Рабочая программа по географии

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа имени З.Н.Нуриева села Верхнелачентау муниципального района Бирский район Республики Башкортостан



СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО учителей географии

______________ /Цирульникова В.Н./



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ /Саетгалиева М.Ф./


УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ ООШим.З.Н.Нуриева

с.Верхнелачентау

______________ /БахтыгариеваА.Х../

Приказ № 54_от «21» августа 2015 г.

(МП)

Рабочая программа

по географии для 9 класса

на 2015-2016 учебный год

Составила учитель географии

СаетгалиеваМиляушаФахразеевна

Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МКОУ ООШ

им.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентау

Протокол № __1____ от

«_21__» ___08____ 2015 года

Руководитель ШМО_________/Муллаянова Л.Р./

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

- Федеральный закон от 29декабря №273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации»;

- Федеральный государственный образовательный Стандарт (Приказ МОиН РФ № 1897 от «17» декабря 2010 года);

- Изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», (Приказ МОиН РФ от 29.12.2014 № 1644);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-Приказ МКОУ ООШим.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентауот _21.08.2015 г. №_54-а__ о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;

-Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ ООШим.З.Н.Нуриева

с.Верхнелачентау

-Учебный план МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентауна 2015-2016 учебный год;

-Годовой учебный календарный график МКОУ ООШим.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентауна 2015-2016 учебный год;

-Положение МКОУ ООШим.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентау«О рабочей программе по предмету (курсу) педагога»

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

Авторская программа для общеобразовательных школ: Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. C.В.Курчина: География. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2014 г.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Сведения об УМК

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России.« Хозяйство и географические районы » 9 класс. М.: Дрофа, 2013

Используемый УМК:

1. Географический атлас. 8-9 класс. - М.: Дрофа,2013.

2.В.П.Дронов Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. - М.:Дрофа, 2013.

методические пособия для учителя:

Дополнительная литература:

1. А. Безруков, Г. Пивоварова. Занимательная география. М.: «АСТ-ПРЕСС» 2001

Н.А.Никитина Задания школьных олимпиад 6-10 классы

Контрольно-измерительные материалы. География : 9 класс /Е.А.Жижина. - М.: ВАКО, 2012/

Летягин Тесты по географии 6-10 классы

Цель и задачи учебного предмета

Основными целями курса являются:

формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно и носящимся к природе и ресурсам своей страны.

Основные задачи данного курса:

формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников - карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;

развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы; создание образа своего родного края.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «География России» (8-9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально- ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.

Методическое единство учебников линии обеспечивается унификацией в построении структуры параграфов, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей овладению учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации. Каждый параграф содержит следующие структурные элементы;

  • рубрики: «Вы узнаете», «Вы научитесь», направленные на мотивацию учащегося по изучению материала параграфа и содержащие требования к образовательным достижениям учащихся после его изучения; «Вспомните» направленную на актуализацию ранее полученных знаний (в том числе при изучении других предметов) и жизненного опыта учащихся; «Обратитесь к электронному приложению», направленную на систематическое использование современных технологий обучения;

  • основной текст - инвариантную часть содержания, соответствующую Фундаментальному ядру содержания образования и Примерной программе по географии. Текст каждого параграфа разбит на смысловые структурные единицы и подразделен на основной и дополнительный, выделены основные определения;

  • вопросы и задания к параграфу в деятельностной форме проверяют образовательные достижения учащихся, данные в рубриках «Вы узнаете» и «Вы научитесь». В вопросах и заданиях особое внимание уделено формированию умений использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, для экологически сообразного ведения в окружающей среде, адаптации к географическим условиям проживания и обеспечения безопасности жизнедеятельности ;

  • разнообразные иллюстрации (карты, рисунки, с* фотографии, таблицы, диаграммы), несущие самостоятельную информационную нагрузку и снабженные вопроси заданиями, способствуют реализации системно-деятельностного подхода в обучении географии.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учеников основной школы должны быть сформированы:

- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

  • осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

  • осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

  • любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

  • гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

  • уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

География в основной школе изучается в 9 классе 68 часов (2 часа в неделю).

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов oбучения при изучении курса «География».

