• Преподавателю
  • География
  • Статья Работа с текстами на уроках географии как основа формирования информационной компетентности

Статья Работа с текстами на уроках географии как основа формирования информационной компетентности

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жукова Н.В.

Мастер - класс

Работа с текстами на уроках географии как основа формирования информационной компетентности

В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит - учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации. Каждое из умений должно быть проработано, иначе невозможно сформировать следующее умение. При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит - требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность (вопросы, направленные на формирование мотивационных действий - вопросы, направленные на формирование процессуальных действий - вопросы, направленные на формирование оценочных действий). Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.

Три вида работы с информацией

• поиск информации и понимание прочитанного;

• преобразование и интерпретация информации;

• оценка информации.

Первый вид работы предполагает, что учащиеся должны ответить на вопросы, опираясь на данные, представленные в источнике в явном или неявном (синонимическом) виде. Для этого нужно сначала отыскать эти данные, а затем правильно их «прочитать», отвечая именно на поставленный вопрос

Интерпретация предполагает извлечение информации, которая не сообщается напрямую.

Вопросы на оценку информации требуют от читателя её осмысления, обращения к собственному опыту. Нужно ответить, зачем или почему дана определённая информация, или определить, подходит ли данный источник для решения определённой задачи. Этот вид деятельности предлагает подойти к источнику критически

Выберите, к какому типу работы с информацией относятся задания:

На уроках географии учащиеся часто встречаются с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Раздаточный материал для учащихся

Землетрясение.

Случается иногда так, что земля начинает дрожать. Качаются на потолках лампы, распахиваются двери, трескаются стены. Люди в ужасе выбегают на улицы. Это произошло землетрясение. За несколько секунд землетрясение может превратить большой город в груды развалин. При сильных землетрясениях в земле появляются глубокие трещины, возникают оползни или обвалы.

Землетрясения возникают, когда на глубине в десятки, а иногда и в сотни километров от поверхности земли происходит перемещение горных пород. В этом месте образуется очаг землетрясения, где толчки и колебания почвы особенно сильны. Место на поверхности Земли над очагом землетрясения называется эпицентром.

Чаще всего землетрясения бывают в горных районах. Полоса особенно частых землетрясений проходит вдоль берегов Тихого океана.

За год на Земле случается больше 100 тысяч землетрясений. Большинство толчков не ощущается людьми, а регистрируется высокочувствительными приборами - сейсмографами. Но ежегодно около 10 землетрясений достигает разрушительной силы, а единичные приобретают характер катастрофических. В среднем по статистике в мире от землетрясений погибает ежегодно около 10 тыс. человек. Силу колебаний почвы сейсмологи измеряют по шкале баллами от 1 до 12.

Табл. Сейсмическая шкала

Балл

Название землетрясения

Краткая характеристика

1

Незаметное

Отмечается только сейсмическими приборами

2

Очень слабое

Ощущается отдельными людьми, находящимися в состоянии полного покоя

3

Слабое

Ощущается лишь небольшой частью населения

4

Умеренное

Распознаётся по лёгкому дребезжанию и колебанию предметов, посуды и оконных стёкол, скрипу дверей и стен

5

Довольно

сильное

Общее сотрясение зданий, колебание мебели. Трещины в оконных стёклах и штукатурке. Пробуждение спящих

6

Сильное

Ощущается всеми. Картины падают со стен. Откалываются куски штукатурки, лёгкое повреждение зданий.

7

Очень сильное

Трещины в стенах каменных домов. Антисейсмические, а также деревянные постройки остаются невредимыми.

8

Разрушительное

Трещины на крутых склонах и на сырой почве. Меняется уровень воды в колодцах. Памятники сдвигаются с места или опрокидываются. Падают дымовые трубы. Сильно повреждаются капитальные здания.

9

Опустошительное

Сильное повреждение и разрушение каменных домов.

10

Уничтожающее

Крупные трещины в почве. Оползни и обвалы. Разрушение каменных построек. Искривление ж.-д. рельсов.

11

Катастрофа

Широкие трещины в земле. Многочисленные оползни и обвалы. Каменные дома совершенно разрушаются

12

Сильная

катастрофа

Изменения в почве достигают огромных размеров. Многочисленные трещины, обвалы, оползни. Возникновение водопадов, подпруд на озёрах, отклонение течения рек. Ни одно сооружение не выдерживает. На земной поверхности видны волны.

Задания:

1

2

1. Найди в тексте, что обозначено цифрами 1 и 2 подпиши.



2. Последствия землетрясения какой силы, по-твоему мнению, изображены на рисунке?

3. Расположи в правильном порядке предложения

В земной коре происходят разрывы и смещения

Земная поверхность начинает колебаться

На поверхности происходят разрушения

4. Как ты думаешь, землетрясения какой силы являются безопасными для людей?

5. Как ты понимаешь слово сейсмолог?



© 2010-2022