Программа по географии 5 класс. ФГОС

Рабочая программа поГЕОГРАФИИ для обучающихся 5 класса.,концентрический курс (35 часов в год, 1 час в неделю)Уровень основного общего образованияРабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования. География. 5 – 9 классы. Авторы: В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Просвещение. 2013
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
Ключевского района Алтайского края


«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО Замдиректора по УВР

__________________Старкова Г.В. _______ О.Н.Алтухова


Протокол № ___ от ___ августа 2014 г. «___» августа 2014г

«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Ключевская СОШ №1» ________________Н.Г. Жихарева

Приказ №_____от «___» сентября 2014 г.


Рабочая программа по

ГЕОГРАФИИ

для обучающихся 5 класса.,концентрический курс

(35 часов в год, 1 час в неделю)

Уровень основного общего образования

Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования. География. 5 - 9 классы.
Авторы: В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Просвещение. 2013

Составитель: Братусь Ю.Ф., учитель географии

высшей квалификационной категории


Ключи 2014


Пояснительная записка

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы авторы В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Изучение географии в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

- освоение знаний о природе и человеке;

- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие познавательного интереса к объектам и процессам окружающего мира; интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;

в повседневной жизни, устанавления связи в системе географических знаний.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Количество практических работ увеличено на 3, в связи с практической направленность предмета и большей накаляемости оценок.

Место учебного курса в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования и авторской программы В.В. Николиной, на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов - 1 час в неделю.

Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться к окружающем мире, значимым для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

(Освоение программы предусмотрено на базовом уровне - 100%, возможное освоение программы на повышенном уровне - 10-15%)

Содержание учебного курса: Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Программа включает 5 содержательных раздела: «Развитие географических знаний о Земле», «Планета Земля», «План и карта», «Человек и Земля», «Литосфера - верхняя оболочка Земли».

Развитие географических знаний о земле (5 часов).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

На какой Земле мы живем (5ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.

Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1 «Составление схемы наук о природе»

Практические работы № 2 «Как люди открывали Землю»

Практические работы № 3«Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках».

Практические работы № 4 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов».

Практические работы № 5 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Планета Земля (4ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю.А. Гагарин.

План и карта (11ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.

Практические работы № 6 Ориентирование по компасу.

Практические работы № 7 Самостоятельное построение простейшего плана.

Человек на Земле (4ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,

И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Практические работы №8 «Составить на основе анализа и систематизации преобразующие схемы

Литосфера - верхняя оболочка Земли (11)

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Практическая работа №9. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.

Практические работы №10

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с авторским вариантом:

- добавлено дополнительно по 1 часу из резервного времени, предусмотренного в авторском варианте программы, на изучение разделов «План и карта» и «Литосфера - верхняя оболочка Земли» в целях отработки практических навыков работы с картой, проведения обобщающего контроля.

Формы и методы, технологии обучения

В методике обучения географии используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (наблюдение, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике преподавания такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.

Лекции проводятся при изучении наиболее сложного, малоизвестного учащимся материала. В лекции, как правило, излагается значительный по объему учебный материал, содержащий теоретические положения и следствия из них, факты, широкие обобщения.

Рассказ - это более живое, описательное повествование, раскрывающее историю научного поиска, дающее сведения об ученом, рисующее картины жизни в отдаленные геологические эпохи, современное состояние проблем охраны окружающей среды. Хороший рассказ учителя служит для учащихся моделью идеального ответа.

Беседа - учебная деятельность делится на фрагменты, к которым ставятся вопросы, небольшие проблемы, ориентирующие школьников на творческую познавательную деятельность.

Проект - исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых партнеров, которая имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Работа с книгой должна быть направлена на решение конкретной задачи: найти ответ на вопрос, ознакомиться с описанием явления и объяснить его, рассмотреть рисунок и найти в нем проявление закономерности, прочитать небольшой текст и составить схему.

При обучении географии велико значение наблюдений и практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.

Усвоение учащимися необходимой системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения. Урок - основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков: вводный, изучения и первичного закрепления новых знаний, контрольно-обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-лекция, урок объяснительный, проблемный, использования технических средств (мультимедиапроектора, персональных компьютеров).