Достижение предметных результатов в учебниках линии обеспечивается формированием у учащихся целостной темы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития ; природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Для реализации этих требований представленная линия строилась на основе следующих концептуальных принципов:

обеспечение комплексности и логической преемственности содержания отдельных школьных географических курсов. Линия построена в соответствии с традиционным для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе - от общего к частному. И соответствии с ним в учебниках идет поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально экономических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном - материков и океанов и их частей - России и ее отдельных районов - своей местности ( малой Родины). При этом во всех учебниках линии реализуются такие сквозные направления современного образовании, как гуманитаризация, социологизация, экологизация, способствующие формированию общей культуры молодого поколения;

единый методологический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала (методологической основой линии учебников являются положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» направленной на формирование у подрастающего поколения ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны. Содержание всех учебников линии обеспечивает формирование мировоззренческой ценностно- смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности. В достижении перечисленных результатов значима роль учебников для 8 и 9 классов. В них формируется географический образ нашей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и демонстрации взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов- природы, населения и хозяйства.

В учебниках содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения:

воспитание российской гражданской идентичности;

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

формирование основ экологической культуры;

уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

Предпочтительные формы контроля

Способы проверки результатов обучения - устная, письменная.

Формы проверки - индивидуальная, фронтальная.

Формы промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в виде текущего, и итогового контроля;

формы контроля: тестирование, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

В ходе изучения данного курса, для реализации программы, будут использованы технологии личностно - ориентированного, проблемного обучения; различные методы (словесный, наглядный, практический) и формы обучения (эвристические беседы, урок - игра, практикумы, комбинированные уроки), а также внеурочная форма - экскурсия.

Для реализации задач курса «География», используются современные образовательные технологии: ЛОО и проблемное обучение. Основными методами являются частично - поисковый, исследовательский и репродуктивный

Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета




Название темы


Содержание темы

Введение (1 час)


Хозяйство России. (19 часов)

Особенности развития хозяйства России. Вторичный сектор экономики. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Машиностроение. Химическая промышленность. Металлургия. Лесная промышленность. Пищевая промышленность. Легкая промышленность. Третичный сектор экономики

География социальной сферы. География наук. География коммуникаций.

Практические работы:

1.Характеристика одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

2. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

3.Составление сравнительной характеристики двух металлургических районов

4.Определение различий в специализации основных районов химической промышленности.

5.Главные промышленно - транспортные узлы и центры округа

Контрольная работа №1 «Хозяйство России»

Ключевые компетенции:

Учебно-познавательные компетенция -

постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой, инструктивными карточками; оформить результаты своей деятельности

Коммуникативная компетентность -

формирование компетентности в общении; умение слушать; вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество…

Информационная компетентность -

работать с литературой и различными источниками информации (географическая карта, энциклопедия, словари, СМИ, Интернет и т.д.)

Самоорганизационная компетентность:

индивидуально планировать свою деятельность,

нацеливать себя на выполнение поставленных задач.






3

















































География крупных регионов России (44часа)

Знать: основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; различия в хозяйственном освоении разных территорий страны; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством

Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

Районирование России. Районы и крупные регионы России.

Практические работы:

6.Анализ разных видов районирования России.

7.Обозначение на к/к природных ресурсов, имеющих федеральное значение, ТПК, центров металлургии

8.Сравнение ГП и планировки Москвы и Санкт-Петербурга

9.Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья

10.Экономико -географическая характеристика Западно - Сибирского района

11.Анализ взаимодействия природы и человека

12. Составление картосхемы основных месторождений нефти и газа на территории РБ

13.Составление характеристики Норильского промышленного узла

14.Определение отраслей специализации Южной Сибири

15.Сравнительная характеристика ЭГП Западной Сибири и Дальнего Востока

Контрольная работа №2 «Европейская Россия»

Контрольная работа №3 «Азиатская Россия»

Ключевые компетенции:

Учебно-познавательные компетенция -

постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой, инструктивными карточками; оформить результаты своей деятельности

Коммуникативная компетентность -

формирование компетентности в общении; умение слушать; вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество…

Информационная компетентность -

работать с литературой и различными источниками информации (географическая карта, энциклопедия, словари, СМИ, Интернет и т.д.)

