- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии
Рабочая программа по географии
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Саетгалиева М.Ф. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Основная общеобразовательная школа имени З.Н.Нуриева села Верхнелачентау муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО
Руководитель РМО учителей географии
______________ /Цирульникова В.Н./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ /Саетгалиева М.Ф./
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ ООШим.З.Н.Нуриева
с.Верхнелачентау
______________ /БахтыгариеваА.Х../
Приказ № 54_от «21» августа 2015 г.
(МП)
Рабочая программа
по географии для 9 класса
на 2015-2016 учебный год
Составила учитель географии
СаетгалиеваМиляушаФахразеевна
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МКОУ ООШ
им.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентау
Протокол № __1____ от
«_21__» ___08____ 2015 года
Руководитель ШМО_________/Муллаянова Л.Р./
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа
- Федеральный закон от 29декабря №273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации»;
- Федеральный государственный образовательный Стандарт (Приказ МОиН РФ № 1897 от «17» декабря 2010 года);
- Изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», (Приказ МОиН РФ от 29.12.2014 № 1644);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Приказ МКОУ ООШим.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентауот _21.08.2015 г. №_54-а__ о перечне учебников, используемых в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году;
-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 - 10;
-Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ ООШим.З.Н.Нуриева
с.Верхнелачентау
-Учебный план МКОУ ООШ им.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентауна 2015-2016 учебный год;
-Годовой учебный календарный график МКОУ ООШим.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентауна 2015-2016 учебный год;
-Положение МКОУ ООШим.З.Н.Нуриевас.Верхнелачентау«О рабочей программе по предмету (курсу) педагога»
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
Авторская программа для общеобразовательных школ: Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. C.В.Курчина: География. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2014 г.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Сведения об УМК
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России.« Хозяйство и географические районы » 9 класс. М.: Дрофа, 2013
Используемый УМК:
1. Географический атлас. 8-9 класс. - М.: Дрофа,2013.
2.В.П.Дронов Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. - М.:Дрофа, 2013.
методические пособия для учителя:
Дополнительная литература:
1. А. Безруков, Г. Пивоварова. Занимательная география. М.: «АСТ-ПРЕСС» 2001
Н.А.Никитина Задания школьных олимпиад 6-10 классы
Контрольно-измерительные материалы. География : 9 класс /Е.А.Жижина. - М.: ВАКО, 2012/
Летягин Тесты по географии 6-10 классы
Цель и задачи учебного предмета
Основными целями курса являются:
формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;
формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно и носящимся к природе и ресурсам своей страны.
Основные задачи данного курса:
формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников - карт, учебников, статистических данных, интернет-ресурсов;
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы; создание образа своего родного края.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «География России» (8-9 классы) занимает центральное место в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в формировании комплексных социально- ориентированных знаний, мировоззрения, личностных качеств школьников.
Методическое единство учебников линии обеспечивается унификацией в построении структуры параграфов, позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей овладению учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации. Каждый параграф содержит следующие структурные элементы;
-
рубрики: «Вы узнаете», «Вы научитесь», направленные на мотивацию учащегося по изучению материала параграфа и содержащие требования к образовательным достижениям учащихся после его изучения; «Вспомните» направленную на актуализацию ранее полученных знаний (в том числе при изучении других предметов) и жизненного опыта учащихся; «Обратитесь к электронному приложению», направленную на систематическое использование современных технологий обучения;
-
основной текст - инвариантную часть содержания, соответствующую Фундаментальному ядру содержания образования и Примерной программе по географии. Текст каждого параграфа разбит на смысловые структурные единицы и подразделен на основной и дополнительный, выделены основные определения;
-
вопросы и задания к параграфу в деятельностной форме проверяют образовательные достижения учащихся, данные в рубриках «Вы узнаете» и «Вы научитесь». В вопросах и заданиях особое внимание уделено формированию умений использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, для экологически сообразного ведения в окружающей среде, адаптации к географическим условиям проживания и обеспечения безопасности жизнедеятельности ;
-
разнообразные иллюстрации (карты, рисунки, с* фотографии, таблицы, диаграммы), несущие самостоятельную информационную нагрузку и снабженные вопроси заданиями, способствуют реализации системно-деятельностного подхода в обучении географии.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учеников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
-
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
-
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
-
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
-
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
-
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
-
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
-
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
-
гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
-
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
-
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
География в основной школе изучается в 9 классе 68 часов (2 часа в неделю).
