Формирование коммуникативной компетентности на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Формирование коммуникативной компетентности на уроках географииФормирование коммуникативной компетентности на уроках географии

Муниципальное бюджетное учреждение «Управление образования» Муниципальное образование «Кобяйский улус (район) РС(Я)» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куокуйская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»












Формирование коммуникативной компетентности учащихся

на уроках географии

через применение интерактивных методов обучения


Выполнила: Спиридонова С.А.,

учитель географии







с.Аргас, 2015 г.

«Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения»

(А. Сент-Экзюпери)

Актуальность.

Современное образование претерпевает изменения. Одним из приоритетов системы образования в школе становится достижение нового образовательного результата - формирования ключевых компетентностей учащихся. Как одно из направлений работы была выбрана работа на формирование и развитие коммуникативной компетентности через использование интерактивных методов обучения, поскольку это способствует развитию уверенности в себе, напористости, развитию стрессоустойчивости и психологической защиты, способствует выработке умения контролировать свои эмоции, обеспечивает преодоление коммуникативных барьеров и т.д.

Данная проблема актуальна, так как:

  1. Анализ исследования показывает, что учащиеся 9-11 классов испытывают серьезные затруднения в вопросах коммуникативной культуры.

Считают, что трудно:

- свободно говорить перед классом - 51%

- делать сообщение по ключевым словам и опорному конспекту -33%

- увлечь одноклассников своим ответом - 82%

- внимательно слушать своих одноклассников - 66%

- ждать возможности высказать свое мнение - 71%

- считаться с мнением своих одноклассников - 48% старшеклассников.

Эти факты в полной мере свидетельствуют о том, что учащиеся испытывают определенный дискомфорт в учебных занятиях, который напрямую связан с их интерактивной компетенцией.

  1. При активных методах обучения процент усвоения материала значительно выше, чем при пассивных.

Формирование коммуникативной компетентности в образовательном процессе неизбежно приводит к изменению как методов преподавания, так и отслеживания результатов образовательного процесса, переориентации всей образовательной работы с результата на процесс ее выполнения.

Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью развития коммуникативной компетентности в образовательном процессе и ограниченностью ее развития в рамках традиционного обучения учащихся.

Новизна заключается в практическом преломлении идей использования методов интерактивного обучения в школьном образовании, в понимании развития коммуникативной компетентности учащихся с целью их более высокой адаптации и социальной самореализации.

Цель работы:

обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний по географии через развитие коммуникативной компетентности, формирование способностей к самообразованию, потребности и умений в самосовершенствовании.

В связи с этим определяются задачи:

  • обеспечение качества усвоения знаний по географии,

  • содействие развитию коммуникативной компетентности,

  • развитие общеучебных умений и навыков,

  • организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.

Объект исследования - процесс формирования коммуникативных умений учащихся школы на уроках географии.

Предмет исследования - методические условия формирования коммуникативных умений учащихся с использованием интерактивных методов обучения на уроках географии.

Для осуществления поставленных задач были использованы следующие методы: изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования; статистический метод, наблюдение.

Компетенции - набор качеств, необходимых человеку для выполнения определённого вида деятельности.

Ключевые

(по А.В. Хутарскому):

Общепредметные (природоведческие)

Предметные

«География»

- ценностно-смысловые компетенции;

- общекультурные компетенции

- учебно-познавательные компетенции

- информационные компетенции

- коммуникативные компетенции

- социально-трудовые компетенции;

- компетенции личностного совершенствования .

- Правила поведения и деятельности в природной среде.

- Естественно-научные знания, умения и опыт деятельности.

- Уход за животными.

-Уход за комнатными растениями.

- Уход за собственным телом.

- Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии.

- Владение языком географии.

- Умение «привязывать» событие к конкретному месту в пространстве.

- Умение выделить географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы

- Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной

Коммуникативная компетентность:

устная: письменная:

- обсуждение и дискуссия; - чтение и получение информации;

- выступления и презентации. - написание текстов различного рода.

Условиями формирования коммуникативной компетентности являются:

- владение языком;

- опыт успешных коммуникативных действий;

- развитие рефлексии.

Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетентности школьников является интерактивное обучение. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивное обучение в переводе с английского языка означает научение (стихийное или специально организованное) основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением.

На своих уроках активно использую элементы эффективного тренинга: ролевые, деловые, имитационные игры, театрализацию, «мозговой штурм», упражнения.

В своей работе широко использую формы и методы интерактивного обучения. Одним из важных условий интерактивного обучения является мотивация. Поэтому на своих уроках, прежде всего, выявляю наличие и содержание образовательных потребностей каждого учащегося, имеющиеся затруднения и проблемы, а затем целенаправленно и системно использую оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся. Сами интерактивные формы и методы обучения в свою очередь способствуют созданию ситуации успеха, что является мощным стимулом для детей.
Развивать коммуникативную компетенцию учащихся мне позволяют нетрадиционные подходы к проведению уроков в форме деловой игры, пресс-конференции, урока-соревнования, уроков с применением информационных технологий, уроков взаимообучения учащихся, лекции, семинара, практикума, зачета, урока-диалога, экскурсии.
Применению данного подхода также способствуют следующие приёмы интерактивного обучения:

  • «Провокация ошибки».