Самоорганизационная компетентность:

индивидуально планировать свою деятельность,

нацеливать себя на выполнение поставленных задач.

Знать: основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; различия в хозяйственном освоении разных территорий страны; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством

Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления

4

Россия в современном мире. (3 часа)

Россия в современном мире

Практические работы:

16.Сравнение географического положения России и одной из стран СНГ и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

Ключевые компетенции:

Учебно-познавательные компетенция -

постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой, инструктивными карточками; оформить результаты своей деятельности

Коммуникативная компетентность -

формирование компетентности в общении; умение слушать; вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество…

Информационная компетентность -

работать с литературой и различными источниками информации (географическая карта, энциклопедия, словари, СМИ, Интернет и т.д.)

Самоорганизационная компетентность:

индивидуально планировать свою деятельность,

нацеливать себя на выполнение поставленных задач.

Знать: основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; различия в хозяйственном освоении разных территорий страны; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством

Уметь: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России и РБ, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления

5

Резерв времени. (2 час)

Резервное время используется для обобщения и систематизации знаний по темам или для корректировки плана в течение года.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Учебно - тематический план


№ п/п


Тема


Количество часов

В том числе количество часов на:



уроки

практические работы

контроль

ные работы

экскурсии

проекты, исследо вания

1

Введение

1

1





2

Хозяйство России

20

20

6

1


4

3

География крупных регионов России

43

43

9

2

1

8

4

Россия в современ

ном мире.


3

3

1



1

5

Резерв времени.

1

1





Всего

5

68

68

16

3

1

13

Особенности класса

Универсальный

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

Рабочая программа базируется на федеральном компоненте государственного стандарта и соответствует программам авторов рекомендованного учебника. Планирование сочетает теоретические вопросы и практические работы


Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения географии ученик должен:

Знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством России;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации и округа; особенности населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность

употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательность в изложении материала;

- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.

Примерные нормы оценок за устный ответ

«5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и допол-

нительные сведения о важнейших географических событиях современности;

«4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя;

«3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе

«2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой.

Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

«5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы;

«4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов;

«3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов;

«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Примерные нормы оценок за выполнение практических работ

«5» - ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении;

«4» - имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;

«3» - имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях,

небрежность в оформлении;

«2» - присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.









Календарно-тематическое план

№ учебной недели

№ урока

Тема (урока

Содержание темы

Практические работы

Формы контроля

Формируемые ключевые компетентности

Дата проведения

план

факт

1

2

4

5

6

7

8

9

1. Введение - 1ч.

1 неделя

1

Введение в географию хозяйства и географических регионов России.

Информацион-ные

Хозяйство России (19 ч)

2. Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё (12 ч.)

1 неделя

2

Вторичный сектор экономики. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России и Республики Башкортостан, его значение и проблемы.

Состав вторичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Состав ТЭК, место и значение в хозяйстве.

Учебно-познавательные

Информационные

2 неделя

3

Топливная промышленность России и РБ.

Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов.

Учебно-познавательные

2 неделя

4

Урок-практикум

по теме «Топливная промышленность России.

1.Характеристика одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

Учебно-познавательные

3 неделя

5

Электроэнергетика России .

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Учебно-познавательные

3 неделя

6

Машиностроение России .

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Учебно-познавательные

4 неделя

7

География машиностроения.

География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры.

2.Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Учебно-познавательные

4

неделя

8

Металлургия. География чёрной металлургии.

Состав, место и значение в хозяйстве. Черная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.

3. Обозначение на к.к. центров металлургии

Учебно-познавательные

5 неделя

9

География цветной металлургии

Цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

4.Составление сравнительной характеристики двух металлургических районов

Учебно-познавательные

5

неделя

10

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

Классификация конструкционных материалов и роль отраслей в их производстве.

Тест

« Металлур

гия»

Учебно-познавательные

Информационные

6 неделя

11

Химическая промышленность России.

Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии

важнейших отраслей.

