Технологическая карта урока географии Изображение земной поверхности 5 кл

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Технологическая карта урока географии

5 класс.


Тема «Изображение земной поверхности»










Разработала :

учитель географии

МБОУ» Ивнянская СОШ№1»

Севрюкова Е.С.







2014


Урок по географии в 5 классе

Предмет: география

Уровень образования: основное общее образование

Тема: « Изображение земной поверхности»

Тип урока: изучение и первичное закрепление

Форма проведения урока: путешествие

Участники: ученики 5 класса

Цель: сформировать представления о способах изображения поверхности Земли и их отличиях.

Задачи урока:

Образовательные:

-познакомить учащихся с видами изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофотоснимок

-познакомить с историей создания карты, глобуса.

-выявить основные различия и сходства между ними.

-показать значимость умений использовать различные изображения в жизни

Развивающие:

-развить умения работать с различными источниками информации о Земле.

-развивать мышление, воображение, способность к самостоятельному решению задач.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине

-познавательный интерес к предмету.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,

развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Основные понятия : карта, глобус, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок

Ресурсы «География. Землеведение» 5 класс В.П. Дронов, Л.Е. СавельеваЕМ.; мультимедийное оборудование, глобус, план местности


Технологическая карта урока


Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Комментарий, примечание

I этап. Организационный момент.

Цель:

1) мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

1. Здоровается с классом

2. Осуществляет контроль подготовленности обучающихся к уроку

3. Организует внимание обучающихся

Ребята прошлое наше путешествие закончилось неудачей наш корабль захватили пираты, но мы выполним все их условия и отправимся дальше в путешествие в страну «Географические модели земли».

Капитан и боцман опять ругаются.

Капитан Флинт и боцман Бонс заспорили, в каком направлении нужно идти на остров Скелета, чтобы добраться до старинного клада.

-наш курс точно на восток!- утверждал Флинт, тыкая пальцем в компас.

- Нет- кричал боцман. Нам нужно двигаться по азимуту 90 град.

Пираты долго шумели, пока не разбудили попугая Пиастра.

- Тихо!- закричал он так громко, что Флинт уронил компас.- Пусть каждый идёт своим путём, всё равно вы придёте вместе! ( Что имел в виду попугай?).

День рождения Билли Бонса.

-Ты что собираешься делать?- спросил капитан Флинт Билли Бонса, заряжая пистолет.

- Да вот, - ответил боцман.- Пистолет заряжаю. У меня в семье традиция есть - отмечать каждый день рождения пальбой. Вот я и собираюсь пострелять. На каждый день рождения по выстрелу. Капитан считал выстрелы. Когда пальба закончилась , изумлённый капитан Флинт воскликнул:

- Билли! Ты выстрелил всего 10 раз! Тебе что - всего 10 лет?!.

- Нет, - ответил боцман._-Гораздо больше!

( сколько лет боцману и когда он родился?)

( ответ 40 лет, в високосном году.)

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.


Ф

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

установка на здоровый образ жизни;

Создание благоприятного для обучения климата. Поднятие жизненного тонуса и укрепление здоровья.

II этап. Актуализация субъектного опыта учащихся.

1. Читает высказывание

2. Просит высказать отношение к высказыванию

3. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока

- -Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал - Бируни:

«Знание - самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

-Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Выделять существенную информацию из текста высказывания

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Взаимодействует с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Личностные УУД

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Познавательные УУД

Формирование целостной картины мира

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу;

I1IЭтап изучения новых знаний и способов действий




Физкульт-

минутка .

Поиск информации.




















  1. -Давайте, определим тему нашего урока. Для этого отгадайте загадки

Моря есть - плавать нельзя,

Дороги есть - ехать нельзя,

Земля есть - пахать нельзя.

карта

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Тема: « Изображение земной поверхности»

Глобус

-А что изображено на глобусе и карте?


По ходу объяснения заполняют таблицу.

Элемент сравнения

Глобус

Географическая карта

План местности

1.Определения

2.Охват территории

3.Точность

4.Наличие масштаба.

Его отличительные черты

5.Градусная сеть

6.Способ изображения

7.Условные знаки

8.Названия объектов

9.Определение сторон горизонта

10.Назначение

11.Недостатки


Карта

-Ребята, нарисовать иногда проще ,чем объяснить словами. Как объяснить человеку дорогу? Можно объяснить, но понятнее нарисовать.

Нарисуйте как дойти от нашей школы до автовокзала.
-Показали рисунки, они у всех разные.

Первые карты появились именно так. Сначала они были похожи на рисунки.
Давайте посмотрим презентацию об истории создания карт, и попытаемся дать определение, что такое карта.( приложение )

-Итак , дети карта-это не рисунок, а чертёж.

-Ребята чем отличается термин чертёж от термина рисунок?

Найдите в учебнике, приведите примеры.

Мозговой штурм « Зачем нужна карта?

План местности.

- Дети рассмотрите внимательно лежащие на столе планы местности

Дайте определение, самостоятельно попытайтесь заполнить таблицу.

