Выступление на педсовете на тему: Формы контроля на уроках географии и биологии Дыкиной О. В

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педсовете на тему: Формы контроля на уроках географии и биологии Дыкиной О.В.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Контроль должен выявить:

  1. знают ли учащиеся фактический материал,

2. умеют ли применять свои знания в различных ситуациях,

3. могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения.

Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся.

Практическая и лабораторная работа

В процессе обучения географии происходит формирование практических умений и навыков, которые в основном осуществляются при выполнении практических и лабораторных работ.

Практическая и лабораторная работа может быть определена как деятельность, направленная на применение, углубление и развитие теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование карт, учебника, статистических материалов, наглядных пособий и т.д.).

Все практические и лабораторные работы оцениваются.

УУД - путь достижения цели, которые начинаются с:

  • Постановки цели.

  • Планирования деятельности.

  • Выполнения самих действий.

  • Контроля и коррекции.

  • Оценивания результата.

  • Рефлексии.

Я мотивирую на практическую работу, передаю обучающимся как можно больше шагов самостоятельности.

Практическая работа №9

Тема: Моделирование вариантов нового районирования России.

Цель: Изучить административные районы России.

Ход работы:

  1. Пользуясь атласом, выпишите названия федеральных округов России и число входящих в них субъекты (посчитать количество областей, республик и т.д.). Результаты занесите в таблицу.



Федеральный округ

Количество субъектов, входящих в федеральный округ








  1. Написать состав Центрального федерального округа.

  2. Предложите свой вариант изменения границ Центрального федерального округа, и сделать вывод.

Тест. Понятие теста.

Есть две версии происхождения слова «тест»:

1. «Тест» - происходит из старо-французского языка и имеет синоним «чашка» (этот сосуд использовали алхимики для проведения опытов).

2. «Тест» происходит от английского слова «test» - испытание, исследование.

Тест - стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Преимущества тестирования перед другими формами контроля

Тестирование является одним из методов контроля усвоения учащимися знаний, умений и навыков.

Имеет ряд преимуществ перед традиционными методами контроля, а именно:

1. Обеспечивает объективность контроля.

Исключает субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки, как к кому относимся). Объективен только в том случае, если тест составлен качественно. Предлагается много вариантов, что тоже обеспечивает объективность проверки.

2. Легкая обработка результатов.

Проверять гораздо легче, чем контрольные работы. Экономия времени учителя.

3. Развивает логическое мышление учащихся, внимательность.

Но есть и отрицательные стороны у тестирования:

- затруднена проверка глубинного понимания материала, хотя и возможна;

- невозможно проконтролировать случайные ошибки: невнимание учащегося, непонимание задания.

Наилучший эффект дает сочетание тестов с традиционными формами контроля.

Виды тестовых заданий

Основное требование к тестовым заданиям: однозначность ответа.

Тестовые задания можно классифицировать по уровню сложности и по форме вариантов ответов.

По уровню сложности:

1. Задания фактического уровня (задания, где требуется умение прочитать, формулировать, идентифицировать).

2. Задания операционно-алгоритмического уровня (задания, где требуется построить алгоритм, провести расчет по формуле, описать технологию применения).

3. Задания аналитическо-творческого уровня (задания, где требуется классифицировать, интегрировать результаты, вывести следствия, определить смысл).

По форме вариантов ответов:

1. Задания открытого типа:

- вместо многоточия вписать только одно слово или знак, символ и т. п.;

- вместо многоточия вписать словосочетание, фразу, предложение.

Формулировка задания: закончите предложение, дополните определение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. п.

2. Задания закрытого типа - альтернативный ответ.

Дается два варианта ответов: - да/нет или правильно/неправильно.

Формулировка задания: верно ли высказывание; отметьте только верные высказывания и т. п.

Использование таких заданий в виде отдельного вопроса часто приводит к простому тестированию.

3. Задания с множественным выбором.

Это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формулируется задание и предлагаются варианты ответов. Задачи формулируются так, чтобы было не менее 3 правдоподобных ответов, похожих на правильные.

4. Задания на соответствие.

Это задания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков.

Формулировка задания: установите стрелочками соответствие и т. п.

Подходят эти задания для выяснения фактической информации. Главный «минус» этих заданий - тривиальность (простота) тестирования.

Для усложнения заданий и исключения угадывания длина списков не должна совпадать.

Тест по теме: «Литосфера»

  1. В состав литосферы входят:

а) ядро, мантия, земная кора;

б) нижняя мантия, средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;

в) средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;

г) верхняя мантия, земная кора.

  1. Горные породы, образующиеся при остывании вещества мантии, называются:

а) вулканическими;

б) магматическими;

в) глубинными;

г) метаморфическими.

  1. Установите соответствие:

  1. Ядро

а) 3,5 тыс. км, б) 5 - 80 км,

в) 2,9 тыс. км, г) 6 000°С

д) 2 000°С

  1. Мантия


  1. Земная кора


  1. Заполните пропуски в тексте.