При обучении географии применяются практические уроки; экскурсии (виртуальные).

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

В современном обучении процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся. В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

В зависимости от этапа образовательного процесса на уроках окружающего мира используются разнообразные формы и методы проверки и оценивания результатов обучения. При проведении текущего контроля используются методы: устный опрос, работа у доски, самостоятельная работа; во время тематического контроля - тестирование, практическая работа.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта его несущественных признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.


Характеристика цифровой оценки (отметки)

Отметка «5» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

Отметка «4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 - 3 ошибок или 4 - 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

Отметка «3»- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 - 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 - 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

Отметка «2»- уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Для учителя:

  1. А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина Методическое пособие для учителя к учебнику «География.. 5 класс» Москва. Просвещение.2012

  2. А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина. В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География.. 5 класс»: дидактические материалы. Москва. Просвещение.2012

Для учащихся:

  1. А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина География. учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

    1. В. В. Николина. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс. Москва. Просвещение.2012

    2. В. В. Николина. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс. Москва. Просвещение.2012

Дополнительная литература:

    1. Клиентов А.Е. Христофор Колумб текст : исторический роман / А.Е. Клиентов. - М.: Белый город, 2006. - 63с.

    2. География. Методический журнал для учителей географии, экологии и природопользования. Издательский дом «Первое сентября». Электронная версия. Подписка 2012, 2013 год.

Цифровые образовательные ресурсы:

    1. Сайт о географии «Занимательная география. Любопытные цифры и факты.» earth06.narod.ru/index.htm

    2. Издательство «Русское слово» Методический раздел russkoe-slovo.ru/new/metodics.html

3. Учебно-методический комплект: Полярная звезда prosv.ru/book.aspx?d_no=22826&ltype=21832&ob_no=209&subject=20684


Тематический план

учебного предмета «География»

(вариант: 1 ч в неделю; 35 учебных недель)


№пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них


Практические работы

Проекты

Зачеты

Примечание

1

Развитие географических знаний о Земле

5

№1 «Составление схемы наук о природе»

№2 «Как люди открывали Землю»

№3 «Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках».

№4 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов».

№5 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

№1 «На какой Земле мы живем»

Практические работы проводятся на уроке в течение 10-15 мин, или выполняются учащимися дома. Оценивание производится выборочно, на усмотрение учителя.

2

Планета Земля

4

№2 «Солнечный свет на Земле»

3

План и карта

11

№6 «Организация наблюдений за погодой».

№7 « Ориентирование по компасу».

№8«Самостоятельное построение простейшего плана».

№3 «Географическая карта»

4

Человек на Земле

4

№9 «Составить на основе анализа и систематизации преобразующие схемы

№4 «Человек на Земле»

5

Литосфера - верхняя оболочка Земли

11

№10 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов».

№ 1 Разработать туристический маршрут « Скульптурный портрет планеты»

№5 «Рельеф Земли»


ИТОГО

(резерв)

35

10

1

5























Тематический поурочный план учебного предмета «География»

(вариант: 1 ч в неделю; 35 учебных недель)

урока

Темы раздела, урока, лабораторной работы

Кол-во

часов

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Раздел I. На какой Земле мы живем

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Личностные результаты обучения:

- формирование учебно-познавательного интереса к географии.

- формирование понимания значимости научного исследования природы, населения и хозяйства.

- формирование понимания роли и значения географических знаний.

- формирование понимания значимости разных наук, изучающих природу.

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

Познавательные:

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

-использовать для решения поставленных задач различные источники информации

Регулятивные:

- составлять план выполнения учебной задачи;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

-согласовывать и координировать свою деятельность с деятельностью одноклассников;

Коммуникативные:

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

- работать в группе, находить ответы на поставленные вопросы, аргументировать собственное мнение;

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

- основные признаки живой и неживой природы;

- объекты изучения естественных наук, в том числе географии.

- основные правила работы в кабинете географии

- приемы работы с учебником и электронным приложением

Учащиеся должны уметь:

- выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий,

- работать с картографическими источниками географической информации.

- описывать ход путешествия финикийцев.

- составлять рассказ об основателе географической науки в древности.

- объяснять причины, следствия и ход путешествия

- давать определение понятию картография.

