры, используя интерактивную карту и карты атласа (Мадагаскар, Шри-Ланка);
внутриконтинентальные - учащиеся называют примеры, используя интерактивную карту и карты атласа (Монголия, Австрия, Чехия);
страны-архипелаги - учащиеся называют примеры, используя интерактивную карту и карты атласа (Япония, Индонезия, Филиппины).
Слово учителя: Типологию стран можно провести по уровню социально-экономического развития. Вопрос учащимся: Какие типы стран по этому показателю вы знаете из уроков истории (развитые, развивающиеся, отсталые).
Группа №10 «Слайд стр.5», типология стран СD-ROM диск - учащиеся комментируют содержание слайда и те знания, которые уже накоплены (уроки истории) - демонстрация интерактивной карты, экономически развитые страны: где расположены (Европа, Северная Америка и Азия), высокий уровень социально-экономического развития, высокий ВВП на душу населения. Внутри этой группировки идет подразделение на 3 подгруппы:
- «большая семерка» - США, Канада, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия - свыше 50% ВВП на душу населения;
- малые высокоразвитые страны - страны Европы - Австрия, Швейцария и др.;
- страны переселенческого капитализма - Австралия, ЮАР и др.
Группа №11 «Слайд стр.6», типология стран СD-ROM диск - учащиеся представляют материал по развивающимся странам: в каких регионах они находятся (Азия, Латинская Америка, Африка), низкий уровень ВВП (особенно душевой показатель), низкий уровень социально-экономического развития. Внутри этой группировки идет подразделение на 6 подгрупп (параллельно идет показ интерактивной карты):
- «ключевые» - Бразилия;
- динамично-рзвивающиеся - Египет и др.;
- новые индустриальные страны (НИС) - Сингапур, Таиланд и др.;
- страны-экспортеры нефти - Саудовская Аравия, Катар и др.;
- страны, отстающие в развитии - Чили;
- наименее развитые - Чад, Афганистан.
Группа №12 «Слайд стр.7», типология стран СD-ROM диск - учащиеся знакомят с группой стран с переходной экономикой: новая группировка стран, включающая страны Восточной Европы и бывшие республики СССР. Некоторые страны из этой группировки имеют высокий ВВП, но душевой показатель ВВП низок, поэтому такие страны относятся к этой группе (Китай, Россия, Румыния).
Слово учителя: По ходу обсуждения и представления каждой группы стран на политической карте совместно с учащимися можно подвести некоторые итоги 2 части урока по типологии стран мира:
- большинство стран - это независимые государства;
- типологию стран можно провести - по территории, по численности населения, по географическому положению, по уровню социально-экономического развития.
3. Закрепление изученного материала. (4 минуты)
Слово учителя: В процессе изучения нового материала, мы уже кратко останавливались на подведении итогов по разделу «Политическая карта» и «Типология стран мира», потому предлагается следующий вид работы: Составить таблицу «Типология стран мира» (используя интерактивные карты)
Регионы мира
По площади
По численности населения
по географическому положению
по уровню социально-экономического развития
Европа
Азия
Латинская Америка
Африка
Северная Америка
-
Домашнее задание. (2 минуты)