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов oбучения при изучении курса «География».
Достижение предметных результатов в учебниках линии обеспечивается формированием у учащихся целостной темы комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития ; природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Для реализации этих требований представленная линия строилась на основе следующих концептуальных принципов:
обеспечение комплексности и логической преемственности содержания отдельных школьных географических курсов. Линия построена в соответствии с традиционным для отечественного образования принципом построения курса географии в основной школе - от общего к частному. И соответствии с ним в учебниках идет поэтапное формирование основополагающих физико-географических и социально экономических знаний на разных территориально-иерархических уровнях: планетарном - материков и океанов и их частей - России и ее отдельных районов - своей местности ( малой Родины). При этом во всех учебниках линии реализуются такие сквозные направления современного образовании, как гуманитаризация, социологизация, экологизация, способствующие формированию общей культуры молодого поколения;
единый методологический подход к отбору, структуризации и подаче учебного материала (методологической основой линии учебников являются положения «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» направленной на формирование у подрастающего поколения ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны. Содержание всех учебников линии обеспечивает формирование мировоззренческой ценностно- смысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности. В достижении перечисленных результатов значима роль учебников для 8 и 9 классов. В них формируется географический образ нашей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и демонстрации взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов- природы, населения и хозяйства.
В учебниках содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на достижение личностных результатов обучения:
воспитание российской гражданской идентичности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
Предпочтительные формы контроля
Способы проверки результатов обучения - устная, письменная.
Формы проверки - индивидуальная, фронтальная.
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в виде текущего, и итогового контроля;
формы контроля: тестирование, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем
В ходе изучения данного курса, для реализации программы, будут использованы технологии личностно - ориентированного, проблемного обучения; различные методы (словесный, наглядный, практический) и формы обучения (эвристические беседы, урок - игра, практикумы, комбинированные уроки), а также внеурочная форма - экскурсия.
Для реализации задач курса «География», используются современные образовательные технологии: ЛОО и проблемное обучение. Основными методами являются частично - поисковый, исследовательский и репродуктивный
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета
№
Название темы
Содержание темы
Введение (1 час)
Хозяйство России. (19 часов)
Особенности развития хозяйства России. Вторичный сектор экономики. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Машиностроение. Химическая промышленность. Металлургия. Лесная промышленность. Пищевая промышленность. Легкая промышленность. Третичный сектор экономики
География социальной сферы. География наук. География коммуникаций.
Практические работы:
1.Характеристика одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам
2. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
3.Составление сравнительной характеристики двух металлургических районов
4.Определение различий в специализации основных районов химической промышленности.
5.Главные промышленно - транспортные узлы и центры округа
Контрольная работа №1 «Хозяйство России»
Ключевые компетенции:
Учебно-познавательные компетенция -
постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой, инструктивными карточками; оформить результаты своей деятельности
Коммуникативная компетентность -
формирование компетентности в общении; умение слушать; вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество…
Информационная компетентность -
работать с литературой и различными источниками информации (географическая карта, энциклопедия, словари, СМИ, Интернет и т.д.)
Самоорганизационная компетентность:
индивидуально планировать свою деятельность,
нацеливать себя на выполнение поставленных задач.
3
География крупных регионов России (44часа)
Знать: основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; различия в хозяйственном освоении разных территорий страны; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
Районирование России. Районы и крупные регионы России.
Практические работы:
6.Анализ разных видов районирования России.
7.Обозначение на к/к природных ресурсов, имеющих федеральное значение, ТПК, центров металлургии
8.Сравнение ГП и планировки Москвы и Санкт-Петербурга
9.Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья
10.Экономико -географическая характеристика Западно - Сибирского района
11.Анализ взаимодействия природы и человека
12. Составление картосхемы основных месторождений нефти и газа на территории РБ
13.Составление характеристики Норильского промышленного узла
14.Определение отраслей специализации Южной Сибири
15.Сравнительная характеристика ЭГП Западной Сибири и Дальнего Востока
Контрольная работа №2 «Европейская Россия»
Контрольная работа №3 «Азиатская Россия»
Ключевые компетенции:
Учебно-познавательные компетенция -
постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой, инструктивными карточками; оформить результаты своей деятельности
Коммуникативная компетентность -
формирование компетентности в общении; умение слушать; вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество…
Информационная компетентность -
работать с литературой и различными источниками информации (географическая карта, энциклопедия, словари, СМИ, Интернет и т.д.)
