Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф

Урок рассчитан на 1 академический час в 8 классе. Основная форма работы-групповая. В результате у обучающихся сформируется представление о рельефе, минеральных ресурсах, тектонических процессах Дальнего Востока, ребята смогут выявлять их связь с геологическим и тектоническим строением региона.
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


















«Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф» (8 класс)








Алексеев Алексей Витальевич,

Учитель географии,

ГБОУ Волгоградский

Лицей-интернат «Лидер»



















Схема конспекта урока

(ФИО) Алексеев Алексей Витальевич

Предмет география Класс 8 Продолжительность 40 минут

Тема урока: «Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф»

Цель урока: сформировать представление о рельефе, минеральных ресурсах, тектонических процессах Дальнего Востока, и выявить их связь с геологическим и тектоническим строением региона.

Задачи:

1. Изучить геологическое и тектоническое строение, рельеф, минеральные ресурсы, тектонические процессы Дальнего Востока, выявить их взаимосвязь, влияние на хозяйственную деятельность человека.

2. Продолжить формирование патриотического отношения к своей стране за счет изучения уникальности рельефа и тектонических процессов Дальнего Востока.

3. Продолжить формирование навыков выявления причинно-следственных связей и групповой работы.

Этапы работы


Содержание этапа

(заполняется педагогом)


1. Организационный момент, включающий:

• постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть

сделано учащимися, чтобы их

дальнейшая работа на уроке

была эффективной)

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную

деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

На данном этапе обучающиеся должны провести предварительную самоорганизацию. Для реализации данной цели должен быть выполнены следующие задачи: обучающиеся должны мобилизовать внимание на учебном процессе и сформировать психологический настрой на дальнейшую работу на уроке. Для формирования мотивации используется непосредственно побуждающий мотив необходимости усвоения информации о последующей деятельности на уроке, для успешного выполнения заданий обучающимся.

«Здравствуйте. Староста, назови фамилии тех, кто сегодня отсутствует на уроке? Мы с вами продолжаем рассматривать физико-географические районы страны. И двигаемся на Восток. Сегодняшний урок будет проходить в несколько необычной форме. Для того что бы успешно выполнить все задания и получить желаемые отметки. вам будет нужно сейчас внимательно ознакомиться с правилами его проведения. Результатом вашей работы на уроке будет заполненная понятиями и примерами по теме нашего урока «пирамида решений». Она сейчас лежит у вас на столах. По ходу урока, выполняя задания по инструкции (показ) вы будите заполнять свой шаблон. Работать вы будете в группах, поэтапно выполняя задания. Руководитель каждой группы будет выставлять как индивидуальные, так и групповые баллы. Правила работы на уроке вы видите на доске: (слайд 1)

Продолжительность - 4 мин.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

• определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен

быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

• описание методов организации совместной деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, с

которым работает педагог;

• описание методов мотивирования

(стимулирования) учебной

активности учащихся в ходе опроса;

• описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.


На данном этапе обучающиеся должны установить уровень своих знаний, а так же актуализировать знания необходимые для изучения новой темы. Главной целью для себя на данном этапе считаю необходимость направить ответы обучающихся в сферу актуализации знаний полученных ранее, не только для проверки качества подготовки домашнего задания, но и для для изучения нового материала. Основным критерием достижения целей и задач на данном этапе, будет повторение во время устных ответов обучающихся основных понятий необходимых для изучения новой темы.

« Для того что бы приступить к работе, нам нужно узнать тему сегодняшнего урока. А для этого вы будете должны ответить на вопросы домашнего задания. Вам были даны на дом для повторения понятия и термины по геологии и тектонике. На доске вы видите листы с вопросами. На каждом из них обозначен балл, который вы получаете в случае правильного ответа. Отвечая на вопрос вы открываете фрагмент темы сегодняшнего урока ( на доске представлены листы с вопросами) : 1. Какие геологические эры вы знаете, перечислите, начиная с самой ранней - 3 б.

2. Какие эпохи горообразования ( складчатости) вы знаете? Перечислите, начиная с самой ранней - 3 б.

Приведите примеры гор относящихся к этим складчатостям? - 4 б.

3. Как классифицируются минеральные ресурсы по происхождению - 3 б.

Приведите примеры - 3 б.

4. Дать определение понятий: вулкан, землетрясение, цунами - 3 б.

Назвать причины их возникновения - 3 б.

Поднимайте руку и выбирайте любой понравившийся вам вопрос. Мы ответили на все вопросы и теперь можем озвучить тему нашего урока: Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф (слайд 3). Запишите ее в вершину нашей пирамиды.

Продолжительность - 5 мин.

