- Преподавателю
- География
- Программа по географии 5 класс. ФГОС
Программа по географии 5 класс. ФГОС
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Братусь Ю.Ф. |
Дата | 27.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа №1»
Ключевского района Алтайского края
«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО»
Руководитель ШМО Замдиректора по УВР
__________________Старкова Г.В. _______ О.Н.Алтухова
Протокол № ___ от ___ августа 2014 г. «___» августа 2014г
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Ключевская СОШ №1» ________________Н.Г. Жихарева
Приказ №_____от «___» сентября 2014 г.
Рабочая программа по
ГЕОГРАФИИ
для обучающихся 5 класса.,концентрический курс
(35 часов в год, 1 час в неделю)
Уровень основного общего образования
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования. География. 5 - 9 классы.
Авторы: В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Просвещение. 2013
Составитель: Братусь Ю.Ф., учитель географии
высшей квалификационной категории
Ключи 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы авторы В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Изучение географии в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о природе и человеке;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие познавательного интереса к объектам и процессам окружающего мира; интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач о своей местности при изучении раздела «Природа и человек»;
в повседневной жизни, устанавления связи в системе географических знаний.
Общая характеристика предмета
«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Количество практических работ увеличено на 3, в связи с практической направленность предмета и большей накаляемости оценок.
Место учебного курса в учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования и авторской программы В.В. Николиной, на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов - 1 час в неделю.
Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться к окружающем мире, значимым для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
(Освоение программы предусмотрено на базовом уровне - 100%, возможное освоение программы на повышенном уровне - 10-15%)
Содержание учебного курса: Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Программа включает 5 содержательных раздела: «Развитие географических знаний о Земле», «Планета Земля», «План и карта», «Человек и Земля», «Литосфера - верхняя оболочка Земли».
Развитие географических знаний о земле (5 часов).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
На какой Земле мы живем (5ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Практические работы № 1 «Составление схемы наук о природе»
Практические работы № 2 «Как люди открывали Землю»
Практические работы № 3«Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках».
Практические работы № 4 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов».
Практические работы № 5 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Планета Земля (4ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Уникальная планета - Земля. Земля - планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли - Ю.А. Гагарин.
План и карта (11ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.
Практические работы № 6 Ориентирование по компасу.
Практические работы № 7 Самостоятельное построение простейшего плана.
Человек на Земле (4ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Практические работы №8 «Составить на основе анализа и систематизации преобразующие схемы
Литосфера - верхняя оболочка Земли (11)
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Практическая работа №9. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
Практические работы №10
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с авторским вариантом:
- добавлено дополнительно по 1 часу из резервного времени, предусмотренного в авторском варианте программы, на изучение разделов «План и карта» и «Литосфера - верхняя оболочка Земли» в целях отработки практических навыков работы с картой, проведения обобщающего контроля.
Формы и методы, технологии обучения
В методике обучения географии используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (наблюдение, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике преподавания такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.
Лекции проводятся при изучении наиболее сложного, малоизвестного учащимся материала. В лекции, как правило, излагается значительный по объему учебный материал, содержащий теоретические положения и следствия из них, факты, широкие обобщения.
Рассказ - это более живое, описательное повествование, раскрывающее историю научного поиска, дающее сведения об ученом, рисующее картины жизни в отдаленные геологические эпохи, современное состояние проблем охраны окружающей среды. Хороший рассказ учителя служит для учащихся моделью идеального ответа.
Беседа - учебная деятельность делится на фрагменты, к которым ставятся вопросы, небольшие проблемы, ориентирующие школьников на творческую познавательную деятельность.
Проект - исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых партнеров, которая имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Работа с книгой должна быть направлена на решение конкретной задачи: найти ответ на вопрос, ознакомиться с описанием явления и объяснить его, рассмотреть рисунок и найти в нем проявление закономерности, прочитать небольшой текст и составить схему.
При обучении географии велико значение наблюдений и практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.
Усвоение учащимися необходимой системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения. Урок - основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков: вводный, изучения и первичного закрепления новых знаний, контрольно-обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-лекция, урок объяснительный, проблемный, использования технических средств (мультимедиапроектора, персональных компьютеров).
При обучении географии применяются практические уроки; экскурсии (виртуальные).