- называть методы географических исследований Земли.

- распознавать отличие методов географических исследований.

- выявлять источники географических знаний.

- выделять существенные признаки и особенности тематического материала.

5

CD «География.» Интерактивные наглядные учебные пособия, Дрофа, 2012, ЦОР раздела «Практические работы» из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c/?interface=teacher&class[]=48&subject[]=28), информационный источник представляет собой инструмент учебной деятельности, который поддерживает практическую деятельность учащихся по основным разделам географии, связанными с полевыми исследованиями в природе и предназначен для основной школы образовательной области «естествознание», «физическая география».

1

Зачем людям география и как мы будем ее изучать

Урок формирования и совершенствования новых знаний

2

Как люди открывали Землю

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

3

Как люди открывали Землю. Практическая работа №1 «Составление схемы наук о природе»

Урок применения знаний на практике

4

География сегодня. Практическая работа №2 «Как люди открывали Землю»

Урок-конференция

5

Зачет №1 «На какой Земле мы живем»

Контрольно-обобщающий

Раздел II. Планета Земля

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Личностные результаты обучения:

- осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

- осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

- понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

Познавательные:

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

- использовать для решения поставленных задач различные источники информации;

- находить и использовать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

- составлять план выполнения учебной задачи;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

-согласовывать и координировать свою деятельность с деятельностью одноклассников.

Коммуникативные:

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

- работать в группе, находить ответы на поставленные вопросы, аргументировать собственное мнение;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3 мин.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет.

- Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики.

- Определять специфические черты планет.

Учащиеся должны уметь:

- определять какую форму имеет Земля.

- объяснять эволюцию знаний о форме Земли.

- приводить доказательства шарообразности Земли.

4

CD «География.» Интерактивные наглядные учебные пособия, Дрофа, 2012, ЦОР раздела «Практические работы» из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c/?interface=teacher&class[]=48&subject[]=28), информационный источник представляет собой инструмент учебной деятельности

1

Мы во Вселенной

Урок - виртуальная экскурсия

2

Движения Земли

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

3

Солнечный свет на Земле

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

4

Обобщение по теме Зачет №2 «Планета Земля» Экспресс контроль

Контрольно-обобщающий

Раздел III. План и карта

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Личностные результаты обучения:

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

Познавательные:

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- использовать для решения поставленных задач различные источники информации;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту

Регулятивные:

- составлять план выполнения учебной задачи;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

-согласовывать и координировать свою деятельность с деятельностью одноклассников;

Коммуникативные:

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

- работать в группе, находить ответы на поставленные вопросы, аргументировать собственное мнение;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3 мин.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- основные среды обитания живых организмов;

- природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

- сравнивать различные среды обитания;

- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

- приводить примеры обитателей морей и океанов;

- наблюдать за живыми организмами.

11

CD «География.» Интерактивные наглядные учебные пособия, Дрофа, 2012, ЦОР раздела «Практические работы» из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c/?interface=teacher&class[]=48&subject[]=28), информационный источник представляет собой инструмент учебной деятельности

1

Ориентирование на местности. Практическая работа №6 «Ориентирование по компасу»

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

2

Земная поверхность на плане и карте. Практическая работа №7 «Определение расстояний своей местности»

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

3

Земная поверхность на плане и карте

Урок-проект

4

Учимся с «Полярной звездой» . Практическая работа №8 «Самостоятельное построение простейшего плана».

Урок-практикум

5

Географическая карта

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

6

Градусная сетка

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

7

Градусная сетка

Урок закрепления новых знаний

8

Географические координаты

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

9

Географические координаты

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

10

Решение практических задач по плану и карте. Учимся с «Полярной звездой»

Урок-практикум

11

Обобщение по теме Зачет №3 «Планета Земля» Экспресс контроль

Контрольно-обобщающий

Раздел IV. Человек на Земле

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Личностные результаты обучения:

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

Познавательные:

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

-использовать для решения поставленных задач различные источники информации

Регулятивные:

- составлять план выполнения учебной задачи;

- составлять простой и сложный план текста;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

-согласовывать и координировать свою деятельность с деятельностью одноклассников;