Аэрофотоснимки.

-около 100 лет назад человек изобрёл новый способ изображения земли.

Фотографии, сделанные с самолёта - это аэрофотоснимки.

Используется для изучения ландшафтов,помогает регистрировать степень воздействия человека на природу.

-Рассмотрите рис 39 учебника сделайте вывод, отличие плана от аэрофотоснимка.

-рассмотрите снимки г.Белгорода сделайте вывод.

Чем выше поднимается самолёт, тем большую местность снимает, но подробность изображения уменьшается.

Космические снимки

Началась с 60-х годов прошлого века

Они позволяют охватить взглядом огромные территории, и даже весь мир. - Зачем они нужны?

( Составлять карты, навигационные карты, карты погоды, изучение различных участков Земли, определять очаги пожаров, извержений вулканов).5 минут съёмки из космоса приравниваются к 2 годам аэрофотосъёмки.

Аэрофотоснимки.

-около 100 лет назад человек изобрёл новый способ изображения земли.

Фотографии, сделанные с самолёта - это аэрофотоснимки.

Используется для изучения ландшафтов, помогает регистрировать степень воздействия человека на природу.

-Рассмотрите рис 39 учебника сделайте вывод, отличие плана от аэрофотоснимка.

-рассмотрите снимки г.Белгорода сделайте вывод.

Целеполагание.

Отгадывают загадки

Коллективный поиск информации .

Работают с информацией, представленной учителем.Формулируют тему урока

-Земля.Значит, Тема урока:

«Изображение земной поверхности»

Активные движения под музыку .


Слушают информацию о карте

Обосновывают выбор написания, заполняют таблицу


Рисуют рисунки, делают вывод об отличие рисунка и чертежа

( У чертежа есть определённые правила, он понятен всем.)

Анализ объектов с целью выделения признаков

Синтез понятия , самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Визуализируют объекты, переносят полученную информацию в новую ситуацию

Работа с учебником

Планом местности

Пытаются самостоятельно дать определение план местности

Работа с планом , сравнение заполнение таблицы.

Работают с текстом учебника

Рассматривают снимки и делают вывод

Отвечают на вопросы, рассматривают слайды участков Земли из космоса

.

Слушают, делятся впечатлениями


Вывод: Чем выше поднимается самолёт, тем большую местность снимает, но подробность изображения уменьшается.

Ф







ф














и






























ф







И






















Ф























Коммуникативные УУД

умение находить несколько вариантов решения проблемы;

Личностные УУД

Формировать умение способности к саморазвитию

Коммуникативные

Регулятивные УУД

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации.





Регулятивные УУД

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

ПознавательныеУУД

Познавательные

Смысловое чтение и извлечение необходимой информации.



Познавательные УУД

Выведение следствий и причино-следственных связей




Познавательные УУД

Извлечение необходимой информации.


















IV. Этап первичной проверки понимания изученного




Физкультминутка для глаз

-Ребята у нас возникла проблема. Трое ребят не могут определить что им взять с собой, перед ними глобус, план, карта, можно взять что-то одно.

1 - едет в кругосветное путешествие

2 - идёт в поход

3 - выполняет практическую работу по определению длины экватора, расстояний между объектами.

1 ряд- команда « Глобусы».

2 ряд « План местности»

3 ряд « Карта».

Вы должны определить, кто пойдёт в вашу команду и убедить, что именно данное изображение им необходимо взять.

Работа в группах

Поиск и выделение необходимой информации

Структурирование знаний осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и форме

Сочетание различных видов познавательной деятельности

Анализировать и делать выводы

Высказывают своё мнения, приводят доводы и помогаю детям определиться с выбором


Г

Коммуникативные (умение работать в группе, слушать собеседника, выражать свои мысли)

Регулятивные

Уметь слушать и наблюдать в соответствии с целевой установкой

Принимать и сохранять учебную цель

Дополнять и уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Работа в группах

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

V. Этап информации о домашнем задании

Домашнее задание п.13 с.48-51

Повторить перевод единиц измерения.

*Творческое задание составить викторину или кроссворд по изученной теме.

Воспринимают информацию


VI.Этап закрепления изученного. обобщения и систематизации

Цифровой диктант, на «на слух» -ответить на вопрос письменно( да-1,нет-0).

Обменялись тетрадями и проверили друг друга.

Воспринимают информацию.

сообщаемую учителем.

Выполняют задания

письменно в тетради

Осуществляют:

взаимопроверку;



и

Коммуникативные УУД

умение отвечать на вопросы

- умение спрашивать,

- умение управлять

VI1.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок


VI11.Этап рефлексии

1. Инициировать и интенсифицировать рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется

8 Пригодятся знания этой темы в жизни?

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

да, нет.

подчёркивают необходимое.


Объективно оценивают свое пребывание на уроке

Формирование рефлексивности оценки и самооценки

ФОУД - форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая).


© 2010-2022