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
В современном обучении процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся. В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
В зависимости от этапа образовательного процесса на уроках окружающего мира используются разнообразные формы и методы проверки и оценивания результатов обучения. При проведении текущего контроля используются методы: устный опрос, работа у доски, самостоятельная работа; во время тематического контроля - тестирование, практическая работа.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
-
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
-
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
-
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
-
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
-
отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, приводящие к неправильному результату;
-
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
-
преобладание при описании объекта его несущественных признаков;
-
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
-
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
-
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
-
неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Отметка «5» - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
Отметка «4» - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 - 3 ошибок или 4 - 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
Отметка «3»- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 - 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 - 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
Отметка «2»- уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Реализация программы обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Для учителя:
-
А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина Методическое пособие для учителя к учебнику «География.. 5 класс» Москва. Просвещение.2012
-
А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина. В. Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География.. 5 класс»: дидактические материалы. Москва. Просвещение.2012
Для учащихся:
-
А. И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина География. учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.
-
В. В. Николина. Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс. Москва. Просвещение.2012
-
В. В. Николина. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс. Москва. Просвещение.2012
-
Дополнительная литература:
-
-
Клиентов А.Е. Христофор Колумб текст : исторический роман / А.Е. Клиентов. - М.: Белый город, 2006. - 63с.
-
География. Методический журнал для учителей географии, экологии и природопользования. Издательский дом «Первое сентября». Электронная версия. Подписка 2012, 2013 год.
-
Цифровые образовательные ресурсы:
-
-
Сайт о географии «Занимательная география. Любопытные цифры и факты.» earth06.narod.ru/index.htm
-
Издательство «Русское слово» Методический раздел russkoe-slovo.ru/new/metodics.html
-
3. Учебно-методический комплект: Полярная звезда prosv.ru/book.aspx?d_no=22826<ype=21832&ob_no=209&subject=20684
Тематический план
учебного предмета «География»
(вариант: 1 ч в неделю; 35 учебных недель)
№пп
Наименование разделов и тем
Всего часов
Из них
Практические работы
Проекты
Зачеты
Примечание
1
Развитие географических знаний о Земле
5
№1 «Составление схемы наук о природе»
№2 «Как люди открывали Землю»
№3 «Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках».
№4 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов».
№5 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
№1 «На какой Земле мы живем»
Практические работы проводятся на уроке в течение 10-15 мин, или выполняются учащимися дома. Оценивание производится выборочно, на усмотрение учителя.
2
Планета Земля
4
№2 «Солнечный свет на Земле»
3
План и карта
11
№6 «Организация наблюдений за погодой».
№7 « Ориентирование по компасу».
№8«Самостоятельное построение простейшего плана».
№3 «Географическая карта»
4
Человек на Земле
4
№9 «Составить на основе анализа и систематизации преобразующие схемы
№4 «Человек на Земле»
5
Литосфера - верхняя оболочка Земли
11
№10 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов».
№ 1 Разработать туристический маршрут « Скульптурный портрет планеты»
№5 «Рельеф Земли»
ИТОГО
(резерв)
35
10
1
5
Тематический поурочный план учебного предмета «География»
(вариант: 1 ч в неделю; 35 учебных недель)
№
урока
Темы раздела, урока, лабораторной работы
Кол-во
часов
Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке
Раздел I. На какой Земле мы живем
Планируемые образовательные результаты изучения темы
Личностные результаты обучения:
- формирование учебно-познавательного интереса к географии.
- формирование понимания значимости научного исследования природы, населения и хозяйства.
- формирование понимания роли и значения географических знаний.
- формирование понимания значимости разных наук, изучающих природу.
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
Познавательные:
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
-использовать для решения поставленных задач различные источники информации
Регулятивные:
- составлять план выполнения учебной задачи;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
-согласовывать и координировать свою деятельность с деятельностью одноклассников;
Коммуникативные:
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
- работать в группе, находить ответы на поставленные вопросы, аргументировать собственное мнение;
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.
- основные признаки живой и неживой природы;
- объекты изучения естественных наук, в том числе географии.
- основные правила работы в кабинете географии
- приемы работы с учебником и электронным приложением
Учащиеся должны уметь:
- выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий,
- работать с картографическими источниками географической информации.