  • «Просьба о помощи».

  • «Куча мала».

  • «С учителем-без учителя».

  • «Программированный опрос».

  • «Не верю!».

  • Игра перебранка «Сильное звено».

  • Построение структурно-логической схемы изучаемого материала.

  • Метод единой логики.

  • «Одним взглядом».

  • «Мудрые совы»

При проведении лекционно-семинарских занятий очень часто применяю прием «Мудрые совы», на котором остановлюсь более подробно. Этот прием позволяет мне создать наиболее оптимальные условия для развития коммуникативных компетенции учащихся на уроках, так как школьники, работая в группе или паре, отвечают на конкретные вопросы, выполняют определённое задание с целью обработки содержащейся в тексте информации. У всех групп текст одинаковый по содержанию, а вот подходы к обработке текста разные. Микрогруппы работают над следующими проблемами:

1 группа: Азы работы над текстом.

Найдите в тексте основные и новые понятия, запишите их в алфавитном порядке.
2 группа: Что, не ждали?

Выбрать из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиями первоначальным представлениям.
3 группа: Ты уже знаешь последние новости?

Записать ту информацию, которая является для вас новой.

4 группа: Главная жизненная мудрость.

Постарайтесь выразить основную мысль разделов текста одной фразой.
5 группа: Известное и неизвестное.

Найти в тексте ту информацию, которая является для вас известной и ту, которая ранее была неизвестна.

6 группа: Поучительный вывод.

Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

7 группа: Важные темы для обсуждения.

Найти в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии?
8 группа: Иллюстрационное изображение.

Проиллюстрируйте основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.п.

Учитель в системе традиционного обучения - дающий знания, играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, а ученик - объект обучения. В системе интерактивного обучения учитель играет роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации, а учащиеся выступают полноправными участниками образовательного процесса.

Привлечение родителей - один из результативных видов работы. Практикуются заочные семейные викторины особенно при изучении природы материков в 7 классе, географии родной республики, родного края, проектирование и защита герба своего рода, презентация по темам, составление сканвордов, кроссвордов по темам, которые учащиеся с удовольствием защищают.

Работая над проблемой использования интерактивных методов для развития коммуникативных умений и навыков учащихся, мы пришли к выводу, что результативность работы невозможно определить, только измеряя качество и уровень знаний. В нашем опыте важно понять, как развивается личность, становится ли она успешнее во всех своих проявлениях. Исходя из этого, результаты представляются в разных аспектах и динамике. При оценке результативности опыта были использованы следующие методы:

  • анализ школьной документации (журналов, отчётов);

  • анализ творческих работ учащихся, анкетирование, анализ контрольно-диагностических работ,

  • наблюдение.

С целью диагностирования уровня коммуникативных способностей проводились психологические тесты в 2011-2013 годах (автор Андреева Е.А.), показавшие положительные результаты.

Таблица развития коммуникативных способностей учащихся

(на примере учащихся 9, 10, 11 классов):

2011-2012 учебный год

2012-2013 учебный год

Всего учащихся

40

43 уч-ся

Высокий уровень

23%

35%

Низкий уровень

17%

10%

Средний уровень

60%

55%

При наблюдении за ходом ответов учащихся, а также поведением на уроке, можно предположить, что у учащихся:

  • поднялась самооценка и уверенность в себе;

  • развивается чувство ответственности;

  • появилась возможность высказывать мнения;

  • повысилась инициатива;

Заключение

За счет активного использования в учебном процессе интерактивных методов обучения и информационно-коммуникационных технологий возможно достижение образовательных результатов, необходимых для жизни в информационном обществе, а именно:

- повышение познавательной активности на основе умения получать информацию из различных источников;

- становление активной позиции в учебной деятельности, вплоть до создания собственных образовательных информационных ресурсов;

- развитие навыков общения и взаимодействия, как в малой группе, так и со своими сверстниками через Интернет;

- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, межкультурного взаимодействия, т.е. воспитание толерантности.

В заключение отмечу, что интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное - оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Использованная данная методика позволила добиться устойчивых результатов по преподаванию предмета. Системная работа группы учителей предметников, психолога, социального педагога школы способствовала увеличению мотивации; выросло качество знаний; улучшилось качество творческих работ; увеличилось число участников олимпиад и конкурсов.

Применение интерактивных методов позволяет сделать информационную базу урока подлинно развивающей, поставить в центр образовательного процесса ученика как субъект познания.

Таким образом, используя интерактивные методы обучения, мы воспитываем и обучаем учащихся с тем, чтобы они были способны не только к дальнейшему самообразованию, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.


© 2010-2022