Самоорганизационная компетентность:
индивидуально планировать свою деятельность,
нацеливать себя на выполнение поставленных задач.
Знать: основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; различия в хозяйственном освоении разных территорий страны; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
4
Россия в современном мире. (3 часа)
Россия в современном мире
Практические работы:
16.Сравнение географического положения России и одной из стран СНГ и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
Ключевые компетенции:
Учебно-познавательные компетенция -
постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и оценки своей деятельности. умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым явлениям; работать со справочной литературой, инструктивными карточками; оформить результаты своей деятельности
Коммуникативная компетентность -
формирование компетентности в общении; умение слушать; вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество…
Информационная компетентность -
работать с литературой и различными источниками информации (географическая карта, энциклопедия, словари, СМИ, Интернет и т.д.)
Самоорганизационная компетентность:
индивидуально планировать свою деятельность,
нацеливать себя на выполнение поставленных задач.
Знать: основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; различия в хозяйственном освоении разных территорий страны; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством
Уметь: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России и РБ, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления
5
Резерв времени. (2 час)
Резервное время используется для обобщения и систематизации знаний по темам или для корректировки плана в течение года.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ
Учебно - тематический план
№ п/п
Тема
Количество часов
В том числе количество часов на:
уроки
практические работы
контроль
ные работы
экскурсии
проекты, исследо вания
1
Введение
1
1
2
Хозяйство России
20
20
6
1
4
3
География крупных регионов России
43
43
9
2
1
8
4
Россия в современ
ном мире.
3
3
1
1
5
Резерв времени.
1
1
Всего
5
68
68
16
3
1
13
Особенности класса
Универсальный
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование
Рабочая программа базируется на федеральном компоненте государственного стандарта и соответствует программам авторов рекомендованного учебника. Планирование сочетает теоретические вопросы и практические работы
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения географии ученик должен:
Знать/понимать:
-
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
-
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством России;
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации и округа; особенности населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
Уметь:
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
-
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
-
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-
географические районы, их территориальный состав;
-
отрасли местной промышленности.
Описывать:
-
природные ресурсы;
-
периоды формирования хозяйства России;
-
особенности отраслей;
-
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
-
экономические связи районов;
-
состав и структуру отраслевых комплексов;
-
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
-
различия в освоении территории;
-
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-
размещение главных центров производства;
-
сельскохозяйственную специализацию территории;
-
структуру ввоза и вывоза;
-
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
-
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность
употребления географической терминологии;
- самостоятельность ответа;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.
Примерные нормы оценок за устный ответ
«5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и допол-
нительные сведения о важнейших географических событиях современности;
«4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя;
«3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе
«2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой.
Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний
«5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы;
«4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов;
«3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов;
«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Примерные нормы оценок за выполнение практических работ
«5» - ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении;
«4» - имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию;
«3» - имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях,
небрежность в оформлении;
«2» - присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Календарно-тематическое план
№ учебной недели
№ урока
Тема (урока
Содержание темы
Практические работы
Формы контроля
Формируемые ключевые компетентности
Дата проведения
план
факт
1
2
4
5
6
7
8
9
1. Введение - 1ч.
1 неделя
1
Введение в географию хозяйства и географических регионов России.
Информацион-ные
Хозяйство России (19 ч)
2. Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё (12 ч.)
1 неделя
2
Вторичный сектор экономики. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России и Республики Башкортостан, его значение и проблемы.
Состав вторичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Состав ТЭК, место и значение в хозяйстве.
Учебно-познавательные
Информационные
2 неделя
3
Топливная промышленность России и РБ.
Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов.
Учебно-познавательные
2 неделя
4
Урок-практикум
по теме «Топливная промышленность России.
1.Характеристика одного из нефтяных или угольных бассейнов по картам и статистическим материалам
Учебно-познавательные
3 неделя
5
Электроэнергетика России .
Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Учебно-познавательные
3 неделя
6
Машиностроение России .
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Учебно-познавательные
4 неделя
7
География машиностроения.
География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры.
2.Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Учебно-познавательные
4
неделя
8
Металлургия. География чёрной металлургии.
Состав, место и значение в хозяйстве. Черная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.
