Конспект занятия «Газетные жанры. Виды информации. Составление информации разных видов »

Тема занятия: «Газетные жанры. Виды информации. Составление информации разных видов» Это занятие мы проводим с учениками второго года обучения-старшая группа. Журналисты пусть и юный должны знать отличие жанров и уметь писать в разных. Один и тот же мтериал можно подать по разному. Разный будет размер публикаии, подача материала, время написания и бъем информации. который будет заключен в материале.  Поэтому цель занятия способствовать развитию навыков сопоставительного анализа газетных жанров и...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия
объединения «Юный журналист»
Группа 2



Педагог дополнительного образования:
Богоприимцева Елена Анатольевна
ГБОУ СОШ № 407 Пушкинского района
Санкт-Петербурга




Тема занятия:
«Газетные жанры. Виды информации. Составление информации разных видов »

Участники занятия: Группа 2 год обучения

Цель занятия: научить работать в определенном газетном жанре.

Задачи:

  • способствовать развитию навыков сопоставительного анализа газетных жанров и умение составлять публицистический материал разными жанрами; учить работать с макетом газеты;

  • развивать творческие способности воспитанников;

  • воспитывать уважительное отношение к родному русскому языку.

Оборудование:

1. Компьютер

2. Программное обеспечение: макет газеты "ШАГ».

Межпредметные связи:

  • литература;

  • русский язык;

  • специальные дисциплины.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Повторение ранее пройденного материала.

3. Выполнение практического задания.

4. Распределение полученных публицистических работ на полосы газеты "Объектив" в порядке социальной значимости.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

I. Вступительное слово педагога.

II. Опрос учащихся.

  1. Что такое журналистика? Каналы распространения журналистской продукции.

  2. В чём заключается журналистское мастерство?

  3. Кто главный в журналистике? И что значит понятие "хороший материал"?

  4. Где найти тему? В чём заключается мастерство журналиста? Назовите источники информации.

  5. Заглянем в историю. Расскажите о первой газете в России. О чём рассказывают современные газеты?

  6. Дайте понятие жанра? Назовите и охарактеризуйте основные газетные жанры.

  7. Один из часто используемых жанров - это информация. Назовите виды информации и дайте им характеристику.

  8. Как корабль назовёшь, так он и поплывёт. И для публицистического материала очень важен заголовок. В крупных редакциях есть специальный работник, который пишет заголовки. Каким должен быть заголовок? Как правильно его написать?

Предполагаемые ответы.

  1. Журналистика - профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации. Вся собранная информация компонуется в исторически сложившиеся виды журналистского произведения - жанры: газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и другие. Каналы распространения журналистской продукции: газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, Internet.

  2. У журналистов есть такой термин "подача". От них часто слышишь: "Это, смотря как подать…", "подадим это необычно…". От формы преподнесения, подачи материала зависит многое. В ней кроется и оценка события, и нужный зрительский акцент. Цель подачи: обратить внимание читателя на главное в материале. Очень важно, чтобы человеку, открывшему издание, не было скучно. И он, рассматривая страницы газеты, увлёкся бы просмотром и прочитал их от корки до корки. Можно назвать это журналистским креативом (особенностью).

  3. В журналистике всё начинается с корреспондента. Прежде всего, нужно собрать урожай новостей! Для успешной работы корреспонденту необходимо иметь некоторые особенные свойства характера. Это честность, любознательность, любовь к точности, умение распознавать новости, умение видеть факты, умение вызывать людей на разговор, энергичность, самодисциплинированность и беспристрастность. В идеале журналист должен иметь гуманитарное образование, а также хорошо разбираться во многих областях жизни. Самое главное качество опубликованного материала - его достоверность. Он должен быть точным, кратким, ясным.

  4. Перед каждым начинающим журналистом неизбежно встаёт вопрос - о чём писать? Поместим весь огромный мир на информационную линию: семья, дом; двор, улица; школа, город; область; страна; мир; космос; вселенная…

Мастерство журналиста состоит в том, чтобы увидеть, осмыслить, рассказать. Репортёры добывают информацию из трёх источников: документы и записи, интервью, личные наблюдения.