Изучение нового учебного

материала. Данный этап

предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

• описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

• описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

• описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

• описание методов мотивирования

(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Обучающиеся должны сформировать знания о геологическом строении, тектонических процессах Дальнего Востока и их последствиях, минеральных ресурсах, влиянии тектоники региона на хозяйственную деятельность человека Моей основной целью на данном этапе является контроль за продуктивностью и правильностью действий обучающихся.

В основе данного этапа лежат методы самостоятельного поиска информации, анализ и синтез. Мотивацией, для выполнения данной работы, является ценность самостоятельно приобретённых знаний и получение как групповой, так и индивидуальной отметки.

«Теперь мы непосредственно переходим к основному этапу нашей работы. Регион геологическое строение и рельеф которого мы рассмотрим имеет следующие границы (слайд 4). Откройте ваши инструкции по построению пирамиды решений по теме «Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф». Для выполнения заданий нам с вами понадобится помощь электронных ресурсов, откройте ваши ноутбуки. Приступаем к выполнению(слайд 5):

1. По тектонической карте определите к каким двум складчатостям относится территория Дальнего востока.

2. На какие три части делится весь регион и какой возраст они имеют?

3. Перечислите крупнейшие формы рельефа региона и определите складчатость, к которой они относятся.

4. Если мы с вами сравним средние высоты форм рельефа, относящихся к альпийской складчатости (особенно вулканы Курильских островов, их высота достигает 6-7 км от основания) и высоты мезозойских гор, какой вывод можно сделать?

5. Выберите из перечня минеральных ресурсов, те которыми регион богат.

6. Соотнесите виды минеральных ресурсов, тип и возраст тектонических структур, в которых они залегают.

Самостоятельно доделываем остальные пункты. Группа первая закончившая работу над проектом по теме «Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф». Первая выступает с своей темой.

7. Вставьте пропущенные слова.

8. Определите как активная тектоническая деятельность отражается на хозяйственной деятельности людей?

9. Как можно бороться с негативными последствиями активной тектонической деятельности, а так же как можно использовать их в хозяйственной деятельности человека?

Продолжительность - 25 мин.





Продолжительность 15 минут



Продолжительность - 16 мин

Закрепление учебного

материала, предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• описание форм и методов достижения поставленных

целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

• описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

• Описание возможных путей и

методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

На данном этапе обучающиеся должны самостоятельно сравнить, обобщить и систематизировать

географическую информацию и защитить свои проекты. Для достижения данной цели используется форма групповой работы, коллективное обсуждение.

«Защита проекта группой, выполнившей задание первой.

Оцените работы друг друга по пятибалльной системе, используя критерии оценивания (Приложение №1).

У кого есть замечания по выступлению?

Кто также выполнил работу? показ другими группами.

Оцените работу других групп (только оценка, если все согласны - выставляется)

Просчитайте общее количество баллов, набранных вашей группой.

Определите, на каком этапе ваша группа набрала минимальное количество баллов, подумайте почему?

Руководители выставите итоговые отметки в колонку «групповая работа».

Отметки в журнал выставляются после анализа листов рефлексии.

Заполните таблицу «Оценка личного участия в работе группы» (работа выполняется индивидуально)

Продолжительность - 5 мин.

Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения

домашнего задания);

• определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

• определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

На данном этапа обучающиеся должны усвоить критерии успешного выполнения домашнего задания. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи: внимательно прослушать и записать домашнее задание, актуализировать опыт и скорректировать свою работу дома в связи с степенью упешности выполнения предыдущего домашнего задания.

« Мы с вами плодотворно поработали на уроке. А теперь давайте наметим план работы на дом. Записываем, дома нужно будет повторить материал § 50. И письменно вопрос 2 (раздел более сложные вопросы). Есть ли вопросы по выполнению домашнего задания? Досвидание».

Продолжительность - 1 мин

Приложение 1

Инструкция для составления пирамиды решений по теме: «Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф»

Цель: составить пирамиду решений по теме: «Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф».

Оборудование: Учебник географии 8 класс; географический атлас 8 класс; ноутбук; инструкция; лист самооценки

Задачи

Задания, выполнение которых решат поставленные задачи

Внимание

Макс. кол-во

баллов

Фаза1. Подготовительная. Повторение вопросов.

Ответить на вопросы домашнего задания, повторив понятия, которые понадобятся вам для работы на уроке

1. Какие геологические эры вы знаете, перечислите, начиная с самой ранней - 3 б.


2. Какие эпохи горообразования

( складчатости) вы знаете? Перечислите, начиная с самой ранней - 3 б.

Приведите примеры гор относящихся к этим складчатостям? - 4 б.


3. Как классифицируются минеральные ресурсы по происхождению - 3 б.

Приведите примеры - 3 б.


4. Дать определение понятий: вулкан, землетрясение, цунами - 3 б.

Назвать причины их возникновения - 3 б.

.