Учебно-познавательные

6 неделя

12

География химической промышленности

Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

5.Определение различий в специализации основных районов химической промышленности

Учебно-познавательные

7 неделя

13

Лесная промышленность России.

Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Учебно-познавательные

7

неделя

14

Пищевая и лёгкая промышленность

Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России. География текстильной промышленности.

Учебно-познавательные

3. Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги (5 часов)

8

неделя

15

Состав и значение третичного сектора.

Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Учебно-познавательные. Информационные

8

неделя

16

География коммуникаций

Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства.

Учебно-познавательные. Информационные

9

неделя

17

Транспорт. Связь.

Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

6.Главные промышленно - транспортные узлы и центры округа.

Учебно-познавательные. Информационные


9

неделя

18

География науки.

Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

Учебно-познавательные. Информационные

10 неделя

19

География социальной сферы России.

Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье - одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Учебно-познавательные. Ценностно-смысловая

10 неделя

20

Урок обобщающего повторения по теме «Хозяйство России».

Обобщающее повторение по изученной теме.

Контрольная работа №1 «Хозяйство России»

Учебно-познавательные

Ценностно-смысловая

III. География крупных регионов России (44часа)

4. Районирование России (1 час).

11 неделя

21

Районирование России.

Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

7. Анализ разных видов районирования России.

Ценностно-смысловая

Учебно-познавательные

Информационные

5. Европейская Россия (Западный макрорегион) (26 часов).

11

неделя

22

Общая характеристика европейской России

Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны.

Учебно-познавательные

Информационные

12 неделя

23

Европейский Север. Факторы формирования района.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Учебно-познавательные

Информационные

12 неделя

24

Природа Европейского Севера

Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Учебно-познавательные

Информационные

13 неделя

25

Население. Хозяйственное освоение Европейского Севера.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

8.Обозначение на к/к природных ресурсов, имеющих федеральное значение

Учебно-познавательные

Информационные

13 неделя

26

Особенности хозяйства Европейского Севера

Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Тест «Европейский Север»

Учебно-познавательные

Информационные

14 неделя

27

Северо-Западный район. Факторы формирования района.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Учебно-познавательные

Информационные

14 неделя

28

Природа Северо-Запада.

Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Учебно-познавательные

Информационные

15 неделя

29

Население. Хозяйственное освоение Северо-Запада.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Учебно-познавательные

Информационные

15 неделя

30

Хозяйство Северо-Запада

Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Учебно-познавательные

Информационные

16 неделя

31

Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада

Особенности территориальной организации.

Тест

«Северо - Запад»

Учебно-познавательные

Информационные

16

неделя

32

Центральная Россия. Факторы формирования района, природа.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Учебно-познавательные

Информационные

17 неделя

33

Население и хозяйственное освоение Центральной России.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Учебно-познавательные

Информационные

17

неделя

34

Московская столичная агломерация

Особенности территориальной организации.

9.Сравнение ГП и планировки Москвы и Санкт-Петербурга

Учебно-познавательные

Информационные

18 неделя

35

Хозяйство Центральной России.

Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Тест «Центральная Россия»

Учебно-познавательные

Информационные

18

неделя

36

Европейский Юг. Факторы формирования района.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Учебно-познавательные

Информационные

19 неделя

37

Природа Европейского Юга

Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Учебно-познавательные

Информационные

19

неделя

38

Население и хозяйственное освоение Европейского Юга

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Учебно-познавательные

Информационные

20 неделя

39

Хозяйство Европейского Юга

Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Тест «Европейский Юг»

Учебно-познавательные

Информационные

20 неделя

40

Поволжье. Факторы формирования, особенности природы района.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

10.Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья

Учебно-познавательные

Информационные

21 неделя

41

Население и хозяйственное освоение Поволжья

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Учебно-познавательные

Информационные

21 неделя

42

Хозяйство Поволжья.

Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Учебно-познавательные

Информационные

22 неделя

43

Урал. Факторы формирования района.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Учебно-познавательные

Информационные

22 неделя

44

Природа Урала

Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Учебно-познавательные

Информационные

23 неделя

45

Население и хозяйственное освоение Урала.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Учебно-познавательные

Информационные

23

неделя

46

Хозяйство Урала

Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Учебно-познавательные

Информационные

24 неделя

47

Обобщающий урок по теме «Европейская Россия»

Обобщающее повторение по пройденной теме.