3. Обозначение на к.к. центров металлургии
Учебно-познавательные
5 неделя
9
География цветной металлургии
Цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
4.Составление сравнительной характеристики двух металлургических районов
Учебно-познавательные
5
неделя
10
Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.
Классификация конструкционных материалов и роль отраслей в их производстве.
Тест
« Металлур
гия»
Учебно-познавательные
Информационные
6 неделя
11
Химическая промышленность России.
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии
важнейших отраслей.
Учебно-познавательные
6 неделя
12
География химической промышленности
Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
5.Определение различий в специализации основных районов химической промышленности
Учебно-познавательные
7 неделя
13
Лесная промышленность России.
Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Учебно-познавательные
7
неделя
14
Пищевая и лёгкая промышленность
Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России. География текстильной промышленности.
Учебно-познавательные
3. Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги (5 часов)
8
неделя
15
Состав и значение третичного сектора.
Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Учебно-познавательные. Информационные
8
неделя
16
География коммуникаций
Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства.
Учебно-познавательные. Информационные
9
неделя
17
Транспорт. Связь.
Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
6.Главные промышленно - транспортные узлы и центры округа.
Учебно-познавательные. Информационные
9
неделя
18
География науки.
Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
Учебно-познавательные. Информационные
10 неделя
19
География социальной сферы России.
Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье - одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Учебно-познавательные. Ценностно-смысловая
10 неделя
20
Урок обобщающего повторения по теме «Хозяйство России».
Обобщающее повторение по изученной теме.
Контрольная работа №1 «Хозяйство России»
Учебно-познавательные
Ценностно-смысловая
III. География крупных регионов России (44часа)
4. Районирование России (1 час).
11 неделя
21
Районирование России.
Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
7. Анализ разных видов районирования России.
Ценностно-смысловая
Учебно-познавательные
Информационные
5. Европейская Россия (Западный макрорегион) (26 часов).
11
неделя
22
Общая характеристика европейской России
Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны.
Учебно-познавательные
Информационные
12 неделя
23
Европейский Север. Факторы формирования района.
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
Учебно-познавательные
Информационные
12 неделя
24
Природа Европейского Севера
Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Учебно-познавательные
Информационные
13 неделя
25
Население. Хозяйственное освоение Европейского Севера.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
8.Обозначение на к/к природных ресурсов, имеющих федеральное значение
Учебно-познавательные
Информационные
13 неделя
26
Особенности хозяйства Европейского Севера
Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Тест «Европейский Север»
Учебно-познавательные
Информационные
14 неделя
27
Северо-Западный район. Факторы формирования района.
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
Учебно-познавательные
Информационные
14 неделя
28
Природа Северо-Запада.
Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Учебно-познавательные
Информационные
15 неделя
29
Население. Хозяйственное освоение Северо-Запада.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Учебно-познавательные
Информационные
15 неделя
30
Хозяйство Северо-Запада
Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Учебно-познавательные
Информационные
16 неделя
31
Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада
Особенности территориальной организации.
Тест
«Северо - Запад»
Учебно-познавательные
Информационные
16
неделя
32
Центральная Россия. Факторы формирования района, природа.
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
Учебно-познавательные
Информационные
17 неделя
33
Население и хозяйственное освоение Центральной России.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Учебно-познавательные
Информационные
17
неделя
34
Московская столичная агломерация
Особенности территориальной организации.
9.Сравнение ГП и планировки Москвы и Санкт-Петербурга
Учебно-познавательные
Информационные
18 неделя
35
Хозяйство Центральной России.
Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Тест «Центральная Россия»
Учебно-познавательные
Информационные
18
неделя
36
Европейский Юг. Факторы формирования района.
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
Учебно-познавательные
Информационные
19 неделя
37
Природа Европейского Юга
Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Учебно-познавательные
Информационные
19
неделя
38
Население и хозяйственное освоение Европейского Юга
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Учебно-познавательные
Информационные
20 неделя
39
Хозяйство Европейского Юга
Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Тест «Европейский Юг»
Учебно-познавательные
Информационные
20 неделя
40
Поволжье. Факторы формирования, особенности природы района.
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
10.Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья
Учебно-познавательные
Информационные
21 неделя
41
Население и хозяйственное освоение Поволжья
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Учебно-познавательные
Информационные
21 неделя
42
Хозяйство Поволжья.
Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Учебно-познавательные
Информационные
22 неделя
43
Урал. Факторы формирования района.