  1. В России Петр I учредил газету "Ведомости". Ранее для царей переводили и переписывали новости из заграничных газет. Петру I не нужно было переводит газеты, он их читал сам. Но ему нужна была своя газета, в которой он информировал бы о своих нововведениях, пропагандировал свою политику. 17 декабря 1702 года появилась первая русская газета "Ведомости", которую считают первенцем российской периодики. О чем писали "Ведомости"? "На Москве вновь ныне пушек медных, гаубиц и мортиров вылето 400… А меди на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40000 пуд лежит". Пётр I не боялся опубликовать секретные сведения, чтобы показать мощь государства своим противникам.

  2. Жанр - исторически сложившийся тип, вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью, адресностью фактов. Основные газетные жанры:

- информация отвечает на вопросы что? где? когда? Это факты, не содержащие никаких подробностей, не имеющие эмоциональной окраски;

- репортаж отвечает на вопросы Что? Где? Когда? Как? происходило событие. Необходимо показать всё так, чтобы читатель как бы сам побывал на месте происшествия (эффект присутствия);

- вы хотите узнать у специалиста причину случившегося. Задайте вопросы, которые могут возникнуть и у читателя компетентным лицам. Это интервью.

Эти жанры относятся к группе информационных. Аналитические жанры:

- если вы подробно описываете события. Добавляете свои размышления по этому поводу и выносите свои оценки - это корреспонденция;

- если случай натолкнул вас на исследование проблемы, вы набрали статистические данные на несколько лет, познакомились с мнением специалистов, сравнили состояние этой проблемы за рубежом, всё это проанализировали - этот труд называется статья.

  1. Виды информации:

- анонсирующая информация. Предваряет само событие, предупреждает, что оно произойдёт. Например, что такого-то числа будет видно комету, тогда-то откроется выставка и т.д. Оценки автора нет;

- "горящая". С места события. Самые свежие новости. Иногда на месте события создаётся целый штаб, чтобы доставать свежие новости. Такая тема не сходит со страниц газеты несколько дней. Оценки автора нет;

- после события. Рассказ может содержать подробности и оценку события автором, то есть что он сам думает о происшедшем;

- развлекательная. Ценность не в событии, а в том, как автор смог его подать: остроумно, задиристо и т.п.

  1. Придумать к материалу хороший заголовок - это почти полдела. В том смысле, что материал, считай, уже сложился. Здесь важно избегать стандартов, штампов, банальностей. Заголовки выполняют важные задачи: приближают читателя к содержанию статьи, помогают распределить материалы по степени важности, разбивают текст материалов, выполняя оформительские задачи. Существуют разные типы заголовков: вопросительные, например: "Что у нас на первое?", утверждающие или информирующие, например: "Горят на площади гирлянды", восклицательные, например: "Не расстанусь я с друзьями!", в виде обращения, например: "Дружите с нами!". В заголовке должна содержаться суть материала. Хороший заголовок содержит только точные ключевые слова. Чем короче заголовок, тем он выразительнее.

III. Практическое задание.

Педагог: Какие интересные события для читателя газеты произошли или произойдут в реальности? Так как журналистика рассказывает только о реальных событиях (воспитанники объединения называют события, определяют вид информации).

Задание.

- Напишите каждый свою информацию. Подберите к ней заголовок, который отражает смысл вашего текста (учащиеся зачитывают свои информации, называют заголовки, редактируют).

IV. Подведение итогов.

Рефлексия, оценка работы учащихся при выполнении тестового задания и работы над газетой.

V. Домашнее задание.

Подготовить подборку информации разных видов из газет и журналов.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. mediasprut.ru/jour/theorie/genre/ak-genre.shtml - Жанры современной журналистики


  2. mediamuseum.guru.ru/russian_media_history/msk_vedomosti

  3. История газеты «Ведомости»


  4. tzilanova.ucoz.ru/publ/frilanseru_na_zametku/vidy_statej_glava_2_statja_kak_zhanr_zhurnalistiki/1-1-0-11 - Виды статей

  5. tzilanova.ucoz.ru/publ/frilanseru_na_zametku/vidy_statej_glava_2_statja_kak_zhanr_zhurnalistiki/1-1-0-11 - Жанры Сайт Журфака КГУ


  6. ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82 - Википедия

© 2010-2022