- описывать ход путешествия финикийцев.
- составлять рассказ об основателе географической науки в древности.
- объяснять причины, следствия и ход путешествия
- давать определение понятию картография.
- называть методы географических исследований Земли.
- распознавать отличие методов географических исследований.
- выявлять источники географических знаний.
- выделять существенные признаки и особенности тематического материала.
5
CD «География.» Интерактивные наглядные учебные пособия, Дрофа, 2012, ЦОР раздела «Практические работы» из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c/?interface=teacher&class[]=48&subject[]=28), информационный источник представляет собой инструмент учебной деятельности, который поддерживает практическую деятельность учащихся по основным разделам географии, связанными с полевыми исследованиями в природе и предназначен для основной школы образовательной области «естествознание», «физическая география».
1
Зачем людям география и как мы будем ее изучать
Урок формирования и совершенствования новых знаний
2
Как люди открывали Землю
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
3
Как люди открывали Землю. Практическая работа №1 «Составление схемы наук о природе»
Урок применения знаний на практике
4
География сегодня. Практическая работа №2 «Как люди открывали Землю»
Урок-конференция
5
Зачет №1 «На какой Земле мы живем»
Контрольно-обобщающий
Раздел II. Планета Земля
Планируемые образовательные результаты изучения темы
Личностные результаты обучения:
- осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.
- осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний
- понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
Познавательные:
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- использовать для решения поставленных задач различные источники информации;
- находить и использовать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
- составлять план выполнения учебной задачи;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
-согласовывать и координировать свою деятельность с деятельностью одноклассников.
Коммуникативные:
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
- работать в группе, находить ответы на поставленные вопросы, аргументировать собственное мнение;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3 мин.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет.
- Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики.
- Определять специфические черты планет.
Учащиеся должны уметь:
- определять какую форму имеет Земля.
- объяснять эволюцию знаний о форме Земли.
- приводить доказательства шарообразности Земли.
4
CD «География.» Интерактивные наглядные учебные пособия, Дрофа, 2012, ЦОР раздела «Практические работы» из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c/?interface=teacher&class[]=48&subject[]=28), информационный источник представляет собой инструмент учебной деятельности
1
Мы во Вселенной
Урок - виртуальная экскурсия
2
Движения Земли
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
3
Солнечный свет на Земле
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
4
Обобщение по теме Зачет №2 «Планета Земля» Экспресс контроль
Контрольно-обобщающий
Раздел III. План и карта
Планируемые образовательные результаты изучения темы
Личностные результаты обучения:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
Познавательные:
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
- использовать для решения поставленных задач различные источники информации;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту
Регулятивные:
- составлять план выполнения учебной задачи;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
-согласовывать и координировать свою деятельность с деятельностью одноклассников;
Коммуникативные:
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
- работать в группе, находить ответы на поставленные вопросы, аргументировать собственное мнение;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3 мин.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
11
CD «География.» Интерактивные наглядные учебные пособия, Дрофа, 2012, ЦОР раздела «Практические работы» из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c/?interface=teacher&class[]=48&subject[]=28), информационный источник представляет собой инструмент учебной деятельности
1
Ориентирование на местности. Практическая работа №6 «Ориентирование по компасу»
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
2
Земная поверхность на плане и карте. Практическая работа №7 «Определение расстояний своей местности»
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
3
Земная поверхность на плане и карте
Урок-проект
4
Учимся с «Полярной звездой» . Практическая работа №8 «Самостоятельное построение простейшего плана».