Баллы, полученные участниками на данном этапе, записываются в графу «индивидуальные баллы»

5 мин





Фаза 2. Основная. пирамиды решений по теме: «Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф»

Ответить на все вопросы и выполнить задания, заполняя все пустые места в пирамиде













1. По тектонической карте определите к каким двум складчатостям относится территория Дальнего востока.

(Для выполнения данного задания вам понадобится ноутбук. У вас открыта схема «Строение земной коры и рельеф России»)

2. На какие три части делится весь регион и какой возраст они имеют?

(Для выполнения данного задания вам понадобится учебник (предисловие к § 50, стр. 284) и электронная схема «Строение земной коры и рельеф России»)

3. Перечислите крупнейшие формы рельефа региона и определите складчатость, к которой они относятся.

(Для выполнения данного задания вам понадобится учебник § 50, физическая карта России в атласе)

4. Если мы с вами сравним средние высоты форм рельефа, относящихся к альпийской складчатости (особенно вулканы Курильских островов, их высота достигает 6-7 км от основания) и высоты мезозойских гор, какой вывод можно сделать?

5. Определите основные виды минеральных ресурсов региона.

(форзац учебника, карта атласа тектоника России)

6. Соотнесем виды минеральных ресурсов, тип и возраст тектонических структур, в которых они залегают. Сделаем вывод.


Самостоятельно доделываем остальные пункты.

7. Вставьте пропущенные слова:









































































9. Используя схему №1, определите, с бассейном какой реки граничит бассейн Волги. Назовите водораздел.

10. Укажите два левых притока первого порядка.

11. Укажите три правых притока первого порядка.

12.

14. Используя данные гео.паспорта реки схематично изобразите речную сеть на ватмане.

Внимание! Для точности изображения расстояний реки используйте предложенный масштаб, а для точности определения её направлений - параллели и меридианы. Обратите внимание на творческие задания

к речной сети (в правом верхнем углу) и критерии к выполнению речной сети.








На листе ватмана схематично нанесите русло реки (Внимание! При выполнении задания обращать внимание на параллели и меридианы. Чтобы как можно точнее вычертить русло реки используйте знания о масштабе и сторон горизонта

В разделе список блоков, должен быть выбран раздел «Тектоника». Нажимая на значок «глаз» в геохронологической таблице, вы выделяете район той или иной складчатости




Можно воспользоваться электронной схемой рельефа региона, выбрав в списке блоков раздел «Морфология», установив флажок в раздел «Структуры рельефа». И использовать значок лупы для увеличения







Индивидуальный балл 4 б



2б 2мин








3б 1мин








4б 5мин














1 мин




6б 5мин





5б 4мин




…….. - геологические образования, возникающие над каналами и трещинами в земной коре, по которым извергаются на земную поверхность из глубинных магматических источников лавы, горячие газы и обломки горных пород;

...........- источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара;

………- подземные колебания поверхности Земли, вызванные естественными причинами (главным образом тектоническими процессами);

………- морские гравитационные волны очень большой длины, возникающие в результате сдвига вверх или вниз протяжённых участков дна при сильных подводных и прибрежных землетрясениях и, изредка, вследствие вулканических извержений и др. тектонических процессов.

8. Определите как активная тектоническая деятельность отражается на хозяйственной деятельности людей?

(Для выполнения данного задания вам понадобится учебник

§ 50)

9. Как можно бороться с негативными последствиями активной тектонической деятельности, а так же как можно использовать их в хозяйственной деятельности человека?

(Для выполнения данного задания вам понадобится учебник

§ 50)























































5б 3 мин






7б 4 мин

Фаза 3. Заключительная. Подведение итогов работы.

Подведите итоги работы группы, проанализировав количество набранных баллов в таблице результативности.



1. Просчитайте общее количество баллов, набранных вашей группой.

2. Определите, на каком этапе ваша группа набрала минимальное количество баллов, подумайте почему.


группа, выполнившая задание первой, получает дополнительный балл .

+ 3 б.

5 мин


ИТОГО: 37

Результативность:

30б - 37б - «5»;

23б - 29б - «4»;

12б - 16 б- «3».
























Приложение 2

Шаблон пирамиды решений

Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф

Заполненная пирамида решений




Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф


Приложение 3

Лист оценки индивидуальной и групповой результативности

Группа №_______________

Руководитель группы_______________



Фамилия и имя участника

Индивидуальные баллы

Итого

Групповые баллы

Итого

1

2

3

5

6

7

8

9

























Результативность группы:

36 - 43 - «5»;

29 - 35 - «4»;

18 - 22 - «3».


Индивидуальные баллы:

9-10 - «5»

7-8 - «4»

5-6 - «3» (баллы

по желанию могут быть перенесены на следующий урок)



Приложение 4

Адрес электронного ресурса

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa16a505-4efc-4dad-ab71-7dbf40b95f96/004.swf



© 2010-2022