Компетентностный подход в обучении географии

Учитель, чтобы помочь ученику самоопределиться в пространстве окружающего мира может применять такие методы преподавания урока, в которых происходило бы изменение позиции ребёнка: от объекта учения, как получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетенциями, которые составляют личность ученика, его внутренний мир, развивают способнос...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Компетентностный подход в обучении географии.

Компетентность - обладание учеником личностными качествами (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определённой социально и личностно-значимой сфере.

Компетенция - отчуждённое, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупности качеств) ученика и минимальный опыт его деятельности в заданной сфере.

Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, своё "Я" в постоянно меняющихся условиях.

Учитель, чтобы помочь ученику самоопределиться в пространстве окружающего мира может применять такие методы преподавания урока, в которых происходило бы изменение позиции ребёнка: от объекта учения, как получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетенциями, которые составляют личность ученика, его внутренний мир, развивают способности и появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы.

Целью географического образования является становление культуры личности, обладающей географическими знаниями, культурно-географическими ценностными ориентациями и строящей свою деятельность в географическом пространстве на основе взаимодействия с природой. Формирование культурно-географической компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности, а именно -

  • мотивационные;

  • ценностно-нормативные;

  • информационно-познавательные;

  • коммуникативные;

  • практико-созидательные.

Чему должны научиться ученики, чтобы овладеть ключевыми компетенциями.

1. Изучать

  • уметь извлекать пользу из приобретённых знаний, умений, навыков;

  • организовать взаимосвязь знаний своих и упорядочить их;

  • уметь решать проблемы;

  • организовать свои собственные приёмы обучения;

  • самостоятельно заниматься своим обучением.

2. Искать

  • запрашивать различные базы данных;

  • получать информацию из различных источников;

  • уметь работать с документами, классифицировать их.

3. Думать

  • занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать своё мнение;

  • оценивать социальные привычки, связанные с экологией окружающей среды, со здоровьем людей;

  • уметь оценивать произведения искусства и связывать с окружающей действительностью.

4. Адаптироваться

  • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации и находить новые решения.

Уровни развития компетенций ученика:

  • низкий - ученик принимает цели и мотивы учителя, воспроизводит знания по образцу;

  • средний - ученик может сформулировать проблему на основании данных учителя, выделить частные цели из общей с помощью учителя разрабатывает план действий, решает задания по образцу;

  • высокий - ученик самостоятельно ставит проблему, разрабатывает план деятельности, применяет знания и умения в новой ситуации.

Этап формирования

Формирующие компетенции

Практическая работа

Уровень сформированности компетенции

Культурно-адаптационный

Мотивационная, ценностно-нормативная, коммуникативная

Определение водных объектов на контурной карте, умение, находить водные объекты на физической карте России, уметь находить решение в таких вопросах, например, влияние водных объектов на формирование климата и т.д.

  1. Надо, т.к. это очередная практическая работа;

  2. мне понравилась форма работы, т.к. она интересна;

  3. эта работа нужна для того, чтобы создать полный образ природного комплекса нашей страны.

Культурно- смысловой

Информационно-познавательная, ценностно-нормативная, коммуникативная.

Определение основных понятий темы (половодье, паводок, межень, падение, уклон реки), решение задач на нахождение уклона реки, падения реки. Составление характеристики рек и озёр по плану.

Предложить ученикам в конце практической работы продолжить одно высказывание (на выбор):

  1. я знаю, что….

  2. я знаю как….

  3. я знаю, почему…

Культурно-творческий

Практико-созидательная, ценностно-нормативная, коммуникативная.

Работы на выбор:

  1. Значение воды на Земле?

  2. Экологическая проблема чистой воды.

  3. Составление презентаций "Реки России" с литературным описанием о водных объектах (интеграция географии и Русской литературы)

  1. низкий уровень

  2. средний уровень

  3. высокий уровень

Компетентностный подход к образованию невозможен без практико - и личностно-ориентированного характера обучения. Практические работы особо уместны на культурно cмысловом и культурно творческих этапах формирования культурно-географической компетентности. В процессе их выполнения учащихся формируют информационно-познавательная (знания, умение их применять) и практико-созидательная компетенции (опыт постановки и достижения цели). Хорошо, если тематика практических работ позволяет широко опираться на субъектный опыт учеников, тем самым, осуществляя личностно ориентированное обучение.

Школьная география имеет широкие возможности для интеграции как с гуманитарными предметами (литературой, историей), так и с естественными (физикой, химией, биологией). Естественно, что формированию компетентностей как интегративных качеств личности способствует установление межпредметных связей.



© 2010-2022