Существует 1)___________ вида осадочных горных пород. 2)_________________ горные породы состоят из обломков разных горных пород, подвергнув­шихся 3)________________. В зависимости от размеров частиц разли­чают 4)_______________, 5)________________, 6)_______________, гальку, 7) ______________. Эти обло­мочные горные породы могут накапливаться и на дне водоёмов, и 8) _____________. В нашем регионе они представлены (как) 9) __________________.


  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».

1

Топливные полезные ископаемые - это горные породы, которые способны гореть

2

Золото и никель относятся к числу драгоценных металлов

3

Горные породы, которые человек использует для своих нужд, называются полезными ископаемыми

4

Полезные ископаемые могут быть обнаружены не только на суше, но и на дне морей

5

Существует три вида полезных ископаемых: осадочные, магматические и метаморфические


  1. К осадочным горным породам НЕ относится:

а) глина;

б) песок;

в) мрамор;

г) нефть.

  1. Исключите лишние названия из перечня «полезных ископаемых»:

1

Золото

6

Мрамор

11

Сахар

2

Соль

7

Гранит

12

Дрова

3

Природный газ

8

Нефть

13

Стекло

4

Каменный уголь

9

Лёд

14

Песок

5

Базальт

10

Глина

15

Мел


  1. Месторождения нефти и природного газа сформировались в тех районах, где в прошлом располагались:

а) леса; б) моря; в) горы; г) города.


  1. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные - словом «Нет».

1

Выветриванием называют процессы, приводящие к разрушению горных пород

2

В результате физического выветривания образуются залежи обломочных горных пород

3

Техногенное выветривание связано с хозяйственной деятельностью человека

4

Химическое выветривание действует на растворенные в воде вещества

5

Прокладка траншеи для укладки водопроводных труб - пример биогенного выветривания


  1. Заполните пропуски в тексте.

Землетрясения случаются далеко не везде. Большинство их проис­ходит в определённых районах планеты. Эти районы называют 1)__________________________. Самые крупные из них - 2)_______________________ и Альпийско-Гималайский, который пересекает всю Евразию от 3)_________________ океана до 4)___________________.

  1. Максимальная сила землетрясений составляет:

а) 5 баллов;

б) 10 баллов;

в) 12 баллов;

г) 20 баллов.

  1. Заполните схему до конца.

Выступление на педсовете на тему: Формы контроля на уроках географии и биологии Дыкиной О.В.

  1. В каком океане расположен самый глубоководный жёлоб?

а) в Атлантическом;

б) в Индийском;

в) в Тихом;

г) в Северном Ледовитом.

  1. В каких из обозначенных на карте районов землетрясения невозможны?

Выступление на педсовете на тему: Формы контроля на уроках географии и биологии Дыкиной О.В.

Решение кроссвордов, викторин, чайнвордов, ребусов, викторин. Игра.

География, биология - науки увлекательные и захватывающие, развивающие воображение. В качестве контроля знаний мы составляем и разгадываем географические кроссворды, чайнворды, ребусы викторины по определенной тематике. Школьникам очень нравится проверять знания в форме игры (морской бой, геошанс). Все это позволяет снять напряжение, привлечь внимание к изучению даже сложной темы.

Нетрадиционные формы проведения контроля позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.

На уроках географии, где происходит чередование различных форм контроля, происходит формирование у учащихся:

  • интереса к изучаемому предмету;

  • воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний и умений в различных сферах деятельности;

  • развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей;

  • развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика;

  • повышение качества контроля знаний и умений учащихся.

Основные пути повышения эффективности уроков, на которых осуществляется контроль знаний:

  • выбор наиболее эффективного варианта контроля для данных условий на всех этапах обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

  • стимулирование и формирование познавательных интересов учащихся;

  • применение активизирующих методов и средств контроля;

  • организация самостоятельности учащихся;

  • организация оперативной обратной связи;

  • создание благоприятного психологического микроклимата.

Викторина - это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы.

Викторины как средство обучения имеет смысл включать в учебный процесс на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Сначала я объявляю тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучащиеся дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются.

Пример, викторина-блиц «Мир растений» в 5-х классах на уроке биологии. В данном случае не дается времени на обдумывание ответа - он должен последовать сразу после постановки ответа.

  1. Растение, которое кормит, лечит, одевает и … наказывает (крапива).

  2. Конфета и растение (ирис).

  3. Чертово яблоко… Что это такое? (картофель)

  4. Европейская маслина или … (олива).

  5. Какие растения живут дольше всех? (лишайники)

  6. Название абрикоса, высушенного половинками (курага).

  7. Земляной орех или… (арахис).

  8. Второй хлеб для человечества (рис).

  9. Название сушеного винограда без косточек (кишмиш).

  10. Царский орех. Что это? (грецкий орех)


© 2010-2022