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
Учебно-познавательные
Информационные
22 неделя
44
Природа Урала
Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Учебно-познавательные
Информационные
23 неделя
45
Население и хозяйственное освоение Урала.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Учебно-познавательные
Информационные
23
неделя
46
Хозяйство Урала
Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Учебно-познавательные
Информационные
24 неделя
47
Обобщающий урок по теме «Европейская Россия»
Обобщающее повторение по пройденной теме.
Контрольная работа № 2 «Европейская Россия»
Учебно-познавательные
Информационные
24
неделя
48
Азиатская Россия. Общая характеристика.
Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географич.
положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны.
Ценностно-смысловая
Учебно-познавательные
Информационные
25 неделя
49
Западная Сибирь. Факторы формирования района.
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
11.Экономико -географическая характеристика Западно - Сибирского района
Ценностно-смысловая
Учебно-познавательные
Информационные
25 неделя
50
Непосредственное и опосредственное влияние природных условий на организм человека. Природа Западной Сибири.
Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Ценностно-смысловая
Учебно-познавательные
Информационные
26 неделя
51
Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
12.Анализ взаимодействия природы и человека
Ценностно-смысловая
Учебно-познавательные
Информационные
26 неделя
52
Хозяйство Западной Сибири.
Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
13. Составление картосхемы основных месторождений нефти и газа
Ценностно-смысловая
Учебно-познавательные
Информационные
27 неделя
53
Север Восточной Сибири. Факторы формирования района.
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
Учебно-познавательные
Информационные
27 неделя
54
Природа Севера Восточной Сибири
Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Учебно-познавательные
Информационные
28 неделя
55
Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Учебно-познавательные
Информационные
28
неделя
56
Хозяйство Севера Восточной Сибири
Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
14.Составление характеристики Норильского ТПК
Тест «Западная Сибирь. Восточная Сибирь»
Учебно-познавательные
Информационные
29 неделя
57
Южная Сибирь. Факторы формирования района.
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
Учебно-познавательные
Информационные
29 неделя
58
Кузнецко-Алтайский подрайон
Особенности территориальной организации.
Учебно-познавательные
Информационные
30 неделя
59
Ангара-Енисейский и Забайкальский подрайоны.
Особенности территориальной организации.
15.Определение отраслей специализации Южной Сибири
Учебно-познавательные
Информационные
30 неделя
60
Дальний Восток. Факторы формирования района.
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации.
16.Сравнительная характеристика ЭГП Западной Сибири и Дальнего Востока
Учебно-познавательные
Информационные
31 неделя
61
Природа Дальнего Востока
Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Учебно-познавательные
Информационные
31
неделя
62
Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Учебно-познавательные
Информационные
32 неделя
63
Хозяйство Дальнего Востока.
Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Учебно-познавательные
Информационные
32 неделя
64
Обобщающий урок по теме: «Азиатская Россия»
Обобщающее повторение по пройденной теме.
Контрольная работа № 3 «Азиатская Россия»
Учебно-познавательные
Ценностно-смысловые
7. Россия в современном мире (3 ч.)
33 неделя
65
Россия и страны СНГ.
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ.
17.Сравнение географического положения России и одной из стран СНГ и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
Ценностно - смысловые Учебно-познавательные
Информационные
33
неделя
66
Взаимосвязи России с другими странами. Объекты мирового природного и культурного наследия.
Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Учебно-познавательные
34 неделя
67
Урок обобщающего повторения по курсу: «География России. Хозяйство и географические районы».
Обобщающее повторение по пройденному курсу
Зачётный тест «География России. Хозяйство и географические районы».
Ценностно - смысловые Учебно-познавательные
Информационные
34 неделя
68
Резервное время
Повторение, обобщение и контроль знаний по курсу географии 9 класса
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Книга 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М. Дрофа., 2013г.
Используемый УМК:
1. Географический атлас. 8-9 класс. - М.: Дрофа,2013.
2.В.П.Дронов Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. - М.:Дрофа, 2013.
методические пособия для учителя:
Дополнительная литература:
1. А. Безруков, Г. Пивоварова. Занимательная география. М.: «АСТ-ПРЕСС» 2001
Н.А.Никитина Задания школьных олимпиад 6-10 классы
Контрольно-измерительные материалы. География : 9 класс /Е.А.Жижина. - М.: ВАКО, 2012/
Летягин Тесты по географии 6-10 классы
Курашева Е.М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах. - М.: Издательство «Экзамен» 2009
Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений. (6-10 классы). М. Дрофа, 2004.