Урок-практикум
5
Географическая карта
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
6
Градусная сетка
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
7
Градусная сетка
Урок закрепления новых знаний
8
Географические координаты
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
9
Географические координаты
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
10
Решение практических задач по плану и карте. Учимся с «Полярной звездой»
Урок-практикум
11
Обобщение по теме Зачет №3 «Планета Земля» Экспресс контроль
Контрольно-обобщающий
Раздел IV. Человек на Земле
Планируемые образовательные результаты изучения темы
Личностные результаты обучения:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
Познавательные:
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
-использовать для решения поставленных задач различные источники информации
Регулятивные:
- составлять план выполнения учебной задачи;
- составлять простой и сложный план текста;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
-согласовывать и координировать свою деятельность с деятельностью одноклассников;
- работать в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
- работать в группе, находить ответы на поставленные вопросы, аргументировать собственное мнение;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3 мин.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
4
CD «География.» Интерактивные наглядные учебные пособия, Дрофа, 2012, DVD «География 5-6» Просвещение. 2013 «Полярная звезда»
ЦОР раздела
«Практические работы» из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c/?interface=teacher&class[]=48&subject[]=28), информационный источник представляет собой инструмент учебной деятельности
1
Как люди заселяли Землю
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
2
Расы и народы
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
3
Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №9 «Составить на основе анализа и систематизации преобразующие схемы
Урок- практикум
4
Зачет №4 «Человек на Земле»
Контрольно-обобщающий
Раздел VI. Литосфера - твердая оболочка Земли
Личностные результаты обучения:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
Познавательные:
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
-использовать для решения поставленных задач различные источники информации
Регулятивные:
- составлять план выполнения учебной задачи;
- составлять простой и сложный план текста;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
-согласовывать и координировать свою деятельность с деятельностью одноклассников;
- работать в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности;
- работать в группе, находить ответы на поставленные вопросы, аргументировать собственное мнение;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2- 3 мин.
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- основные слои Земли, их функции.;
- о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения.;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
Учащиеся должны уметь:
- объяснять понимания роли знаний о различных версиях происхождения планеты ;
- объяснять роль значения знаний о внутреннем строении Земли.;
- объяснять значения знаний о вулканах и землетрясениях,
- обосновывать необходимость в правилах безопасного поведения.
11
CD «География.» Интерактивные наглядные учебные пособия, Дрофа, 2012, ЦОР раздела «Практические работы» из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/catalog/rubr/92bdb5f3-3787-4140-8e55-17d5a2c5eb5c/?interface=teacher&class[]=48&subject[]=28), информационный источник представляет собой инструмент учебной деятельности
1
Земная кора - верхняя часть литосферы
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
2
Горные породы, минеральные и полезные ископаемые
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
3
Движение земной коры
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
4
Движение земной коры
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
5
Рельеф Земли.Равнины.
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
6
Рельеф Земли. Горы. Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов».
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
7
Учимся с «Полярной звездой» Проект « Скульптурный портрет планеты»
Урок - практикум
8
Учимся с «Полярной звездой» Проект « Скульптурный портрет планеты»
Урок - практикум
9
Литосфера и человек
Урок формирования и первичного закрепления новых знаний
10
«Полезные ископаемые моего края»
Урок - конференция
11
Обобщение по теме. Зачет №5 «Человек на Земле»
Контрольно-обобщающий
Итого: уроков
практикумов
проектов
зачетов
35
10
1
5
Планируемые результаты изучения курса
Метапредметные:
Коммуникативные УУД
Базовый уровень (не менее 60%)
-
воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;
-
умеет осуществлять поиск информации,
-
сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
Повышенный уровень (не более 6%)
-
умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;
-
владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия;
Познавательные УУД
Базовый уровень (не менее 60%)
-
осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию;
-
понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
-
определяет основную и второстепенную информацию;
Повышенный уровень (не более 6%)
-
самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
устанавливает причинно-следственные связи;
-
выдвигает и обосновывает гипотезы;
-
формулирует проблемы;
Регулятивные УУД
Базовый уровень (не менее 60%)
-
Использовать при выполнения задания справочную литературу;
-
Самостоятельно оценивать результаты своей работы;
-
Самостоятельно ставить цель, планировать алгоритм его выполнения;
Повышенный уровень (не более 6%)
-
умеет составлять план и определять последовательность действий;
-
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
-
удерживать цель деятельности до получения её результата;
Личностные УУД
Базовый уровень (не менее 60%)
-
оценивать свои и чужие поступки;
-
воспринимать речь учителя (одноклассников);
-
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
-
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Повышенный уровень (не более 10%)
-
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;
-
мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Предметные:
К концу 5 класса уч-ся должны знать:
- различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- названия океанов, материков;
- положение России, своего края на карте;
- природные зоны России, их особенности;
- особенности природы края;
- правила поведения в природе;
Должны уметь:
- определять на глобусе и географической карте стороны горизонта, показывать географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края, растения и животных;
- объяснять взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости;
- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
- участвовать в практической работе по охране природы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.