- работать в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

- работать в группе, находить ответы на поставленные вопросы, аргументировать собственное мнение;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3 мин.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- предков человека, их характерные черты, образ жизни;

- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

4

CD «География.» Интерактивные наглядные учебные пособия, Дрофа, 2012, DVD «География 5-6» Просвещение. 2013 «Полярная звезда»

ЦОР раздела

«Практические работы» из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c/?interface=teacher&class[]=48&subject[]=28), информационный источник представляет собой инструмент учебной деятельности

1

Как люди заселяли Землю

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

2

Расы и народы

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

3

Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №9 «Составить на основе анализа и систематизации преобразующие схемы

Урок- практикум

4

Зачет №4 «Человек на Земле»

Контрольно-обобщающий

Раздел VI. Литосфера - твердая оболочка Земли

Личностные результаты обучения:

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры.

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

Познавательные:

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

-использовать для решения поставленных задач различные источники информации

Регулятивные:

- составлять план выполнения учебной задачи;

- составлять простой и сложный план текста;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

-согласовывать и координировать свою деятельность с деятельностью одноклассников;

- работать в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;

- работать в группе, находить ответы на поставленные вопросы, аргументировать собственное мнение;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3 мин.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- основные слои Земли, их функции.;

- о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения.;

- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

Учащиеся должны уметь:

- объяснять понимания роли знаний о различных версиях происхождения планеты ;

- объяснять роль значения знаний о внутреннем строении Земли.;

- объяснять значения знаний о вулканах и землетрясениях,

- обосновывать необходимость в правилах безопасного поведения.

11

CD «География.» Интерактивные наглядные учебные пособия, Дрофа, 2012, ЦОР раздела «Практические работы» из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c/?interface=teacher&class[]=48&subject[]=28), информационный источник представляет собой инструмент учебной деятельности

1

Земная кора - верхняя часть литосферы

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

2

Горные породы, минеральные и полезные ископаемые

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

3

Движение земной коры

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

4

Движение земной коры

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

5

Рельеф Земли.Равнины.

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

6

Рельеф Земли. Горы. Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов».

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

7

Учимся с «Полярной звездой» Проект « Скульптурный портрет планеты»

Урок - практикум

8

Учимся с «Полярной звездой» Проект « Скульптурный портрет планеты»

Урок - практикум

9

Литосфера и человек

Урок формирования и первичного закрепления новых знаний

10

«Полезные ископаемые моего края»

Урок - конференция

11

Обобщение по теме. Зачет №5 «Человек на Земле»

Контрольно-обобщающий

Итого: уроков

практикумов

проектов

зачетов

35

10

1

5

Планируемые результаты изучения курса

Метапредметные:

Коммуникативные УУД

Базовый уровень (не менее 60%)

  • воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;

  • умеет осуществлять поиск информации,

  • сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

Повышенный уровень (не более 6%)

  • умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;

  • владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия;

Познавательные УУД

Базовый уровень (не менее 60%)

  • осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию;

  • понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;

  • определяет основную и второстепенную информацию;

Повышенный уровень (не более 6%)

  • самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • устанавливает причинно-следственные связи;

  • выдвигает и обосновывает гипотезы;

  • формулирует проблемы;

Регулятивные УУД

Базовый уровень (не менее 60%)

  • Использовать при выполнения задания справочную литературу;

  • Самостоятельно оценивать результаты своей работы;

  • Самостоятельно ставить цель, планировать алгоритм его выполнения;

Повышенный уровень (не более 6%)

  • умеет составлять план и определять последовательность действий;

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

  • удерживать цель деятельности до получения её результата;

Личностные УУД

Базовый уровень (не менее 60%)

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • воспринимать речь учителя (одноклассников);

  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

  • применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Повышенный уровень (не более 10%)

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;

  • мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Предметные:

К концу 5 класса уч-ся должны знать:

- различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- названия океанов, материков;

- положение России, своего края на карте;

- природные зоны России, их особенности;

- особенности природы края;

- правила поведения в природе;

Должны уметь:

- определять на глобусе и географической карте стороны горизонта, показывать географические объекты;

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края, растения и животных;

- объяснять взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

- участвовать в практической работе по охране природы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


© 2010-2022