Контрольная работа № 2 «Европейская Россия»

Учебно-познавательные

Информационные


24

неделя

48

Азиатская Россия. Общая характеристика.

Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географич.

положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны.

Ценностно-смысловая

Учебно-познавательные

Информационные

25 неделя

49

Западная Сибирь. Факторы формирования района.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

11.Экономико -географическая характеристика Западно - Сибирского района

Ценностно-смысловая

Учебно-познавательные

Информационные

25 неделя

50

Непосредственное и опосредственное влияние природных условий на организм человека. Природа Западной Сибири.

Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Ценностно-смысловая

Учебно-познавательные

Информационные

26 неделя

51

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

12.Анализ взаимодействия природы и человека

Ценностно-смысловая

Учебно-познавательные

Информационные

26 неделя

52

Хозяйство Западной Сибири.

Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

13. Составление картосхемы основных месторождений нефти и газа

Ценностно-смысловая

Учебно-познавательные

Информационные

27 неделя

53

Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Учебно-познавательные

Информационные

27 неделя

54

Природа Севера Восточной Сибири

Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Учебно-познавательные

Информационные

28 неделя

55

Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Учебно-познавательные

Информационные

28

неделя

56

Хозяйство Севера Восточной Сибири

Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

14.Составление характеристики Норильского ТПК

Тест «Западная Сибирь. Восточная Сибирь»

Учебно-познавательные

Информационные

29 неделя

57

Южная Сибирь. Факторы формирования района.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

Учебно-познавательные

Информационные

29 неделя

58

Кузнецко-Алтайский подрайон

Особенности территориальной организации.

Учебно-познавательные

Информационные

30 неделя

59

Ангара-Енисейский и Забайкальский подрайоны.

Особенности территориальной организации.

15.Определение отраслей специализации Южной Сибири

Учебно-познавательные

Информационные

30 неделя

60

Дальний Восток. Факторы формирования района.

География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.

16.Сравнительная характеристика ЭГП Западной Сибири и Дальнего Востока

Учебно-познавательные

Информационные

31 неделя

61

Природа Дальнего Востока

Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Учебно-познавательные

Информационные

31

неделя

62

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Учебно-познавательные

Информационные

32 неделя

63

Хозяйство Дальнего Востока.

Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Учебно-познавательные

Информационные

32 неделя

64

Обобщающий урок по теме: «Азиатская Россия»

Обобщающее повторение по пройденной теме.

Контрольная работа № 3 «Азиатская Россия»

Учебно-познавательные

Ценностно-смысловые

7. Россия в современном мире (3 ч.)

33 неделя

65

Россия и страны СНГ.

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ.

17.Сравнение географического положения России и одной из стран СНГ и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.

Ценностно - смысловые Учебно-познавательные

Информационные

33

неделя

66

Взаимосвязи России с другими странами. Объекты мирового природного и культурного наследия.

Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Учебно-познавательные

34 неделя

67

Урок обобщающего повторения по курсу: «География России. Хозяйство и географические районы».

Обобщающее повторение по пройденному курсу

Зачётный тест «География России. Хозяйство и географические районы».

Ценностно - смысловые Учебно-познавательные

Информационные

34 неделя

68

Резервное время

Повторение, обобщение и контроль знаний по курсу географии 9 класса


Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Книга 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М. Дрофа., 2013г.

Используемый УМК:

1. Географический атлас. 8-9 класс. - М.: Дрофа,2013.

2.В.П.Дронов Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. - М.:Дрофа, 2013.

методические пособия для учителя:

Дополнительная литература:

1. А. Безруков, Г. Пивоварова. Занимательная география. М.: «АСТ-ПРЕСС» 2001

Н.А.Никитина Задания школьных олимпиад 6-10 классы

Контрольно-измерительные материалы. География : 9 класс /Е.А.Жижина. - М.: ВАКО, 2012/

Летягин Тесты по географии 6-10 классы

Курашева Е.М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах. - М.: Издательство «Экзамен» 2009

Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений. (6-10 классы). М. Дрофа, 2004.

Универсальный атлас мира. М. «Дизайн, Информация., Картография», Астрель, АСТ. 2008.

Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. География в таблицах и диаграммах. М. Астрель. 2007.

Учебно-практические издания

  1. В.И.Евдокимов Сборник заданий и упражнений по географии 9 класс

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

Контрольно-измерительные материалы. География : 9 класс /Е.А.Жижина. - М.: ВАКО, 2012/

Летягин Тесты по географии 6-10 классы.

Учебно-наглядные издания и пособия

Учебно-методические пособия

Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.

Аудио- и видеоприложения

Уроки географии. 9 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2004г

Уроки географии. 9 класс. 2007г

цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии» geo.1september.ru

GeoSite - все о географии geosite.com.ru

География. Планета Земля rgo.ru

Сайт «Все флаги мира» karty.narod.ru

Страны мира: географический справочник geo.historic.ru

Сообщества учителей

  1. it-n.ru/ Сеть творческих учителей

  2. proshkolu.ru/

  3. infourok.ru/


Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд, печатные пособия

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Книга 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М. Дрофа., 2013г.

Используемый УМК:

1. Географический атлас. 8-9 класс. - М.: Дрофа,2013.

2.В.П.Дронов Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. - М.:Дрофа, 2013.

методические пособия для учителя:

Дополнительная литература:

1. А. Безруков, Г. Пивоварова. Занимательная география. М.: «АСТ-ПРЕСС» 2001

Н.А.Никитина Задания школьных олимпиад 6-10 классы

Контрольно-измерительные материалы. География : 9 класс /Е.А.Жижина. - М.: ВАКО, 2012/

Летягин Тесты по географии 6-10 классы

. С.Г.Зубанова,Ю.В.Щербакова, Занимательная географияна уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы. М.: «Глобус» 2007

Курашева Е.М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах. - М.: Издательство «Экзамен» 2009

Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений. (6-10 классы). М. Дрофа, 2004.

Универсальный атлас мира. М. «Дизайн, Информация., Картография», Астрель, АСТ. 2008.

Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. География в таблицах и диаграммах. М. Астрель. 2007.

Компьютерные и ИКТ средства

СD География 9 класс

Технические средства обучения

Компьютер

Демонстрационные пособия

Экранно-звуковые пособия

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Оборудование:

1. Физическая карта России

2. Плотность населения России

3. Физические карты: Урал. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

4. Природа России.

5. Почвенная карта России

6. Пищевая промышленность

7. Зоогеографическая карта России.

8. Карты мира и России (политическая и физическая).

9. Политико-административная карта России

10. Тектоническая, геологическая карты России

11. Климатическая карта России.

12. Карта растительности

3. Таблица «Природные зоны России».

14. Интерактивные уроки. КиМ. География 9 класс.

Раздаточный материал, карточки, гербарий, презентации, глобусы, коллекция полезных ископаемых,

Учебные игры


Список литературы


Литература, рекомендованная для учителя

Учебник В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Книга 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М. Дрофа., 2013г.

.

Литература, рекомендованная для учащихся

Учебник: В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Книга 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М. Дрофа., 2013г.

.

Дополнительная литература

В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Книга 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М. Дрофа., 2013г.

А. Безруков, Г. Пивоварова. Занимательная география. М.: «АСТ-ПРЕСС» 2001

Н.А.Никитина Задания школьных олимпиад 6-10 классы

Контрольно-измерительные материалы. География : 9 класс /Е.А.Жижина. - М.: ВАКО, 2012/

Летягин Тесты по географии 6-10 классы

Курашева Е.М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах. - М.: Издательство «Экзамен» 2009

Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений. (6-10 классы). М. Дрофа, 2004.

Универсальный атлас мира. М. «Дизайн, Информация., Картография», Астрель, АСТ. 2008.

Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. География в таблицах и диаграммах. М. Астрель. 2007.

Максимов Н.А. За страницами учебника географии. - М.: Просвещение,1988.

Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. - М.: Просвещение, 1983

Барабанов В.В. ЕГЭ. География. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно - методическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Приложения к программе

Приложения к программе

КИМЫ, темы проектов и творческих работ, основные понятия и термины по разделам учебного предмета и т.д.



© 2010-2022