Универсальный атлас мира. М. «Дизайн, Информация., Картография», Астрель, АСТ. 2008.
Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. География в таблицах и диаграммах. М. Астрель. 2007.
Учебно-практические издания
-
В.И.Евдокимов Сборник заданий и упражнений по географии 9 класс
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д
Контрольно-измерительные материалы. География : 9 класс /Е.А.Жижина. - М.: ВАКО, 2012/
Летягин Тесты по географии 6-10 классы.
Учебно-наглядные издания и пособия
Учебно-методические пособия
Научно-популярная литература, словари и справочники, атласы, развивающие и дидактические игры и т.д.
Аудио- и видеоприложения
Уроки географии. 9 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2004г
Уроки географии. 9 класс. 2007г
цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)
Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии» geo.1september.ru
GeoSite - все о географии geosite.com.ru
География. Планета Земля rgo.ru
Сайт «Все флаги мира» karty.narod.ru
Страны мира: географический справочник geo.historic.ru
Сообщества учителей
-
it-n.ru/ Сеть творческих учителей
-
proshkolu.ru/
-
infourok.ru/
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Книга 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М. Дрофа., 2013г.
Используемый УМК:
1. Географический атлас. 8-9 класс. - М.: Дрофа,2013.
2.В.П.Дронов Рабочая тетрадь по географии, 9 класс. - М.:Дрофа, 2013.
методические пособия для учителя:
Дополнительная литература:
1. А. Безруков, Г. Пивоварова. Занимательная география. М.: «АСТ-ПРЕСС» 2001
Н.А.Никитина Задания школьных олимпиад 6-10 классы
Контрольно-измерительные материалы. География : 9 класс /Е.А.Жижина. - М.: ВАКО, 2012/
Летягин Тесты по географии 6-10 классы
. С.Г.Зубанова,Ю.В.Щербакова, Занимательная географияна уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы. М.: «Глобус» 2007
Курашева Е.М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах. - М.: Издательство «Экзамен» 2009
Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений. (6-10 классы). М. Дрофа, 2004.
Универсальный атлас мира. М. «Дизайн, Информация., Картография», Астрель, АСТ. 2008.
Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. География в таблицах и диаграммах. М. Астрель. 2007.
Компьютерные и ИКТ средства
СD География 9 класс
Технические средства обучения
Компьютер
Демонстрационные пособия
Экранно-звуковые пособия
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Оборудование:
1. Физическая карта России
2. Плотность населения России
3. Физические карты: Урал. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
4. Природа России.
5. Почвенная карта России
6. Пищевая промышленность
7. Зоогеографическая карта России.
8. Карты мира и России (политическая и физическая).
9. Политико-административная карта России
10. Тектоническая, геологическая карты России
11. Климатическая карта России.
12. Карта растительности
3. Таблица «Природные зоны России».
14. Интерактивные уроки. КиМ. География 9 класс.
Раздаточный материал, карточки, гербарий, презентации, глобусы, коллекция полезных ископаемых,
Учебные игры
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя
Учебник В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Книга 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М. Дрофа., 2013г.
.
Литература, рекомендованная для учащихся
Учебник: В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Книга 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М. Дрофа., 2013г.
.
Дополнительная литература
В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Книга 2. Хозяйство и географические районы. 9 класс. М. Дрофа., 2013г.
А. Безруков, Г. Пивоварова. Занимательная география. М.: «АСТ-ПРЕСС» 2001
Н.А.Никитина Задания школьных олимпиад 6-10 классы
Контрольно-измерительные материалы. География : 9 класс /Е.А.Жижина. - М.: ВАКО, 2012/
Летягин Тесты по географии 6-10 классы
Курашева Е.М. География России: 8-9 классы: в схемах и таблицах. - М.: Издательство «Экзамен» 2009
Сиротин В.И. Сборник заданий и упражнений. (6-10 классы). М. Дрофа, 2004.
Универсальный атлас мира. М. «Дизайн, Информация., Картография», Астрель, АСТ. 2008.
Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. География в таблицах и диаграммах. М. Астрель. 2007.
Максимов Н.А. За страницами учебника географии. - М.: Просвещение,1988.
Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. - М.: Просвещение, 1983
Барабанов В.В. ЕГЭ. География. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно - методическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Приложения к программе
Приложения к программе
КИМЫ, темы проектов и творческих работ, основные понятия и термины по разделам учебного предмета и т.д.